• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическая разработка открытого урока Работа над типичными ошибками при игре гамм

Методическая разработка открытого урока Работа над типичными ошибками при игре гамм

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей ДШИ им. А.А.Пантыкина


Методическая разработка открытого урока «Работа над типичными ошибками при игре гамм»

Сставитель - преподаватель по классу специальное фортепиано, Иванова Ирина Анатольевна

Дата проведения: 07.02.2011г.

Тема урока: Работа над типичными ошибками при игре гамм.

Урок проводился с учениками 2 класса: Доманина Маша, Пузачев Сережа.

Цель урока: Создание условий для успешной работы над типичными ошибками при игре гамм.

Задачи урока:

  1. Воспитание аппликатурной дисциплины.

  2. Достижение пальцевой беглости, ровности.

  3. Использование различных вариантов при работе над гаммами (динамические, тембровые, артикуляционные, ритмические).

План урока:

  1. Методическое сообщение.

  2. Работа над ошибками при игре гамм (Пузачев Сережа - ре минор, Доманина Маша - фа мажор)

Методическое сообщение.

Когда чему-нибудь учишься, редко бывает, чтобы все вышло, все получилось сразу. Освоение гаммового комплекса, при кажущейся несложности этой задачи, не составляет исключения. Ошибки, которые допускает при этом играющий, типичны и хорошо известны педагогам.

Общая и главная причина подавляющего большинства недостатков - слабый слуховой контроль. Именно неумение услышать свою игру ведет к таким общераспространенным ошибкам, как передерживание пальцев на клавишах, ритмическая и звуковая неровность.

Передерживание пальцев, их запоздалое снятие могут быть следствием их вялости, недостаточной разработанности, но чаще это связано с неумением слушать себя.

Внимательного вслушивания в свою игру бывает достаточно, чтобы избавиться от «вязнущих» пальцев. Надо стараться также активнее работать ими, высоко их поднимая. Полезно бывает временно перестать играть legato, а упражняться в артикуляции non legato или staccato.

Другой распространенный недостаток - неровная в ритмическом отношении игра. Это появляется, во-первых, в том, что играющий не умеет сохранять между звуками равные временные интервалы. Помочь здесь может - опять и опять! - напряженное вслушивание в звучание, которое выходит из-под пальцев. Ну, а кроме того - игра по дуолям, триолям, квартолям, квинтолям с легким акцентом на первой доле каждого ритмического рисунка.

Ритмическая неровность проявляется, во-вторых, в несинхронности звучания - несовпадении движений рук, от чего получается характерное «кваканье». Здесь тоже могут помочь легкие пальцевые акценты, но прежде надо понять, в чем причина неровности этого рода. Чаще всего дело в левой руке, которая, будучи развита обычно меньше правой, немного отстает. Вот откуда берется несинхронность движений рук, а следовательно, и звуковая несинхронность. Бывает достаточно представить себе, что партия левой руки - ведущая, и играть ее чуточку громче. Полезно также поиграть гаммы скрещенными руками, поменяв их местами так, чтобы левая играла на октаву выше, над правой.

Погрешности в собственно звуковом отношении встречаются в разных формах. Прежде всего это - неумение вести мелодическую линию от звука к звуку. Гамма или арпеджио как будто состоят тогда из отдельных звуков, внутренне ничем не связанных между собой, если даже играющий формально соблюдает легатное звуковедение. При этом нередко трясет на каждой ноте рукой, делая ныряющее движение запястьем. Чтобы преодолеть такую разорванность в исполнении, надо услышать гамму внутренним слухом как единую, цельную мелодическую линию, ощутить ее направленность к какой-либо точке, например, к верхней тонике. Нужно помочь себе небольшим crescendo или diminuendo, а главное - применить объединяющее движение руки.

Другая погрешность - невыровненность звучания, когда одни ступени гаммы «проваливаются», а другие «вылезают». Особенно часто проваливается слабый 4 палец, вылезают 1 и 3. И снова первая задача - тщательно вслушиваться в соотношение звуков между собой, стремиться сыграть гамму на одном дыхании. А наряду с этим - искать целесообразные движения, особенно при подкладывании первого пальца.

Что происходит, когда подкладывают неумело. Если подкладывание не подготовлено, в момент удара 3 (или 4) пальцев запястье резко вздергивается, нарушая плавность звуковедения. Бывает и так, что при взятии клавиши пальцем, только что осуществившим подкладывание, запястье, наоборот, резко «ныряет», идет вниз.

Особенно часто встречаются следующие ошибки:

  • Первый палец подготавливают к подкладыванию слишком рано: уже при опускании второго пальца (при движении правой рукой вверх) его сразу глубоко подводят под ладонь. Результат - напряжение руки и рывок, порождающий ненужный акцент на следующем за тем звуке.

  • Первый палец, наоборот, подкладывают в последний момент (этот недостаток встречается чаще). Характерный признак такого запоздалого подкладывания - резкое движение («дерганье») локтем в сторону.

  • Кисть при подкладывании остается неподвижной, а первый палец «подсовывают» под неподвижную же ладонь.

Как же правильно произвести подкладывание? Первый палец (при игре пр. рукой вверх), едва он отыграл, надо сразу же начать подводить к клавише , которую ему следует взять.

При игре гамм (а особенно арпеджио) встречается еще один недостаток - «вдавленные» косточки, которыми оканчиваются в районе ладони фаланги пальцев. Причина - слабость мышц ладони, не позволяющая удерживать ее в положении «свода». Превосходное «лекарственное» средство здесь - игра хроматических гамм. Составленные из самых узких интервалов, эти гаммы исполнимы лишь при очень собранном положении кисти, когда косточки образуют естественный свод.

Наконец, бывает трудно сдвинуться с медленного или среднего «учебного» темпа и перейти к быстрому. Объясняется это тем, что при медленной игре внимание направлено на движение каждого пальца в отдельности, при быстрой же важнее объединяющее движение, охват множества звуков, стремительно катящихся друг за другом. Нарастить скорость движения помогает и переход на более прозрачную звучность, более легкое прикосновение к клавишам, и стремление сыграть гамму на одном дыхании, и игра с длительными остановками на тонике, после чего все остальные ступени гаммы пробегаются в возможно более быстром темпе.

Самый же эффективный способ достичь быстрого темпа - это игра гамм в одном направлении (вверх или вниз), когда катящийся пассаж устремляется к одной точке. Очень полезен в этом плане такой прием, как постепенное наращивание звуков.

Переходить к игре гамм в очень быстром темпе следует лишь после того, как будет выработано их четкое и точное исполнение в темпах медленном и среднем.

«Хорошо сыгранная гамма - поистине прекрасная вещь, - говорил Иосиф Гофман,- только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы - это одна из самых трудных вещей в фортепианной игре; и каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьезной тренировки во всякого рода гаммах, - этого я не представляю».

Краткое содержание урока:

Пузачев Сережа. Игра гаммы ре минор (гармонический вид) двумя руками.

Работа над ритмической неровностью:

Упражнения:

1. Игра дуолями, триолями, квартолями.

2.Левая рука- ведущая, и играть её чуточку громче.

3. Играть гамму скрещенными руками.

Работа над короткими арпеджио( отдельно каждой рукой).

Упражнение: игра с остановками на основном тоне каждого следующего построения, затем без остановки:

Доманина Маша. Работа над длинными арпеджио в фа мажоре (отдельно каждой рукой).

Упражнения:

1.Игра арпеджио с постепенным наращиванием составляющих его тонов:

2. Упражнение на подкладывание и перекладывание первого пальца:








Литература:

  1. Корыхалова Н., Играем гаммы. М.:Музыка, 1995г.

  2. Мартинсен К.А., Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.:Классика-XXI 2002

  3. Шмидт-Шкловская А., О воспитании пианистических навыков. М.:Классика-XXI 2002.

  4. Цыпин Г.М., Исполнитель и техника.М.: «Академия»,1999.

  5. Кременштейн Б., Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.:Классика-XXI 2003.









© 2010-2022