Программа дополнительного образования Шагаем с песней

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бугульминская кадетская школа-интернат Имени Героя Советского Союза Газинура Гафиатуллина»

Согласовано Согласовано

Зам. директора по В.Р. Директор ГБОУ БКШИ

_______ Кириллова Э. П. ________ Сергеев А.В.

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

для учащихся 5-7 классов

«Шагаем с песней»

Образовательная область: искусство.

Учебная дисциплина: музыка.

Вид программы: рабочая.

Тип: дополнительного образования.

Направленность программы: художественно-эстетическая.

Форма организации программы: студийная.

Преподаватель: Шарова Вера Михайловна



Г. Бугульма 2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

Современный россиянин - это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи и строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и хоровое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением и ритмическими движениями. В МБОУ КШИ обучаются дети, различных стартовых способностей, и тягой к творчеству. Именно для того, чтобы ребенок заинтересовался и смог овладеть умениями и навыками вокально-хорового искусства, самореализоваться в творчестве, разработана программа «Шагаем с песней», направленная на духовное и патриотическое развитие обучающихся.

Новизна программы

В МБОУ КШИ создана вокально-хоровая студия , в которой занимаются учащиеся 5-7 классов в возрасте от 10 до 13 лет. Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся кадетской школы и нацелена на патриотическое воспитание. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

В данных условиях программа «Шагаем с песней» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлено сочетание вокально- хорового исполнения и строевой подготовки, что в результате направлено на исполнение плац концерта, как части патриотического воспитания.

Программа отличается тем, что:

- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;

- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкально-ритмических способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения, соразмерно индивидуальности;

- содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных и ритмических умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

- программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.

Роль и место программы в образовательном маршруте обучающихся, практическое назначение программы:

Программа - это опыт по воспитанию патриотизма через вокально-хоровую работу учащихся Бугульминской кадетской школы-интерната. Реализация содержания программы ориентирована на применение наиболее эффективных методов и приемов формирования голоса и чувства ритма.

Программа «Шагаем с песней» имеет практическую значимость и может быть применена для работы в общеобразовательной школе.

Условия вокальной студии дают возможность каждому из обучающихся удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать школьный социум и окружение школы своими способностями, получить оценку и общественное признание в школе, в городе, в республике, в России. Увлеченные любимым делом школьники высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом, готовы в будущем стать достойными защитниками Родины.

Содержание программы предполагается реализовать в объеме 306 часов (за 3 года обучения).

Цель программы - через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные и ритмические навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Задачи:

Расширить знания обучающихся о искусстве вокала, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;

Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокально-хоровому искусству;

Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, чувство патриотизма, творческое воображение. Формировать вокальную культуру, как неотъемлемую часть духовной культуры;

Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокально-хоровой деятельности.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии .

Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности. Этот вопрос попыталась решить и я при разработке данной программы.

В основу программы «Шагаем с песней» для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях школьной студии положены, в первую очередь, программа детской студии г. Радужный «Палитра детских голосов» Усачевой Натальи Павловны, практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки, который рекомендовал специальные упражнения для развития певческих навыков, предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к молодому голосовому аппарату.

Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова, как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях - от детского сада до консерваторий и оперных театров.

Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Для работы с хором в условиях Кадетской школы мной была изучена программа «Строевой подготовки» из которой были взяты элементы движений для создания плац концертов, которые являются естественными и близки обучающимся кадетских школ.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими и вокальными особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития. А строевая подготовка подразумевает чёткость и единство мысли в движении. Эти два аспекта, в синтезе, при правильном подходе могут дать хороший результат создания хорового коллектива, «спетого», каждой клеточкой физически и духовно чувствующего плечо товарища.

Принципы педагогического процесса:

- принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие-обучение всех детей без отбора в условиях кадетской школы, многообразие индивидуальных исполнительских манер.

В основу разработки программы «Шагаем с песней» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентностного и деятельностного подхода.

Программа определяет 2 направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность. Первое направление состоит из 10 тематических блоков, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые реализуются на разных этапах обучения (содержание обучения усложняется каждый год обучения). Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является вокальная студия. Вокальная студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон, соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы), особенности звуковедения.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живописи, элементов строевой подготовки. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

При разучивании песенного репертуара я обращаюсь к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка - умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, и соблюдать правильную интонацию при их произношении; на уроках литературы - формируется начальное понятие художественного языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства - представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах, на уроках строевой подготовки-чувство ритма и товарищеской взаимопомощи.

Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания), а также навыки движения под музыку.

Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Это придает прикладной смысл занятиям вокальной студии. Обучение учеников подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, в основном, патриотическая музыка. Все это помогает юным вокалистам постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом - голосом.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа предполагает разные виды деятельности учащихся: коллективные и индивидуальные и определяет примерное количество часов на каждый год обучения - 102ч.,

Программа имеет трехуровневую (по годам обучения) и тематическую структуру.

Учебный план программы «Шагаем с песней»

Разделы (блоки)

Кол-во часов

1.Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение.

Использование певческих навыков.


10

2 Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков.

10

3. Распевание.

5

4. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения.

Великие вокалисты прошлого и настоящего.

5

5. Дикция. Артикуляция.

10

6. Гигиена певческого голоса.

5

7. Сценическая культура и сценический образ.

10

8. Движения вокалистов под музыку.

10

9 . Вокально-хоровая работа.

20

10. Собственная манера исполнения.

10

II. Концертно-исполнительская деятельность -

7

ИТОГО:

102

Учебно-тематический план (1-й год обучения)

Цель: раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала.

Тема

количество часов

1. Введение, знакомство с голосовым аппаратом.

Индивидуальное Наблюдение

10

2. Певческая установка. Дыхание. Индивидуальное Наблюдение.

15

3. Распевание.

5

4. Вокальная позиция. Звуковедение. Использование певческих

навыков.

20

5.Сценическое движение (элементы строевой подготовки)

20

6. Знакомство с различной манерой пения. Дикция.

7

7. Беседа о гигиене певческого голоса.

5

8. Работа над сценическим образом.

10

9. Конкурсы, праздники, концерты

10

Итого

102

Календарно-тематическое планирование

Первый - год обучения

102ч. в год

час

Тема

1

3

Введение. Знакомство с голосовым аппаратом.

Индивидуальное Наблюдение. Элементы движения под музыку

2

3

Распевки. Артикуляция. От распевки к песне. Наблюдение.

3

3

Песни в нашей жизни. Элементы движения под музыку

Использование певческих навыков.

4

3

Певческие навыки. Дыхание. Певческая установка. Элементы движения под музыку.

5

3

Вокально-хоровая работа. Элементы движения под музыку

6

3

Вокадьно-хоровая работа. Гигиена голоса. Элементы движения под музыку.

7

3

Музыкальная фраза. Вокльно-хоровая работа. Элементы движения под музыку.

8.

3

Звуковедение и дикция. Выступление в концерте.

Элементы движения под музыку.

9

3

Музыкальные игры и загадки.

Элементы движения под музыку.

10

3

Формы и жанры вокальной музыки.

Певческая позиция. Элементы движения под музыку.

11

3

Песни в исполнении эстрадных певцов.

Манера исполнения. Элементы движения под музыку.

12

3

Весело,грустно. Лад. Вокально-хоровая работа. Элементы движения под музыку.

13

3

Песни наших отцов и дедов.

Дыхание, артикуляция. Элементы движения под музыку.

14

3

Вокально-хоровая работа. Сценическая культура. Элементы движения под музыку.

15

3

Вокально-хоровая работа. Элементы движения под музыку.

16.

3

Гигиена голоса. Подготовка к концерту и выступление.

Элементы движения под музыку.

17

3

Движения под музыку. Сценическая культура.

18

3

Плацконцерт. Сценические движения.

19

3

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

Вокально- хоровые навыки. Элементы движения под музыку.

20

3

Раскрепощение певца.

Манера исполнения. Элементы движения под музыку.

21

3

Дикция и орфоэпия. Музыка слов.

22

3

Волшебная страна звуков.

Вокально- хоровая работа. Элементы движения под музыку.

23

3

Вокальная позиция. Элементы движения под музыку.

24.

3

Подготовка к выступлению. Сценический образ. Концерт.

25

3

Вокально-хоровая работа. Гигиена голоса. Элементы движения под музыку.

26

3

Мелодии дня. Звуковедение. Легато. Элементы движения под музыку.

27

3

Настроение нежности и веселья. Вокальная позиция.

Вокально-хоровая работа. Элементы движения под музыку.

28

3

Краски музыки и голоса. Использование певческих навыков.

Унисон. Элементы движения под музыку.

29

3

Необычные звуки и голоса. Собственная манера исполнения.

Тембр. Элементы движения под музыку.

30

3

Добрым быть совсем не просто…

Певческая позиция. Элементы движения под музыку.

31

3

Улыбка - это здорово!

Вокально- хоровая работа. Элементы движения под музыку.

32

3

И хорошее настроение не покинет нас!

Мажор. Элементы движения под музыку.

33

3

Веселей, встречай друзей.

Сценическая хореография.Плацконцерт.

34

3

Сценический образ. Отчётный концерт.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(1 ступень - 1 год обучения)

В результате обучения пению в вокальной студии воспитанник должен:

знать, понимать:

- строение артикуляционного аппарата;

- особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;

- понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;

- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- различные манеры пения;

- место дикции в исполнительской деятельности.

уметь:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

- петь легким звуком, без напряжения;

- уметь делать распевку;

- к концу года спеть выразительно, осмысленно;

- использовать элементы ритмики и строевой подготовки под музыку.

Учебно-тематический план (2-й год обучения)

Цель: сформировать у обучающихся основы вокальных умений и навыков через усложнение репертуара, ритма и метра.

тема

количество часов

1.Введение, владение своим голосовым аппаратом.

10

2. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Великие вокалисты. Вокальные навыки

10

3. Овладение собственной манерой вокального исполнения.

Выявление индивидуальных красок голоса.

10

4. Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа.

20

5. Использование элементов ритмики и строевой подготовки.

Движения под музыку. Сценическая культура.

17

6. Дикция. Вокальные навыки.

10

7. Беседа о гигиене певческого голоса.

5

8. Работа над сценическим образом.

10

9. Концертно-исполнительская деятельность.

Праздники, выступления.

10

Итого

102

Календарно-тематическое планирование

второй - год обучения

102ч. в год

час

Тема

1

3

От распевки к песне. Вокально- хоровые навыки.

Владение голосовым аппаратом. Индивидуальное Наблюдение.

2

3

Вокальные навыки в исполнительском мастерстве.

Весело - грустно. Мажор, минор. Лад.

Динамика. Громко - тихо. Элементы движения под музыку.

3

3

Краски голоса. Тембр. Диапазон. Владение голосовым аппаратом. Элементы движения под музыку.

4

3

Певческие навыки. Дыхание. Певческая установка. Элементы движения под музыку.

5

3

Вокально-хоровая работа. Элементы движения под музыку.

6

3

Вокально-хоровая работа. Гигиена голоса. Элементы движения под музыку.

7

3

Музыкальная фраза. Вокально-хоровая работа. Элементы движения под музыку.

8.

3

Звуковедение и дикция. Выступление в концерте.

9

3

Песни давно минувших дней.

Дыхание, артикуляция. Певческая позиция. Движения под музыку.

10

3

Россия - Родина моя. Произведения различных жанров.

Певческая позиция. Элементы движения под музыку.

11

3

Вместе весело шагать… Элементы движения под музыку.

Сценическая культура. Песни в исполнении эстрадных певцов.

12

3

Вокально-хоровая работа. Волшебный голос песни детства. Элементы движения под музыку.

13

3

Песни наших отцов и дедов.

Дыхание, артикуляция. Элементы движения под музыку.

14

3

Вокально-хоровая работа. Сценическая культура.

15

3

Вокально-хоровая работа. Элементы движения под музыку.

16.

3

Гигиена голоса. Подготовка к концерту и выступление.

17

3

Движения под музыку. Сценическая культура.

18

3

Плацконцерт. Сценические движения.

19

3

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

Вокально- хоровые навыки. Элементы движения под музыку.

20

3

Раскрепощение певца.

Манера исполнения. Элементы движения под музыку.

21

3

Дикция и орфоэпия. Музыка слов. Элементы движения под музыку.

22

3

Волшебная страна звуков.

Вокально- хоровая работа. Элементы движения под музыку.

23

3

Вокальная позиция. Жанровое разнообразие. Элементы движения под музыку.

24.

3

Подготовка к выступлению. Сценический образ. Концерт.

25

3

Вокально-хоровая работа. Гигиена голоса. Элементы движения под музыку.

26

3

Души прекрасные порывы. Звуковедение. Элементы движения под музыку.

27

3

Настроение. Вокальная позиция.

Вокально-хоровая работа. Элементы движения под музыку.

28

3

Краски музыки и голоса. Использование певческих навыков.

Унисон и подголосок. Элементы движения под музыку.

29

3

Необычные звуки и голоса. Собственная манера исполнения.

Тембр. Элементы движения под музыку.

30

3

Дружим с музыкой и песней

Певческая позиция. Элементы движения под музыку.

31

3

Песни Великой Победы. Элементы движения под музыку.

32

3

Сценическая хореография. Плацконцерт.

33

3

Школьные годы чудесные. Вокально-хоровая работа. Элементы движения под музыку.

34

3

Сценический образ. Отчётный концерт.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(2 ступень - 2-й год обучения)

В результате обучения пению в вокальной студии воспитанник должен:

знать, понимать:

- соблюдать певческую установку;

- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- жанры вокальной музыки;

- произведения различных жанров;

- великих вокалистов России и мира;

уметь:

- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- точно повторить заданный звук;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;

- петь чисто и слаженно в унисон;

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- дать критическую оценку своему исполнению;

- характеризовать выступления великих вокалистов

- использовать элементы ритмики и строевой подготовки в сочетании с пением ;

- работать в сценическом образе;

- принимать активное участие в творческой жизни коллектива.

Учебно-тематический план (3-й год обучения)

Цель: через исполнение популярных произведений способствовать формированию позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства.

тема

количество часов

1.Введение, владение своим голосовым аппаратом.

10

2. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой

исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки

10

3. Овладение собственной манерой вокального исполнения.

Выявление индивидуальных красок голоса.

10

4. Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа.

20

5. Использование элементов ритмики и строевой подготовки.

Движения под музыку. Сценическая культура.

17

6. Дикция. Расширение диапазона голоса. Собственная манера исполнения хорового произведения.

10

7. Беседа о гигиене певческого голоса.

5

8. Работа над сценическим образом.

10

9. Концертно-исполнительская деятельность.

Праздники, выступления.

10

Итого

102

Календарно-тематическое планирование

третий - год обучения

102ч. в год

час

Тема

1

3

От распевки к песне. Вокально- хоровые навыки.

Владение голосовым аппаратом. Индивидуальное Наблюдение.

2

3

Вокальные навыки в исполнительском мастерстве.

Мажор, минор. Лад.

Динамика. Громко - тихо. Элементы движения под музыку.

3

3

Краски голоса. Тембр. Диапазон. Владение голосовым аппаратом. Элементы движения под музыку.

4

3

Певческие навыки. Дыхание. Певческая установка. Элементы движения под музыку.

5

3

Вокально-хоровая работа. Элементы движения под музыку.

6

3

Вокально-хоровая работа. Гигиена голоса. Элементы движения под музыку.

7

3

Музыкальная фраза. Вокально-хоровая работа. Элементы движения под музыку.

8.

3

Звуковедение и дикция. Выступление в концерте.

9

3

Песни давно минувших дней.

Дыхание, артикуляция. Певческая позиция. Движения под музыку.

10

3

Россия - Родина моя. Произведения различных жанров.

Певческая позиция. Элементы движения под музыку.

11

3

Вместе весело шагать… Элементы движения под музыку.

Сценическая культура. Песни в исполнении эстрадных певцов.

12

3

Вокально-хоровая работа. Волшебный голос песни детства. Элементы движения под музыку.

13

3

Песни наших отцов и дедов.

Дыхание, артикуляция. Элементы движения под музыку.

14

3

Вокально-хоровая работа. Сценическая культура.

15

3

Вокально-хоровая работа. Элементы движения под музыку.

16.

3

Гигиена голоса. Подготовка к концерту и выступление.

17

3

Движения под музыку. Сценическая культура.

18

3

Плацконцерт. Сценические движения.

19

3

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

Вокально- хоровые навыки. Элементы движения под музыку.

20

3

Раскрепощение певца.

Манера исполнения. Элементы движения под музыку.

21

3

Дикция и орфоэпия. Музыка слов. Элементы движения под музыку.

22

3

Волшебная страна звуков.

Вокально- хоровая работа. Элементы движения под музыку.

23

3

Вокальная позиция. Жанровое разнообразие. Элементы движения под музыку.

24.

3

Подготовка к выступлению. Сценический образ. Концерт.

25

3

Вокально-хоровая работа. Гигиена голоса. Элементы движения под музыку.

26

3

Души прекрасные порывы. Звуковедение. Элементы движения под музыку.

27

3

Настроение. Вокальная позиция.

Вокально-хоровая работа. Элементы движения под музыку.

28

3

Краски музыки и голоса. Использование певческих навыков.

Унисон и подголосок. Элементы движения под музыку.

29

3

Необычные звуки и голоса. Собственная манера исполнения.

Тембр. Элементы движения под музыку.

30

3

Дружим с музыкой и песней

Певческая позиция. Элементы движения под музыку.

31

3

Песни Великой Победы. Элементы движения под музыку.

32

3

Сценическая хореография. Плацконцерт.

33

3

Школьные годы чудесные. Вокально-хоровая работа. Элементы движения под музыку.

34

3

Сценический образ. Отчётный концерт.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(3 ступень - 3-й год обучения)

В результате обучения пению в вокальной студии воспитанник должен:

знать, понимать:

- основные типы голосов;

- жанры вокальной музыки;

- типы дыхания;

- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

- реабилитация при простудных заболеваниях;

- особенности многоголосого пения;

- обоснованность сценического образа.

уметь:

- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

-исполнять плац концерты;

- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

АППАРАТ КОНТРОЛЯ

Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.

Содержание контроля

Оценке и контролю результатов обучения подлежат:

- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

- освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.

Виды контроля:

- предварительный - диагностика способностей учащихся;

- текущий - наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;

- итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, городских, республиканских мероприятий.

Требования к уровню подготовки ученика

Первый год обучения:

  • наличие интереса к вокальному и хоровому искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, хором);

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова - артикулировать при исполнении);

  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

Второй год обучения:

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло);

  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки плацконцерта;

  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Третий год обучения:

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки - синкопы, ритмы;

  • умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

  • импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки строевой подготовки в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;

  • умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

  • умение петь под фонограмму и с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методы и формы реализации программы «Шагаем с песней»

В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умение вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, т.к. приходится следить не только за голосом, но и движениями.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ресурсное обеспечение программы:

  1. Методические рекомендации для учителя (см. список литературы);

  2. Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;

  3. Аудиосредства: микрофон, электронные аудиозаписи ;

  4. Компьютер;

  5. Усиливающая аппаратура;

  6. Возможности записи голоса и прослушивания исполнения;

  7. Актовый зал.

Успехи реализации программы возможны:

• если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;

• если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

• если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;

• если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организационно-методическая работа

Разработано программно-методическое обеспечение, которое включает Программу, методические разработки занятий, систему дидактических материалов, перечень используемых средств обучения, в том числе видео- и электронных ресурсов.

Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)

Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских мероприятий . Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.

CОДЕРЖАНИЕ (ТЕМЫ) ЗАНЯТИЙ

1. Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков

Искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известные механические уменья. Гёте. Искусство пения - искусство души и для души.

Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.

«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению - перспективы развития и возможности участия в мире шоу-бизнеса.

Голосообразование - рождение звука. Вибрация и дыхание - основа рождения звука.

Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной - натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.

Регистровый порог. Механизм перевода регистра.

Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.

Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.

Рупор. «Зевок» и полузевок». Регулировочный образ: место и роль в пении.

Практические занятия:

1. Диагностические занятия - знакомство с детьми, изучение способности к пению.

2. Координационно-тренировочные занятия.

Блок 1. Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) - на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.

Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.

Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.

Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.

Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука, вибрации «ммм»).

Упражнение 6. Вибрация внутри тела.

Блок 2. Комплекс № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.

Комплекс № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.

Комплекс № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).

Комплекс № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром, силой голоса - через ощущения с разными энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.

Комплекс № 5. Упражнения для осознания связи режимов с разными участками диапазона.

Комплекс № 6. Упражнения для осознания связи разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.

Комплекс № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.

Комплекс № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.

Комплекс № 9. Упражнения по овладению приемами, не позволяющими издавать звук привычным способом.

Комплекс № 10. Упражнения: язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.

Комплекс № 11. Упражнения на «Н - носовое».

Комплекс № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).

II. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.

Отработка полученных вокальных навыков.

Опыт пения как экспульсивный акт (экс - наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу - выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.

«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».

Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем.

Соотношения работы органов дыхания и гортани.

Резонаторная функция трахеи.

Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.

Практические занятия: Дыхательная гимнастика.

III. Распевание

Звук и механизм его извлечения.

Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О.Исаева с.158).

Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки

Использование скороговорки на начало распевки.

Практические занятия:

1. Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять распевки (И.О. Исаева, стр. 160-164).

IУ. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего

История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская (бардовая) песня, джаз, арт-рок, современная городская музыка, поп-музыка, эстрада, диско, фольклор, фолк-рок, этническая музыка.

Практические занятия: Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.

Цель использования данного подхода: помочь воспитанникам постепенно углубляться в творчество отдельных вокалистов с целью формирования портретов кумиров.

V. Дикция. Артикуляция

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.

Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.

Тембр певческого и речевого голоса.

Дикция и механизм ее реализации.

Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.

Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.

Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.

3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.

Чистая дикция - условие успешного выступления на сцене любого артиста.

Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

Практические занятия: 1) Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В.Емельянова - с. 161);

2) Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации (программа В.Емельянова с.166-167);

3) Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса (программа В. Емельянова с. 168-172);

4) Дыхательные упражнения по методике И.О.Исаевой (стр.78-80);

5) Тренажер самоконтроля развития дикции;

6) Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой (с.81-83).

VI. Гигиена певческого голоса

Бережное отношение к здоровью - как залог вокального успеха.

Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93).

Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.

Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.

Меры профилактики лор - болезней, их необходимость.

Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.

Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.

О вреде курения на голосовые связки.

Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато - основа и показатель самоконтроля.

Запреты:

- грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы;

- использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы;

- переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.

Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.

Практические занятия:

1. Дозировки - тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;

2. Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа как ориентира на успех, а не путь к стрессу;

3. Упражнения по развитию вибрато вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);

4. Составление памятки по гигиене голоса.

VII. Сценическая культура и сценический образ

Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция - как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов - дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.

Мимика. Выражение лица, улыбка

Владение собой, устранение волнения на сцене.

Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.

«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение.

Практические занятия:

1. Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой с.93-95);

2. Психологический тренинг;

3. Упражнение «Как правильно стоять» (по методике И.О.Исаевой с.172-179 );

4. Упражнения на координацию движений;

5. Практическая работа по формированию сценического образа.

VIII. Движения вокалистов под музыку.

Движения вокалистов на сцене.

Элементы строевой подготовки.

Движения плацконцерта.

Эстетичность и сценическая культура.

Движения вокалиста и сценический образ.

Пластичность и статичность вокалиста.

Практические занятия:

1. Просмотр и анализ выступлений вокалистов;

2. Просмотр и анализ плацконцертов;

3. Работа над возможными вариантами движений сценического образа.

IX. Вокально-хоровая работа

Регулировочный образ вокалиста. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.

Развитие мышц глотки и языка.

Атака звука: твердая, мягкая, предыхательная.

Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.

Практические занятия:

1. Выявление уровня развития фонематического слуха - как основы (родственные корни) вокального слуха;

2. Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;

3. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;

4. Упражнения по инспираторной фонации - изданию звука во время вдоха. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист - осознание вокально-телесных ощущений;

5. Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр (программа В.Емельянова, стр. 172);

6. Тренировочные программы для фальцетного регистра детского голоса (программа В.Емельянова, стр. 143);

7. Упражнения с твердой и мягкой атакой.

8. Подготовка к выходу на сцену.

X. Собственная манера исполнения

Тембр и динамика своего голоса.

Регулировочный образ своего голоса - представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-, проприорорецепции, и отражающиеся в сознании вокалиста, их голосообразующее действие.

Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.

Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.

Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.

Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.

Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.

Ролевая подготовка: суть и назначение.

Практические занятия:

1. Выбор песни;

2. Заучивание текста;

3. Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;

4. Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.

XI. Концертно-исполнительская деятельность

Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.

В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, городских мероприятий.

Примерный репертуар хора:

1. Гимн кадет Бугульмы. Шарова В.

2. Звенит звонок. Шарова В.

3. Казаки. Шарова В.

4. Праздник весны. Шарова В.

5. В БОЙ ЗА РОДИНУ. Слова Дмитрия Татьянина музыка ВерыШаровой.

6. То-ли еще будет. А.Пугачева.

7. Солдатушки, бравы ребятушки. Р.Н.П.

8. Эх, Аты-баты. Б. Моисеев.

9. Моя армия. Непоседы.

10. Бескозырка Автор текста : Александрова З. Композитор :Модель В.

11. По морям по волнам . Слова и музыка неизв. автора.

12. Тачанка. Музыка К. Листова, слова М. Рудермана

13. Мы маленькие дети. Слова: Ю. Энтин, Музыка: Е. Крылатов

15. О ТОЙ ВЕСНЕ Слова и музыка Елены Плотниковой

16. Мой дедушка герой! Слова Аркадия Вайнера, музыка Натальи Вайнер.

17 . Фронтовые письма. Непоседы.

18. Моя Россия. Непоседы.

19. Три цвета. муз. Р. Гуцалюк , сл. Н.Соловьева

20. Мы дети твои, Россия. Непоседы.

21. Катюша. Слова М. Исаковского, музыка М. Блантера

22. ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ муз. В. Соловьев-Седой сл. С. Фогельсон

23. Песенка фронтового шофера. Слова Б. Ласкина, музыка Б. Мокроусова

27. СЕГОДНЯ САЛЮТ! Музыка Михаила Протасова Слова Владимира Степанова

28. Служить России. Э.Ханок, И.Резник.

29. Мы желаем счастья вам. Шаферан И. , Намин С.

30. «Три танкиста Музыка: Дан. и Дм. Прокассовы .Слова: Б. Ласкин

ЛИТЕРАТУРА

1. ФГОС: Основное общее образование. Просвещение. 2008 г.

2. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе -

М.,1983

3. Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с.

4. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. - М.: «Советский композитор», 1989.

5. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997.-24с

6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия». 1998.-240с.

7. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка», 1972.-30с.

8. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. - Новосибирск.: «Наука», 1991.-40с.

9. Исаева И.О. Уроки пения. - «Русич» 2009г.

10. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. - М.: «Музыка», 1977.-50с.

11. Москалькова И., Рейниш М. «Уроки Сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ.» - М.: «Музыка», 1998.-120с.

12. Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.-244с.

13. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: «Музыка», 1972.-152с.

14. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999, 222с.

15. Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. - Изд. 2-е - М.: «Музыка», 1961.-112с.

16. Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка», 1981.-68с.

17. Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с.

18. Самарин В.А. Хороведение. М, 2000.- «Академия», 208с.

19. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.- М.: «Академия», 2002.-352с.

20. Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. М., 1987. Вып. 2. Разд.1

21. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.-107с.

22. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997.-64с.

23. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1972.

24. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.

25. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. - М.: «Просвещение», 1988.-142с.

Интернет-ресурсы:

log-in.ru/books/razvitie-golosa-koordinacsiya-i-trening-emelyanov-v-v-muzyka/

goup32441.narod.ru/files/strp/003_oporn_konspekt/t1z03.htm

tarakanov.net

notomania.ru)

melodyforever.ru

piano-notes.net

7not.ru/

igraj-poj.narod.ru/

musicalnotes.ru/

© 2010-2022