• Преподавателю
  • Музыка
  • НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ. Тема: «Свадебные песни, которые пела мама моей бабушки»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ. Тема: «Свадебные песни, которые пела мама моей бабушки»

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СИМПОЗИУМ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ - РОДНОМУ КРАЮ»





Секция: художественно-эстетическая





«Свадебные песни, которые пела мама моей бабушки»

Автор: Махонина Диана Дмитриевна,

учащаяся 6 «В» класса.

Научный руководитель: Маслова М.В.,

учитель музыки

Место выполнения работы: МБОУ «СОШ №4

г. Шебекино Белгородской области»













2015

Содержание:

  1. Введение…………….………………………………………………………………3

  2. Особенности народной песни………………..……………………………………4

  3. Свадебный обряд села Купино Шебекинского района …………………………5

  4. Заключение...……………………………………………………………..…………9











Введение

Актуальность выбранной мною темы проекта обусловлена тем, что современная молодежь стала забывать традиции и обряды своих предков. Это доказывают результаты последних социологических опросов. Есть обширный печатный материал наших писателей-земляков, но он не систематизирован. В сети Интернет материал по интересующей меня теме отсутствует .

Общаясь со своими ровесниками, я обнаружила, что большинство из них не знает имён своих прадедов и прабабушек, не знают, кем они были, чем занимались, что уважали и любили, какие обычаи и традиции были в их семье. Разрывая связи с духовными традициями ,мы убиваем в себе человека ,нравственную опору ,творческие способности. Поэтому все, что касается традиционной русской культуры -свято. Надо ничего не жалеть для того ,чтобы сохранить ее.

Цель: изучение свадебных песен Шебекинского района.

Гипотеза: люди не должны забывать песенные традиции и обряды родного края своей малой родины.

Задачи:

- узнать больше о жанре народной песни;

- познакомиться со свадебным обрядом, песнями Шебекинского района ;

- выяснить какие песни пела на своей свадьбе мама моей бабушки;

- расширить свои знания о свадебных песнях Шебекинского района;

Этапы работы:

- найти материал по теме;

- собрать и систематизировать необходимую информацию ;

- изучить теоретический материал;

- проанализировать информацию по теме проекта;

- провести социологический опрос;

- обработать результаты опроса;

- сделать выводы.

Результаты социологического опроса.

Опрос проводился с помощью индивидуальной анкеты.

В ходе социологического исследования было опрошены ученики 5-9 класов.

Вопрос

Ответили : - да

Ответили:- нет

Хотели бы вы больше узнать о жизни ваших предков

90%

10%

Считаете ли вы нужным возрождать традиции и обряды родного края своей малой родины

80%

20%

Знаете ли вы хоть одну свадебную обрядовую песню Шебекинского района.

10%

90%

Для выявления музыкальных предпочтений своих одноклассников я провела социологический опрос. Было опрошено 23 ученика 6 «В» класса .

Опрос показал, что 68 % опрошенных в той или иной степени увлекаются музыкой. На вопрос: «Какой жанр музыки вам больше нравится?» ребята ответили так:

- современная популярная музыка - 80%

- рок музыка - 20%

- классическая музыка - 12%

- народная музыка - 8 %

Особенности народной песни

Русское народное творчество отличается исключительным богатством и разнообразием. Особое место в творчестве каждого народа занимает песня. Она сопровождает человека от колыбели до могилы. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье - всё это находило и находит отражение в народном песнетворчестве. Отсюда - богатство и многообразие жанров русской народной песни.

Содержание и характер народной песни определялись историческими условиями и бытом простых людей.

Каждая народная песня имела своего создателя - талантливого певца из народа. Но его имя затерялось в глубокой древности. В те времена. Когда еще не было нотной записи, песни просто передавались друг другу устно. Каждый певец вносил что-то своё, по-своему изменял мелодию. Поэтому песни становились как бы произведениями коллективного творчества.

Народные песни делятся на несколько групп: хороводно-игровые, плясовые, протяжные, трудовые, свадебные ,лирические и тд.

Местная певческая традиция Шебекинского района отличается большим разнообразием песенных жанров : здесь есть и хороводные и плясовые песни ,протяжные и воинские ,шуточные и частушки .

Также широко представлены песни ,связанные со старинными обрядами и праздниками . И одним из наиболее хорошо и полно сохранившихся обрядов можно считать старинную свадьбу. И меня заинтересовал старинный свадебный обряд и я очень захотела узнать песни которые пели на свадьбе мамы моей бабушки.


Свадебный обряд села Купино Шебекинского района.

Мама моей бабушки,Махонина Екатерина Ивановна ,уроженка села Крапивное Шебекинского района. Родилась 4 января 1921г .Умерла 9 февраля 1999 года . Теперь я уже не смогу попросить прабабушку спеть мне песню. Но мне очень интересно какие песни звучали на их с прадедушкой свадьбе. В первую очередь в поисках информации я обратилась к сети Интернет ,но ,к моему огромному удивлению, ничего не нашла. Тогда я посетила несколько городских библиотек ,и только в Центральной Шебекинской библиотеке нашла три книги о народных песнях нашего края. К сожалению, ни в одной из них не было материала о свадебных обрядах села Крапивное. Единственная информация на эту тему была о селе Купино. Так как село находится неподалеку, я решила, что и песенные традиции были похожи .

Свадьба Села Купино Шебекинского района представляет собой очень красочное развернутое драматическое действо с большим количеством местных обычаев ,которые делают ее своеобразной , непохожей на другие.

Еще до начала свадьбы совершались традиционные действия, которые ей предшествовали. Первым из них было сватовство.

Сватовство старались не афишировать, так как в случае отказа неудачливым сватам острые деревенские языки тут же припоют частушку:

Наши Ваню «поженили»,

Ездили за триста верст,

Привезли обдристан хвост.

Свататься ездили родители жениха, крестные, близкие родственники - обычно не более пяти-шести человек. Непременным атрибутом при сватовстве был «пирог хлеба». Его приносила мать жениха и оставляла как своеобразный залог до получения ответа. Если ответ будет положительным этот хлеб разрежут на «пропиванках», если нет - возвратят назад. Через два-три дня после сватовства договаривались идти «смотреть двора», т. е. осматривать хозяйство будущего зятя. Нередко было так, что девушка впервые встречалась со своим будущим мужем только на «пропиванках». Здесь на стол выставлялось скромное угощение, гости закусывали и пели предназначенные для этого случая песни, «По садику галушка летала». Спустя несколько дней родители жениха и невесты встречались на «сговоры», где обсуждались важные хозяйственные вопросы: дата свадьбы, количество гостей с каждой стороны, приданого и т. д. С этого дня начинались приготовления к свадьбе:

По вечерам в доме у невесты собирались подружки и помогали шить «дары». Каждая девушка, выходя замуж, по обычаю должна была одаривать родственников жениха, которые в свою очередь преподносили подарки ей. Так об этом поется в песне «Ой по Дону, по Доночку», которая исполнялась во время шитья даров:

...Она свекру - рубашку,

А свекровье - другую,

А другую альняную.

А деверьям-но порточкам,

А деревья - по вилечку

А золовкам - по лендочке,

А золовки - по сеточке .

За день до свадьбы от жениха в дом невесты приезжал повозник «везти худобу», т. е. забирать приданое. Тут его уже поджидали подруги невесты, и без выкупа дело не обходилось. Вечером этого же дня невеста собирала всех своих подруг на девишник. Этот вечер был своеобразным прощанием девушки со своей прежней «вольной» жизнью. Об этом событии так повествуется в песне, которую пели на девишнике:

Ой у ворот вереюшки повились,

Вот к Манечке подруженьки собрались.

Шли-прошли красные девки горою

И кликали да вот Марьюшку с собою:

-Пойдем, пойдем, да вот Марьюшка, с нами в ряд,

Да заиграем, Ивановна, с нами в лад.

-Уйдите, красные девки, да не ждите,

Ох, я себе сильного роя выловила,

Ох, сильный рой- Иванечка молодой.

Свадебный день был особо насыщен различными ритуальными действиями, которые должны были способствовать хорошей жизни молодых, уберечь их от сил зла.

Утром свадебного дня подружки невесты помогали ей завершить последние приготовления к свадьбе. Старшая подруга заплетала ей косу и надевала на голову венок из бумажных цветов. Девушки наряжали курицу: шли в ход остатки лент, цветные лоскутки. На шею ей привязывали небольшой мешочек с зерном как символ богатства, достатка.

Шумно, со звоном колокольчиков, музыкой, песнями подъезжал свадебный поезд. Все подводы были ярко разукрашены рушниками, махрами, лентами. В избу входил дружка с несколькими товарищами. Но все места за столом были заняты девушками.

Девушки пели:

Дружко богатеня

Молодой торгатина,

Откупи у нас местечко-

Мы не дорого просим,

Дешево отдаваем:

Сто рублей с полтиною.

С золотою гривною,

С чарой наливною.

Если цена казалась дружке слишком высокой и он отказывался платить,его тут же

«страмили»:

У нашего дружки денег нет ,

А денег нет -так займи.

У товарища попроси,

А покос придя - откоси.

Когда стороны , наконец , приходили к согласию , девушки покидали свои места и пели:

Ой у поле лен ,лен,

Красных девок вон,вон,

А нашто было брати

Да домой выгоняти.

Дружка также должен был выкупить курицу и заплатить за косу невесты. А косу надежно охранял «дядька» (младший брат невесты) с виселкой (палкой для замеса тесла) в руках .Когда дружке удавалось договорится и с «дядькой»,девушки пели :

Да вот Машин братишка-татарин

Продал Машечку боярам.

Свое место за столом занимал жених и его гости . В доме звучали песни «У нас по Дону», «У нас нынче не погожий день» и другие. После непродолжительного застолья дружка обращался к родителям невесты: «Разрешите молодого князя и княгиню вывести из-за стола, богу помолиться, благословить и в путь проводить».

На полу расстилали шубу, молодые становились на колени, и родители благословляли их. Видимо, считалось, что в день свадьбы жених с невестой были наиболее уязвимы для злых сил, поэтому никто не должен был соприкасаться с ними. Жених и невеста держали в руках по сложенному вдвое рушнику, и «заводить» за стол и «выведить» из дома молодых дружка должен был только за рушники.Провожая молодых за порог, мать разметала перед ними дорогу, а затем бросала веник на крышу. И плохо было, если веник падал назад - невеста может вернуться домой. При выезде свадебного поезда со двора пели «Ой,повозник кудрявый», «У ворот бела «береза стояла».

В доме жениха невесту сажали одну в красный угол, где проходил один из самых эмоциональных моментов свадьбы - повивание. Свашки закрывали невесту от посторонних глаз платком, брали в руки по свече, и начиналось повивание.Косу невесты расплетали «по-бабьи» надвое, на глолову надевали шапочку с рожками - «почапушник». Невеста должна была несколько раз сбросить его с себя, как бы демонстрируя свое нежелание подчиниться чужой воле.Но наконец, «почапушник» надет. Сверху его накрывали платком. Если девушка была сирота, то на повивание ей пели «Ивушку», а она причитала.

Затем начинался свадебный пир. Интересно отметить, что никогда на традиционной свадьбе не было пьяного разгула.Дружка с одним небольшим стаканчиком обходил гостей , угощая всех по очереди. Каждый из присутствующих говорил тост. На это требовалось много времени, поэтому за всю свадьбу дружке удавалось обойти всех гостей два-три раза.

Завершилась свадьба тем что жених ставил посреди избы деревянный кол ,а рядом - кувшин с привязанными двумя пучками калины (символ невинности девушки).Каждый их присутствующих делал по нескольку ударов по колу ,забивая его в землю . За каждый удар нужно было платить. Деньги бросали в кувшин .

Вечером гости расходились по домам ,желая молодым счастья . На этом свадьба заканчивалась.

В литературных источниках я сумела отыскать сведения только о свадебных обрядах села Купино, однако, я не забывала, что моя бабушка родом из села Крапивное и я все больше задавалась вопросом действительно ли свадебные обряды сел шебекинского района были одинаковы или каждое село придерживалось своих традиций . Мне удалось побеседовать со сторожилами села Крапивное, которые подтвердили то ,что действительно много было общего в песенных традициях сел , и исполнили несколько песен которые звучали у них на свадьбе:

Величальная песня при выходе молодых из церкви

Не я поил-кормил,

А мене досталася.

А мене досталася

Со мною венчалася.

Под венцом стояла

И хрест целовала.

Кто хрест, кто Евангаль,

Кто попову руку.

Песня, исполняемая во время одарения молодых

Ходя сваха по двору,

У ей щуба до полу,

Одна пола сто рублей,

А другая тысячу.

Заключение

Цель моей работы достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза, выдвинутая мной, подтвердилась. Результат проведенного мною социологического опроса показывает, что мои земляки убеждены в важности возрождения и сохранения песенных традиций и обрядов Белгородчины. Думаю, что моя проектная работа может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать традиции и обряды родного края, своей малой родины. Материал проекта можно использовать при изучении быта и нравов Белгородчины, на уроках музыки , истории , православной культуры , окружающего мира. Моя работа - это мой посильный вклад в духовное возрождение России, так как оно складывается из возрождения лучших обычаев и традиций в её регионах.

Библиографический список

1.«Народная песня Белгородского края»: Хрестоматия . Издательство Шаповалова,1996.-192с.

2.Веретенников И.И. Народное Музыкальное творчество Белгородского края:-Издательский дом «В.Шаповалов»,Белгород,2000,216с.

3.Традиционная культура Белгородского края .- Вып.1-Борисовский ,Вейделевский ,Волоконовский районы.-Сборник научных статей и фольклорных материалов из «Энспедиционных тетрадей»/Ред.-сост. В.А.Котеля.Белгород:издание БГЦНТ,2006.-148стр.с нот.

4.Интернет ресурсы

ru.wikipedia.org/wiki



9


© 2010-2022