Рабочая программа 2 класс

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

-

Образовательная область: искусство

Предмет: Музыка

Курс: «Музыка».

Класс: 2 А, Б, В

Тип программы: авторская Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011.

1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.

Год обучения: 2015-2016 уч. год

Количество часов в год: 34 часа

Составитель: учитель музыки Гурина Юлия Викторовна

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Музыка» разработана для учащихся 2-го класса муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №2. Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), образовательной программы начального общего образования МБОУ гимназии №2 и авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011.

1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.

В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной», положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственности этапов обучения.

Предмет «Изобразительное искусство» является курсом предметной области «Искусство».

Особенность по отношению к ФГОС.

Рабочая программа направлена на реализацию ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

Концепция программы.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной». В основу рабочей программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) программы.

Актуальность и значимость программы определены в соответствии с примерной программой. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Новизна программы заключается в адаптации содержания авторской программы «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.к образовательному процессу МБОУ гимназии №2. Выбор данной авторской программы для освоения учебного предмета «Музыка» в 1-4 классах обусловлен следующими причинами:

1. Соответствие программы требованиям ФГОС НОО.

2. Полное обеспечение программы учебно-методическим комплектом включающим программу по учебному предмету «Музыка», учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию для каждого года обучения.

3. Сохранение непрерывности художественного образования в течение всего курса изучения учебного предмета «Музыка».

Отличительной особенностью программы является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы, изобразительного и театрального искусства. За счет этого достигаются межпредметные связи, особенно актуальные в условиях интеграции общего и дополнительного образования в МБОУ гимназии №2.

Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов.

Срок реализации программы 2015 - 2016 учебный год.

Основные принципы отбора материала.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов - классиков, охватывающие

временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.

Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания, не более 2х минут.

Предполагаемые результаты.

В результате изучения курса «Музыка» во 2 классе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка

- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;

- уважительное отношение к культуре других народов;

-овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

-позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;

Предметные результаты:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Система оценки достижений учащихся.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Критерии оценки.

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года. и авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011 1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник В Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.- М.: Просвещение, 2015. 1-4 классы», рабочая тет­радь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Методической основой изучения курса «Музыка» является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности учащихся.

Цель предмета:
Формирование основ духовно - нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально - пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.

Основные принципы программы:

К основным методическим принципам программы относятся принцип увлеченности (в основе лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования).

Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя ориентирует на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой.

Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка.

Принцип интонационности как ведущий принцип, регулирует процесс развития музыкальной культуры.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох культур.

Все принципы ориентированы на социализацию учащихся в формировании их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Общепедагогические принципы и подходы:

- принцип воспитательной направленности обучения и обеспечения всестороннего развития;

-принцип систематичности и последовательности;

-принцип доступности и посильности;

- принцип политехнической направленности содержания;

- принцип ведущей роли практической деятельности в обучении;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Типы уроков

Содержание уроков строится по типологии Ю.А.Конаржевскому

  • комбинированный урок.

  • урок усвоения новых знаний учащихся.

  • урок закрепления изучаемого материала.

  • урок повторения.

  • урок систематизации и обобщения нового материала.

  • урок проверки и оценки знаний.

Формы организации учебного процесса

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются классно-урочная, групповая, коллективная работа с учащимися.

В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

Методы обучения: словесные; наглядные; практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, продуктивные, учебная работа, самостоятельная работа учеников.

Формы и методы контроля за ЗУН учащихся:

Викторины.

Карточки с заданиями, кроссворды.

Фестивали детской песни (май).

Тестирование.

Творческие проекты и презентации.

Формы организации работы с текстом:

Работа с учебником:

1. ознакомительное чтение, изучающее содержание учебного материала;

2. рассматривание иллюстрированного материала, анализ содержания и приемов работы с художественными материалами на примере картин выдающихся художников,

3. участие в диалоге и высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном или послушанном тексте, анализе иллюстративного ряда;

4. поиск информации с использованием других источников по творчеству композиторов и т.д.

Логические связи предмета с другими предметами

Программа является интегративным курсом и предполагает широкое использование межпредметных связей. Метапредметный подход формирует у детей понимание необходимых связей в системе «человек - общество - природа». Содержание программы курса «Музыка» напрямую связано с такими предметами как окружающий мир, литературное чтение, информатика, технология, ИЗО, курс «Истоки».

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Музыка» является необходимым компонентом начального общего образования школьников и относится к образовательной области «Искусство». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс - 34 часа.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Требования к уровню подготовки учащихся

  • развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;

  • понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров, в опоре на ее интонационно-образный смысл;

  • накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

  • развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella);

  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования);

  • включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

-продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).



Содержание тем учебного курса

«Музыка» для 2 класса

Содержательная линия

Часы

1

Музыка в жизни человека

13

2

Основные закономерности музыкального искусства

17

3

Музыкальная картина мира

4

Итого:

34 часа

Название содержательного блока

Процент учебного времени

1

Музыка в жизни человека

38%

2

Основные закономерности музыкального искусства

50 %

3

Музыкальная картина мира

12%

Итого:

100%

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Тип урока

Вид контроля

УУД (деятельность учащихся)

Дата по плану

(неделя)

Дата по факту

1

Мелодия

1

Вспомнить и закрепить музыкальные термины: песня, мелодия, аккомпанемент.

М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»; А. Александров «Гимн России» ; «Моя Россия». Г. Струве.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

вводный

Усвоение музыкальных терминов: песня, мелодия, аккомпанемент

Слушание музыки. Анализ различных музыкальных образов.

Исполнение песенного репертуара.

1

2

Здравствуй, Родина моя!

Моя Россия!

1

Выяснить, что песенность является отличительной чертой русской музыки.

М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»;

«Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков;

Музыка о родном крае. Композиторская и народная музыка.

«Моя Россия». Г. Струве.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки. Анализ различных музыкальных образов.

Исполнение песенного репертуара с выбором солистов, по группам;

Взаимооценка и самооценка вокальной деятельности.

2

3

Гимн России

1

Закрепить понятия песенность, песенный характер; связать эти термины с особенностью русской музыки.

М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»; А. Александров «Гимн России» ; «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков; «Моя Россия». Г. Струве.

Урок закрепления знаний / урок - путешествие

текущий

Закрепление музыкальных терминов: песенность, мелодия, песенный характер.

Слушание музыки. Анализ различных музыкальных образов.

Исполнение песенного репертуара.

3

4

Музыкальные инструмент - фортепиано

1

Музыкальный инструмент - фортепиано, его история и устройство. Картины природы - звуками фортепиано Чайковский «Осенняя песня»,

Островский «Пусть всегда будет солнце»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Интонационно-образный анализ: Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.

Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).

Исполнение песенного репертуара.

4

5

Природа и музыка. Прогулка.

1

Понятия: песенность, танцевальность, маршевость, песенный характер в музыке русских композиторов. Мелодия. Регистр. Изобразительность в музыке.

Кюи «Осень», Зарицкая «Светлячок»

Чайковский «Вальс цветов», Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний урок путешествие

текущий

Интонационно-образный анализ: Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе).

5

6

Танцы, танцы, танцы…

1

Закрепление понятия танцевальность. Разнообразие танцевальной музыки. Определение на слух танцев: полки и вальса.

Чайковский «Детский альбом» - Камаринская, вальс, полька

Рахманинов «Итальянская

полька»

Урок закрепления знаний

текущий

Интонационно-образный анализ: Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе).

6

7

Эти разные марши. Звучащие картины


1

Интонация шага. Ритмы маршей. Понятие маршевость; научиться на слух распознавать марши; выяснить где в жизни встречаются марши.

Чайковский «Марш деревянных солдатиков»; Островский «Пусть всегда будет солнце»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-игра

текущий

Интонационно-образный анализ: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, аключение, запев и припев).

Исполнение песенного репертуара. Выполнение творческие задания; рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.

7

8

Расскажи сказку. Колыбельные Мама.

1

Сказочные образы в музыке С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского. Закрепление понятий: песенность, танцевальность, маршевость. Колыбельные - самые древние песни.

Е. Крылатов « Колыбельная медведицы». Чайковский «Вальс цветов»; Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка»

текущий

Интонационно-образный анализ: Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).

Исполнение песенного репертуара. Выполнение творческие задания; рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.

8

9

Обобщающий урок 1 четверти



1

Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Интонационно-образный анализ: Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Слушание музыки.: Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе).

Выполнение тестового задания.

9

10

Великий колокольный звон. Звучащие картины

1

Знакомство с разновидностями колокольных звонов на Руси. Композиторы, включавшие звоны колоколов в свои произведения.

Великий колокольный звон из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского

Кюи «Осень»

Урок закрепления знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Исполнение песенного репертуара.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

10

11

Святые земли Русской. Князь А.Невский. Сергий Радонежский

1

Святые земли Русской - А.Невский и С.Радонежский.

С. Прокофьев кантата «А Невский». Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские! Гладков «Ха-ха-ха! Хоттабыч»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Исполнение песенного репертуара.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

11

12

Сергий Радонежский.

1

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные песнопения.

«О, преславного чудесе» - напев Оптиной Пустыни

Народные песнопения о Сергии Радонежском.

Урок закрепления знаний/ урок-игра

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.

Исполнение песенного репертуара.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

12

13

Молитва

1

Знакомство с особенностями жанров - молитва, хорал. Интонационная особенность этих произведениях

«Утренняя молитва»; «В церкви» из «Детского альбома».

П. Чайковский.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.

Исполнение песенного репертуара.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

13

14

Рождество Христово!

1

Знакомство с истоками празднования Рождества Христова на Руси, как этот светлый праздник празднуется на Дону.

Добрый тебе вечер, Рождественское чудо; Рождественская песенка, народные славянские песнопения. А.Пономарева, А.Чеменева «Новогодняя» П. Синявский «Смешной человечек»

Урок закрепления знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности .

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

14

15

Музыка на Новогоднем празднике

1

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику - «Новый год».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / урок-сказка

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности .

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

15

16

Обобщающий урок

2 четверти

1

Обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть

Урок комплексного применения ЗУН

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания.

16

17

Русские народные инструменты Плясовые наигрыши.

Вводный

1

Оркестр русских народных инструментов. Плясовые наигрыши. Вариации. Разучить новогодние песни, добиться выразительного исполнения.

Чайковский «Декабрь»-Времена года

Крылатов «Песенка Деда Мороза»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

17

18

Разыграй песню.

1

Фольклор - народная мудрость. Русские народные песни. Хоровод Разыгрывание песен.

А.Пономарева, А.Чеменева «Новогодняя»

П. Синявский «Смешной человечек»

Урок закрепления знаний / урок-игра

текущий

Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров

Ролевая игра «Играем в композитора»

18

19

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

1

Авторская музыка в народном стиле. Закрепление понятия «народные инструменты»; их названий, внешнего вида и звучание. Мелодическая импровизация на тексты народных песенок

Светит месяц; Камаринская.

Шаинский «Дети любят рисовать»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

19

20

Обряды и праздники русского народа

1

Знакомство с понятиями: мотив, напев, наигрыш; углубить знания об особенностях русской народной музыки. Проводы зимы: Масленица. Встреча весны.

Наигрыш. А. Шнитке. Римский-Корсаков «Снегурочка» - фрагмент

Плясовые наигрыши.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-сказка

текущий

Слушание музыки: Выявлять особенности традиционных праздников народов России.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

20

21

Сказка будет впереди.

1

Удивительный мир театра. Детский музыкальный театр. Знакомство с понятиями: опера, театр.

Опера М.Коваля «Вол и семеро козлят»

Е. Крылатов «Заводные игрушки»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

21

22

Детский музыкальный театр. Опера

1

Опера. Примадонна. Дуэт. Трио. Хор. Драматургия развития. Театры оперы и балета мира. Фрагменты из опер. Песенность, танцевальность, маршевость.

Римский-Корсаков «Снегурочка» - фрагмент

Урок закрепления знаний / урок-игра

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

22

23

Театр оперы и балета. Балет.

1

Балет. Балерина. Танцор. Кордебалет. Драматургия развития. Театры оперы и балета мира. Фрагменты из балетов. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир музыкального театра. Оркестр. Дирижер.

С.С. Прокофьев «Золушка» - фрагменты

Урок комплексного применения ЗУН

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

23

24

Театр оперы и балета. «Волшебная палочка» дирижера

1

Дирижер - руководитель оркестра. Дирижерские жесты. Закрепление понятий: опера, балет, песенность, танцевальность, маршевость

С.Прокофьева «Золушка»

Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

24

25

Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила»



1

Закрепление понятий: опера, балет, театр, музыкальные жанры.

М.И.Глинка фрагменты из оперы «Руслан и Людмила»

«Подарок маме»

Урок закрепления знаний/ урок-путешествие

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

25

26

«Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Обобщение тем 3 четверти.

1

Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Роль дирижера в создании музыкального спектакля. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Увертюра к опере. - заключительный хор из финала оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка. - Марш Черномора.

-«Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение тестового задания

26

27

Симфоническая сказка

С. Прокофьев «Петя и Волк».

1

Концертный зал.

Инструменты симфонического оркестра. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке.Петя и Волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

27

28

«Картинки с выставки». Музыкальное впечатление.

1

Термин - контраст, контрастные произведения. Музыкальные портреты и образы в фортепианной музыке.

«Картинки с выставки»- пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.

Синявский «Пряничный домик»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

28

29

«Звучит нестареющий Моцарт». Симфонии №40. Увертюра.

1

Жизнь и творчество В.А.Моцарта. Сравнительный анализ музыки М.И.Глинки и В.А.Моцарта

М.И. Глинка Увертюра «Руслан и Людмила» В. А. Моцарт. Симфония №40.

Песня о картинах. Гр. Гладков.

Урок закрепления знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

29

30

Волшебный цветик - семицветик. И

всё это - Бах (орган).

1

Музыкальная печь- интонация. Орган - музыкальный инструмент.

Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из сюиты №2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из сюиты №2. И. С. Бах.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

30

31

Всё в движении. Попутная песня.

1

Выразительность и изобразительность музыки. Контраст. Музыкальные жанры: опере, балете, симфонии, концерте, сюите.

Попутная песня; Жаворонок. М. Глинка.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-сказка

текущий

Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

31

32

Два лада. Природа и музыка.

1

Средства музыкальной выразительности. Музыкальный лад: мажор, минор. Музыкальная речь. Природа и музыка.

Тройка; Весна; Осень. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Пусть всегда будет солнце. А. Островский.

Урок закрепления знаний

текущий

Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

32

33

Мир композитора. Чайковский и Прокофьев.

1

Конкурс исполнителей им. П.И.Чайковского. Инструментальный концерт. Музыкальная речь и музыкальный язык.

Концерт для фортепиано с оркестром №1. часть 1-я (фрагменты). П. Чайковский. Ю.Чичков «Лесной марш»

Урок обобщения и систематизации знаний

итоговый

Слушание музыки: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Выполнение творческие задания из рабочей тетради.

33

34

Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок-концерт.

1

Средства музыкальной выразительности. Музыкальные жанры: песня, танец. марш. Композитор - слушатель.

Обобщение знаний, полученных в 4-й четверти, закрепление слов песен. Тест

Выполнение тестового задания

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)

Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

В соответствии с программой авторами разработаны учебно-методические комплекты, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.


Класс

Учебная программа

Учебники

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

«Музыка»

Учебник для общеобразовательных учреждений, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М.:Просвещение, 2011


  1. Музыка. 2 класс. Рабочая тетрадь, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М.:Просвещение, 2011

  2. Музыка 1-4кл. Методика работы с учениками, Критская Е.Д., М.:Просвещение, 2011

  3. Сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярная литература по искусству.

Презентации по урокам.

Раздаточный материал



  1. Информационно-коммуникативные средства

  1. Критская Е.Д. Музыка, 2 класс - Электронный ресурс: методическое пособие / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. - Режим доступа: prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm

  2. Критская Е.Д. Музыка. Начальные классы. Программа / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. - Режим доступа: prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html

  3. Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.

  4. Подборка аудио- и mp3-дисков с песенным репертуаром.

  1. Наглядные пособия


  1. Портреты композиторов.

  2. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.


  1. Интернет-ресурсы


  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru

  2. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka/info/about/193

  3. Я иду на урок начальной школы (мтериалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1september.ru/urok


  1. Технические средства обучения


  1. Музыкальные инструменты.

  2. Электронные музыкальные инструменты.

  3. Персональный компьютер.

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Экспозиционный экран.

  6. DVD-проигрыватель.

  7. Микрофоны и звукоусиливающая техника.

  8. Плазменный телевизор.


  1. Учебно-практическое оборудование.


  1. Укладка для аудиовизуальных средств.

  2. Шкафы для хранения таблиц и репродукций.

  3. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором магнитов.


© 2010-2022