Рабочая программа по музыке (7 класс)

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района

Воронежской области.

"Утверждаю"

Директор лицея ___________

Е.Б. Шипилова

Приказ №______ от "_____"___________2014 г.

"Согласовано"

Заместитель директора лицея по УВР___________

________________________


Рассмотрена на заседании кафедры/МО

Протокол №______

от "_____" _________2014 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ В 7 КЛАССЕ







Разработал: учитель музыки

первой квалификационной

категории Сумцова Е.П.












  1. уч. год


















1. Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке разработана для 7 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО, примерной программы по музыке для 5 - 7 классов на основе УМК Т.И.Науменко, В.В. Алеева, Т.Н.Кичак. - М.: Дрофа, 2014г.

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;

- эмоционально- ценностного заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта - учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

- Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2014г.

- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 7 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2014г.

- Музыка. 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2014г.

-Музыка. 7 класс. Фонохрестоматия.

2. Общая характеристика учебного предмета

Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровыми стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.

В этом контексте личностное развитие обучаю щихся заключается в полноценной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становления самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию школьников.

Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании, развитии особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.

Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

Основными видами учебной деятельности школьников являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений, музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана МБОУ «Кантемировский лицей» учебный предмет музыка изучается в количестве 1 часа в неделю, 35 часов в год. Из них 24 часа (70% учебного времени) проводится в урочной форме. В целях индивидуализации и дифференциации процесса обучения 30% учебных занятий (11часов) отведено на изучение внутрипредметного модуля «Музыка в современной жизни».

Изучение внутрипредметного модуля предполагается в различных формах и видах неурочной деятельности: урок-презентация, урок-концерт, урок-игра, музыкальная студия.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты изучения музыки отражают:

- формирование целостного представления о поликультурной картине музыкального мира;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всём многообразии её стилей, форм и жанров;

- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

-овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

-наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенапрвленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решение различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные результаты изучения музыки подразумевают:

- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

- оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;

-размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной музыкальной культуры;

- участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметные результаты изучения музыки предполагают:

- общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

-понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

- осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

- рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

- применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

5. Содержание учебного предмета

Основу программы составляет отечественное и зарубежное высокохудожественное музыкальное наследие, современная музыка различных стилей и жанров, духовная (церковная) музыка. В процессе обучения у школьников расширяются представления о музыкальном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, учатся понимать народное поэтическое песенное и инструментальное музыкальное творчество, как часть духовной культуры народа.

Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации».

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная: вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов, общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.

Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка ХVII-XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX века (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов ХХ в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка, авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса.

Требования заключаются:

  • в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;

  • в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;

  • в умении находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

  • в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 класса;

  • в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

  • в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);

  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса).

Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»

Первая четверть

Содержание в музыке

Урок 1. «Магическая единственность» музыкального произведения (1 ч)

Хоровое пение:

Ю. Шевчук. Что такое осень.

Урок 2. Музыку трудно объяснить словами (1 ч)

Уроки 3, 4. Что такое музыкальное содержание (2 ч)

Слушание музыки:

И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент;

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц;

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть.

Хоровое пение:

Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант;

Ю. Мигуля. Быть человеком;

Л. Бетховен, русский текст Э. Александровой. Дружба.

Каким бывает музыкальное содержание (4 ч)

Урок 5. Музыка, которую необходимо объяснить словами (1 ч)

Урок 6. Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского (1 ч)

Урок 7. «Восточная» партитура Н. Римского- Корсакова «Шехеразада» (1 ч)

Урок 8. Когда музыка не нуждается в словах (1 ч)

Слушание музыки:

А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года».

О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент;

П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года»;

Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть»;

  1. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12.

Хоровое пение:

Е. Подгайц. Осенний вокализ;

  1. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня;

А. Варламов, стихи М. Лермонтова. Горные вершины.

Урок 9. Заключительный урок (1 ч)

Вторая четверть

Музыкальный образ (3 ч)

Урок 10. Лирические образы в музыке (1 ч)

Урок 11. Драматические образы в музыке (1 ч)

Урок 12. Эпические образы в музыке (1 ч)

Слушание музыки:

С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 № 12;

Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. Лесной царь;

Н. Римский-Корсаков. Окиан-море синее. Вступление к опере «Садко».

Хоровое пение:

Ю. Милютин, стихи Е. Долматовского. Лирическая песенка;

Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев;

Г. Струве, стихи К. Ибряева. Вечное детство.

О чем рассказывает музыкальный жанр (4 ч)

Урок 13. «Память жанра» (1 ч)

Уроки 14, 15, 16. Такие разные песни, танцы, марши (3 ч)

Слушание музыки:

Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 № 6;

Во поле береза стояла. Русская народная песня;

П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент;

П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик»;

Ж. Бизе. Марш тореадора. Из оперы «Кармен»;

П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент;

Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2.

Хоровое пение:

Ты река ль моя, реченька. Русская народная песня, обработка Л. Лядовой;

В. Мурадели, стихи М. Лисянского. Школьная тропинка;

В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанско- го. Под музыку Вивальди.

Третья четверть (11 ч)

Форма в музыке

Что такое музыкальная форма (3 ч)

Урок 17. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы (1 ч)

Урок 18. «Художественная форма- это ставшее зримым содержание» (1 ч)

Урок 19. От целого к деталям (1 ч)

Слушание музыки:

Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин»;

В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза;

Ф. Шуберт. Серенада;

В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»;

Ф. Шуберт. Шарманщик. Из вокального цикла «Зимний путь».

Хоровое пение:

Е. Крылатов, стихи Н. Добронравова. Я верю только мачтам и мечтам;

А. Зацепин, стихи Л. Дербенева. Есть только миг;

Э. Колмановский, стихи Л. Дербенева, И. Шафера- на. Московская серенада;

А. Рыбников, стихи Р. Тагора. Последняя поэма. Из кинофильма «Вам и не снилось».

Музыкальная композиция (7 ч)

Урок 20. Какой бывает музыкальная композиция (1 ч)

Урок 21. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период) (1 ч)

Урок 22. Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма) (1 ч)

Урок 23. Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки (1 ч)

Уроки 24, 25. Многомерность образа в форме рондо (2 ч)

Урок 26. Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации) (1 ч)

Слушание музыки:

Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент;

М. Равелъ. Игра воды. Фрагмент;

Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7;

М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь;

М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья...»;

А. Бородин. Спящая княжна;

С. Прокофъев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта»;

Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть. Фрагмент («эпизод нашествия»).

Хоровое пение:

Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка;

М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь;

А. Гречанинов, стихи народные. Призыв весны;

А. Бородин. Спящая княжна (участие в вокальном исполнении);

В. Синявский, стихи М. Владимирова. Благодарим, солдаты, вас!

Урок 27. Заключительный урок (1 ч)

Четвертая четверть (7 ч)

Музыкальная драматургия (6 ч)

Урок 28. Музыка в развитии (1 ч)

Урок 29. Музыкальный порыв (1 ч)

Урок 30. Движение образов и персонажей в оперной драматургии (1 ч)

Уроки 31, 32. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» (2 ч)

Урок 33. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии (1 ч)

Слушание музыки:

М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»;

Р. Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»;

М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент;

М. Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу». Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент;

  1. Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия;

А. Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер». IV часть.

Хоровое пение:

Пахмутова А., стихи Р. Рождественского. Просьба;

участие в вокальном исполнении эпизодов из оперы «Князь Игорь» (Хор «Слава», хор «Улетай на крыльях ветра», ария князя Игоря);

СоснинВ., стихи Я. Серпина. Родина;

Б. Алексеенко, стихи Г. Новоселова. Подарок Родины;

Г. Комраков, стихи В. Рябцева. Вечный огонь;

А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой. Светлый день.

Урок 34. 35. Заключительный урок (2ч)



6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п.п.

Даты

уро

ков

Элемент содержания

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся.

Домаш

нее

задание

Тема года: "Содержание и форма в музыке".

1 четверть


1

4.09

6.09

.И. Брамс. Симфония №3

Л. Бетховен.

Соната№ 14

К.Кельми. «Замыкая круг».

Ю. Шевчук «Что такое осень?»

«Магическая единственность» музыкального произведения

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства.

С.3-6

Раздел I. Содержание в музыке (3 ч)

2

11.09

13.09

И. Брамс. Симфония № 3;

Л. Бетховен. Соната № 14

для фортепиано;

Ю. Шевчук.

«Что такое осень?»

Музыку трудно объяснить словами.

Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации.

С.9-12

3

18.09

20.09

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть;

Я. Дубравин, М.Пляцковский. «Когда играет музыкант»

Что такое музыкальное содержание.

Передавать в разнообразной музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки.

С.13-18

4

25.09

27.09

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть;

Я. Дубравин, М.Пляцковский. «Когда играет музыкант»

Что такое музыкальное содержание.

Исследовать разнообразие и специфику современной музыки

С.13-18

Раздел II. Каким бывает музыкальное содержание (5 ч)

5

2.10

4.10

А. Н. Скрябин. Этюд ре-диез-минор, соч. 8 № 12;

Ф. Шопен. Прелюдия 20; А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины»

Музыка, которую необходимо объяснять словами.

Самостоятельно определять характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки.

С.19-20

6

9.10

11.10

П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» (из фортепианного цикла «Времена года»);

А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины»

Ноябрьский образ в пьесе

П. Чайковского.

Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении

С.21-26

7-8

16.10

18.10

23.10

25.10

Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада». I часть;

Е. Подгащ. «Осенний вокализ»

Вивальди.

«Зима». I часть. Из

цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года».

Н. А. Римский-Корсаков

«Восточная» партитура.





Когда музыка

не нуждается

в словах.

Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

С.27-30




9

30.10

1.11

Л. Бетховен.

Симфония № 5, часть 3;

увертюра «Эгмонт» (слушание).

Содержание в музыке.

Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.

С.34

2 четверть

Раздел III. Музыкальный образ (3 ч)

Н.

10

13.11

С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 № 12;

Ю. Милютин,

Е.Долматовский. «Лирическая песенка»

Лирические

образы в музыке.

Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.

С.35-38

11

20.11

А. Ф. Шуберт, стихи

И.-В. Гёте.

«Лесной царь»;

Г.Струве,

Л.Кондратенко.

«Матерям погибших героев»

Драматические образы

в музыке.

Анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.

С.39-45

12

27.11

Н.Римский-Корсаков. «Окиан -море синее». Вступление к опере

«Садко»; А.Бородин. «Богатырская симфония»; опера «Князь Игорь».

Ария князя Игоря.

Эпические

образы в музыке.

Выявлять круг музыкальных образов в различых музыкальных произведениях

С.46-48

Раздел IV. О чем рассказывает музыкальный жанр (4 ч)

13

4.12

П. Чайковский.

Симфония № 4;

М. Глинка. Романс

«Я помню чудное

мгновенье...»; И. Штраус. Вальс «Голубой Дунай»;

Ф. Шопен.

Мазурка фа минор;

«Память жанра»

Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке

С.49-51

14

11.12

Русская народная песня. «Во поле береза стояла...»;

Берковский В.,

С.Никитин,

А. Величанский.

«Под музыку Вивальди...»

Такие разные песни.

Воплощать всевозможные музыкальные образы в основных видах учебной деятельности.

С.52-55

15

18.12

П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2;

И. Штраус. Вальс. Полька. «Жизнь - это танец».


Такие разные танцы.

Обдумывать исполнение в соответствии с музыкальным образом произведения.

С.56-60

16

25.12

П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»;

Ж. Визе. «Марш Тореадора» (из оперы «Кармен»).

Такие разные марши.

Импровизировать в разных видах музыкально-творческой деятельности на основе сопоставления образов.


3 четверть

Раздел V. Что такое музыкальная форма (3 ч)

17

Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин»; В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»;

А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...»

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

Подбирать необходимый материал для выполнения творческих проектов

С.63-69

18

Ф. Шуберт.

«Серенада»;

А. Зацепин,

Л. Дербенев. «Есть только миг...»

Художественная форма - это ставшее зримым содержание.

Применять паттерны автоаккомпанемента для воплощения различных музыкальных образов.

С.70-74

19

Ф. Шуберт. Из вокального цикла «Зимний путь».

А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...»

От целого к деталям.

Осознавать истоки непрерывного музыкального развития.

С.74.

Раздел VI. Музыкальная композиция (8 ч)

20

Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; А. Зацепин,

Л. Дербенев. «Есть только миг...»


Какой бывает музыкальная композиция.

Узнавать различные музыкальные формы построения музыки.

С.75-80

21

Л. Бетховен.

Симфония № 5.1 часть.

Фрагмент;

А. Рыбников,

Р. Тагор.

«Последняя поэма»

Музыкальный

шедевр в шестнадцати

тактах (период).

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений.


22

М. И. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь»

Ф. Шопен.

Прелюдия ля-мажор,

соч. 28 № 7

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

С.81-87

23

М. И. Глинка,

А. С. Пушкин,

«Я здесь, Инезилья...»;

С. Прокофьев.

«Джульетта-девочка»

(из балета «Ромео

и Джульетта»).

Трехчастность в «Ночной серенаде» Пушкина-Глинки.

Самостоятельно изучать и приводить примеры куплетной, одночастной и вариационной форм.

С.89-94

24

А. Бородин.

«Спящая княжна».

М. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь»

Многомерность образа в форме рондо.

Использовать готовые шаблоны для аранжировки музыкальных произведений.

С.95-97

25

А. Бородин.

«Спящая княжна».

М. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь»

Многомерность образа в форме рондо.

Находить в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет различные интерпретации классической музыки и высказывать собственное мнение о них.

С.98-100

26

Д. Д. Шостакович. Симфония № 7.

I часть (фрагмент «Эпизод нашествия»);

В.Синявский,

М.Владимиров.

«Благодарим, солдаты, вас!»

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии

Д. Шостаковича.

Петь доступные для исполнения темы инструментальных сочинений русских и зарубежных классиков.

С.101-106

27

В.Синявский,

М.Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!»

Музыкальная композиция.

Обдумывать исполнение в соответствии с музыкальным образом произведения.

С.101-106

Раздел VII. Музыкальная драматургия (8 ч)

28

М. Мусоргский.

«Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»);

С. Соснин,

Я. Серпин. «Родина»

Музыка в развитии.

Находить в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет различные интерпретации классической музыки и высказывать собственное мнение о них.

С.107-112

29

Р. Шуман. «Порыв» (из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина»

Музыкальный порыв.

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений.

С.113-117

30

М. Глинка. «Мазурка» (фрагмент из оперы «Жизнь за царя»);

С. Соснин, Я. Серпин. «Родина»

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

Осознавать истоки непрерывного музыкального развития.

С.153-155

31

Глинка.

Хор поляков из

«Сцены в лесу» (из оперы

«Иван Сусанин»);

С. Соснин, Я. Серпин. «Родина»

Диалог искусств: «Слово о полку Иго-

реве» и

«Князь Игорь».

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

С.107-109

32

Глинка.

Хор поляков из

«Сцены в лесу» (из оперы

«Иван Сусанин»);

С. Соснин,

Я. Серпин. «Родина»

Диалог искусств: «Слово о полку Иго-

реве» и

«Князь Игорь».

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.


33

А. Бородин.

«Князь Игорь» (фрагменты из оперы: хор «Слава», «Интродукция» и др.).

Развитие музыкальных

тем в симфонической

драматургии.

Петь доступные для исполнения темы инструментальных сочинений русских и зарубежных классиков.

С.123-136

34-

35

М.

С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» Произведения по выбору.

Содержание и

формы в музыке

Выявлять круг музыкальных образов в различых музыкальных произведениях



Тематическое планирование учебных занятий внутрипредметного модуля

«Музыка в современной жизни».


Дата проведения

Тема занятия

Формы и виды внеурочной деятельности

1.

9.10, 11.10

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

Урок-презентация.

2.

23.10. 25.10

Когда музыка не нуждается в словах.

Музыкальная студия.

3.


«Память жанра».

Урок-концерт.

4.


Такие разные танцы.

Музыкальная студия.

5.


Такие разные марши.

Урок-игра.

6.


«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

Урок-концерт.

7.


Трехчастность в «Ночной серенаде» Пушкина-Глинки.

Музыкальная студия.

8.


Многомерность образа в форме рондо.

Урок-игра.

9.


Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

Музыкальная студия.

10.


Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии

Д. Шостаковича.

Урок-презентация.

11.


Содержание и формы в музыке.

Урок-концерт.


7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Библиотечный фонд

Примерная программа основного общего образования по музыке.

Авторская программа по музыке.

Примерная программа по музыке для 5-7 классов, авторская программа «Музыка. 5 - 8 классы» - Т.И.Науменко, В.В. Алеев, Т.Н.Кичак. «Дрофа». Москва. 2010.

УМК к программе по музыке.

Учебники (2014г.) включены в Федеральный перечень.

Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература.

Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва. Педагогика. 1985.

Мир музыки. М. Зильберквит. Москва. Детская литература. 1988.

Русская музыка ХIХ века. Л.С. Третьякова. Москва. Просвещение. 1982.

Элементарная теория музыки. С.А.Павлюченко. Ленинград-москва.1946.

Шедевры мировой классической музыки.

ООО Мир книги. Москва.2002.

Печатные пособия

Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности

Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в оркестре.

Портреты композиторов и исполнителей.

Таблицы, схемы представлены на электронных носителях.

Карточки с признаками характера звучания, с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств, с обозначением исполнительских средств выразительности.

Комплекты представлены на электронных носителях.

Цифровые образовательные ресурсы

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.

Текстовый редактор, редактор создания презентаций.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности.

Редактор нотной грамоты, система обработки звука (студия звукозаписи)

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Видеофильмы, посвящённые творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; с записью фрагментов из оперных, балетных спектаклей, выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, известных хоровых, оркестровых коллективов, фрагментов из мюзиклов

нотные и поэтические тексты песен, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения. Песенный материал представлен в виде инструментального сопровождения.

Учебно-практическое оборудование

Музыкальные инструменты:

фортепиано (пианино);

баян, аккордеон.

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики).

Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля.

Инструмент для школьного зала.



В комплекте три микрофона и два динамика.










8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Учащиеся должны знать:

- главные особенности содержания и формы музыки, осознание их органического взаимодействия;

- характерные черты музыкального образа в лирике, драме, эпосе;

- развитие музыкального образа;

- музыкальные формы;

- навыки вокально-хоровой деятельности.

Учащиеся должны уметь:

-определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;

- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

- находить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 классов;

- различать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации);

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений).


© 2010-2022