• Преподавателю
  • Музыка
  • Фрагмент урока музыки по теме Времена года в музыке. 1 класс (по программе Д. Кабалевского)

Фрагмент урока музыки по теме Времена года в музыке. 1 класс (по программе Д. Кабалевского)

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фрагмент открытого урока музыки, 1 класс.

Тема: «Времена года в музыке».

Цель: показать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни, способность музыки описать, нарисовать, выразить и передать состояние человека.

Задачи:

* познакомить учащихся с музыкальным альбомом П.И. Чайковского «Времена года»;

* развивать речь, образное мышление, воображение учащихся;

* формировать гордость за свой народ;

* воспитывать слушателя, художественно - эстетический вкус, прививать любовь к прекрасному, к русской музыке.

Оборудование:

- портрет П.И.Чайковского;

- автофильм (зимний пейзаж + музыка);

- карточки: «пьеса», «ямщик»;

- DVD - диск «Художественный фильм - сказка «Морозко» (кадр фильма: на тройке);

- карточки: Чайковский «Времена года»

Ноябрь композитор

альбом Тройка

- CD - диск « П.И. Чайковский. Времена года». Ноябрь. На тройке».

- слайд «репродукция - на тройке»;

- ноутбук;

- проектор;

- экран;

- рисунки колокольчиков (для детей).





Ход урока.

1. Организационный этап.

А) Вступительное слово учителя + фильм.

Тихо-тихо сядем рядом -
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены -
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой -
Это музыка торопит,
И ведет нас за собой. (К. Ибряева)

2. Целепологание.
А) Сообщение темы и задачи урока.

- Сегодня мы окунёмся в мир волшебной музыки.

- Любите прогулки по зимнему лесу? А поедем на …. тройке лошадей.

- Что такое тройка? (Ответы детей).
-Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием.

- Уселись поудобнее в сани (позиция слушателей).

- Готовы?

- Поехали!

Б) Просмотр отрывка (кадр из фильма - сказки «Морозко». Тройка).

- Полетит, как птица, тройка.

Колокольчик зазвенит.

И раскинется пред вами

Бесконечный леса вид.

- Прокатились на тройке и вернулись снова в классную комнату.

-Понравилось? Ах, как лихо проехались на русской тройке!

3. Изучение нового материала.

А) Беседа (портрет П.И.Чайковского) + презентация «П.И. Чайковский» - 1-ый слайд).

- Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей - вот символы продолжающейся жизни, настроения, радости и праздника. В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен, стихов и музыкальных произведений. Доказательством этого служит музыка русского композитора Петра Ильича Чайковского.

- Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе - заводе на Урале. С раннего детства мальчика тянуло к фортепьяно, за которым он проводил свои свободные минуты. Семи лет Ч. записывал уже свои детские впечатления. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме часто проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. С детства он проникся красотой русской народной музыки. Это позднее нашло отражение в его творчестве.

- Им был создан музыкальный альбом «Времена года» в Петербурге. И это было 135 лет тому назад.

- Музыкальный альбом составлен из 12 пьес.

- А почему 12 пьес? (Сколько месяцев в году? - по числу месяцев).

- А знаете, что такое пьеса?

Пьеса - небольшое музыкальное произведение (читает ребёнок).

- Мы открываем одну из страничек музыкального календаря природы. Пьеса, посвященная одиннадцатому месяцу года.

- Какой это месяц? (Ноябрь)

- Предположите, как называется пьеса?

- Но у неё есть и другое название. Свяжите начало урока с названием пьесы. (Чайковского «Ноябрь. На тройке»).

- Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстаёт в своём полном обличье.

- Сейчас прослушаем пьесу и продолжим прогулку по зимнему лесу на тройке. Сели поудобнее в сани - позиция слушателей.

- Закройте глаза и вслушайтесь в звучание пьесы и попробуйте представить, какую зиму рисует в своей музыке композитор, какие чувства выражает в музыке.

Б) Слушание пьесы «Ноябрь. На тройке».

В) Анализ музыкального произведения.

- Откройте глаза. Мы снова вернулись в класс.

- Какую зиму рисует в своей музыке композитор?

- Какие чувства выражает в музыке композитор?

- Если бы вы были художниками, какую картину нарисовали, слушая эту музыку?

- Заметили, как меняется характер музыки?

-Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных раздумий. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия - песнь ямщика.

- Кто такой ямщик?

- Ямщик - человек, профессия которого поездки, перевозка людей и грузов на лошадях.

- Чем сопровождается песнь ямщика? Что вы слышали?

- Аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.

- Замёрзли, давайте согреемся.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Г) 2 -ой слайд: репродукция к пьесе «Ноябрь. На тройке». Повторное звучание пьесы.

- Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора - только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Может быть, именно после прослушивания этой пьесы у художника Николая Сверчкова родилось это произведение.

Фрагмент урока музыки по теме Времена года в музыке. 1 класс (по программе Д.Кабалевского).

- Как хорошо в морозном лесу! На ветвях лежит пушистый снег, огромные сугробы мягким покрывалом застелили все тропинки. И только широкая дорога ведет куда-то вдаль. С веселым перезвоном мчатся по ней сани, запряженные тройкой лошадей.

Е) Обобщение (звучит ещё пьеса).

- Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями, вселяла надежду. П.И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру. Музыка Чайковского живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что она вечна.

(Музыка звучит вся).

- В Москве установлен памятник русскому композитору. (3 - ий СЛАЙД - памятник).

- В этом году 7 мая весь мир культуры и искусства отмечает 170-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского и 135-летие музыкального альбома «Времена года».

………..

7. Закрепление.

- Вот и подошла к концу наша прогулка по зимнему лесу.

- Понравилось? А чем?

- Составьте подходящие пары:

Чайковский «Времена года»

«Ноябрь» композитор

Альбом «Тройка»

5. Итог урока.

А) Вопросы:

- Что такое пьеса?

- Какую пьесу слушали?

- Чему учились?

Б) Словесное оценивание.

- За прекрасную работу на уроке, на память я вручаю вам колокольчики, как символ лихой русской тройки.

На доске:

1 февраля.

Времена года в музыке. П. И. Чайковский. «Времена год». «Ноябрь. На тройке».

Фрагмент урока музыки по теме Времена года в музыке. 1 класс (по программе Д.Кабалевского).

- Пьеса - небольшое музыкальное произведение.

- Ямщик - человек, профессия которого - поездки на ямских лошадях, перевозка людей и грузов на любых лошадях.

Чайковский Альбом

Ноябрь композитор

«Времена года» Тройка


© 2010-2022