- Преподавателю
- Музыка
- Разработка урока по музыке на тему Слёзы людские, о слёзы людские. (8 класс)
Разработка урока по музыке на тему Слёзы людские, о слёзы людские. (8 класс)
Раздел | Музыка |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кудрявцева Т.В. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Слёзы людские, о слёзы людские».
| На экране
|
Обращение к народно-песенной традиции, наиболее полно передающей радостные настроения в музыке, глубоко закономерно. Но не только народная музыка знает эти состояния чистой радости, ничем не замутненного веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. | Эпиграф: «Мелодией одной звучат печаль и радость…». А. Блок.
|
Вспомним светлые страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига... Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной; скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или темным началом, над грустью или сомнениями. | И. С. Бах, В. Моцарт, Ф. Шуберт, Э. Григ (портреты).
|
Сравните, например, характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры, созданного Моцартом (вспомним, что именно этого композитора называли «сыном солнца» за тот необыкновенный свет, что излучает его музыка). | В. А. Моцарт (портрет). Текст: Вольфганг Амадей Моцарт, австрийский композитор, капельмейстер, пианист, скрипач, клавесинист, органист.
|
Первые же такты Концерта № 23 ля мажор для фортепиано с оркестром погружают нас в стихию грациозной веселости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта. Что слышится нам в этой музыке? | Звучит музыка: В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. I часть. |
Пауза (ответы детей).
| |
Спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в легком ощущении танцевальности, такой милой, непринужденной, такой по-детски чистой... | |
Начало II части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной. Откуда такая грусть? Новое ли это настроение в музыке концерта, лишь оттеняющее веселость предыдущей части? Прослушав Адажио, мы уже по-новому воспринимаем характер I части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить по звучанию первых тактов? И, возвращаясь к этой музыке, мы еще раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях и чувствах людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником реального живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями. | Звучит музыка: В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. II часть.
|
И все же финал концерта снова возвращает нас к ощущению радости и света. Однако та ли это радость, что звучала в музыке I части? Можем ли мы снова охарактеризовать ее словами «непринуждённая, по-детски чистая»? Наверное, точнее было бы все же сказать о новой радости - радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света. | Звучит музыка: В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. III часть.
|
Так даже в рамках одного произведения мы видим столь различные нюансы одного эмоционального состояния. Изменчивость и подвижность музыкальных настроений, данных в последовательности, - это лишь одна сторона выражения прихотливого мира человеческих эмоций. | Картина: Вена. Памятник Моцарту.
|
Бывают произведения, в которых даже самое светлое настроение дается сразу во всем объеме различных нюансов, словно свидетельствуя о той неопровержимой истине, что в реальной жизни радость всегда соседствует с грустью, что привкус горечи, этот неизбежный спутник человеческого опыта и знаний, не покидает нас даже в минуты подъема и воодушевления. | Картина: Е. Волков. Вечерний пейзаж.
|
Картина: В. Шустров. Весна в Санкт-Петербурге.
| |
«Весна. Петроградская весна. Нигде так остро и волнующе не пахнет весной, как в этом холодном, сыром, но прекрасном городе. С моря веет новой, нарождающейся жизнью; в голове дурман от молодости, весны и счастья...» Это фрагмент из воспоминаний 3. А. Прибытковой, друга великого русского композитора С. В. Рахманинова. В ее воспоминаниях, в частности, упоминается и о том, как Сергей Васильевич, охваченный настроением расцветающей весны, пригласил сестер Прибытковых послушать его музыку. | Картина: Вид на Тучков мост и Васильевский остров. Художник С. Щедрин.
|
С. В. Рахманинов (портрет), Сергей Васильевич Рахманинов, русский композитор.
| |
«Я сейчас сыграю вам ваше настроение», - сказал он и заиграл самые свои весенние романсы... Среди этих произведений, проникнутых чувством вечно юной любви, был и романс «Здесь хорошо...». Уже из слов романса видно, что в нем воспевается все счастливое, все светлое, чем дорога и ценна каждому из нас наша жизнь. И музыка романса в основе своей светла, но свет этот не блистающий, не лучезарный, а как будто чуть приглушенный нежностью и любовью, какой-то особой теплотой с едва уловимым оттенком печали. | Звучит музыка: романс «Здесь хорошо…». С. В. Рахманинов.
|
Может быть, совсем не случайно 3. Прибыткова в начале описания этого эпизода пишет именно о петроградской весне, особенно остро ощущаемой в городе на Неве, где солнечный свет и тепло ценятся выше, чем в других, более уютных городах. А может быть, С. Рахманинов, подобно многим своим современникам, чувствовал тревогу и противоречивость самого времени: ведь XX век безвозвратно унес ощущение безмятежности и наивной легкости, свойственные ушедшим счастливым временам. И словно в подтверждение этих настроений звучит строка из стихотворения А. Блока, написанного в весенний день 31 марта 1914 года: «Мелодией одной звучат печаль и радость…». Конечно, нельзя сказать, что из современной музыки совершенно исчезли настроения радости и легкости. Человеческая природа богата и сильна, она способна к преодолению самых тревожных и тяжких состояний. Может быть, вернее было бы сказать, что радость просто стала иной, более дорогой, более драгоценной, как холодная петроградская весна. И может быть, поэтому состояния чистоты и светлого покоя, которыми отмечены некоторые современные музыкальные произведения, получают самые высокие и торжественные названия, самое тонкое и выразительное музыкальное воплощение. | Картина: А. Галимов. Канал Грибоедова в солнечный день.
|
Такова пьеса Д. Шостаковича «Бессмертие» - последняя в его одиннадцатичастной Сюите для баса и фортепиано на слова Микеланджело Буонарроти. | Д. Шостакович (портрет). Текст: Дмитрий Дмитриевич Шостакович, советский композитор.
|
В этой части Шостакович процитировал свою первую детскую пьесу, когда-то написанную им для фортепиано; и в обращении к светлой наивности собственных детских лет он усмотрел символ вечного возрождения жизни, вечной ее устремленности в высоты юного, свободного, бессмертного духа.
| Звучит музыка: Д. Шостакович. «Бессмертие» Из Сюиты для баса и фортепиано.
|
Не из этого ли источника черпаем мы самую светлую радость, живущую среди людей, вопреки всему темному и тяжелому, что омрачает жизнь? Бессмертие: не признающее никаких оков, властвующее над временем и пространством, глубоко предчувствуемое каждым, кто способен к высоким побуждениям, - не оно ли озаряет светом и лучшие страницы великих музыкальных творений? | Картина: Е. Волков. Золотая осень. Тихая речка.
|