Программа по музыке по программе Д. Б. Кабалевского

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждено»

Директор ГБОУ СОШ № 424

_____________ И.П. Авдеева

«___» ________________ г.

Рабочая программа по музыке

на 2014/2015 учебный год

Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 424»

Класс 6

Общее количество часов за год 34 в неделю 1

Количество контрольных работ нет

Учитель:

ФИО Чупанова Татьяна Викторовна

Квалификационная категория II

Педагогический стаж 5

Составлена на основе программы федерального Государственного образовательного стандарта среднего образования «Музыка» под редакцией Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.





Пояснительная записка


Уже с первых школьных уроков музыки ребята учились слышать даже в самом простом, самом коротком музыкальном произведении отражение жизни, какого-то ее проявления. Поэтому и сама музыка становилась для них частицей жизни. Постепенно они проникались сознанием того, что музыка прежде всего рассказывает о человеке, о людях, выражает их чувства и мысли, рисует их характеры, отражает их поступки - словом, воплощает все то, что связано с человеком.

Жизнь - источник музыки. Это становиться для ребят истинной, не вызывающей никаких сомнений. Как нечто само собой разумеющееся они усваивали, что музыка о школе рождена самой школьной жизнью, так же как музыка о войне - самой войной, спортивная музыка - самим спортом. Пришло время посмотреть на проблему связи музыки с жизнью с иных, новых позиций: если жизнь рождает музыку, то, в свою очередь, музыка воздействует на жизнь.

Как всегда, новую тему лучше начинать на уже ранее усвоенном материале, который теперь, в связи с этой темой, под новым углом зрения будет услышан и воспринят учащимися, по-новому, глубже и содержательнее. Чтобы у ребят выработалось сознательное отношение к новой теме, мало только констатировать факт влияния музыки на человека, на жизнь и даже привести большое количество соответствующих примеров. Надо выяснить, в чем же заключается способность музыки оказывать это влияние. Второе полугодие и будет посвящено решению этой задачи. Если попытаться ответить на поставленный вопрос, можно сказать, что сила воздействия музыки определяется двумя важнейшими качествами: красотой и правдой.

Цель - воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры.

Задачи:

- расширить музыкальный кругозор;

- развить творческие способности;

- раскрытие школьниками природы музыкального искусства как результата деятельности человека-творца;

- формирование способности учащихся схватывать связи и отношения отдельных явлений музыкального искусства;

- воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

Первое полугодие


Тема «Преобразующая сила музыки» ( 16 часов )


Что давала музыка П. Чайковского хирургу С. Юдину? Рассказать учащимся о том, как знаменитый хирург Юдин, по его собственным словам, перед особо трудными операциями у себя в кабинете перелистовал страницы партитуры Симфонии № 6 П. Чайковского. Наряду с усвоением новой темы продолжается планомерное развитие у учащихся чувства стиля композитора. Песни, которые молчат становятся оружием в борьбе! Новая грань темы: воздействие на человека музыки, написанной не только в наши дни, но и в отдаленные времена, раскрывается перед учащимися на примере музыки немецкого композитора И. С. Баха.

Примерный музыкальный, литературный и художественный материал

Сентиментальный вальс фа минор. П. Чайковский.

Вальс № 14 ми минор. Ф. Шопен.

Симфония № 5. Л. Бетховен.

Чудо-музыка. Д. Кабалевский, стихи З. Александровой.

Облака. Музыка и стихи В. Егорова.

ХТК. Том 1. И.-С. Бах. Фуга ре-диез минор.

Второе полугодие


Тема «В чем сила музыки» ( 18 часов )


В чем же заключается сила музыки, помогающая ей воздействовать на человека? Жизненная правда неотделима от правды искусства, так как красота искусства неотделима от жизненной красоты. На занятиях во втором полугодии большое значение придается воспитанию у школьников ощущения и понимания широты творческого стиля композитора, многогранности его восприятия жизни. Эта задача будет решаться на примерах музыки Баха, Моцарта, Прокофьева, Рахманинова, Чайковского. Значение музыкальных обработок. Новая грань темы - правда и красота музыки, рисующей картины природы. Одной из важнейших особенностей всех выдающихся композиторов является широта их взгляда на мир и, как следствие, широта жизненного содержания их музыки.

Примерный музыкальный, литературный и художественный материал

Иван Сусанин. Опера. М. Глинка. Ария Сусанина, хор «Славься!».

Ты слышишь, море? А. Зацепин, стихи М. Пляцковского.

Морские пейзажи. И. Айвазовский.

Снегурочка. Русская народная сказка.

Реквием. Д. Кабалевский, стихи Р. Рождественского. Наши дети.

Реквием. Р. Рождественский. Отрывки.

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Гаянэ. Балет. А. Хачатурян. Танец с саблями и др.

Требования к уровню музыкального развития шестиклассников

Должен знать/понимать:

- специфику музыки как вида музыкального искусства;

- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- характерные черты и образцы творчества русских и зарубежных композиторов;

- многообразие музыкальных образов и способов их развития;

- основные формы музыки;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей.

Уметь:

- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- узнавать на слух образцы народного музыкального творчества, изучать образцы музыкальных произведений русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов;

- выразительно исполнять соло, несколько народных песен, песен композиторов-классиков;

- исполнять свою партию в хоре простого двухголосного произведения;

- выявлять общее и особенное при сравнении музыкального произведения на основе полного знания об интонационной природе музыки, музыкальных жанров, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

- распознавания на слух и воспроизведения знакомой мелодии изученных произведений инструментального и вокального жанров.

Планирование учебной деятельности

Раздел программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

1

1-я четверть. Преобразующая сила музыки.

Воздействие музыки на человека

1

Вводный урок

«Матушка, матушка, что во поле пыльно?» М. Матвеева

2

Музыка приходит на помощь человеку

1

Сообщение и усвоение новых знаний

П. Чайковский Симфония №6

3

Вальсы Ф. Шопена и П. Чайковского

1

Расширение и углубление знаний

Что сближает и что отличает эти пьесы

4

«Повесть о настоящем человеке»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Воздействие музыки на человека

5

Песня - это «оружие»-М. Теодоракис

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Влияние музыки на человека.

6

Музыка пробуждает в людях человеческие чувства

1

Сообщение и усвоение новых знаний

И.С. Бах органная фуга

7

И.С. Бах и его сильная музыка

1

Расширение и углубление знаний

Влияние музыки И.С. Баха на человека

8

Полифония и гомофония

1

Расширение и углубление знаний

И. Бах Прелюдия - Л. Бетховен Менуэт

9

Жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе ее преобразующее влияние

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Повторение пройденных произведений

1

2-я четверть. Преобразующая сила музыки.

Преобразующая сила музыки - Л. Бетховен

1

Вводный урок

«Так судьба стучится в дверь» - главная тема симфонии №5

2

Музыка может выразить идеалы - С. Рахманинов

1

Сообщение и усвоение новых знаний

С. Рахманинов Концерт №2 для фортепиано с оркестром

3

Музыка, созвучная тому времени - Н. Римский-Корсаков

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Н.А. Римский-Корсаков - творчество

4

Н.А. Римский-Корсаков опера «Золотой петушок»

1

Расширение и углубление знаний

Образец музыки эпохи первой русской революции

5

Мятежный дух А. Скрябина

Сообщение и усвоение новых знаний

Драматизм и напряжение в музыке композитора

6

Музыкальные примеры воздействия музыки на человека

1

Расширение и углубление знаний

Как музыка воздействовала на людей, а через людей на жизнь

7

Воздействие музыки на человека

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Слушание пройденных произведений

1

3-я четверть. В чем сила музыки

В чем сила музыки. Неправда и красота - несовместимы

1

Вводный урок

Красота и правда в музыке

2

И.С. Бах сюита №2

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Музыка, в которой ярко выражены жизненные силы

3

Обработки. Переложения

1

Расширение и углубление знаний

«Шутка» И.С. Баха в вокальной обработки

4

Шутка в музыке - И.Ф. Стравинский

Сообщение и усвоение новых знаний

Сюита для небольшого симфонического оркестра

5

Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Музыкальные образы героев оперы

6

Музыка, рисующая картины природы

1

Расширение и углубление знаний

Обогащение духовного мира через музыку

7

В. Моцарт и его музыка

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Глубокая жизненная правдивость музыки В. Моцарта

8

Атмосфера сегодняшней жизни. Г. Свиридов увертюра «Время, вперед»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Пульс современного мира в музыки Г. Свиридова

9

Д.Б. Кабалевский - посвящается молодежи. Концерт №3 для фортепиано с оркестром

1

Расширение и углубление знаний

Воплощение в музыке радости и красоты юности

10

Д.Б. Кабалевский-творчество

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Слушание пройденных произведений

1

4-я четверть. В чем сила музыки

«В чем сила музыки» С.С. Прокофьев

1

Вводный урок

«Отъезд» из сюиты «Зимний костер» С.С. Прокофьева

2

«Лебединая песня»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Выразительные средства музыки

3

Музыка С. Рахманинова

1

Расширение и углубление знаний

Связь музыки с природой

4

Музыка индивидуальная

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Слушание музыки и размышление о музыке

5

И. Штраус - король вальсов

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Музыка правдиво передает чувства счастливого человека

6

П.Чайковский и его Первый концерт для фортепиано

1

Расширение и углубление знаний

Творчество П.И. Чайковского и понятие концерт

7

Музыка, воспевающая красоту и силу самой жизни

1

Расширение и углубление знаний

Слушаем и разбираем части Концерта №1 для фортепиано с оркестром

8

Музыка не только отражает жизнь, но и обогащает.

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Слушание пройденных произведений

Литература:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы под научным руководством Д. Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.

2. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е. О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001. - 288 с.

3. Программа по музыке ( с поурочной методической разработкой ) для общеобразовательной школы. 1-3 классы под научным руководством Д. Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 1982. - 111 с.

4. Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1 кл. четырехлетней нач. шк.; 1-3 кл. трехлетней нач. шк. ( с краткими методическими пояснениями ); 5-8 кл. ( с краткими методическими пояснениями). - М.: Просвещение, 1994.

5. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова]. - М.: Просвещение, 2011. - 104 с.


© 2010-2022