Разработка урока по музыке в 4 классе на тему: Вдохновение Шопена

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТКРЫТЫЙ УРОК


Предмет: Музыка


Дата урока: 13.01.16 г.


Учитель: Кожонова Э.С


Класс: 4

Тема: "Вдохновение Шопена"

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование представлений об особенностях композиторского творчества Ф. Шопена.

Задачи:

Обучающие:

  1. Сформировать понятие «ноктюрн», «вокализ»

  2. Познакомить с краткой биографией и творчеством Шопена

  3. Раскрыть особенности музыкального языка Ф. Шопена.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию творческих и хоровых навыков.

  2. Научить определять характер звучания музыкальных фрагментов.

  3. Развивать интерес к прослушанной музыке.

Воспитывающая:

  1. Воспитывать любовь и уважение к польской музыке.

Приемы: беседа, слушание музыки, творческие задания, исполнение песенного материала, использование наглядного материала.

Музыкальный материал: Ф.Шопен «Ноктюрн» №8 ; Ф.Шопен «Весна»

Оборудование и изобразительный ряд:

  • фортепиано;

  • Мр3 проигрыватель,

  • портрет композитора

  • трансфертные листы

  • тесты;

План урока:

  1. Орг. момент (1 мин.)

  2. Повторение пройденного материала (5 мин.)

  3. Постановка цели урока (1 мин.)

  4. Объяснение нового материала.
    а) рассказ учителя (10 мин.)
    б) слушание и анализ музыкального произведения (10 мин.)
    в) распевание, пение, работа над песней (8 мин.)

  5. Закрепление нового материала (8 мин.)

  6. Домашнее задание (1 мин.)

  7. Итог урока (1 мин.)

Ход урока

1. Орг. момент.

Музыкальное приветствие учителя и учащихся.

2. Повторение пройденного материала.

Учитель: Давайте вспомним материал прошлого урока: ответим на некоторые вопросы и разгадаем кроссворд. Если кроссворд отгадаем верно, то ключевое слово будет означать композитора, с творчеством которого мы сегодня познакомимся на уроке.

Учитель: Расскажите, пожалуйста, какие духовные и исторические события хранят в памяти русские дороги? ( рассказ учеников)

1.

П

у

ш

к

и

н


2.

Ч

а

й

к

о

в

с

к

и

й



3.

п

е

с

н

я



4.

З

н

а

м

е

н

и

е



5.

З

и

м

н

я

я


д

о

р

о

г

а

  1. Кто является автором слов песни, которую мы разучили на прошлом уроке? (А.С.Пушкин)

  2. Кто из композиторов написал произведение «Грёзы зимнею дорогой», прослушанное на прошлом уроке? (П.И. Чайковский)

  3. Самая простая форма вокальной музыки? (песня)

  4. Второе название иконы «Курская- Коренная»? («Знамение»)

  5. Как называется песня, которую мы разучили на прошлом уроке? («Зимняя дорога»)

Учитель: Молодцы. С творчеством какого композитора мы сегодня будем знакомиться? (Ф.Шопеном)

3. Постановка цели урока.

Учитель: Тема нашего урока «Ноктюрны Ф.Шопена»

Сегодня мы познакомимся с краткой биографией Ф. Шопена, послушаем его ноктюрн №8 .

Запись темы урока в тетради.

4. Объяснение нового материала.

У вас на партах лежат трансфертные листы.

В них всего 9 квадратов. В течение урока мы должны заполнить каждый квадрат и записать в нём самое важное, что поможет вам в подготовке домашнего задания к следующему уроку, и с помощью которого вы легко сможете ответить на ТЕСТЫ в конце урока. Заполнять вы их будете самостоятельно, а потом проверим, что у вас получилось.

а) Биография Шопена

Сегодня я хотела бы, чтобы вы через музыку Шопена поняли его личность, его эпоху. Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные на мемориальной доске в Варшаве, где хранится сердце композитора: "Мое сердце там, где моя Родина" Мы будем говорить о сердце Шопена. Потому, что через сердце проходят настоящие чувства человека.

У. Скажите, пожалуйста, где родился Фридерик Шопен?

Д. В Польше, в местечке Желязова Воля.

Фредерик Шопен родился близ Варшавы в имении Желязова Воля, 22 февраля 1810 года.

Итак, в трансфертных листах у вас появляются уже первые записи. Заполняем квадрат под №1.

Мать Шопена была полячка, отец - француз. Отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и играла на фортепиано. Ещё не умея говорить, ребёнок начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца. Родители полагали, что Фридерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Кроме Фридерика, в семействе Шопен было еще три сестры.

Заполняем квадрат под №2.

В 6 лет Фридерик начал систематически заниматься на фортепиано. Первым и единственным его учителем по фортепиано был Войцех Живный. Именно он воспитал в Шопене любовь к И. С. Баху и В. А. Моцарту.

Заполняем квадрат под №3, 4.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время появилось одно из первых его сочинений - полонез соль-минор.

Заполняем квадрат под №5.

В 13 лет он поступил в лицей и через три года успешно его закончил. После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки.

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену. Его концерты прошли с огромным успехом. Шопен, его друзья и родные поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Ему казалось, что он навсегда покидает родину. Наконец, осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей.

Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.

Шопену было 20 лет. Счастливая юношеская пора, полная надежд и успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена. Он расстался с родиной навсегда.

Шопен…Музыка…Родина… Эти три слова объединяет любовь: любовь Шопена к музыке, Родине, народу Польши.

В 1831 г. Шопен переселился в Париж, где его ожидали новая жизнь и слава. Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. Но жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины.

Он становится великим музыкантом и композитором, великим пианистом - виртуозом.

Заполняем квадрат под №6.


Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его близкий друг, вслед за ним - горячо любимый отец, затем у него сильно обострилась болезнь легких, которой он страдал с юных лет. И в 1849 году в Париже Шопен умер. Похоронен композитор в Париже. В его могилу высыпали горсть привезенной с Родины земли, которую он бережно хранил всю жизнь. А несколько дней спустя, сестра Шопена увозила с собой сосуд с сердцем великого композитора. Сердце его замуровано в Варшаве в костеле Св.Креста

Ф. Шопен - это человек, любящий жизнь, человек с разнообразными и тонкими чувствами, композитор - романтик.

Ф. Шопеном были написаны концерты, вальсы, полонезы, мазурки. С этими жанрами мы уже с вами знакомы. Но Шопен был ещё и великим мастером ноктюрна. Его перу принадлежат 20 ноктюрнов. Ноктюрн с французского nocturne означает "ночной"

Ноктюрном называется небольшая инструментальная пьеса мечтательного лирического характера.

Учитель: Запишем это слово в трансфертном листе в квадрате под №7

б) Слушание и анализ музыкального произведения.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам послушать ноктюрн№8 Шопена. Несомненно, вы согласитесь, что в музыке преобладает лирическое настроение. Это не случайно: образ произведения навеян воспоминаниями о Марии Водзинской, к которой юный Шопен испытывал возвышенные чувства (показ портрета Водзинской)

Задание: Внимательно прослушайте произведение. Попробуйте охарактеризовать звучание музыки.

Звучит «Ноктюрн» №8.

Учитель: Как звучала эта музыка? Какая она по характеру? (неторопливая, нежная, лёгкая, мягкая)

Учитель: Делаем запись в трансфертном листе в квадрате под №8

В течение урока мы заполняли трансфертные листы, состоящие из 9 квадратов. Как вы думаете, что мы записали в них? (предполагаемые ответы)

Учитель: В квадратах записаны самые важные моменты урока. С помощью этих записей на следующем уроке вы легко сможете рассказать материал о биографии и творчестве Ф.Шопена. Давайте проверим, что у вас получилось?

Ученики, объясняют записи из своих листов.

Вопрос

Ответ

1. Годы жизни

Фридерика Шопена, место его рождения

Родился близ Варшавы в имении Желязова Воля, 22 февраля 1810 года.


2. Семья

Мать, отец, 3 сестры

3. Любимый инструмент.

Фортепиано.

4. Первый учитель (фортепиано)

Войцех Живный

5. Первое сочинение, выступление

В 7 лет, полонез

6. Кем стал

Великим композитором, музыкантом

7. Ноктюрн

с французского nocturne означает "ночной" Ноктюрн -это небольшая инструментальная пьеса мечтательного лирического характера.

8. Прослушанное произведение.

Ноктюрн №8

9. Вокализ

Вокализ - музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук;

5. Физминутка

Учитель: Я предлагаю отдохнуть.


Для начала мы с тобой


Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

в) Пение, работа над песней.

Дыхательная разминка.

Учитель: Продолжаем дышать ровно, спокойно. Вдохнём глубоко ртом, выдохнем носом и наоборот. Подышим часто носиком, ротиком. Резкий вдох носом и ртом, плавный выдох и наоборот.

Подготовка голосового аппарата к пению - распевание

1. Гамма до-мажор, петь сольфеджио.
2. Пение трезвучия (до-ми-соль-ми до)
3. Пение слогами (ми-ма-мо)

До, ре, ми, ми, ре, до (плавно, легато)
До, ре, ми, фа, ми, ре, до (плавно)
До, ре, ми, фа, (плавно) соль, соль, соль, соль (отрывисто, стаккато)
Соль, фа, ми, ре, (плавно) до, до, до (отрывисто)

Распевка поётся несколько раз в разных тональностях по возрастанию.

Учитель: Сегодня мы знакомимся с новой песней. Называется она «Весна». Откройте свои рабочие тетради на странице 44.

Кто является её автором? ( Эту песню сочинил Ф.Шопен.)

Задание: Внимательно послушайте песню в моём исполнении. Определите характер мелодии, расскажите, о чём в ней поётся?

Учитель: Какой характер был в песне? (спокойный, неторопливый, степенный).

- О чём пелось в песне? (не можем сказать, т. к. эта мелодия без слов)

Правильно, музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук, называется ВОКАЛИЗ.

Итак, у нас остался один квадрат под №9. Что мы в него должны записать? (понятие «вокализ»)

Работа над песней.

- на сколько музыкальных фраз можно разделить это произведение? (на 6)

- Слушаем внимательно 1 и 2 фразу и поём.

- Слушаем внимательно 3и 4 фразу и поём.

- Слушаем внимательно 5 и 6 фразу и поём.

- Исполняем всю песню.

5. Закрепление нового материала.

Учитель: Сейчас я вам раздам тесты. Ваша задача выбрать правильный вариант ответа. Тест «Ф. Шопен»

Учитель: Молодцы.

6. Домашнее задание:

  1. Выучить записи в трансфертных листах.

  2. Рабочая тетрадь стр.45

  1. Итог урока.

- Что вы сегодня узнали о личности Шопена?

Какое произведение мы сегодня услышали?

У. А что означает фраза "Мое сердце там, где моя Родина"? (Человек без Родины прожить не может.)

У. Да, конечно. Ведь недаром многие великие люди писали и пишут о Родине такие слова: "Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины", "Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может".

Ребята, у вас на парте лежат карточки двух цветов. Оцените наш урок.

Поднимите красную карточку, если урок вам понравился или синюю, если не понравился.

7. Выставление оценок. Окончание урока.

8. Музыкальное прощание.


9

© 2010-2022