- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа 2 класс
Рабочая программа 2 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гурина Ю.В. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Образовательная область: искусство
Предмет: Музыка
Курс: «Музыка».
Класс: 2 А, Б, В
Тип программы: авторская Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011.
1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.
Год обучения: 2015-2016 уч. год
Количество часов в год: 34 часа
Составитель: учитель музыки Гурина Юлия Викторовна
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Музыка» разработана для учащихся 2-го класса муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №2. Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), образовательной программы начального общего образования МБОУ гимназии №2 и авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011.
1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.
В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной», положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственности этапов обучения.
Предмет «Изобразительное искусство» является курсом предметной области «Искусство».
Особенность по отношению к ФГОС.
Рабочая программа направлена на реализацию ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).
Концепция программы.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной». В основу рабочей программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) программы.
Актуальность и значимость программы определены в соответствии с примерной программой. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Новизна программы заключается в адаптации содержания авторской программы «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.к образовательному процессу МБОУ гимназии №2. Выбор данной авторской программы для освоения учебного предмета «Музыка» в 1-4 классах обусловлен следующими причинами:
1. Соответствие программы требованиям ФГОС НОО.
2. Полное обеспечение программы учебно-методическим комплектом включающим программу по учебному предмету «Музыка», учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию для каждого года обучения.
3. Сохранение непрерывности художественного образования в течение всего курса изучения учебного предмета «Музыка».
Отличительной особенностью программы является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы, изобразительного и театрального искусства. За счет этого достигаются межпредметные связи, особенно актуальные в условиях интеграции общего и дополнительного образования в МБОУ гимназии №2.
Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов.
Срок реализации программы 2015 - 2016 учебный год.
Основные принципы отбора материала.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов - классиков, охватывающие
временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.
Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания, не более 2х минут.
Предполагаемые результаты.
В результате изучения курса «Музыка» во 2 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
- уважительное отношение к культуре других народов;
-овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
-позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Система оценки достижений учащихся.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
Критерии оценки.
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года. и авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011 1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник В Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.- М.: Просвещение, 2015. 1-4 классы», рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Методической основой изучения курса «Музыка» является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности учащихся.
Цель предмета:
Формирование основ духовно - нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально - пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.
Основные принципы программы:
К основным методическим принципам программы относятся принцип увлеченности (в основе лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования).
Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя ориентирует на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой.
Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка.
Принцип интонационности как ведущий принцип, регулирует процесс развития музыкальной культуры.
Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох культур.
Все принципы ориентированы на социализацию учащихся в формировании их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.
Общепедагогические принципы и подходы:
- принцип воспитательной направленности обучения и обеспечения всестороннего развития;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип доступности и посильности;
- принцип политехнической направленности содержания;
- принцип ведущей роли практической деятельности в обучении;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Типы уроков
Содержание уроков строится по типологии Ю.А.Конаржевскому
-
комбинированный урок.
-
урок усвоения новых знаний учащихся.
-
урок закрепления изучаемого материала.
-
урок повторения.
-
урок систематизации и обобщения нового материала.
-
урок проверки и оценки знаний.
Формы организации учебного процесса
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются классно-урочная, групповая, коллективная работа с учащимися.
В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
Методы обучения: словесные; наглядные; практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, продуктивные, учебная работа, самостоятельная работа учеников.
Формы и методы контроля за ЗУН учащихся:
Викторины.
Карточки с заданиями, кроссворды.
Фестивали детской песни (май).
Тестирование.
Творческие проекты и презентации.
Формы организации работы с текстом:
Работа с учебником:
1. ознакомительное чтение, изучающее содержание учебного материала;
2. рассматривание иллюстрированного материала, анализ содержания и приемов работы с художественными материалами на примере картин выдающихся художников,
3. участие в диалоге и высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном или послушанном тексте, анализе иллюстративного ряда;
4. поиск информации с использованием других источников по творчеству композиторов и т.д.
Логические связи предмета с другими предметами
Программа является интегративным курсом и предполагает широкое использование межпредметных связей. Метапредметный подход формирует у детей понимание необходимых связей в системе «человек - общество - природа». Содержание программы курса «Музыка» напрямую связано с такими предметами как окружающий мир, литературное чтение, информатика, технология, ИЗО, курс «Истоки».
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» является необходимым компонентом начального общего образования школьников и относится к образовательной области «Искусство». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс - 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Требования к уровню подготовки учащихся
-
развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
-
понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров, в опоре на ее интонационно-образный смысл;
-
накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
-
развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella);
-
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования);
-
включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
-
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Содержание тем учебного курса
«Музыка» для 2 класса
№
Содержательная линия
Часы
1
Музыка в жизни человека
13
2
Основные закономерности музыкального искусства
17
3
Музыкальная картина мира
4
Итого:
34 часа
№
Название содержательного блока
Процент учебного времени
1
Музыка в жизни человека
38%
2
Основные закономерности музыкального искусства
50 %
3
Музыкальная картина мира
12%
Итого:
100%
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Тип урока
Вид контроля
УУД (деятельность учащихся)
Дата по плану
(неделя)
Дата по факту
1
Мелодия
1
Вспомнить и закрепить музыкальные термины: песня, мелодия, аккомпанемент.
М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»; А. Александров «Гимн России» ; «Моя Россия». Г. Струве.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
вводный
Усвоение музыкальных терминов: песня, мелодия, аккомпанемент
Слушание музыки. Анализ различных музыкальных образов.
Исполнение песенного репертуара.
1
2
Здравствуй, Родина моя!
Моя Россия!
1
Выяснить, что песенность является отличительной чертой русской музыки.
М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»;
«Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков;
Музыка о родном крае. Композиторская и народная музыка.
«Моя Россия». Г. Струве.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки. Анализ различных музыкальных образов.
Исполнение песенного репертуара с выбором солистов, по группам;
Взаимооценка и самооценка вокальной деятельности.
2
3
Гимн России
1
Закрепить понятия песенность, песенный характер; связать эти термины с особенностью русской музыки.
М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»; А. Александров «Гимн России» ; «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков; «Моя Россия». Г. Струве.
Урок закрепления знаний / урок - путешествие
текущий
Закрепление музыкальных терминов: песенность, мелодия, песенный характер.
Слушание музыки. Анализ различных музыкальных образов.
Исполнение песенного репертуара.
3
4
Музыкальные инструмент - фортепиано
1
Музыкальный инструмент - фортепиано, его история и устройство. Картины природы - звуками фортепиано Чайковский «Осенняя песня»,
Островский «Пусть всегда будет солнце»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Интонационно-образный анализ: Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.
Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).
Исполнение песенного репертуара.
4
5
Природа и музыка. Прогулка.
1
Понятия: песенность, танцевальность, маршевость, песенный характер в музыке русских композиторов. Мелодия. Регистр. Изобразительность в музыке.
Кюи «Осень», Зарицкая «Светлячок»
Чайковский «Вальс цветов», Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний урок путешествие
текущий
Интонационно-образный анализ: Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе).
5
6
Танцы, танцы, танцы…
1
Закрепление понятия танцевальность. Разнообразие танцевальной музыки. Определение на слух танцев: полки и вальса.
Чайковский «Детский альбом» - Камаринская, вальс, полька
Рахманинов «Итальянская
полька»
Урок закрепления знаний
текущий
Интонационно-образный анализ: Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе).
6
7
Эти разные марши. Звучащие картины
1
Интонация шага. Ритмы маршей. Понятие маршевость; научиться на слух распознавать марши; выяснить где в жизни встречаются марши.
Чайковский «Марш деревянных солдатиков»; Островский «Пусть всегда будет солнце»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-игра
текущий
Интонационно-образный анализ: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, аключение, запев и припев).
Исполнение песенного репертуара. Выполнение творческие задания; рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.
7
8
Расскажи сказку. Колыбельные Мама.
1
Сказочные образы в музыке С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского. Закрепление понятий: песенность, танцевальность, маршевость. Колыбельные - самые древние песни.
Е. Крылатов « Колыбельная медведицы». Чайковский «Вальс цветов»; Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка»
текущий
Интонационно-образный анализ: Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).
Исполнение песенного репертуара. Выполнение творческие задания; рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.
8
9
Обобщающий урок 1 четверти
1
Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Интонационно-образный анализ: Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе).
Выполнение тестового задания.
9
10
Великий колокольный звон. Звучащие картины
1
Знакомство с разновидностями колокольных звонов на Руси. Композиторы, включавшие звоны колоколов в свои произведения.
Великий колокольный звон из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского
Кюи «Осень»
Урок закрепления знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Исполнение песенного репертуара.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
10
11
Святые земли Русской. Князь А.Невский. Сергий Радонежский
1
Святые земли Русской - А.Невский и С.Радонежский.
С. Прокофьев кантата «А Невский». Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские! Гладков «Ха-ха-ха! Хоттабыч»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Исполнение песенного репертуара.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
11
12
Сергий Радонежский.
1
Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные песнопения.
«О, преславного чудесе» - напев Оптиной Пустыни
Народные песнопения о Сергии Радонежском.
Урок закрепления знаний/ урок-игра
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.
Исполнение песенного репертуара.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
12
13
Молитва
1
Знакомство с особенностями жанров - молитва, хорал. Интонационная особенность этих произведениях
«Утренняя молитва»; «В церкви» из «Детского альбома».
П. Чайковский.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.
Исполнение песенного репертуара.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
13
14
Рождество Христово!
1
Знакомство с истоками празднования Рождества Христова на Руси, как этот светлый праздник празднуется на Дону.
Добрый тебе вечер, Рождественское чудо; Рождественская песенка, народные славянские песнопения. А.Пономарева, А.Чеменева «Новогодняя» П. Синявский «Смешной человечек»
Урок закрепления знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности .
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
14
15
Музыка на Новогоднем празднике
1
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику - «Новый год».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / урок-сказка
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности .
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
15
16
Обобщающий урок
2 четверти
1
Обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть
Урок комплексного применения ЗУН
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания.
16
17
Русские народные инструменты Плясовые наигрыши.
Вводный
1
Оркестр русских народных инструментов. Плясовые наигрыши. Вариации. Разучить новогодние песни, добиться выразительного исполнения.
Чайковский «Декабрь»-Времена года
Крылатов «Песенка Деда Мороза»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
17
18
Разыграй песню.
1
Фольклор - народная мудрость. Русские народные песни. Хоровод Разыгрывание песен.
А.Пономарева, А.Чеменева «Новогодняя»
П. Синявский «Смешной человечек»
Урок закрепления знаний / урок-игра
текущий
Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров
Ролевая игра «Играем в композитора»
18
19
Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
1
Авторская музыка в народном стиле. Закрепление понятия «народные инструменты»; их названий, внешнего вида и звучание. Мелодическая импровизация на тексты народных песенок
Светит месяц; Камаринская.
Шаинский «Дети любят рисовать»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
19
20
Обряды и праздники русского народа
1
Знакомство с понятиями: мотив, напев, наигрыш; углубить знания об особенностях русской народной музыки. Проводы зимы: Масленица. Встреча весны.
Наигрыш. А. Шнитке. Римский-Корсаков «Снегурочка» - фрагмент
Плясовые наигрыши.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-сказка
текущий
Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
20
21
Сказка будет впереди.
1
Удивительный мир театра. Детский музыкальный театр. Знакомство с понятиями: опера, театр.
Опера М.Коваля «Вол и семеро козлят»
Е. Крылатов «Заводные игрушки»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
21
22
Детский музыкальный театр. Опера
1
Опера. Примадонна. Дуэт. Трио. Хор. Драматургия развития. Театры оперы и балета мира. Фрагменты из опер. Песенность, танцевальность, маршевость.
Римский-Корсаков «Снегурочка» - фрагмент
Урок закрепления знаний / урок-игра
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
22
23
Театр оперы и балета. Балет.
1
Балет. Балерина. Танцор. Кордебалет. Драматургия развития. Театры оперы и балета мира. Фрагменты из балетов. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир музыкального театра. Оркестр. Дирижер.
С.С. Прокофьев «Золушка» - фрагменты
Урок комплексного применения ЗУН
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
23
24
Театр оперы и балета. «Волшебная палочка» дирижера
1
Дирижер - руководитель оркестра. Дирижерские жесты. Закрепление понятий: опера, балет, песенность, танцевальность, маршевость
С.Прокофьева «Золушка»
Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
24
25
Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила»
1
Закрепление понятий: опера, балет, театр, музыкальные жанры.
М.И.Глинка фрагменты из оперы «Руслан и Людмила»
«Подарок маме»
Урок закрепления знаний/ урок-путешествие
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
25
26
«Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Обобщение тем 3 четверти.
1
Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Роль дирижера в создании музыкального спектакля. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Увертюра к опере. - заключительный хор из финала оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка. - Марш Черномора.
-«Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение тестового задания
26
27
Симфоническая сказка
С. Прокофьев «Петя и Волк».
1
Концертный зал.
Инструменты симфонического оркестра. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке.Петя и Волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
27
28
«Картинки с выставки». Музыкальное впечатление.
1
Термин - контраст, контрастные произведения. Музыкальные портреты и образы в фортепианной музыке.
«Картинки с выставки»- пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
Синявский «Пряничный домик»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
28
29
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфонии №40. Увертюра.
1
Жизнь и творчество В.А.Моцарта. Сравнительный анализ музыки М.И.Глинки и В.А.Моцарта
М.И. Глинка Увертюра «Руслан и Людмила» В. А. Моцарт. Симфония №40.
Песня о картинах. Гр. Гладков.
Урок закрепления знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
29
30
Волшебный цветик - семицветик. И
всё это - Бах (орган).
1
Музыкальная печь- интонация. Орган - музыкальный инструмент.
Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из сюиты №2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из сюиты №2. И. С. Бах.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
30
31
Всё в движении. Попутная песня.
1
Выразительность и изобразительность музыки. Контраст. Музыкальные жанры: опере, балете, симфонии, концерте, сюите.
Попутная песня; Жаворонок. М. Глинка.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-сказка
текущий
Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
31
32
Два лада. Природа и музыка.
1
Средства музыкальной выразительности. Музыкальный лад: мажор, минор. Музыкальная речь. Природа и музыка.
Тройка; Весна; Осень. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Пусть всегда будет солнце. А. Островский.
Урок закрепления знаний
текущий
Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
32
33
Мир композитора. Чайковский и Прокофьев.
1
Конкурс исполнителей им. П.И.Чайковского. Инструментальный концерт. Музыкальная речь и музыкальный язык.
Концерт для фортепиано с оркестром №1. часть 1-я (фрагменты). П. Чайковский. Ю.Чичков «Лесной марш»
Урок обобщения и систематизации знаний
итоговый
Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Выполнение творческие задания из рабочей тетради.
33
34
Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок-концерт.
1
Средства музыкальной выразительности. Музыкальные жанры: песня, танец. марш. Композитор - слушатель.
Обобщение знаний, полученных в 4-й четверти, закрепление слов песен. Тест
Выполнение тестового задания
Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)
Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
В соответствии с программой авторами разработаны учебно-методические комплекты, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.
Класс
Учебная программа
Учебники
Методические материалы
Дидактические материалы
Материалы для контроля
«Музыка»
Учебник для общеобразовательных учреждений, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М.:Просвещение, 2011
-
Музыка. 2 класс. Рабочая тетрадь, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М.:Просвещение, 2011
-
Музыка 1-4кл. Методика работы с учениками, Критская Е.Д., М.:Просвещение, 2011
-
Сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярная литература по искусству.
Презентации по урокам.
Раздаточный материал
-
Информационно-коммуникативные средства
-
Критская Е.Д. Музыка, 2 класс - Электронный ресурс: методическое пособие / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. - Режим доступа: prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
-
Критская Е.Д. Музыка. Начальные классы. Программа / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. - Режим доступа: prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html
-
Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.
-
Подборка аудио- и mp3-дисков с песенным репертуаром.
-
Наглядные пособия
-
Портреты композиторов.
-
Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
-
Интернет-ресурсы
-
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru
-
Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka/info/about/193
-
Я иду на урок начальной школы (мтериалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1september.ru/urok
-
Технические средства обучения
-
Музыкальные инструменты.
-
Электронные музыкальные инструменты.
-
Персональный компьютер.
-
Мультимедийный проектор.
-
Экспозиционный экран.
-
DVD-проигрыватель.
-
Микрофоны и звукоусиливающая техника.
-
Плазменный телевизор.
-
Учебно-практическое оборудование.
-
Укладка для аудиовизуальных средств.
-
Шкафы для хранения таблиц и репродукций.
-
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором магнитов.