Конспект урока на тему Характер музыки выражает характер человека (1 класс)

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: ХАРАКТЕР МУЗЫКИ ВЫРАЖАЕТ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

2. Цель

Образовательная: научить детей чувствовать характер музыки и сопоставлять его с характером человека, эмоционально откликаться на музыку;

Развивающая: развитие образного мышления, представления о музыке как важной части самой жизни.

Воспитательная: подчеркнуть связь музыки и жизни.

3. Тип урока: знакомство с новой темой

4. Музыкальный материал:

  • «Разные ребята» Д.Б.Кабалевского;

  • «Три подружки» Д.Б.Кабалевского;

  • «Неприятность эту мы переживём» Б.Савельева.

5. Оборудование урока (ТСО, наглядность):

  • магнитофон;

  • портрет Д.Б.Кабалевского;

  • иллюстрации: Резвушка, Плакса, Злюка.

6. План классной доски (размещение демонстрационного материала):



Портрет

Д.Б.Кабалевского

Иллюстрации:

«Резвушка» «Плакса» «Злюка»







Содержание урока

Этапы урока, дозировка времени

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы

Орг. момент -

1 мин.

Введение в тему урока:

знак-во с муз.материалом -

1 мин.

Обсуждение -

2 мин.




Разучивание фрагмента попевки -

3 мин.








Разучивание фрагмента попевки -

3 мин.




Исполнение - 2 мин.

«Здравствуйте, ребята!»

Сегодня мы начнём урок с разучивания небольшой песенки-попевки. Эта песенка про детей, а какие эти дети - попробуйте определить сами, а музыка вам подскажет…

Исполнение мелодии попевки «Разные ребята» - 1-й части («Мы ребята-непоседы»)

Ну что, о каких ребятах рассказала вам эта музыка: о спокойных, которые никуда не торопятся или наоборот?

С помощью чего вы это почувствовали? Как звучала музыка?

Верно, в этой попевке так и поётся: «Мы ребята-непоседы…» Давайте выучим слова этой попевки.

Работа с текстом.

Разучивание мелодии.

Ребята, а вы все непоседы?

Есть среди вас спокойные ребята?

Про них тоже есть попевка, послушайте…

Исполнение мелодии попевки «Разные ребята» - 2-й части («Мы спокойные ребята»)

Как звучит музыка, когда речь идёт о спокойных ребятах?

Правильно. Давайте выучим слова про спокойных ребят и соединим их с мелодией.

Работа с текстом.

Разучивание мелодии.

А если мы соединим обе части этой попевки в единое целое, получится, что мы поём про разных ребят. Эта попевка так и называется - «Разные ребята». Давайте исполним её целиком.

Исполнение в ансамбле с учащимися.

Так при помощи музыкальных звуков мы рассказали о разных характерах ребят.

«Здравствуйте, учитель!»

Слушание.

- О ребятах, которые куда-то спешат, не сидят на месте.

- Быстро, торопливо.

Произнесение текста с прохлопыванием ритма.

Исполнение мелодии с текстом по фразам.

- Нет.

- Да.

- Медленно, спокойно.

Произнесение текста с прохлопыванием ритма.

Исполнение мелодии с текстом по фразам.


Исполнение в ансамбле с учителем.

Попевка.


Собственно-музыкальная деятельность.

Диалог.


Ритмическое «эхо».

Мелодическое «эхо».



Ритмическое «эхо».

Мелодическое «эхо».


Хоровое пение.

Развитие темы урока:

подготовка к слушанию - 1 мин.


Слушание -

2 мин.

Микро-пауза.

Обсуждение -

5 мин.












Микро-вывод -

1 мин.



Повтор.слушание

Что же получается? Оказывается, при помощи музыкальных звуков можно передать характер человека.

Однажды об этом подумал композитор Дмитрий Борисович Кабалевский (*показ портрета) и сочинил вот такую музыку…

Включается аудио-запись «Три подружки».

Ребята, какой характер вы почувствовали в музыке? Он изменялся?

Это произведение называется «Три подружки». Какой же характер у первой подружки? Какая она? (*наиграть)

Её зовут Резвушка. (*показ иллюстрации) Подходит ей такое имя?

А вторая подружка? Как звучала музыка? (*наиграть)

Какое имя подойдёт второй подружке? - Её зовут Плакса. (*показ иллюстрации)

Ну а третья подружка? Какая она? (*наиграть)

Какое имя ей подойдёт? - Композитор назвал её Злюка. (*показ иллюстрации)

Можно назвать это произведение музыкальным портретом?

Таким образом, в музыкальном портрете характер музыки выражает характер человека.

Давайте послушаем «Трёх подружек» ещё раз.

Включается аудио-запись.


Дети слушают музыку.

- Да, здесь было несколько характеров. (*учащиеся описывают характеры)

- Она очень подвижная, резвая.

- Да.

- Грустно, жалостливо, плаксиво.

(*ответы детей)

- Злая, грубая.

(*ответы детей)

- Да.

Дети слушают музыку.


Собственно-музыкальная деятельность.

Диалог.





Собственно-музыкальная деятельность.

Работа с песней -

14 мин.

А сейчас я исполню вам музыкальный фрагмент, а вы мне скажете, какой характер у героя, исполняющего эту песню.

Исп-ся 1-й куплет песни «Неприятность эту мы переживём».

Какой герой исполняет эту песню?

Какой у него характер?

Как нужно исполнять эту песню?

Давайте попробуем исполнить этот куплет все вместе.

Исполнение 1-го куплета песни в ансамбле с учащимися.

Сегодня мы разучим 2-й куплет песни кота Леопольда.

Работа с текстом 2-го куплета.

Разучивание мелодии.

Исполнение в ансамбле с учащимися.

Дети слушают фрагмент песни.

- Кот Леопольд.

- Добрый, отзывчивый.

- Ласково, напевно.

Исп-е 1-го куплета в ансамбле с учителем.

Произнесение текста с прохлоп-м ритма.

Исполнение мелодии с текстом по фразам.

Исполнение в ансамбле с учителем.

Собственно-музыкальная деятельность.


Исполнительская деятельность.

Ритмическое «эхо».

Мелодическое «эхо».

Хоровое пение.

Итог -

3 мин.

Итак, ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке? Что может выражать характер музыки? С какими музыкальными и человеческими характерами мы сегодня встречались? Какой музыкой вы хотели бы закончить сегодняшний урок?

Исполнение на ф-но музыки (по желанию учащихся)

(*ответы учащихся)

Выход из класса под музыку.

3

© 2010-2022