К вопросу о художественной одарённости

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К вопросу о творческой одарённости.

В.Е. Пузаткин,

преподаватель музыкального колледжа

имени Курмангазы.

Художественная одарённость- это редкий дар немногих людей, призванных посвятить жизнь искусству, или один из общечеловеческих даров ,как , например, способность логически мыслить или различать добро и зло. И, может быть, и то и другое одновременно. Мы ведь не видим никакого противоречия в том, например, что каждый нормальный человек способен логически мыслить, но лишь не многие становятся творцами или просто профессионалами в различных областях общественной жизни. Если эта аналогия вызывает в первый момент недоумение или даже протест, то лишь потому, что вся современная культура, в которой мы выросли и существуем, носит односторонний характер. В этих условиях художественно- творческий потенциал человека остаётся чем - то невостребованным, необязательным .Он пробивается вопреки всему только в случаях особой одарённости, а потому кажется редким и «экзотическим» по своей природе. А способности интеллектуального плана необходимы, и потому, в той или иной степени, развиваются у всех людей. И в иной культурно- исторической ситуации соотношение могло бы стать иным. Вопрос это далеко не отвлечённый, он имеет прямое отношение к образовательной практике. Если считать, что художественным творчеством могут заниматься лишь немногие специально одарённые дети, то задача и педагогов и психологов - рано и по - возможности безошибочно выявить таких детей быть, а потом создавать для них оптимальные условия развития. Остальным довольно того, что входит, да и больше по привычке, в так называемый образовательный минимум.

Ещё одно принципиально важное положение. Чем человек младше, тем он универсальнее по возможностям. Маленький ребёнок, с одной стороны, «ещё не может ничего», с другой стороны -«ещё может всё». Он не развил одни стороны своей психики, одни группы способностей за счёт других и не поставил себе границы из собственных достижений, как это бывает со взрослыми. Об этом говорит и наша интуиция, и наблюдение за первыми шагами развития ребёнка, и даже результаты научных исследований, в том числе и в области психологии и искусства. Понятно, что в пространстве и времени одной человеческой жизни никто не может «стать всем». В благоприятных условиях многие дети могут успешно проявить себя в разных видах творчества,в том числе и особенно, в области искусства, т.к. только в искусстве плоды творчества дете 5,7,9 лет получают признание профессионального сообщества как имеющие самостоятельную культурную ценность. Ведь недаром выдающиеся мастера разных видов искусства последнего столетия считали нужным многому учиться у детей, имея в виду не только какие - то черты детского мироощущения, но даже и способы создания ярких образов. Детское художественное творчество несёт ярко выраженные черты детского мироощущения, но даже и способы создания выразительного образа. Во- вторых( что еще важнее для педагога и психолога), детское художественное творчество, будучи истинно художественным, несет ( за редким исключением) ярко выраженные черты возрастного, которое не отделимо от самой художественности. Трудно ожидать чего-то подобного в других областях культуры. Так, в науке одаренный ребенок начинает мыслить раньше обычного, решать, а может быть, и ставить задачи так, как это делают взрослые. Но он не создает «детскую» химию или геометрию, которая имела бы в то же время научную ценность. А с «детским искусством» дело так именно и обстоит. По-видимому, разносторонний творческий потенциал растущего человека в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте самым естественным и, так сказать, эко логичным образом реализуется именно в искусстве. Или иначе: искусство как одна из областей творческой самореализация ребенка более всего соответсвует его возрастным особенностям, психологическим предпосылкам. В течение четырех-пяти лет жизни волна возрастной художественной одаренности несёт на себе большинство детей. И очень важно упустить этот период, создать именно в этом возрасте самые благоприятные условия для художественного творчества. Это пока не имеет прямого отношения к индивидуальной одаренности или тем более к профессиональной ориентации. Для большинства детей волна пойдет на спад, сменится другими интересами, но то что они успевают приобрести в этот период интенсивного общения с искусством, останется ценным личностным достижением. А с другой стороны, как уже говорилось, в таких условиях «проявятся» те немногие дети, которые будут стремиться, как сказал М. Пришвин, переводить жизнь свою в слово, в живописные или сценические образы, в музыкальные созвучия. Чтобы создавать эти благоприятные условия для проявления и развития художественной одарённости, следует знать что-то и о ней самой. О тех качествах человека, которые составляют её стержень, которые мы должны стараться распознать и развивать. Прежде всего, это психологическая первооснова, первый и ничем не заменимый слой: особое отношение к жизни, которое в то же время потенциально свойственно детям. Главные признаки этого особого отношения к жизни, свойственного художникам в момент зарождения творческих замыслов, человек не чувствует психологической перегородки между собой и внешним миром, между «я» и «не я». Он относится ко всему в мире как к живому, самоценному и родственному себе; он воспринимает неповторимый облик вещей и явлений как выражение их внутреннего мира, характера, состояния. Надо ли доказывать, что способность не отличать себя от мира, наделять душой и характером всё в своем окружении, интерес и эмоциональная отзывчивость на то, что непосредственно воспринимается чувствами, что сверкает, звенит, весит, липнет, колется, движется и шуршит. Всё это свойственно детям младшего возраста и представляет собой кладезь ценных предпосылок развития художественной одаренности. Наличие и степень эстетического отношения к миру можно и оценивать и целенаправленного развивать. Наличие и степень эстетического отношения к миру можно оценивать и целенаправленно развивать. Интуитивно или осознанно этим занимаются многие успешно работающие преподаватели художественных дисциплин, как в общем, так и в профессиональном образовании, вплоть до высших его ступеней. Но это качество относится скорее к возрастной одаренности. Все когда-нибудь испытывали такое отношение к миру, которое характерно для людей искусства, которое многократно ими описано и которое приводит к зарождению художественных замыслов и попыткам создать художественное произведение. Такое ощущение мира помогает создавать ту выразительную форму( словесную или изобразительную, музыкальную или пластическую), когда человек, независимо от возраста, начинает действовать как художник, автор, творец. Р. Тагор сказал когда-то, что поэта создают не «поэтические чувства», которые он переживает, поэта создает дар формы. Под этим качеством подразумевается не только умение в наиболее выразительной форме воплотить художественный замысел, не просто способность свободно оперировать материалом чувственных впечатлений, а способность создавать образы, которые в видимой и слышимой форме передают содержание произведений авторов, их оценку бытия. Это-чудесная способность «воображать» какое-то содержание, которое до этого не имело образа, жило только в душе художника, придавать ему образ и делать доступным другим людям.

Следует всегда помнить, что художественная одаренность- это глубокие и сильные эмоциональные переживания, которые получают выход не в повсевдненой жизни, а именно в попытках создания «второй реальности», т.е художественного произведения. Мир, в котором живут художественно одарённые личности, отличен от нашего. Для них не существует ничего ценного, эмоционально нейтрального. Это не мир «безгласных вещей», а «выразительное и говорящее бытие». Воплотить, осмыслить, овладеть этим необычным опытом они могут благодаря художественному творчеству, в чём и раскроется их художественная одаренность.

© 2010-2022