Программа кружка Театр музыкальный инструментов

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № «Сказка»















Программа

дополнительного образования

художественно-эстетического направления

«Театр музыкальных инструментов»

Программа кружка Театр музыкальный инструментов





















Составитель:

музыкальный руководитель

Максименко Наталья Александровна











г. Нижневартовск

Содержание.


  1. Паспорт программы………………………………………………………………….3

  2. Пояснительная записка……………………………………………………………...4

  3. Цель, задачи………………………………………………………………………….5

  4. Планируемые результаты……………………………………………………...……6

  5. Объем образовательной нагрузки…………………………………………………..7

  6. Организованные педагогические условия………………………………………….7

  7. Расписание……………………………………………………………………………7

  8. Календарно-учебный график……………………………………………….………..7

  9. Материально-технический раздел…………………………………………….……12

  10. Мониторинг………………………………………………………………….……....12

  11. Список литературы………………………………………………………………….13




























  1. Паспорт программы















































  1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с:

- Законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 - ФЗ;

- Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)

- Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155)

Программа «Театр музыкальных инструментов» по обучению игре на музыкальных инструментах дошкольников является компилятивной и составленной на основе:

- «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, М., «Мозаика-синтез», 2013.

- «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», Н.Г.Кононова, М.: Просвещение, 1990 г.

В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах (система детского музыкального воспитания Карла Орфа). Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских элементарных музыкальных инструментов до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.

Актуальность.

Совершенствование системы музыкального образования - не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.

Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Практическая значимость.

Игра на музыкальных инструментах - это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

При создании данной программы был обобщен, как опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, так и личный опыт автора.

  1. Цели и задачи программы.

Целью обучения детей игре на ДМИ в кружке стало создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка. Игра на ДМИ позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире.

Основной задачей при обучении детей игре на ДМИ - создание положительного эмоционального климата, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. В течение учебного года решаются следующие задачи:

Обучающие:

  1. Расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.

  2. Знакомство детей с приёмами игры на детских муз инструментах.

  3. Обучение детей воспроизведению равномерной ритмической пульсации и простейших ритмических рисунков с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах.

  4. Закрепление у детей навыков совместной игры, развитие чувства ансамбля.

  5. Поощрение стремления детей импровизировать на музыкальных инструментах.

  6. Поддержка желания играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.

Воспитательные:

  1. Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.

  2. Воспитывать у детей веру в свои силы, в свои творческие способности;

  3. Воспитывать творческую инициативу.

  4. Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.

Развивающие:

  1. Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

  2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

  3. Развивать мышление, аналитические способности.

  4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.

  5. Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма

  6. Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Формы работы

  • ритмические упражнения,

  • игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки),

  • игра в ансамбле,

  • творческие упражнения, импровизации

Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих воспитанников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.

Формы подведения итогов:

Открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на городских конкурсах и фестивалях.

4.Прогнозируемые результаты

В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Используемые формы и методы работы будут способствовать:

- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;

- развитию общих и музыкальных способностей.

- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;

-воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;

овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки);

овладеть навыками ансамблевого исполнения

понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.



  1. Объем образовательной нагрузки



Возраст

Продолжительность занятий

Количество часов

в неделю

Количество часов в месяц

Количество часов в учебный год

5-6 лет

30 минут

30 минут

2 часа

18 часов



  1. Организованные педагогические условия

Количество занятий

в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в учебный год

30 минут

2 часа

18 часов

7.Расписание

Понедельник 16.00-16.30

8.Календарно-учебный график

месяц

инструмент

тема

содержание

репертуар

1

сентябрь

Вводное

занятие

Организационное занятие «Юные оркестранты»

-

-

2-4

Погремушки

Бубны

Барабаны

Колокольчики

Музыкальная грамота

«Ритм»

«Бубен. Строение бубна»

«Короткие и длинные звуки»

Проверка чувства ритма, чувства динамики,

реакции на начало и конец мелодии.

1. «Андрей-воробей» р.н.м.

Обучение игре на ДМИ

«Здравствуйте, веселые игрушки-погремушки, бубны барабаны - весело нам с вами!»

Исполнение детьми и взрослыми

знакомых произведений из репертуара

предыдущего года обучения.

«Ах вы, сени» р.н.м.

«Мишка с куклой»

«Игра с колокольчиками»

«Марш»Тиличеевой

5-8

октябрь

Бубен

Музыкальная грамота

«Бубен. Строение бубна» «Короткие и длинные звуки»

Повторение строения бубна.Разновидности бубнов.Беседа о коротких и длинных звуках.Графическое изображение. Прохлопывание попевок.Графическое изображение на фланелеграфе.

Пропевание песенок.

«Тихо-громко в бубен бей» Тиличеевой Игра «Бубен» Фрида

Слушание «Мишка с куклой»

«Андрей-воробей»

Игра «Шагать и бегать»

«Бег» Магиденко

Обучение игре на ДМИ

«Вот как дружно в бубен бьем - никогда не устаем»

Определение на слух коротких и длинных

звуков. Выполнение упражнений.

Повторение приемов игры на бубне: удар

кулачком, ладошкой, встряхивание.

Разучивание нового приема игры на бубне:

удар подушечками пальцев. Повторение

выученных приемов.

Исполнение пьесы различными приемами

игры на бубне. Добиваться ритмического

ансамбля.

Работа над ритмическим ансамблем,

одновременным вступлением, окончанием

«Пойду ль я»

«Ах вы, сени»

«Мишка с куклой»

9-12

ноябрь

Металлофон

Музыкальная грамота

«Металлофон.

Строение металлофона»


Определение на слух приемов игры на

металлофоне. Начинать и заканчивать с

аккомпанементом. Упражнения на развитие

воображения и фантазии.

«Мишка с куклой»

«Дождик»

«Ливень»


Обучение игре на ДМИ

«Это наш металлофон, мы на нем играть начнем»

Обучение приемам игры на металлофоне.

Работа над приемом игры glissando

«Ручейки», «Мышки» «Дождик», «Дятел»

Подвижные игры

Придумывай свою музыку

13-16

декабрь

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны

Музыкальная грамота

«Настроение в музыке»

Определение характера, динамики, темпа в незнакомых произведениях, выбор

соответствующих инструментов

«Полька» Красева


Обучение игре на ДМИ

«Бубен и металлофон с колокольчиком возьмем, польку весело сыграем - всех на танец приглашаем.»

Поэтапное разучивание нового

произведения на различных

инструментах определенными приемами

«Колокольчики звенят»

«Полька» Красова (повторение)

17-18

январь

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны

Музыкальная грамота

«Музыкальные

жанры»

Марш-танец. Слушание произведений в

этих жанрах, определение на слух.

Марши

Польки

Свободные маршировки и танцы

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять - будет нежно он звучать»

Повторение и закрепление на знакомом

материале различных приемов игры.

Сольное исполнение отдельных партий.

«Колокольчики звенят» «Полька» Красова

(повторение)

19-20

февраль

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны

Музыкальная грамота

«Средства музыкальной

Выразительности»

Беседа о средствах выразительности музыки

(характер, темп и т.д.).

«Колокольчики звенят»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять - будет нежно он звучать»

Разучивание новой пьесы. Распределение

инструментов. Поэтапное разучивание

всех партий. Работать над одновременным

вступлением и окончанием игры.

«Колокольчики звенят»

«Полька» Красова

(повторение)

21-26

Февраль-март

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны

Музыкальная грамота

«Средства

музыкальной

выразительности»

Вслушиваться в музыку. Определять

характер и регистр в незнакомых

произведениях.

«Мы запели песенку»

«Праздник птиц»

«Скворцы и вороны»

«Плачь куклы»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять - будет нежно он звучать»

Добиваться тишины вовремя выступления

и исполнения другими инструментами.

Повторение и закрепление.

«Колокольчики звенят»

«Полька» Красова

(повторение)

27-32

апрель

Ложки,

колокольчики

Музыкальная грамота

«Ударно - шумовой оркестр»

«Ударно - шумовой оркестр. Ложки»


Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять - будет нежно он звучать»

Состав ударно-шумового оркестра, показ

инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра.

Повторение строения ложек, разновидности

ложек.

Повторение приема игры на ложках

«ладушки». Знакомство с новым приемом

«тарелочки».

Ложки. Разучивание приема «блинчики»,

повторение пройденного.

Распределение приемов игры на ложках

по частям нового произведения: 1 ч -

маленькие «ладушки», 2ч - большие

ладушки (4раза), 3ч. - быстрые маленькие

«ладушки». Повторение знакомых пьес.

«Мы запели песенку»

«Марши»

«Пойду ль я»

подвижные игры

«Ладушки» «Пойду ль я»

«Мы запели песенку»

«Пирожки»

«Топотушки»

«Колокольчики звенят»

«Полька»

33-36

май

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны,

треугольник,

ложки, музыкальные палочки, кубики

Музыкальная грамота

«Ударно - шумовой оркестр. Музыкальные

палочки и кубики» «Ударно - шумовой оркестр. Состав оркестра. Треугольники»



Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять - будет нежно он звучать»

«Наши ложки расписные будут весело играть, инструменты остальные будут ложкам помогать»

«Треугольник заиграй, веселиться помогай»

Состав ударно-шумового оркестра, показ

инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра.

Повторение строения ложек, разновидности

ложек. Знакомство с музыкальными

палочками.

Слушание музыкальных произведений.

Выбор соответствующих музыкальных

инструментов. Исполнение по подгруппам

оркестра и движений.

Знакомство с новым произведением.

Распределение инструментов в

зависимости от изобразительного

характера песни. Разучивание партии

каждого инструмента. Соединение всех в

ансамбль. Работа над своевременным

вступлением каждого инструмента и

окончанием звучания.

Добиваться ритмического ансамбля,

общей динамики, чистоты исполнения

приемов игры на всех инструментах,

Повторение всех ранее выученных

«Топотушки»

Подвижные игры и танцы на

дробном шаге

«Топотушки» (др. шаг)

«Моя лошадка» (галоп)

свободные танцы под оркестр

(по подгруппам)


«Лесная песенка»

«Колокольчики звенят»

«Полька»

«Топотушки»

9.Материально-технический раздел.


  • детские шумовые инструменты, такие как бубны, погремушки маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки.

  • звуковысотные инструменты - металлофоны, ксилофоны.

  • фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки.

  • дидактические игры, наглядные пособия

10.Мониторинг

Критерии:

Высокий уровень: четкое знание названия музыкальных инструментов, особенностей строения, условий хранения, разнообразие музыкальных инструментов, выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении.

Средний уровень: знание некоторых музыкальных инструментов, условий хранения и разнообразия музыкальных инструментов при напоминании взрослого, выполнение приемов игры на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого.

Низкий уровень: нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемах игры на музыкальных инструментах, условиях хранения, строении инструментов, нечеткое ансамблевое исполнение.



























Список литературы

  1. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре­комендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  2. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
    муз, руководителя детского сада. - М.: Просвещение, 1990 г.

  3. А.В.Орлова. Русское народное творчество. Книга для воспитателя и муз. Руководителя детского сада. - М.: Просвещение 1989 г.


© 2010-2022