Конспект урока Музыка легкая и серьезная

Цель занятия: дать общее представление о молодёжной музыкальной культуре, её  жанрах, стилях и направлениях  через реализацию своих творческих способностей в создании музыкальных произведений. Задачи занятия: Воспитательные        Воспитывать открытую  личность,  способную к познанию, активному действию.        Обучающие Обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения. Уметь пользоваться новыми музыкальными компьютерными технологиями. Научить учащихся определять стиль, жанр и направление молодёжной современной музыки. Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы. Развивающие Обогащать музыкальный словарный запас обучающихся, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух, развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества. Тип занятия: урок получения новых знаний. Вид занятия: урок творчества. Метод: творческий проект. Средства оснащения занятия: Медиа-проектор, дидактический материал «Молодёжная музыкальная культура», представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP.; компьютерные музыкальные программы «Хип-Хоп», «Sibelius»; инвентарь для практической работы, современная энциклопедия Аванта +  «Музыка наших дней», Краткий музыкальный словарь, музыкальная композиция для релаксации). Ход з... Время Раздел занятия Задача Деятельность учителя Деятельность учеников 5 мин. 1 этап. Мотивация. Настроить обучающихся на работу, снять напряжение. Приветствие, настрой. (Звучит музыкальная композиция для релаксации) Вводное слово: - Во все времена говорить о музыке было очень трудно. С научной точки зрения она всегда считалась одним из самых сложных видов искусства. Музыковедческая литература обращается к читателю на изощрённом языке терминов, доступных только специалисту, а большинство музыкантов избегают разговоров о своём искусстве, так как считают, что его сокровенное содержание не поддаётся объяснению. И в то же время музыка – вид тв... Приветствие, готовность к занятию. 7 мин. 2 этап. Создание ситуации. Вывести учащихся на тему и цель  занятие и обозначить их в словесной формулировке.   - У меня в руках словарь. Сейчас я прочту из него несколько слов. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы их слышите? Что объединяет эти слова? Глэйм, Рейв, Сонорика, Алеаторика. - Попробуйте определить тему нашего занятие?   - Для того, чтобы разобраться в значении этих слов, я попрошу помочь мне группу ребят, которые подготовили материал к сегодняшнему уроку.   - Итак, ребята, прослушав сообщение, сможете ли вы  сформулировать тему нашего урока. Какие цели мы можем поставить перед собой, ...         Дети высказывают своё мнение.   - Не зная значения этих слов трудно выполнить это задание.   Группа учащихся демонстрирует творческий проект, выполняемый в течение года (мультимедийная презентация «Молодёжная музыкальная культура»)   Обучающиеся самостоятельно определяют тему и цели урока.       Ответы уч-ся.     Учащиеся размышляют над возникшей проблемой. 15 мин. 3 этап. Работа в микрогруппах. Уметь пользоваться новыми компьютерными технологиями.  Развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.   - Сегодня на уроке я предлагаю вам увидеть себя  в новом качестве. Для этого мы организуем с вами  некую «Музыкальную фабрику», где каждый попробует себя в роли слушателя, исполнителя, и  даже композитора. - Задача каждой группы: создать музыкальное произведение по определённому плану и  защитить его по критериям, которые разработает на уроке Группа Аналитиков (см. Приложение 1)             (учитель во время выполнения творческих заданий помогает  каждой группе соорентироваться в  правильности ...             1 группа: создаёт музыкальное произведение в компьютерной музыкальной программе «Sibelius» (по предоставленной учителем   записи) 2 группа: создаёт музыкальное произведение в компьютерной музыкальной программе «Хип-Хоп»; 3 группа: создаёт музыкальное произведение в компьютерной музыкальной программе «Sibelius»: - готовое музыкальное произведение «Омские улицы» Сомова разрезать на фрагменты (такты) и перемешать их; - соединить все перемешанные фрагменты в одно целое произведение; - н...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: Музыка «лёгкая» и «серьёзная».

Раздел курса: Молодёжная музыкальная культура.

Место занятия в разделе: 1 занятие (введение в новую тему).

Тема занятия: Молодёжная музыкальная культура: жанры, стили, направления.

Цель занятия: дать общее представление о молодёжной музыкальной культуре, её жанрах, стилях и направлениях через реализацию своих творческих способностей в создании музыкальных произведений.

Задачи занятия:

Воспитательные

Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию.

Обучающие

Обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения. Уметь пользоваться новыми музыкальными компьютерными технологиями. Научить учащихся определять стиль, жанр и направление молодёжной современной музыки. Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы.

Развивающие

Обогащать музыкальный словарный запас обучающихся, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух, развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.

Тип занятия: урок получения новых знаний.

Вид занятия: урок творчества.

Метод: творческий проект.

Средства оснащения занятия: Медиа-проектор, дидактический материал «Молодёжная музыкальная культура», представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP.; компьютерные музыкальные программы «Хип-Хоп», «Sibelius»; инвентарь для практической работы, современная энциклопедия Аванта + «Музыка наших дней», Краткий музыкальный словарь, музыкальная композиция для релаксации).

Ход занятия:


Время

Раздел занятия

Задача

Деятельность учителя

Деятельность учеников

5 мин.

1 этап. Мотивация.

Настроить обучающихся на работу, снять напряжение.

Приветствие, настрой.

(Звучит музыкальная композиция для релаксации)

Вводное слово:

- Во все времена говорить о музыке было очень трудно. С научной точки зрения она всегда считалась одним из самых сложных видов искусства. Музыковедческая литература обращается к читателю на изощрённом языке терминов, доступных только специалисту, а большинство музыкантов избегают разговоров о своём искусстве, так как считают, что его сокровенное содержание не поддаётся объяснению. И в то же время музыка - вид творчества, с которым постоянно соприкасается каждый из нас, независимо от образа жизни, общественного статуса и уровня интеллекта.

- Как же быть нам, простым людям? Как же не затеряться в этом таинственном мире звуков, а напротив - выбрать верную дорогу, которая приведёт нас к правильному ориентированию в мире человеческих чувств, настроений и ощущений.

Приветствие, готовность к занятию.

7 мин.

2 этап.

Создание ситуации.

Вывести учащихся на тему и цель занятие и обозначить их в словесной формулировке.


- У меня в руках словарь. Сейчас я прочту из него несколько слов. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы их слышите? Что объединяет эти слова?

Глэйм, Рейв, Сонорика, Алеаторика.

- Попробуйте определить тему нашего занятие?

- Для того, чтобы разобраться в значении этих слов, я попрошу помочь мне группу ребят, которые подготовили материал к сегодняшнему уроку.

- Итак, ребята, прослушав сообщение, сможете ли вы сформулировать тему нашего урока. Какие цели мы можем поставить перед собой, чтобы лучше усвоить эту тему?

- А вы, какое место занимаете в мире современной музыки: слушатель, исполнитель или композитор?

- Может ли молодой человек, например ваш сверстник, проявить себя в композиторской деятельности при создании молодёжной музыки, не имея при этом музыкального образования.





Дети высказывают своё мнение.

- Не зная значения этих слов трудно выполнить это задание.

Группа учащихся демонстрирует творческий проект, выполняемый в течение года (мультимедийная презентация «Молодёжная музыкальная культура»)


Обучающиеся самостоятельно определяют тему и цели урока.



Ответы уч-ся.

Учащиеся размышляют над возникшей проблемой.

15 мин.

3 этап.

Работа в микрогруппах.

Уметь пользоваться новыми компьютерными технологиями. Развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.

- Сегодня на уроке я предлагаю вам увидеть себя в новом качестве. Для этого мы организуем с вами некую «Музыкальную фабрику», где каждый попробует себя в роли слушателя, исполнителя, и даже композитора.

- Задача каждой группы: создать музыкальное произведение по определённому плану и защитить его по критериям, которые разработает на уроке Группа Аналитиков (см. Приложение 1)


(учитель во время выполнения творческих заданий помогает каждой группе соорентироваться в правильности выполнения задания).







1 группа: создаёт музыкальное произведение в компьютерной музыкальной программе «Sibelius» (по предоставленной учителем записи)

2 группа: создаёт музыкальное произведение в компьютерной музыкальной программе «Хип-Хоп»;

3 группа: создаёт музыкальное произведение в компьютерной музыкальной программе «Sibelius»:

- готовое музыкальное произведение «Омские улицы» Сомова разрезать на фрагменты (такты) и перемешать их;

- соединить все перемешанные фрагменты в одно целое произведение;

- на основе получившегося произведения составить своё музыкальное произведение.

4 группа: создаёт музыкальное произведение в компьютерной музыкальной программе «Sibelius»:

- заранее записанное на нотном листе готовое музыкальное произведение «Город Омск» перевернуть;

- на основе перевёрнутого произведения составить своё музыкальное произведение.

5 группа: создаёт музыкальное произведение в компьютерной музыкальной программе «Sibelius»:

- на чистый нотный лист рассыпать немного проса;

- отметить ручкой месторасположение каждого зерна на этом же листе;

- на основе получившегося произведения составить своё музыкальное произведение.

6 группа «Аналитики»:

- на основе общей матрицы критериев оценок дополняет и разрабатывает развёрнутый план критериев оценок, по которым каждая творческая группа защитит своё «творение». Общая матрица критериев оценок (см. Приложение 2)

  • Участие в совместном поиске проблемы 1-5;

  • Правильное соотнесение созданного произведения по жанрам, стилям и направлениям 1-3;

  • Оригинальность «творения» 1- 3;

  • Выступление перед классом 1-5;

  • Участие в свободном обсуждении 1-3.

- при помощи энциклопедии «Музыка наших дней» создают краткий словарь описания современных музыкальных стилей.

10 мин.

4 этап.

Защита «творений».

Обучать умению выражать свою точку зрения и отстаивать её.

(учитель ненавязчиво корректирует защиту, следит за соблюдением делового стиля общения)

Каждая творческая группа защищает своё «творение».

Группа Аналитиков анализирует и оценивает данную защиту.

5 мин.

5 этап.

Свободное обсуждение.

Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы.

- Ответьте на такой вопрос:

- Может ли молодой человек проявить себя в

композиторской деятельности при

создании молодёжной музыки, не имея при

этом музыкального образования?

- Чему может научить молодёжная

музыкальная культура?

- Что она даёт молодому человеку?

- А так как тема четверти звучит «Лёгкая» и «серьёзная» музыка», скажите - к какой музыке можно отнести созданные вами произведения?

Обучающиеся участвуют в общем обсуждении.

3 мин.

6 этап.

Рефлексия полученных результатов.

Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию.


  1. - Из предложенных высказываний выберите, пожалуйста, то, которое в большей степени отражает тему нашего сегодняшнего урока:

«…Когда вы пишите свое произведение, вы выстраиваете целый мир…

Нет никакого музыкального материала, который бы не заслуживал своего воплощения… Сама по себе жизнь, все, что нас окружает настолько пестро…, что мы будем более честны, если попытаемся все это отразить… Пусть слушатель сам решает, что он понимает, а что нет».

Альфред Шнитке

«Современная музыка даёт человеку то, чего он не ждёт, и отказывает в том, чего он жаждет. Она открывает человеку жизнь как тайну, заставляя при этом мучительно искать ключ к её разгадке»

Мудрая мысль

  1. - А теперь заполните свои оценочные листы и передайте их мне (см. Приложение 3)

  2. Всем спасибо, до свидания!

Учащиеся совещаются и выбирают более подходящее высказывание.



Приложение 1

Задание для группы №1.


Создать музыкальное произведение в компьютерной музыкальной программе «Sibelius»:

  1. Предложенную запись песни «С днём рожденья, город Омск» перенести в данную компьютерную программу с помощью панели инструментов, чётко соблюдая запись исходного материала;

  2. Получившееся произведение прослушать и по мере необходимости подкорректировать;

  3. Определить по «подсказке» жанр, стиль и направление своего «творения».

  4. Подготовиться к защите «творения», соблюдая при этом пункты, указанные в матрице критерии оценки.

Задание для группы №2.

Создать музыкальное произведение в компьютерной музыкальной программе «Хип-Хоп»:

  1. С помощью панели инструментов создать своё музыкальное произведение, чётко соблюдая ход «шагов»;

  2. Получившееся произведение прослушать и по мере необходимости подкорректировать;

  3. Определить жанр, стиль и направление своего «творения».

  4. Подготовиться к защите «творения», соблюдая при этом пункты, указанные в матрице критерии оценки.

Задание для группы №3.

Создать музыкальное произведение в компьютерной музыкальной программе «Sibelius»:

  1. Предложенное учителем музыкальное Сомова «Омские улицы» произведение разрезать на фрагменты (такты) и перемешать их;

  2. Соединить все перемешанные фрагменты в одно целое произведение, наклеив их при помощи клея на чисты лист бумаги;

  3. Получившееся произведение перенести в данную компьютерную программу с помощью панели инструментов, чётко соблюдая запись исходного материала;

  4. Определить жанр, стиль и направление своего «творения».

  5. Подготовиться к защите «творения», соблюдая при этом пункты, указанные в матрице критерии оценки.

Задание для группы №4.

Создать музыкальное произведение в компьютерной музыкальной программе «Sibelius»:

  1. Предложенное учителем музыкальное произведение «Город Омск» перевернуть «кверху ногами»;

  2. Перевёрнутое произведение перенести в данную компьютерную программу с помощью панели инструментов, чётко соблюдая запись исходного материала;

  3. Определить жанр, стиль и направление своего «творения».

  4. Подготовиться к защите «творения», соблюдая при этом пункты, указанные в матрице критерии оценки.

Задание для группы №5.

Создать музыкальное произведение в компьютерной музыкальной программе «Sibelius»:

  1. На чистый нотный лист рассыпать немного пшена;

  2. Отметить ручкой месторасположение каждого зерна на этом же листе;

  3. Получившуюся запись перенести в данную компьютерную программу с помощью панели инструментов, чётко соблюдая запись исходного материала;

  4. Определить жанр, стиль и направление своего «творения».

  5. Подготовиться к защите «творения», соблюдая при этом пункты, указанные в матрице критерии оценки.

Задание для группы №6 «Аналитики».

  1. На основе общей матрицы критерий оценок дополнить и разработать развёрнутый план критерий оценок, по которым каждая творческая группа защитит своё «творение»;

  2. При помощи энциклопедии «Музыка наших дней» создать краткий словарь описания современных музыкальных стилей, который поможет научно подкрепить защиту «творений» каждой творческой группы.



Приложение 2

Матрица критериев оценок:

Критерии оценок

Баллы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

1.

Участие в поиске вариантов решения проблемы

1-5


2.

Правильное соотнесение созданного произведения по жанрам, стилям и направлениям.

1-3


3.

Оригинальность «творения»;

1-3


4.

Выступление перед аудиторией;

1-5


5.

Участие в свободном обсуждении.

1-3




Приложение 3

Оценочный лист

Ф.И. _______________________________


Участие в деятельности

Защита проекта

Помощь группе

Собственная оценка

Оценка учителя

Итоговая оценка


8

© 2010-2022