• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект урока по музыке «Тема войны и героическая тема в искусстве. Симфония №7 («Ленинградская») Дмитрия Шостаковича»

Конспект урока по музыке «Тема войны и героическая тема в искусстве. Симфония №7 («Ленинградская») Дмитрия Шостаковича»

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Тема войны и героическая тема в искусстве.

Симфония №7 («Ленинградская») Дмитрия Шостаковича»



Учитель: Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего ее слушать.

Вывожу на монитор фото войн

Учитель: Какие Отечественные войны в истории нашей страны вы знаете?

Уч.: Отечественная война 1812 г. - борьба с наполеоновской Францией.
Отечественная война 1941-1945г.г. - борьба с фашисткой Германией.

Учитель: В ходе этих войн ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь русского народа к своей Родине. Я предлагаю вам прослушать отрывок песни Остапенко Л., Ткач О. «Ты помни» и ответить на следующий вопрос: О Победе, в какой войне идет речь в данной песне?

"Ты помни"

Я знаю о войне лишь понаслышке,
Но вновь и вновь в мои приходит сны.
Безусый паренёк, совсем мальчишка,
Который не вернулся с той войны.
Сожмётся больно сердце от печали,
Хоть с той поры прошло полсотни лет,
Но снится мне тревожными ночами
Мой молодой, мой вечно юный дед.

Припев:
Над миром вновь ликует светлый май,
Который раз мы празднуем Победу.
Но то, что совершили наши деды,
Ты помни, никогда не забывай.

Уч.: Эта песня посвящена победе русского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945г.

Учитель: Какие поэтические строки подтверждают ваш ответ?

Уч.: - Хоть с той поры прошло полсотни лет

- Над миром вновь ликует светлый май,
Который раз мы празднуем Победу.

- Но то, что совершили наши деды

Учитель: Действительно, эта песня посвящена победе русского народа над фашисткой Германией. Какие событие Великой Отечественной войны вы знаете?

1. Битва за Москву (1941г.)
2. Сталинградская битва (ноябрь 1942г. - январь 1943г.)
3. Курская битва (1943г.)
4. Блокада Ленинграда (1941г. - 1944г.)

Учитель: Предположите, кто из композиторов 20 века имел прямое отношение к событиям блокадного Ленинграда и мог посвятить городу музыкальное произведение?

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) место рождения с. Сонцовка Донецкой области (опера «Война и мир»), Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) место рождения г. Петербург (Симфония №7), Арам Ильич Хачатурян (1903-1978) место рождения г. Москва (балет «Гаянэ»), Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) место рождения г. Фатеже Курской области (песни для фронта).

Уч.: Дмитрий Дмитриевич Шостакович, так как место рождения композитора город Петербург.

Учитель: В тот воскресный день 22 июня 1941 года, когда фашисты напали на нашу страну, Д. Шостакович, тогда ещё преподаватель ленинградской консерватории, пошёл принимать экзамен у студентов. У него было хорошее настроение, но страшная весть о начале войны потрясла сразу всех людей нашей страны. С первых дней войны Дмитрий Дмитриевич начал добиваться отправки на фронт, но везде получив отказ, записался в народное ополчение. Но Шостакович стремился приносить посильную пользу и в своём основном виде деятельности. В первые дни войны композитор сочинял песни, так как считал, что для армии они сейчас нужнее всего.



Мы предполагаем, что Дмитрий Шостакович и написанная им седьмая симфония имеют прямое отношение к событиям блокадного Ленинграда. Давайте посмотрим, оправдались ли наши предположения?

/видеофрагмент с подтверждением/

Учитель: Тема нашего урока «Тема войны и героическая тема в искусстве. Симфония №7 Дмитрия Шостаковича»

Что мы можем сказать о музыкальном произведении, еще не прослушав его?

Название: «Ленинградская»
Автор: Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Жанр оркестровой музыки: симфония

Симфония - ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение, имеющая сонатную форму. Три раздела: экспозиция, разработка, реприза, обрамленные вступлением и кодой. В данной симфонии разработки. Вместо нее звучит знаменитый эпизод - тема фашистского нашествия, которую мы и будем анализировать.

Можем ли мы ответить на следующие вопросы?

Характер музыки: суровый, напористый, маршевый.
Форма темы эпизода нашествия: вариационная звучание темы меняется 11 раз.
Динамическое развитие: Было ощущение, что немцы наступают издалека, так как музыка вначале была едва слышной, очень тихой. А затем сила звука усиливалась, тема становилась все уверенней, тяжелей и мощней.
Инструменты, преобладающие в звучании оркестра: Духовые медные и ударные инструменты.
Музыкальные образы симфонии: Тема нашествия рисует нападение на нашу страну, тупую силу, из которой выбили всё гуманное, живое. Она повторяется 280 тактов, создавая впечатление, что это идут марионетки, которых дёргают за нитки, они идут, не рассуждая, топчут, грабят и убивают.
Музыкальная драматургия построена на показе и борьбе двух непримиримых враждебных образов. Это уже не просто Добро и Зло, здесь мир советских людей и фашизм. Два контрастно-конфликтных образа.

Уч.: Нет, мы не можем ответить на данные вопросы.

Учитель: Посмотрите сколько вопросов, что нам нужно сделать, чтобы ответить на них?

Уч.: Прослушать музыкальное произведение

Учитель: Сядьте так, как вам удобно будет прослушать эпизод нашествия.

/Прослушивание /

Учитель: Какое впечатление произвела на вас музыка Дмитрия Шостаковича?

/дети делятся своими впечатлениями: неспокойно, тревожно, угнетающе/

Учитель: Мы прослушали эпизод музыкального произведения. Теперь мы можем отвечать на поставленные вопросы?

Уч.: Да

Учитель: Для дальнейшей работы займите свое место в группе и ознакомьтесь с заданием. На работу в группах я даю вам 5 минут.

/работа в группах/

Учитель: Представители групп, мы все внимательно вас слушаем.

(выступление)

Учитель: Симфония Шостаковича настолько соответствовала духу того времени, что вся документальная хроника транслировалась в сопровождении данного музыкального произведения.

/трансляция видеофрагмента/

Учитель: Дмитрий Дмитриевич Шостакович писал: «Когда грохочут пушки, поднимают свой могучий голос наши музы. Поэты писали стихи, композиторы сочиняли музыку - и все это было востребовано. Может, еще и потому выстояли наши отцы и деды в той страшной войне?»
И песни, которые звучат в наши дни, это память тех незабываемых лет. Я предлагаю вам сегодня, познакомится с одной из таких песен.

«Солдаты минувшей войны»
Муз. Б.Фиготина, сл. Л.Чикина

  1. Горят над могилами павших
    Победные звезды страны…
    Сужается круг прошагавших
    Дорогами прошлой войны.

Припев:

Но памятью вечной в народе
Живут они, славы сыны.
В легенды и в сказки уходят
Солдаты минувшей войны.
Солдаты, солдаты,
Солдаты минувшей войны.


  1. Но подвиги их все дороже,

А песни всё громче о них.

И память ответственной ношей

Ложится на плечи живых.


Учитель: Завтра мы проснемся и увидим голубое небо и ясное солнце. И пусть так будет всегда. Именно для того чтобы мы жили беззаботно и счастливо, мужественно защищали свою Родину русские солдаты и офицеры.

На этом наш урок окончен. Спасибо за работу!










































Ф.И.________________________________________________


Я знал раньше

Я узнал на уроке

Хочу узнать больше

о Д. Шостаковиче





о Симфонии «7»







Ф.И.________________________________________________


Я знал раньше

Я узнал на уроке

Хочу узнать больше

о Д. Шостаковиче





о Симфонии «7»







Ф.И.________________________________________________


Я знал раньше

Я узнал на уроке

Хочу узнать больше

о Д. Шостаковиче





о Симфонии «7»







Ф.И.________________________________________________


Я знал раньше

Я узнал на уроке

Хочу узнать больше

о Д. Шостаковиче





о Симфонии «7»



















Данная схема урока по которой мы работали не дала детям уйти в сторону от темы.





















  • Где и когда была исполнена?







© 2010-2022