Урок-путешествие Второе путешествие в музыкальный театр. балет

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта изучения темы.

Предмет

Музыка

Класс

5

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Тема

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Цель

Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

Основные термины и понятия

Балет, па-де-де, па- де-труа, балетные вариации, П.И. Чайковский

Планируемый результат.

Предметные умения: Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в произведении.

Раскрыть образное содержание и определить средства музыкальной выразительности.

.

Создавать эскиз - иллюстрацию к произведению.

.


Личностные УУД: Смыслообразование,

Ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха - неуспеха в учебной деятельности

Регулятивные УУД:

Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Книгопечатная продукция: учебник «Музыка.5 кл.»Е.Д Критская ,

ТСО

(технические средства обучения): компьютер, проектор, презентация, музыкальный центр.

Организация пространства.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Самостоятельная

Групповая

Просмотр- анализ работ

мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент.

Технология изучения.

Этапы урока

Формируемые умения

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

Личностные УУД:


Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

1.Добрый день ребята!(дирижерский жест), знакомство

Прослушивание Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Вопросы к уч.ся: самостоятельное это произведение или является фрагментом? как оно называется? Какие средства выразительности использовал композитор в развитии образов?


Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на уже полученные знания и формулируют тему урока.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание

-выражать в творческой работе своё отношение

- находить ответы на заданные вопросы

Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов(внимание, память).

Виртуальное путешествие в музыкальный театр, Видеопоказ театров. Когда и где возник балет? (Просмотр видеоряда с комментариями учителя)

Учащиеся смотрят презентацию.

3.Постановка учебной проблемы.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- отличать различные виды объектов выполняемого задания;

-осуществлять самоконтроль;

предметные:

- правильно владеть музыкальными терминами;

- сравнивать образы;

-находить общее и разное;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов.

Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися

Показ фрагмента из балета.

Для постановки балета нужны те же профессии, что и в опере.

Вспомните, кто нужен для постановки музыкального спектакля?

(показ презентации)



Физминутка «В балетном классе»

Работа в группах. Тем, кто отвечает правильно, раздаются карточки с эмблемой, названной учеником театральной профессии). Остальные карточки с эмблемами раздаются учителем, формирующим группы с учётом индивидуальных интересов и способностей учеников.


Учащиеся повторяют под музыку из балета «Щелкунчик» движения за учителем(подготовительная, 1 , 2, 3, позиции рук, ноги в 3 позиции)

4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий.

Личностные УУД

Устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;

-создание творческого и реалистичного объекта. Задания;

- уметь выражать в своей работе отношение к создаваемому объекту.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное (характер формы, цветовое решение);

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

В каждом музыкальном спектакле есть текст. Как он называется? На столе перед собой вы видите либретто балета «Спящая красавица»

Самостоятельная работа с раздаточным материалом(папки).

Уч.ся отвечают на ряд вопросов: как в театре надо себя вести?

место, где располагается оркестр называется?...что такое либретто?

(ученики читают либретто)

Художники рисуют афишу спектакля (работа с интерактивной доской).

5.Открытие нового знания

Метапредметные УУД:

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания);

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

- ориентироваться в учебнике и тетради;

-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и презентации;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

-владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;

- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Цель урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

План урока:

Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

Творческая работа -самостоятельная работа

Подведение итогов(самооценка ,оценка ответов в парах, в группах).

Знакомство со средствами художественной выразительности произведения.

Делают зарисовки, слушают, смотрят, обсуждают.



6. Первичная проверка понимания

Метапредметные УУД:

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности ;

- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

А теперь приступаем к постановке спектакля.

(Прослушивание Вступления к балету, определение состава музыкальных инструментов оркестра, затем - музыкально-пластическая импровизация под музыку вступления. Остальные ученики после прослушивания определяют, какие музыкальные инструменты были изображены.

Музыканты, расположившись в оркестровой яме, начинают репетировать вступление к балету. Занавес ещё закрыт

И вновь - работа художников. Рисуем декорации, подбираем костюмы артистов.

(Работа с интерактивной доской).

7.Применение новых знаний.

Предметные:

- уметь определять черты русской национальной музыки,

-умение слушать музыку, анализировать и давать собственную оценку.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

- определять и форму-лировать цель дея-тельность на уроке;

- определять последовательность своих действий на уроке;

познавательные:

- проводить анализ своей творческой деятельности;

-проводить сравнение объясняя его критерии;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

- умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Наконец-то на нашей сцене появились артисты балета!

Импровизазця по желанию учащихся:

Па-де-де или па-де-труа



Анализ музыкального произведения (по словарю эстетических эмоций)

самооценка

Работа в группах: тестовые задания,

Оценка работы в группах, самооценка

Музыкально-пластическая импровизация под музыку:

1.Фея Сирени и Фея Карабос. Остальные ученики отгадывают, кого изображают «артисты».

Знакома ли нам эта музыка? (Да) В каком музыкальном фрагменте балета мы её слышали? (Во Вступлении).

  1. Музыкально-пластическая импровизация : принцесса Аврора и принц Дезире.

Знакома ли нам эта музыка? (Да) Как называется этот танец? (Вальс).

Наш спектакль закончен. Аплодисменты всем учащимся.

В трех группах решаются коллективно предложенные учителем задания

При помощи жетонов-смайликов оценить работу группы

8.Рефлексия учебной деятельности

Личностные УУД

- установление связи между целью деятельности и её результатом;

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества;

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Домашнее задание (разноуровневое);

составить кроссворд на тему БАЛЕТ;

;

Нарисовать афишу балета(форма представления материала на выбор учащихся)

Подводит итог урока.

Оценивание работы групп

Задает дом. задание.

Домашнее задание комментируется и даются пояснения.





Дети записывают в дневник

Приложение №1

Комментарии учителя. Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции. В старину на сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были балеты-маскарады и балеты на рыцарские и фантастические темы. Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор русский балет получил мировую известность и славу. После балета «Лебединое озеро» П. Чайковский создал балет «Спящая красавица». Его-то мы и поставим сейчас собственными силами. Попробуем?



© 2010-2022