• Преподавателю
  • Музыка
  • Технология уровня развития музыкальной культуры школьников в свете реализации ФГОС ООО

Технология уровня развития музыкальной культуры школьников в свете реализации ФГОС ООО

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Технология диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников в свете реализации ФГОС ООО.

Лобанова Валентина Ивановна, МБОУ гимназия № 2, г. Чехов, учитель музыки

Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО) диктуют необходимость освоения его базовых категорий и понятий, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования». В него включены: базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые из поколения в поколение; основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера: ключевые теории, понятия, факты, методы; универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс.

Базовые национальные ценности направлены на формирование ценностных ориентаций личности, её духовного багажа. К основным элементам научного знания относят теорию интонационной природы музыки, музыковедческие категории - образ, жанр, стиль, язык; композитор - исполнитель - слушатель; музыка народная и профессиональная. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком значении термин УУД можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, т.е. умения учиться. УУД на занятиях музыкой классифицируются на личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные и информационные.

Массовое музыкальное образование и воспитание в школе призвано решать задачи музыкального развития школьников, которые позволили бы сформировать универсальные способности личности. В процессе диагностики уровня эффективности музыкального развития учащихся могут быть предложены следующие функции оценивания: контрольная, обучающая, диагностическая, воспитательная. Процедура оценивания достижений школьников должна базироваться на следующих принципах: активность; учет объема и соотношения жизненного и учебного опыта; учет возрастных особенностей школьников.

Проблема оценки качества музыкального образования школьников тесным образом связана с поиском технологий обучения. На уроках музыки я использую следующие технологии:

- технологию развития процессов восприятия; - технологию формирования певческой культуры учащихся; - технологию детского музицирования; - технологию арттерапевтического воздействия музыки на учащихся; - технологию развития ассоциативно-образного мышления; - ученические исследовательские проекты как технологию развития познавательных интересов школьников; - информационно-коммуникативные технологии; - технологию диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников.

На последней технологии хотелось бы остановиться более подробно. Существует огромное количество методик диагностики уровня музыкального развития учащихся. К положительным моментам можно отнести стремление учителя как можно шире охватить различные стороны становления музыкальных способностей, определить критерии развития музыкальной культуры - музыкальный опыт, музыкальную грамотность, музыкально-творческое развитие.

При разработке диагностических тестов учителю необходимо учитывать: - ориентацию на содержание программы по музыке; - особенности технологий, применяемых на уроках музыки; - адекватность предлагаемых методик тестирования возрастным особенностям детей.

В процессе разработки тестов для учащихся я решаю задачи, которые направлены на определение:

- объема музыкально-слуховых представлений школьников; - интонационно-образного и стилевого словаря («тезауруса») учащихся; - степени усвоения учащимися основных закономерностей музыкального искусства; - личностно-ориентированной позиции учащихся, их отношения к эстетически- нравственным ценностям музыкального искусства.

Тесты могут предполагать демонстрацию репродукций произведений изобразительного искусства, чтение учителем или учащимися отрывков из литературных сочинений.

Основу тестирования должны составлять различные «пласты» музыкальной культуры: произведения «золотого фонда» музыкальной классики, а также фольклора, музыки религиозной традиции, современных произведений. Именно широкая культурологическая направленность содержания тестов позволяет применять их в качестве контроля за уровнем музыкального развития учащихся. Творческий подход к разработке и использованию диагностических материалов позволяет мне предлагать учащимся задания разного уровня сложности, в зависимости от уровня музыкального развития каждого класса, отдельных школьников. Для определения стилевого словаря («тезауруса») учащихся мною разработаны тесты для каждой параллели. Например: тема «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» в 6 классе.

Содержание задания

Варианты ответов

1

Определите жанр музыкального произведения К. Глюка «Мелодия»

А) вокальное произведение

Б) инструментальная пьеса

В) симфоническая музыка

2

Выбери инструмент деревянно-духовой группы симфонического оркестра

А) арфа

Б) гобой

В) валторна

Г) контрабас

Д) свирель

3

Самый высокий тембр голоса?

А) бас

Б) тенор

В) сопрано

4

Музыкальное произведение для голоса без слов

А) ария

Б) вокализ

В) романс

5

Что означает в переводе слово «фуга»?

А) круг

Б) бег

В) шествие

6

Кто автор хорового концерта «Перезвоны»

А) Э Денисов

Б) В. Кикта

В) В. Гаврилин

Г) Г. Свиридов

7

Творчество какого композитора отражает девиз: «Через борьбу - к победе!»

А) Бетховен

Б) Шопен

В) Чайковский

8

Определи форму, в которой нет противоположного образа

А) вариации

Б) рондо

В) куплетная

9

Произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента

А) концерт

Б) симфония

В) сюита

10

Кого из композиторов считали «королем» вальса?

А) В. Моцарт

Б) И. Штраус

В) Ф. Шопен

Тема «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» в 5 классе.

Содержание задания

Варианты ответов

1

Что стало бы с музыкой, если бы не

было литературы?

а) музыки не было бы вообще;

б) не было бы песен; в) не стало бы музыкально-театральных жанров;

г) ничего бы не произошло.

2

Как называется вокальное произведение без слов для голоса?

а) ария

б) песня в) вокализ

г) романс

3

Композиторы А. Варламов, А. Рубинштейн написали прекрасные романсы на стихотворение «Горные вершины». Кто автор стихов?

а) А. Пушкин

б) А. Плещеев

в) М. Лермонтов

г) Е. Баратынский

4

Какой народной песни мелодия лежит в основе главной темы финала «Первого концерта для фортепиано с оркестром» П.И. Чайковского?

а) «Во саду ли, в огороде» б) «Калинка» в) «Во поле береза стояла»

г) «Веснянка»

5

Как называется романс, в котором М.И. Глинка воспел Венецию?

а) «Песня венецианского гондольера»

б) «Баркарола» в) «Венецианская ночь» г) «Венецианская песня»

6

Как называется цикл фортепианных произведений П.И. Чайковского, в который входит «Октябрь. Осенняя песня»?

а) «Зарисовки природы» б) «Фортепианный альбом» в) «Времена года» г) «Музыка природы»

7

Назовите композитора, написавшего 40-ю симфонию?

а) Л.В. Бетховен б) П.И. Чайковский в) В.А. Моцарт г) М.И. Глинка

8

На что, прежде всего, опирается композитор при создании балета?

а) на требования балетмейстера

б) на танцоров балета в) на мнение публики

г) на либретто

9

Кто автор хорового концерта «Перезвоны»?

а) Э.Денисов

б) В.Кикта

в) В.Гаврилин

г) Г.Свиридов

Учитывая то, что информационные технологии стремительно входят в жизнь современной школы, мною создан в электронном виде банк тестов и диагностических материалов для учащихся, а также электронные таблицы по учету достижений каждого учащегося. Это помогает мне «реализовать вариативные подходы к диагностике качества музыкального образования и воспитания, и объективно оценить уровень развития музыкальной культуры школьников на основе сопоставления конкретных результатов диагностики и тестирования.

Список используемой литературы.

  1. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская. М.: Просвещение, 2013. (Работаем по новым стандартам).

  2. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы: проект. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)

  3. Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие. М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.



© 2010-2022