- Преподавателю
- Музыка
- Технология уровня развития музыкальной культуры школьников в свете реализации ФГОС ООО
Технология уровня развития музыкальной культуры школьников в свете реализации ФГОС ООО
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лобанова В.И. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Технология диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников в свете реализации ФГОС ООО.
Лобанова Валентина Ивановна, МБОУ гимназия № 2, г. Чехов, учитель музыки
Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО) диктуют необходимость освоения его базовых категорий и понятий, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования». В него включены: базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые из поколения в поколение; основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера: ключевые теории, понятия, факты, методы; универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс.
Базовые национальные ценности направлены на формирование ценностных ориентаций личности, её духовного багажа. К основным элементам научного знания относят теорию интонационной природы музыки, музыковедческие категории - образ, жанр, стиль, язык; композитор - исполнитель - слушатель; музыка народная и профессиональная. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком значении термин УУД можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, т.е. умения учиться. УУД на занятиях музыкой классифицируются на личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные и информационные.
Массовое музыкальное образование и воспитание в школе призвано решать задачи музыкального развития школьников, которые позволили бы сформировать универсальные способности личности. В процессе диагностики уровня эффективности музыкального развития учащихся могут быть предложены следующие функции оценивания: контрольная, обучающая, диагностическая, воспитательная. Процедура оценивания достижений школьников должна базироваться на следующих принципах: активность; учет объема и соотношения жизненного и учебного опыта; учет возрастных особенностей школьников.
Проблема оценки качества музыкального образования школьников тесным образом связана с поиском технологий обучения. На уроках музыки я использую следующие технологии:
- технологию развития процессов восприятия; - технологию формирования певческой культуры учащихся; - технологию детского музицирования; - технологию арттерапевтического воздействия музыки на учащихся; - технологию развития ассоциативно-образного мышления; - ученические исследовательские проекты как технологию развития познавательных интересов школьников; - информационно-коммуникативные технологии; - технологию диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников.
На последней технологии хотелось бы остановиться более подробно. Существует огромное количество методик диагностики уровня музыкального развития учащихся. К положительным моментам можно отнести стремление учителя как можно шире охватить различные стороны становления музыкальных способностей, определить критерии развития музыкальной культуры - музыкальный опыт, музыкальную грамотность, музыкально-творческое развитие.
При разработке диагностических тестов учителю необходимо учитывать: - ориентацию на содержание программы по музыке; - особенности технологий, применяемых на уроках музыки; - адекватность предлагаемых методик тестирования возрастным особенностям детей.
В процессе разработки тестов для учащихся я решаю задачи, которые направлены на определение:
- объема музыкально-слуховых представлений школьников; - интонационно-образного и стилевого словаря («тезауруса») учащихся; - степени усвоения учащимися основных закономерностей музыкального искусства; - личностно-ориентированной позиции учащихся, их отношения к эстетически- нравственным ценностям музыкального искусства.
Тесты могут предполагать демонстрацию репродукций произведений изобразительного искусства, чтение учителем или учащимися отрывков из литературных сочинений.
Основу тестирования должны составлять различные «пласты» музыкальной культуры: произведения «золотого фонда» музыкальной классики, а также фольклора, музыки религиозной традиции, современных произведений. Именно широкая культурологическая направленность содержания тестов позволяет применять их в качестве контроля за уровнем музыкального развития учащихся. Творческий подход к разработке и использованию диагностических материалов позволяет мне предлагать учащимся задания разного уровня сложности, в зависимости от уровня музыкального развития каждого класса, отдельных школьников. Для определения стилевого словаря («тезауруса») учащихся мною разработаны тесты для каждой параллели. Например: тема «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» в 6 классе.
-
№
Содержание задания
Варианты ответов
1
Определите жанр музыкального произведения К. Глюка «Мелодия»
А) вокальное произведение
Б) инструментальная пьеса
В) симфоническая музыка
2
Выбери инструмент деревянно-духовой группы симфонического оркестра
А) арфа
Б) гобой
В) валторна
Г) контрабас
Д) свирель
3
Самый высокий тембр голоса?
А) бас
Б) тенор
В) сопрано
4
Музыкальное произведение для голоса без слов
А) ария
Б) вокализ
В) романс
5
Что означает в переводе слово «фуга»?
А) круг
Б) бег
В) шествие
6
Кто автор хорового концерта «Перезвоны»
А) Э Денисов
Б) В. Кикта
В) В. Гаврилин
Г) Г. Свиридов
7
Творчество какого композитора отражает девиз: «Через борьбу - к победе!»
А) Бетховен
Б) Шопен
В) Чайковский
8
Определи форму, в которой нет противоположного образа
А) вариации
Б) рондо
В) куплетная
9
Произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента
А) концерт
Б) симфония
В) сюита
10
Кого из композиторов считали «королем» вальса?
А) В. Моцарт
Б) И. Штраус
В) Ф. Шопен
Тема «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» в 5 классе.
-
№
Содержание задания
Варианты ответов
1
Что стало бы с музыкой, если бы не
было литературы?
а) музыки не было бы вообще;
б) не было бы песен; в) не стало бы музыкально-театральных жанров;
г) ничего бы не произошло.
2
Как называется вокальное произведение без слов для голоса?
а) ария
б) песня в) вокализ
г) романс
3
Композиторы А. Варламов, А. Рубинштейн написали прекрасные романсы на стихотворение «Горные вершины». Кто автор стихов?
а) А. Пушкин
б) А. Плещеев
в) М. Лермонтов
г) Е. Баратынский
4
Какой народной песни мелодия лежит в основе главной темы финала «Первого концерта для фортепиано с оркестром» П.И. Чайковского?
а) «Во саду ли, в огороде» б) «Калинка» в) «Во поле береза стояла»
г) «Веснянка»
5
Как называется романс, в котором М.И. Глинка воспел Венецию?
а) «Песня венецианского гондольера»
б) «Баркарола» в) «Венецианская ночь» г) «Венецианская песня»
6
Как называется цикл фортепианных произведений П.И. Чайковского, в который входит «Октябрь. Осенняя песня»?
а) «Зарисовки природы» б) «Фортепианный альбом» в) «Времена года» г) «Музыка природы»
7
Назовите композитора, написавшего 40-ю симфонию?
а) Л.В. Бетховен б) П.И. Чайковский в) В.А. Моцарт г) М.И. Глинка
8
На что, прежде всего, опирается композитор при создании балета?
а) на требования балетмейстера
б) на танцоров балета в) на мнение публики
г) на либретто
9
Кто автор хорового концерта «Перезвоны»?
а) Э.Денисов
б) В.Кикта
в) В.Гаврилин
г) Г.Свиридов
Учитывая то, что информационные технологии стремительно входят в жизнь современной школы, мною создан в электронном виде банк тестов и диагностических материалов для учащихся, а также электронные таблицы по учету достижений каждого учащегося. Это помогает мне «реализовать вариативные подходы к диагностике качества музыкального образования и воспитания, и объективно оценить уровень развития музыкальной культуры школьников на основе сопоставления конкретных результатов диагностики и тестирования.
Список используемой литературы.
-
Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская. М.: Просвещение, 2013. (Работаем по новым стандартам).
-
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы: проект. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
-
Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие. М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.