Статья Как приобщить дошкольников к традициям Поволжья

Раздел Музыка
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составила: музыкальный руководитель

СП ГБОУ СОШ № 3 имени М. Ф. Леонова

с. Приволжье «Детский сад «Волна»» Рязанцева Н. В.





«Как приобщать дошкольников к традициям Поволжья»

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим

В. Шефнер.

Самарская область - богатейший песенный край. Особые исторические условия заселения, этническая пестрота населения, накладывают определённый отпечаток не только на содержание, но и на стиль местного музыкально-поэтического фольклора, на особенность его бытования.
Изучая песенный фольклор Самарской области, нельзя не коснуться очень значительного раздела в фольклоре, как детское музыкальное народное творчество Самарского края. Играя в детстве в разные игры, дразня друг друга, пение колыбельных песен своим куклам, и есть, тот называемый детский фольклор. Словесный мир сказок, песен, заговоров, былин обильно насыщает обыденную речь людей. В этой языково-музыкальной среде сформировалась и бытует детская музыкально - поэтическая и игровая культура.
Детскому фольклору в нашей, богатой традициями, русской фольклористике никогда особенно не везло, его начали изучать лишь в 20-30-е годы нашего века замечательные учёные Виноградов и Капица. Также в Самарской области детский фольклор начали собирать сравнительно недавно, и то только записывали детские игры, колыбельные песни и т. д. с языка взрослых. На этой основе, начали появляться различные сборники и методички, о детском музыкально народном творчестве разных областей, в том числе и Самарской области, где мы узнаём, что детский фольклор живёт со своими потешками, дразнилками, песнями, и не будь его, не было бы того душевного открытого русского человека.
Если понаблюдать за бытованием традиционного фольклора в детской среде, то можно заметить, что обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички. Поются также дразнилки и многие считалки, напевное интонирование помогает чище и скорее проговаривать сложные скороговорки. Таким образом, детские песни и игры составляют неразрывное целое. Они охватывают два главных периода: младенческий, когда песня, слово, усваиваются малышом пассивно от взрослых или от старших детей. Второй период - отроческий, когда дети играют самостоятельно. Он делится приблизительно на 3 части: от 4 до 7 лет, затем до 12-13 лет, и старший уже вплоть до вступление в юношество, а хороводные игры входят уже в репертуар «старшей» группы, т. е. женихов и невест.
Педагог, работающий над единой местной традицией Самарской области и других областей, может более точно освоить со своими учениками местный диалект, музыкальный язык, даже понять характер местных жителей.
В живой традиции Самарской области репертуар исполнялся подростками (исполнения колыбельных песен и пестушек входило в обязанности девочек - нянек). Младшие дети могли исполнять простейшие колыбельные песни в играх с куклами. Хороводы водили в Самарской области старшие, хотя некоторые хороводы исполнялись маленькими детьми летом. Ни одно событие в семье или на селе не обходилось без участия детей. Неважно даже было, принимают ли они в нём активное участие или нет. И в том и в другом случаях идёт процесс фиксации услышанного, запоминание, оценка происходящего.
Основу жизни ребёнку в семье в Самарском крае составлял труд. Дети рвали траву для скота, посуду мыли, поливали грядки. Дети учились очень рано байкать, потому что они играли с куклами и своих кукол байкали. Собирая грибы и ягоды, ребята нередко напевали множество приговорок, чтобы грибы и ягоды нашлись. Порой заговорные песенки припевали во время посадки овощей: капусты, репы, гороха. Тут вокруг эти песни, тут присказки всякие, пословицы, поговорки - всё ведь это на каждом шагу было...
Детский музыкальный фольклор Самарской и других областей состоит как бы из двух больших разделов: в него входят все виды устных музыкально-поэтических произведений, созданных взрослыми специально для детей, - колыбельная песня, потешки, прибаутки, сказки с напевами, и традиционное устное творчество самих детей: заклички, считалки, дразнилки, игры с припевами.
Опыт экспедиционной работы показывает, что в настоящее время именно дети порой являются единственными хранителями отголосков тех или иных календарных праздников, песен и т. д.


Экспедицией проведённой студентами Академии Искусств Самарской области в Приволжском районе в 2013г были записаны игры, песни и танцы местного фольклора.

До сегодняшнего дня, традиционная народная культура нашего района была мало изучена. В основном экспедиционно - исследовательские работы велись в двух сёлах - Давыдовке и Екатериновке. По сложившийся традиции, собиратели выезжали туда записывать песенный фольклор от аутентичного народного ансамбля «Волжанка» (с. Давыдовка) и аутентичного ансамбля «Старинушка» (с. Екатериновка). Другие населённые пункты не исследовались. В данной экспедиции было исследовано с. Приволжье и другие сёла Приволжского района.

Со слов жителей были записаны игры:

с. Бестужевка. Антипова Зинаида Васильевна 1938г. Р.

Игра «Ручеёк» - становились парами друг за другом, в колонну, из рук образуя воротики. Водящий забегал с головы колонны и разбивал любую пару, пробегая вдвоём в конец колонны под руками у стоящих пар. Оставшийся один, становился водящим, забегая в начало колонны с внешней стороны и разбивая следующую пару. Ручеёк постоянно перетекал, то есть когда образовывалось окошко, пары сдвигались к началу колонны.

с. Приволжье. Казакова Мария Григорьевна, 1930г.р.

Танцевальная игра «Метелица» - молодёжь на вечёрках вставала в круг. В центр выходил парень, подходил к любой девушке, брал её под локоть, выводил её в круг и они начинали кружиться. И так пока не потанцует со всеми девушками. Затем выходил следующий парень и так далее.

с. Давыдовка

Игра « Ремешок» - на вечёрках описывались правила игры носящей название «в ремешок». Молодёжь, собиралась в избе, стояла или рассаживалась по лавкам.

В центре избы стоял стул, на него садилась девушка и закрывала глаза, рядом стоял «погонщик» с ремнём. Погонщик спрашивал у присутствующих, кто выбирает эту девушку? Получив ответ в виде жеста от парня, «погонщик»

Спрашивает уже у девушки «Кого выбирает она?». И если девушка угадала, кто её выбрал, то парень брал её к себе на колени, а если не отгадала, то получала ремешком.

с. Кашпир. Малкин Константин Васильевич 1935г.р. местный баянист и просто кладезь народных игр с. Кашпир.

Игра «Столбы» - начиналась игра, вечером после работы, на краю села на бугре и заканчивалась на берегу у воды на расстояние более 500м. От края села ходили парами. Парень с девушкой, разговаривали или просто шли рядом привыкая, узнавая друг друга. На берегу реки менялись парами шли на край села уже с другой девушкой и другим парнем. Была «старшая», которая проверяла все пары, что бы не ходили с одними и теми же.

Игра в «Шар» или «Манок» - манок стругали из дощечки, придавая ему форму заострённого с двух концов овал, и была бита, «понок», которой отбивали «манок» в поле, летел он очень далеко. Все, кто играл, бежали и искали «манок». Кто нашёл «манок2 тот шёл водить.

Игра «Лапта» - это командная игра на большое количество человек. Мяч шили из тряпок, биту делали из деревянной палки. На краях, очерченного

поля, проводятся две параллельные черты, одна их них называется игральной, другая коновой. Одна команда располагается на поле между двумя линиями в разных местах. Водящая команда встаёт за игровой линией. Подавальщик подбрасывает мяч, метальщик, ударяя по мячу, посылает его в поле, после этого он бросает биту и делает перебежку до линии на другой стороне площадки и назад за игровую линию. Игроки, находящиеся на поле ловят или подбирают мяч с земли и стараются попасть им в перебегающих метальщиков. Если мяч пойман с лёта или выбит пробегавший, команды меняются местами.

с. Степняки Бурмистова Л. А. 1939г.р.

Игра «Кума, кума квас укис» - молодёжь встаёт в круг по парам. Девушки сидят, парни стоят сзади. Один парень лишний - он начинает водить. Парень подходит к любой девушке и говорит: Кума, кума квас укис? Девушка ему отвечает: Укис. После этого парни бегут занимать место позади другой любой девушки. Кому не досталось места, тот и водит.

Игра «Кольцо на лицо» - участвующие садятся кругом и вытягивают перед собой руки сложенные в ладоши. Ведущий берёт кольцо в ладони и проходит по кругу. Одному из сидящих он незаметно кладёт в ладонь кольцо. Затем встаёт в круг и говорит : Кольцо на лицо выходи. И тот, у кого кольцо должен быстро выскочить в круг. Рядом сидящие пытаются его задеть. Если замаяли, то водишь.

Мы должны возродить и сохранить наши народные игры. Они исполнят своё главное назначение - доставят детям удовольствие и радость и делают их счастливыми.

Детскому фольклору в нашей, богатой традициями, русской фольклористике никогда особенно не везло, в Самарской области детский фольклор начали собирать сравнительно недавно, и то только записывали детские игры, колыбельные песни и т. д. с языка взрослых. На этой основе начали появляться различные сборники и методички о детском музыкально народном творчестве разных областей, в том числе и Самарской области, где мы узнаём, что детский фольклор живёт со своими потешками, дразнилками, песнями, и не будь его, не было бы того душевного открытого русского человека .
Если понаблюдать за бытованием традиционного фольклора в детской среде, то можно заметить, что обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички. Поются также дразнилки и многие считалки, напевное интонирование помогает чище и скорее проговаривать сложные скороговорки. Таким образом, детские песни и игры составляют неразрывное целое. Они охватывают два главных периода: младенческий - когда песня, слово, усваиваются малышом пассивно от взрослых или от старших детей. Второй период - отроческий, когда дети играют самостоятельно. Он делится приблизительно на 3 части: от 4 до 7 лет, затем до 12-13 лет, и старший уже вплоть до - вступление в юношество, а хороводные игры входят уже в репертуар «старшей» группы, т. е. женихов и невест.
Педагог, работающий над единой местной традицией Самарской области и других областей, может более точно освоить со своими учениками местный диалект, музыкальный язык, даже понять характер местных жителей.
В живой традиции Самарской области репертуар исполнялся подростками (исполнения колыбельных песен и пестушек входило в обязанности девочек - нянек). Младшие дети могли исполнять простейшие колыбельные песни в играх с куклами. Хороводы водили в Самарской области старшие, хотя некоторые хороводы исполнялись маленькими детьми летом. Ни одно событие в семье или на селе не обходилось без участия детей. Неважно даже было, принимают ли они в нём активное участие или нет. И в том и в другом случаях идёт процесс фиксации услышанного, запоминание, оценка происходящего.
Основу жизни ребёнку в семье в Самарском крае составлял труд. Дети рвали траву для скота, посуду мыли, поливали грядки. Дети учились очень рано баюкать, потому что они играли с куклами и своих кукол баюкали (байкали). Собирая грибы и ягоды, ребята нередко напевали множество приговорок, чтобы грибы и ягоды нашлись. Порой заговорные песенки припевали во время посадки овощей: капусты, репы, гороха. Тут вокруг эти песни, тут присказки всякие, пословицы, поговорки - всё ведь это на каждом шагу было...
Детский музыкальный фольклор Самарской и других областей состоит как бы из двух больших разделов: в него входят все виды устных музыкально-поэтических произведений, созданных взрослыми специально для детей, - колыбельная песня, потешки, прибаутки, сказки с напевами, и традиционное устное творчество самих детей: заклички, считалки, дразнилки, игры с припевами .
Опыт экспедиционной работы показывает, что в настоящее время именно дети порой являются единственными хранителями отголосков тех или иных календарных праздников, песен и т. д.
Детский народный календарь представлен преимущественно песнями, приуроченными к каким-либо приметным дням в году. В прежнее время всюду были известны новогодние посещения детьми соседских домов с «посеванием» (разбрасыванием по полу хлебных зёрен) и пением поздравлений и добрых пожеланий хозяевам; столь же известны были рождественские припевы стихотворные прибавления к церковной праздничной песни, колядки или рацейки, которые исполнялись детьми при посещении домов односельчан.
Песня, записанная в Самаре от Барсуковой Кати (9 лет), которая слышала от бабушки, проживавшей в селе Старосемейкино Красноярского района Самарской области:
Ходила коляда - Накануне Рождества

Искала коляда Боярского двора.
На семи столбах

На восьми воротах

Столбы точёные. Позолоченные.
Хозяин в дому

Что соколик в терему

Хозяюшка в дому

Как оладушка в меду

Малы детушки. Часты звёздочки.
Можно наблюдать, как многие обычаи, обряды и песни уходят из обихода взрослых и составляют содержание детской обрядовой поэзии. С переходом в детскую среду обряд или песня упрощались, относящиеся к нему словесные произведения соответствующим образом видоизменились, принимая меньший объём и более простую форму.
К собственно календарному фольклору непосредственно примыкают так называемые магические произведения детского фольклора. Детские песенные заговоры или заговоры - обращения исполняются с целью вызвать желаемое действие со стороны животного мира, растения, явления природы. Известны в разных вариациях обращения к божьей коровке, жучкам, воронам, к солнышку, дождику, ветру, радуге.
Магические формулы представляют собою краткие словесные произведения, которые произносятся то пением - речитативом, то говорком про себя.
Второй раздел детского музыкального творчества составляет потешный фольклор, который выражает стремление ребят, позабавится, рассмешить себя и своих сверстников, высмеять кого-нибудь или что-нибудь. К нему относятся весёлые прибаутки, забавные небылицы, дразнилки. Все они имеют самостоятельное значение и с играми не связаны. По форме - это краткие (в основном из 4-8 строф) песенки с забавным содержанием. Как правило, в них отражено какое- либо яркое событие или стремительное действие. В детских прибаутках передан в основном какой-либо один эпизод.
Прибаутка, записанная в селе Гарькино Приволжского района Самарской области от Шпилько Оли (6 лет):
Радуга-дуга,
Не давай дождя,

Давай солнышко,

Из оконышко.
Дождик, дождик, посильней.

Не пугай моих гусей

Мои гуси дома

Не боятся грома.
Птичка-синичка

Хвостиком махала

Хвостиком махала

Деток созывала.
Приговорка, записанная в Самаре от Оли Козиной (8 лет):
Тише Леночка не плачь

Я куплю тебе калач

А если будешь плакать

Куплю тебе лапоть.
Дразнилки, также проявление детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечают какой-либо порок, недостаток или слабость человека.
Дразнилка, записанная в с. Гарькино Приволжского района Самарской области от Шпилько Ольги (6 лет):
Жирная бочка

Родила сыночка

Не успела пятого

Родила десятого.
Запись в селе Кошки Кошкинского района Самарской области от Молчанова Лёши (12 лет):
Коля, Коля-Николай,
Сиди дома, не гуляй,
А то девочки придут,
Поцелуют и уйдут.
Дети, как только начнут свободно владеть своим языком, уже поют. Они поют всё - были и небылицы постоянно: весною и летом, по целым дням с утра до вечера, поют везде в лесочке, на улице и т. д. Голос детей всегда весёлый, радостный. Тужить то было не о чём, так как тяжёлой работы они ещё не знали, ни вражды, ни зла, просто довольны жизнью.
Третий раздел детского творчества представляет собой игровой фольклор, в который входят напевно интонируемые считалки, которые помогают распределить роли между участниками игры, выбрать водящего. Игровые прелюдии - это жеребьёвки и считалки. Они играют большую роль в игре детей.
Считалка, записанная в селе Екатериновка Красноярского района Самарской области от Ишмель Димы (6 лет):
Топор,топор

Сиди как вор

Не выглядывай

Во двор.
Записана в г. Самаре от Даниловой Оли (9 лет):
Дора, дора-помидора.
Мы вчера поймали вора

Стали думать и гадать

Как бы вора наказать.
Игры у детей были только в пределах деревни или же недалеко от деревни. В лесу и на берегу реки играть запрещалось. Зимой и осенью дети играли дома, собираясь по несколько человек. Играли дети в простые прятки, жмурки, игры-угадывания. Эти игры и до сих пор сохранились в Самарском крае. Также были и спортивные состязания, такие как бег, жонглирование, игра в мяч. Хороводы занимали не малое место в жизни детей. Мелодия хороводных песен подчинялась законам песенной формы, и их интонация резко отличалась от интонаций «игровых прелюдий». В жизни девочки большое значение имела игра в куклы, игра в свадьбу, игра в гости. Вот такие детские игры были в Самарской области, которые дошли до наших дней.
Поэтические произведения, созданы взрослыми специально для детей - это колыбельные песни. В частности колыбельные песни Самарской области. Знакомство с народной поэзией начинается с самого детства. Младенца с колыбели убаюкивало ласковое пение матери или же песни няни. Если эти песни не помнились самими детьми, то может быть, их запомнили, когда пели младшим братьям и сёстрам родители. В колыбельных песнях не много напевов, которые поются для детей, потому что тут важно не содержание песни, ни слова её, которых ребёнок ещё не может понимать - важны одни только звуки, нежные, ласкающие слух.
Записана в г. Самаре от Оли Назаркиной (8 лет):
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок

И укусит за бочок.
Записана в селе Елховка Кошкинского района Самарской области от Самохваловой Кати (11 лет):
Люли, люли, люленьки

Прилетели гулиньки

Стали гули ворковать

И Танюшеньку качать.
На примерах мы действительно видим, какой мягкостью и лиричностью пронизаны песни Самарского края, которые могли так скоро и легко успокоить. Почти в каждом цикле колыбельных присутствует тема оживляющего, благодатного, спокойного сна, помогающая ребёнку вырасти здоровым и красивым. Важный раздел тематики колыбельных - взаимоотношения в семье, место в ней ребёнка - сейчас и в скором будущем. В песнях поющих матерью или няней, подчёркивается то, что ребёнок должен наследовать лучшие качества своего рода. Таким образом, колыбельные песни пелись, передавая ласку и любовь родителей, уже с колыбели прививая ребёнку лучшие качества человека.
Ещё один из интереснейших разделов детского народного творчества - это частушка. Из всех фольклорных жанров - самый молодой, в том числе и у детей. Частушка, как правило создаётся из жизни, т. е. о колхозной жизни крестьян, о нашем быте, о недостатках человека. Также есть частушки, которые прославляют людей, совершивших какой-нибудь подвиг и т. д. Много частушек например в Самарской области сложилось о Волги, Самарской ГЭС и Жигулёвском море.
Эх берёзынька,

берёзка Раскудря-кудрявая

. Хороша ты, Волга наша, Волга величавая.
Детские частушки, именно Самарской области не о прославлении героя, а наоборот о высмеивании недостатков конкретного лица.
Записана в селе Гарькино Приволжского района Самарской области от Шпилько Ольги (6 лет):
Колька-дурак,
Любит девок,
Любит баб.
А я ему говорю:
Люби бабушку мою.
Эти частушки простые, построены на секундовых и терцовых интонациях. Текст помогает конкретно понять, о ком и о чём идёт речь. Дети в своих частушках стыдят человека. Поют весело и шуточно. В свою же очередь критика в частушках помогает исправиться ребёнку в лучшую сторону.
Таковы жанры детского фольклора, собранные в Самарской области . Для изучения детского музыкального фольклора принципиально важно знать, от кого именно записан тот или иной материал - сделана ли запись от исполнителя - ребёнка или же от взрослого человека. Дело в том, что исполнительская манера каждого поколения к поколению подвергается более или менее значительным изменениям.
К сожалению, в городе детский календарный жанр вымер. Так как взрослые не пели детям колыбельных песен, не справляли календарных праздников. Значит, и детям не у кого было учиться. И только сейчас, совсем недавно в музыкальных школах, в музыкальных студиях, общеобразовательных школах детям преподают фольклор, где они учатся петь колыбельные песни, изучают обряды, танцы русского народа. Педагоги фольклористы пытаются воссоздать высокохудожественные образцы народно-песенного творчества, изучения его особенностей и приёмов художественного выражения.

Ссылки на источники

научно-методический электронный журнал
Старостина Т. Л. Детское музыкальное народное творчество Самарской области // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 20. - ART 75327. - 0,3 п. л. -URL: e-koncept.ru/2015/75327.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
1. Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор: учеб. пособие. - М.: Наука, 2002.
2. Русский фольклор: сб. / отв. ред. Рейли; РАН, Институт русской литературы (Пушкинский дом). -СПб.: Наука, 2011.
3. Борисенко Б. С любовью к детям. - Волгоград, 2012.
4. Борисенко Б. Детский потешный фольклор. - Волгоград, 2011.
5. Самарский центр русской традиционной культуры .Самарская организация композиторов России АНО «Естественного развития человека РАНГ» Самарский дворец детского творчества. Самара 2014г

6. Сайты:Tatyana Starostina, teacher of additional education, educational center "Pams", Samara
[email protected]
Children musical folklore in Samarskaya oblast
Abstract. The article includes a big diversity genres of children folklore in Samarskaya oblast and consist of 3 parts: Calendars folklore.The funny folklore.The folklore of the games. This article addressed to the teachers, managers of the creation groups and to the wicl range of music society.
Keys words: Samarskaya oblast, diversity genres, children music folklore calendars folklore, the funny folklore, the folklore of the games.


© 2010-2022