Программа кружка вокальной группы для детей 7 - 12 лет

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Мелекесского района



УТВЕРЖДАЮ

Директор Дома детского творчества

__________Коновалов В.А.

«___» _________________2015г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«вокальный»


Всего часов - 144

1 год обучения - 144 (2х2)

Возраст 7 - 12 лет

Рассмотрена и одобрена на заседании Программа разработана

педагогического совета ДДТ педагогом

Мелекесского района дополнительного

Протокол №__от_ 2015 образования

Секретарь________________ село Слобода Выходчево

Шиндейкиной Ольгой

Робертовной

Образование -

высшее

Стаж работы - 33 года.


2015г.











Программа

кружка «Вокальный»




срок реализации программы 1 год


возрастная группа детей 7 - 12 лет.





















Пояснительная записка.

Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятеля культуры, философами, мыслителями всех времен н стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли хорового пения, заключалась в самобытном складе российской музыкальной культуры, по преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, т.к. именно в школах, на самом раннем образовательном уровне детей, существует возможность целенаправленного вокально-хоровоого воспитания с одновременным решением задач музыкально-эстетического развития. Понимание методологии репетиционно-исполнительского процесса с хором основано, прежде всего, на доскональном знании хороведческих проблем, на осознанном применении незыблемых методов хоровой работы. Классификация приёмов работы с хором в этом смысле не случайна. Каждый момент репетиционной работы, будь то знакомство с произведением или его художественная отделка, имеет собственное место в последовательности действий дирижера. Смещение моментов репетиционного процесса означает не только нарушения естественного хода выучивания репертуара, но и, как следствие, ставит в зависимость от непродуманных решений музыкального процесса, который, безусловно, важен в эстетическом развитии детей.

Методические принципы в работе с детским хором, как известно, имеют специфику. Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей, их интересы. Отзывчивость души ребёнка столь непосредственна и непредсказуема, что выходить на репетицию с детским хором, имея некие «готовые рецепты», просто немыслимо. Пожалуй, более чем в работе со взрослыми певцами, с детской исполнительской аудиторией хормейстеру следует работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физиологических особенностей детей, быть им учителем, воспитателем и просто другом. Чрезвычайно сложно дирижеру найти такую форму общения с детьми, при которой выполнялись бы вокально-хоровые задачи, постоянно строился фундамент последующей работы, поддерживался интерес детей, на репетициях существовал бы особенный эмоциональный тонус, сообразный художественным задачам. Радость детского творчества уникальна и неповторима по своей сути.

В предлагаемой программе автор ставит своей задачей классифицировать основные приемы и принципы работы с детской вокально - хоровой группой, исследовать различные приёмы достижения ансамблевой звучности в детском хоре, определить необходимый перечень вокально-хоровых средств для выявления художественных результатов в области хорового исполнительства.

Цель массового музыкального образования и воспитания

« развитие музыкальной культуры школьников, как неотъемлемой части духовной культуры» наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Работа кружка направлена прежде всего на подготовку и проведение школьных праздников, участие детей в конкурсах и концертах. Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные жанры музыкального искусства.

Отношение к произведениям музыки - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности, Воспитание творческой деятельности - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие

Задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

  • приобщение к музыке, как эмоциональному, нравственно - эстетическому феномену;

  • осознание через музыку жизненных явлений;

  • овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала;

  • ассоциативности мышления;

  • развитие воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

  • воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в
    общении с искусством;

  • освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа.















Вокально - хоровой коллектив.

1. Характеристика вокально - хорового коллектива.

Вокально - хоровой коллектив, как музыкальная организация представляет собой вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Важным принципом здесь является коллективное начало. Хор - это вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисной основой каждой хоровой партии служит унисон, который предполагает полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнительства: звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции. Т. о, раскрывается еще одна составляющая часть понятия: вокально - хоровой коллектив - ансамбль вокальных унисонов. Пение в вокальной группе может быть без сопровождения и с сопровождением, что повышает роль верной и точной интонации. Интонирование и ансамблирование - основные условия профессионально грамотной работы с вокальной группой. И последняя характерная особенность вокально - хорового исполнительства заключена в органическом объединении музыкального и литературно - поэтического начала. Хороший хор всегда отличает техническое и художественно - выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально- литературной интерпретации.

Теоретически однородную вокальную группу минимально могут составлять шесть певцов: 3 сопрано+3 альта. Именно такую группу в исполнительской практике называют - вокальным ансамблем. Более полноценным считается состав в 24 человека: сопрано I - 6, альты I - 6. сопрано 2-6, альты 2-6.

2. Воспитание вокально-хоровых навыков.

Певческая установка.

Под термином «певческая установка» понимают комплекс обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию. Певческая остановка состоит из многих внешних приемов и навыков. В хоровом пении обычно рекомендуют стоять или сидеть прямо, но не напряженно, не сутулясь, подтянуто. Прямое и собранное положение корпуса, равномерная опора на обе ноги, свободно опущенные руки, развернутая грудь, голова держится прямо, не напряженно - считается правильным положением корпуса. Основное положение рта должно быть широким, открытым. Нёбо служит важным резонатором. Благодаря приподнятому нёбу происходит формирование округлого звука. Большинство начальных упражнений для развития певческой установки направлено на организацию правильного положения корпуса и вокального аппарата. Это имеет важное значение в репетиционной работе вокального коллектива, так как настраивает юных певцов на трудовой лад и дисциплину.

3. Певческое дыхание.

Вокальная педагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного для пения, грудо - брюшное дыхание, а также варианты смещений грудного и брюшного дыхания в зависимости от индивидуальных особенностей певца. При формировании у детей правильных навыков дыхания необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, что свидетельствовало бы о применении детьми, так называемого ключичного дыхания.

Дыхание обычно рассматривают в трёх его составляющих элементах: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Не следует переполнять грудную клетку воздухом. В работе с хоровым коллективом уместны рекомендации делать вдох, как бы ощущая при этом нежный аромат цветка, а выдох так, чтобы пламя свечи, расположенное у рта, не шелохнулось. Чрезвычайно важно развивать у юных певцов способность экономно расходовать дыхание, чтобы при наименьшей затрате воздуха получить большой запас звука и притом наилучшего качества. Цепное дыхание - это вокально-хоровой прием, который применяется в тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса. При этом смена дыхания производится певцами хоровой партии не одновременно.

4. Звукообразование.

Атака звука, т, е. начало звука, воздействует на характер смыкания связок, координацию работы связок и дыхания, на качество певческого дыхания, тембра звука, формирования гласных. Идеальный звук, в его точной форме должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях певца. Атаку звука условно разделяют на три типа: мягкая, твердая и придыхательная. Мягкая атака - сближение связок до состояния фонации одновременно с началом выдоха. При твёрдой атаке голосовая щель плотно смыкается до начала выдоха. Придыхательная атака - смыкание голосовых связок после начала выдоха, в результате чего перед звуком образуется короткое придыхание в форме согласной «х».

Певческая практика утвердила в качестве основной формы звукообразования мягкую атаку звука, сохраняющую чистоту тембра и создающую условия эластичной работы связок, В практической работе с хором рекомендуется вырабатывать сознательное умение различать виды атаки звука и связывать их с различными образными намерениями.

5. Артикуляция гласных.

Как известно, певческий звук формируется на гласных, в них выявляются все качества голоса. Гласные должны звучать выровнено и одинаково вокально, сохранять тембральное родство. Смена гласных должна производится плавно при спокойном, устойчивом состоянии гортани. Все гласные должны звучать округленно, чуть затемнено и ровно. Работая над певучестью и однотембровостью гласных, необходимо стремиться к распространению наилучших тембровых качеств одной из гласных на другие. Из известных разновидностей вокального звука в хоровом пении применим округлый, прикрытый звук, выровненный на всём диапазоне голоса. Такой звук обладает лучшими тембровыми качествами и хорошо сливается в ансамбле. В современной вокальной педагогике под прикрытым звуком подразумевается некоторое затемнение тембра путем перестройки верхних резонаторов. При формировании звука следует учитывать регистровые свойства голоса, границы регистров и использовать то звучание, и тот механизм звукообразования, которые присуще данному типу голоса на данном участке диапазона.

6. Особенности певческого голоса.

Детские голоса.

Вследствие специфичности голосового аппарата, детский голос отличается от голоса взрослого; ему свойственны высокое звучание, меньший диапазон, характерная мягкость тембра . Детские голоса звучат нежно и не отличаются силой, насыщенностью тембра. Высокий детский голос сопрано( у девочек) и дискант(у мальчиков)-диапазон от до первой октавы до ля второй. Низкий детский голос - альт, его диапазон от соль, ля малой октавы до ми второй октавы. Детские голоса в вокальном коллективе разделяются условно на три группы. Первая, чисто детская, стадия - от самого младшего возраста до - 10 - 11 лег; голоса 2 - ой группы отличаются исключительно фальцетым (головным) звучанием. Диапазон максимум октава. Группы младшего детского возраста имеют в репертуаре главным образом одно, двух, голосные произведения. В этом периоде закладываются необходимые, профессиональные навыки пения -точное интонирование, элементы вокальной техники, ансамблирование. Вторая стадия формирования - от 11 до 13 лет. Здесь намечаются элементы грудного звучания, индивидуальный тембр, диапазон несколько расширяется ( ля малой октавы - фа второй октавы). Исполнительские возможности средней группы порой значительны. В репертуаре могут быть произведения гармонического склада, а иногда и несложная полифония. Третья стадия - голоса подростков от 14 до 16 лет. Эти голоса в известной степени сформировавшиеся: в них элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого (женского), голоса, начинает выявляться индивидуальный тембр, диапазон расширяется до 1,5 - 2 октав, звучание микстовое (смешанное). В репертуаре старшей группы - сложные произведения композиторов различных эпох и стилей. У девочек в этом возрасте заканчивается формирование голоса. Голоса мальчиков - старшеклассников подвержены мутации, и поэтому мальчики этого возраста редко поют.

7. Охрана и гигиена детского певческого голоса.

Охрана детского голоса тесно связана с постоянной изменчивостью детского организма, его ростом. При работе с детьми следует всегда учитывать такую их особенность, как способность выдерживать физические нагрузки. Пение - процесс физиологический, во время которого происходят большие затраты энергии, связанные с дыханием, работой в удобных и не удобных тесситурах, удерживанием вокальной позиции и, наконец, с умением выдерживать длительные по времени репетиции и концертные выступления. Руководителю следует всегда внимательно относиться к здоровью юных артистов, и остерегаться принимать в вокальный коллектив детей, неспособных выдерживать перенагрузок.

Занятия с детским хором нужно проводить в проветренных, не душных помещениях. Необходимо соблюдать такой ритм работы, при котором дети после репетиционного часа занятий имеют отдых. Нежелательно проведение репетиций в раннее время, или поздно вечером, когда наступаем время детского биологического сна. В таком случае происходит насилие над детским голосом, препятствует его естественному звучанию, может навредить здоровью ребенка. Хормейстер обязан правильно организовать репетиции и концерты, питание, отдых, а также заботиться о защите детей от простудных заболеваний,

8. Подбор репертуара. Формирование концертных программ.

Подбор репертуара в детском вокально - хоровом коллективе осуществляется, как правило, по нескольким принципам. Произведения, предназначенные для разучивания вокальной группой, в своем изначальном подходе должны соответствовать оптимальным возможностям и быть понятными . Произведения должны соответствовать уровню его профессиональной подготовки и исполнительскому профилю, что особенно важно - обладать высокими исполнительскими качествами. Руководитель обязан учитывать вокальные особенности коллектива, уровень его профессионально - хоровой обученности, способность справляться с техническими задачами в произведениях, Брать сложные и объемные произведения не следует. Для поющих детей трудное сочинение может оказаться неразрешимой проблемой, что в итоге скажется на их продуктивности в работе, а также может вызвать негативный интерес к сочинению и физическое утомление. В то же время большое количество легких произведений в репертуаре должно быть также ограниченно, так как облегченный репертуар не всегда служит стимулом профессионального роста коллектива. Руководитель должен постоянно заботиться о том, чтобы репертуар был интересен детям. Поддержание этого интереса даёт огромные преимущества в работе.

В выборе репертуара следует учитывать возрастные особенности групп. Произведения по тематике должны соответствовать возрастному уровню и быть понятным юным исполнителям. Произведения репертуара должны отличаться по стилистической и жанровой направленности. Вокальный коллектив должен иметь в перечне исполняемых песен произведения различных эпох и композиторских школ. Это могут быть, например, сочинения старинных мастеров (добаховский период) и сочинения композиторов- полифонистов (включая И.С, Баха), венских классиков, композиторов- романтиков. В русской музыке - произведения композиторов доглинкинской поры (духовная и светская музыка, канты) и русских композиторов-классиков, произведения композиторов советского периода, составляющих золотой фонд массовой песни. Уделить достойное внимание и произведениям современных композиторов.













Учебно - тематический план


144 часа (4 часа в неделю)

п/п

Тема занятий

Общее

кол- во

часов

теория

практика

1

Вводное занятие

4

4

2

Прослушивание голосов

4

4

Вокально - хоровая работа:

84

3

Певческая установка дыхания

4

4

4

Распевание

4

4

5

Дирижёрские жесты

4

2

2

6

Унисон

4

2

2

7

Вокальная позиция

4

4

8

Звуковедение

4

2

2

9

Дикция

4

4

10

Двухголосие

4

2

2

11

Работа с солистами

40

4

36

12

Генеральные репетиции

8

8

Музыкально - теоритическая подготовка

44

13

Основы музыкальной грамоты

24

24

14

Беседы о гигиене певческого голоса

4

4

15

Беседы о творчестве композиторов

16

16

Концертно - исполнительская деятельность

12

16

Концерт для родителей

4

4

17

Праздники, выступления

4

4

18

Экскурсии, концерты

4

4















Содержание программы


Содержание программы включает в себя три основных вида деятельности: вокально - хоровая работа; теоретическая подготовка; концертно - исполнительская деятельность.

Вводное занятие.

Введение в программу. Т.Б. Правила поведения.

Цель: Познакомить детей с работой творческого объединения, правилами поведения и техникой безопасности.

Входная диагностика.

Прослушивание голосов. Прослушивание музыкальных зарисовок.


Вокально - хоровая работа

Овладение первичными навыками дыхания.

Цель: Дать понятия о первичных навыках вокального дыхания.

Научить правильной осанке при пении сидя и стоя, постановке головы и положения рта.

Распевание

Цель: Занятие обычно начинается с распевания, которое выполняет роль разогрева голосовых связок и развивает вокально - хоровые навыки.

Дирижёрские жесты

Цель: Познакомит детей с дирижёрскими жестами и приёмами. Внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижёрские схемы метро - ритма.

Унисон

Цель: В самом начале работы приведение певцов к общему тону, умению тянуть звук, вслушиваясь в общее звучание.

Вокальная позиция

Цель: Дать первичные знания о разных свойствах вокального тембра. Научить слышать особенности голоса и грамотно использовать их в вокальных произведениях. Познакомить с резонаторами звука головными и грудными.

Звуковедение

Цель: Познакомить детей с правилами пения на legato. Дать понятие о контрастной динамике. Научить различать звук открытый и прикрытый, артикуляции всех гласных.

Дикция

Цель: Научить четкому активному произношению согласных звуков в словах. Разучивание скороговорок и вокальных упражнений с различными штрихами.

Двухголосие

Цель: Познакомить детей с элементами двухголосия в виде попевок и распевок.

Работа с солистами

Цель: Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.

Генеральные репетиции

Цель: Повторение и закрепление репертуара перед концертным выступлением.

Музыкально - теоретическая подготовка

Основы музыкальной грамоты

Цель: Различать высокие и низкие звуки, различать тембры музыкальных инструментов и певческих голосов. Научить чисто петь мажорный и минорный звукоряд, а так же трезвучие.

Беседы о гигиене певческого голоса

Цель: Бережное отношение к здоровью ребёнка, недопущение перегрузок на голосовые связки, забота о формировании детского голосового аппарата.

Беседы о творчестве композиторов.

Цель: Познакомить детей с творчеством композиторов классиков, как русских, так и зарубежных. Представить творчество современных композиторов - песенников.


Концертно - исполнительская деятельность

Цель: Участие в школьных и городских концертах, внеучебных мероприятиях, в городских фестивалях детского творчества, выступления перед ветеранами.



Формы конроля


Концертно - исполнительская деятельность. Участие в школьных и городских концертах, внеучебных мероприятиях, в городских фестивалях детского творчества, выступления перед ветеранами.



Требования к уровню подготовки учащихся


Реализация программы позволит сформировать знания, умения и навыки, которые помогут обучающимся в духовно-нравственном развитии, сформирует у них качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой творческий потенциал.

К концу первого года обучения ученики научатся:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

Получат возможность научиться:

• понимать особенности и возможности певческого голоса;

• соблюдать гигиену певческого голоса;

•узнать строение артикуляционного аппарата;

• понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко».



Учебно-методическое; материально-техническое

и информационное обеспечение.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

  2. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

  3. ОПрограмма кружка вокальной группы для детей 7 - 12 летгороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей.»
    «Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

  4. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
    начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г

  5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.

  6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

  7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»

  8. Ю.Б. Алиев» Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2002.

  9. «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986

  10. «100 великих композиторов» М.,1999.

  11. А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986

Литература для детей.

  1. «Молодежная эстрада» журналы

  2. «Молодежный меридиан» журналы

  3. «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986

  4. «100 великих композиторов» М.,1999.

  5. А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986

Программу обеспечивают:

  1. технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей)

  2. музыкальный инструмент фортепиано

  3. видеоаппаратура

  4. наглядные пособия - презентации Microsoft Power Point

  5. Интернет-ресурсы:

Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

Классическая музыка - classic.chubrik.ru/

Инновационные учебные материалы:

  • «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства»

  • «Музыка и информатика»

  • Музыка «Ключи»


© 2010-2022