- Преподавателю
- Музыка
- Лекция-беседа Три кита в музыке в рамках проекта Классика детям
Лекция-беседа Три кита в музыке в рамках проекта Классика детям
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лунёва В.А. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
В давние, давние времена - люди думали, что земля держится на трех китах. В наше время ни кто в эту сказку уже не верит - все знают, что таких китов нет, и никогда не было. Но очень важные вещи - люди и сейчас называют китами. И так, жили - были в море музыки три кита. Одного кита звали - Танец, другого - Песня, а третьего - Марш. Однажды собрались они вместе и затеяли спор - кто из них в море музыки главный? « Послушайте друзья! говорит кит по имени Танец - сначала нужно разобраться кто из нас старше.
И думается мне, что это я - танец. Без меня человеку ни как не обойтись, со мной человеку весело, ни один праздник без меня не обойдется».
Тут кит по имени Песня ему возражает: «Нет, Танец, кто старше, ты или я - нам вряд ли определить. А вот, кто человеку нужнее? Конечно - песня! С песней человек ни когда не расстается. С песней он трудится и отдыхает. Я и радости и в горе помогу, и рассмешу когда надо, и утешу».
Кит по имени - Марш, тоже в спор вступает: « Ну знаете ли, друзья, и со мной тоже, человек всю жизнь не расстается. Я и в труде, и в бою, на торжественном параде, и на балу - первый. Вот, и решайте, кто в море музыки главный!».
Спорили они спорили и решили, что рассудить их может только человек. Да непростой человек, а тот, который музыку сочиняет - то есть композитор. Композитор к которому они обратились, звали Дмитрий Дмитриевич Кобалевский. Ему был задан очень сложный вопрос. Попробуй - ка реши, какой кит важнее и кому быть главным в море музыки. Задумался композитор. Долго он думал, да рассуждал, и наконец, объявил, во всеуслышание о своем открытии: «Песня, Танец, Марш - основные виды музыки. Все они одинаково важны, потому что музыка на этих трех китах и держится». А чтобы уж, вообще ни кто не сомневался, он написал книгу «Три кита в музыке» - эту книгу всегда можно найти в библиотеке и прочитать. Люди, услышав композитора, поддержали его: «в самом деле не о чем тут спорить» - сказали они: «Песня, Танец и Марш, нам одинаково важны и нужны, нет смысла спорить, что в музыке важнее. Как всякий дом стоит на фундаменте, так и эти « Три кита» держат на своих плечах весь огромный мир музыки.Они стали частью нашей жизни, и настолько слились с нею, что порой мы не замечаем и не воспринимаем их, как искусство». Ну, кто из нас задумывался, когда слушал мамину колыбельную, или танцевал на празднике в садике, или в школе, что исполняется музыкальное произведение? Конечно никто. Просто - Песня, Танец и Марш, стали нашей повседневностью.
А теперь поговорим вкратце, о каждом ките отдельно. Попробуйте отгадать - о чем, это стихотворение?
Вот вплывает первый кит
Словно реченька журчит
И красиво нам поет
Так, что за сердце берет.
Совершенно верно (Песня).
Трудно даже сказать, когда она появилась. Если все обратить в шутку, то наверное, когда человек научился внятно говорить, он тут же запел от радости. Это говорит о том, что песня приходит к человеку, чуть ли не в первые дни жизни (колыбельная мамы, песня бабушки). Песня отражает состояние человеческой души. Песни многочисленны и разнообразны. Очень часто, к слову песня, добавляется определение - народная ( сочинил народ). У нас в стране проживает множество национальностей - это русские, татары, мордва, армяне, грузины. Каждая из этих народностей имеет свои песни.
-
(Аипова Азалия - Татарская песня,
-
Якупова Алина - детская песня «Самая счастливая»)
-
Давыдова Амина, Баратова Каталина - р.н.п. По малин в сад пойдем).
В песне есть мелодия, ее исполняют голосом, но можно сыграть и на инструменте:
-
Нянькин Ваня - «Огонек»;
-
Тифкин Коля - р.н.п. «Как наших у ворот»;
-
Кичигина Настя - Гомес «Романс»;
-
Лунева В.А., Айрапетян М.С. - Савельев «Песня кота Леопольда».
Знакомимся со вторым китом.
Открывайте воторта!
И встречайте Марш - кита!
Этот четкий мерный ритм
Не дает скучать, бодрит.
Марш французское слово, в переводе означает - ходьба. Поэтому особенностью Марша является четкий, энергичный ритм шага. Особенно удается хорошо исполнять маршевые темы на медных духовых инструментах. Марши бывают разные: торжественные, спортивные, военные, строевые, походные. Сейчас для вас прозвучит «Солдатский марш» Шумана, в исполнении Алиевой Олеси. ( М.С. Айрапетян - Беркович «Марш»).Этот марш можно отнести к походным - под него легко шагать, он поднимает настроение.
Теперь нам остается назвать имя третьего кита - это будет совсем уже не сложно.
Танец - кит пустился в пляс,
Взволновал он целый класс
Ну, давай скорей, пляши,
Веселись ты от души!
Танец вместе с песней, тоже не заметно входит в жизнь маленького человека. Сначала это робкие топотушки, потом - это полечка вокруг елки, затем современные танцы и конечно, король танцев вальс. Его для вас танцуют: (Субботин Антон и Ляшенко Настя, коллектив «Радость) Этот же коллектив исполнит «Польку». В сегодняшнем концерте, танцы будут звучать и в инструментальном изложении, здесь мне хочется сказать, что танцы, как и песня, так же имеют свою национальную принадлежность, свой колорит.
(Звучит грузинская лезгинка - Алиева Олеся.)
А сейчас послушайте танец из солнечной Молдовы. Танец называется «Молдовеняска». Это очень стремительный и ритмичный танец, характер яркий, радостный (Булкина О.П. Лунева В.А.).
И в заключении нашей беседы, мне хочется сказать, что с Песней, Танцем и Маршем вы будете встречаться не раз, в самых различных мероприятиях и в самых разных музыкальных произведениях. Они всегда помогут вам лучше понять музыку и пройти мир искусства вообще.