- Преподавателю
- Музыка
- Нестандартные формы работы учителя музыки во внеурочной деятельности
Нестандартные формы работы учителя музыки во внеурочной деятельности
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иксанова Г.М. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Нестандартные формы работы учителя музыки
во внеурочной деятельности»
Выступление на районном секционном занятии учителей музыки, 28.08.2015г.,
учитель музыки МБОУ лицей г.Янаул Иксанова Гузелия Мазгутовна
Организация взаимосвязи урочной
и внеурочной работы повышает
эффективность педагогического процесса,
создает условия для его интенсификации.
Именно внеурочная деятельность даёт
опыт творческой деятельности,
поскольку предоставляет возможность
учащимся попробовать свои силы
в разных её формах. Также она обладает
значительными возможностями и для
развития индивидуальных способностей,
даёт простор детской изобретательности
и фантазии.
Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством.
Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников:
- углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности;
- способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;
- организация досуга учащихся в свободное от учебы время.
К традиционным формам внеурочной деятельности по музыке относят массовые и кружковые формы. Массовые - это общешкольный хор, оркестр народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, дискотеки, просмотр видеофильмов. Кружковые - это сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые (ВИА, фольклорный ансамбль), танцевальные. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора.
В прошедшем учебном году была создана музыкальная группа. Я давно уже грезила идеей создания музыкальной группы в лицее, и вот эта мечта стала осуществляться.
Приметив на одном из концертов в РДК талантливых ребят-десятиклассников, а также обучающихся в Школе искусств по классу баяна Рамазанова Айнура и Адуллина Наиля, стала заниматься с ними вокалом. Как признались ребята, они никогда не пели, а только играли на инструментах. Я предложила им выступать в группе, на что ребята охотно согласились. Рамазанов Айнур начал приглашать в группу своих друзей. Таким образом, в группе сейчас 6 человек, это: Рамазанов Айнур, обучающийся 11а класса, вокалист, Адуллин Наиль, обучающийся 11в класса, ритм-гитарист и вокалист, Тимиргалиев Артур, обучающийся 11в класса, бас-гитарист, Шангараев Ризван, обучающийся 11а класса, клавишник, Махныткин Евгений, обучающийся 11б класса, соло-гитарист, Исимбаев Антон, обучающийся 11б класса, ударник. Из них только двое - Айнур и Наиль - владеют музыкальной грамотой, остальные - Евгений, Артур, Антон - самоучки, Ризвана на синтезаторе научила играть я сама.
Рассматривались разные варианты названия группы. Я предложила назвать группу «Спектр», ребята единогласно согласились. Всем известно, что слово «спектр» в физике - это «многоцветная полоса, получающаяся при прохождении светового луча через стеклянную призму или какую-либо другую преломляющую свет среду». А в музыкальном плане это предполагает исполнение разнохарактерной музыки. Репертуар группы еще небольшой, поют песни на русском и на татарском языках, планируется исполнение песен на английском языке. Также в планах исполнить собственную песню.
На момент создания группы в лицее имелся только синтезатор, ритм-гитара (личная у Наиля), бас-гитару брали в РДК. Благодаря огромной поддержке директора МБОУ лицей г.Янаул Галиева Алмаза Минниахматовича, для группы заказали новые инструменты: барабанную установку и соло-гитару. Ребята грезили выступить на телевизионном конкурсе детского самодеятельного творчества «Тоньяк балкышы - Северное сияние» на призы главы Администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан. Ребята уже и не надеялись выступать на конкурсе, так как эти инструменты не успевали прибыть к моменту начала закрытого отборочного тура. Но, к счастью, они успели прийти, чему ребята были несказанно рады и начали усиленно репетировать буквально сутки напролет. Результат - дипломанты данного конкурса. Так же, как и в любой школе, у нас есть талантливые исполнители, которые активно и успешно участвуют на всевозможных конкурсах муниципального уровня.
Как и в любой другой школе, в нашем лицее есть замечательные традиции. Мне кажется, что приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение в лицеисты», «День Учителя», «День Матери», «День Победы» и многие другие. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству.
Наряду с традиционными формами организации внеурочной деятельности по музыке стоит отметить и нетрадиционные формы для предмета «Музыка», в частности, проектно-исследовательскую деятельность. Всем известно, что именно проектная деятельность является одним из приоритетов современного образования. Учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Такие занятия для учащихся - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве - первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Глубоко убеждена, что музыка как искусство и музыка как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы.
Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:
-
личный интерес учащегося;
-
четкость и конкретность постановки цели проекта;
-
определение планируемых результатов;
-
констатация исходных данных.
Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, грамотно задают вопросы, у них расширился кругозор, активно участвуют в конкурсах исследовательских работ разного уровня. Так, в 2014 учебном году обучающаяся 4б класса Мухетдинова Алия стала обладателем Диплома 3 степени в Республиканской научно-практической конференции «Исследование как метод познания…» в г.Бирск. Ее тема работы «Откуда к нам пришел аккордеон». В 2015 учебном году обучающаяся 9а класса Давлеева Лейсан с работой «Вклад Газиза Альмухаметова в развитие музыкальной культуры Башкортостана» стала победителем в районном конкурсе научно-исследовательских работ «Техника и творчество», посвященном Году культуры, а также обладателем Диплома 3 степени в Республиканской научно-практической конференции «Исследование как метод познания…» в г.Бирск. и в Республиканской научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» в г.Стерлитамак.
В последнее время стали активно внедряться различные дистанционные конкурсы по музыке, например, мои ученики активно и успешно участвуют в них. В 2014-2015 учебном году трое обучающихся стали дипломантами Всероссийской олимпиады по музыке, «Центр дистанционных мероприятий «Мир таланта». В прошлом учебном году предмет «Музыка» добавлен в перечень учебных дисциплин Республиканской олимпиады школьников на Кубок имени Ю.А.Гагарина. Так, ученица 6б класса Закирьянова Зульфия заняла 3 место на Муниципальном этапе с вручением нагрудного знака отличия «За успехи в учебе», также ученица 6б класса Хатмуллина Рената заняла 3 место на Муниципальном этапе.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии. Учебный процесс и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.
Благодарю за внимание!