Программа по музыке 1 класс ФГОС

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КУЛУНДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ


СОГЛАСОВАНО

методический совет школы

протокол от 22.08.2015 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

от 25.08.2015 г. № 92











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Музыка»

1класс

(основное общее образование)

на 2015 - 2016 учебный год









Составитель:

Кроневальд Олеся Александровна, учитель







с. Курск

2015 год







Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с:

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования,

  • с приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 « зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 года, регистрационный № 22540»,

  • авторской программой Усачёва, В.О. Музыка 1 класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф, 2011

  • учебным планом МБОУ КСОШ № 4,

  • положением о рабочей программе,

  • федеральным перечнем учебников.

Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров художественных стилей и направлений, ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку.


Основные задачи уроков музыки:


  • Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.

  • Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

  • Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

  • Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.

  • Овладение интонационно - образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.



Объём программы:

На изучение данного предмета во 1 классе отводится 33 ч. (33 учебные недели по 1 часу в неделю).


Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

  • проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;

  • проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;

  • знать о способности способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.

Решать практические и учебные задачи:

  • выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

  • ориентироваться в многообразии музыкальных жанров;

  • различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метро - ритмические, интонационные особенности;

  • применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.



Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

1. Истоки возникновения музыки - 8 часов

Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально-эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание».

Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально-художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений.


2. Содержание и формы бытования музыки - 16 часов


Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений - добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна - в музыке отражён весь мир.

Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах, общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, и т.д.


3. Язык музыки - 6 часов


Музыкально - выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы ( где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).


4. Резерв - 3 часа



Планируемые результаты освоения учебного предмета


В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.





Личностными результатами изучения курса « Музыка» в 1 классе является формирование следующих умений:


  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

  • позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.


Регулятивные УУД:


  • умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;

  • осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;

  • умение формулировать собственное мнение и позицию.


Познавательные УУД:


  • умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства;

  • умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.


Коммуникативные УУД:


  • наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;

  • участие в музыкальной жизни класса (школы, города).


Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений.



Обучающийся научится:

  • определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;

  • узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян, балалайка);

  • проявлять навыки вокально- хоровой деятельности ( вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест);

  • воспринимать музыку различных жанров;

  • эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.





Обучающийся получит возможность научиться:


  • владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов( быстро- медленно) динамики (громко- тихо);

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.





Учебно-методический комплект:

  1. Программа «Музыка» 1 - 4 классы «Начальная школа 21 века - М.: Вентана - Граф, 2011

  2. Усачёва В.О., Школяр Л.В. Музыка 1 класс - учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: изд. второе, доработанное и дополненное - М.: Вентана - Граф,2012.

  3. Школяр Л.В., Школяр В.А., Усачёва В.О. Музыка - методическое пособие класс: изд. второе, доработанное и дополненное - М.: Вентана - Граф,2011.











Тематический поурочный план 1 класс



№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Контрольно-оценочная деятельность (виды и формы)

Информационные ресурсы

Месяц, дата

Предметные

Личностные

Метапредметные

Раздел: 1 «Истоки возникновения музыки» (8 часов)

1.

Введение в проблему рождения музыки.

Помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал. Р.М.Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» (1ч.), «Заплетися, плетень».

- уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека

Коммуникативные:

- выражать своё отношение к музыкальному произведению

Наблюдать за музыкой в жизни человека

Проявлять эмоциональную отзывчивость

Знать истоки музыкального искусства

Вводный

Групповая, индивидуальная

Слушать и исполнять

Звуковые фонограммы,


1.09

2.

Проблема рождения музыки. Образ музыканта.

Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит открывать, погружаться, прикасаться, переживать, различать и т.д. Б.Окуджава «Музыкант», песня

Г.А. Cтруве «Музыка».

Текущий

Слушать и исполнять

Звуковые фонограммы, Портрет, ноты


8.09

3.

Образ музыканта в рамках проблемы рождения музыки.

Осознавать роль музыки в жизни человека. П.И. Чайковский «Мелодия», С.С.Прокофьев «Марш».

Текущий

Групповая, индивидуальная

Исполнение песни

Звуковые фонограммы,


15.09

4 - 5.

Где взять песню и танец?

Знать об истоках происхождения музыки; уметь различать характер музыки. Колыбельные: «Ай, баю-бай…», П.И.Чайковский, сл. А.Майкова «Колыбельная», Д.Д.Шостакович «Вальс-шутка».


Проявлять эмоциональную отзывчивость

Импровизировать в игре

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Текущий

Групповая, индивидуальная

Слушать и исполнять


Звуковые фонограммы, ноты




22.09

29.09

6.

Родина музыки. Маршевый порядок.

Учить выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека. П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», С.С.Прокофьев «Танец рыцарей».

Личностные:

- ценностно-смысловая ориентация учащихся,

- действие смыслообразования,

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли,

- управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные:

- оценка качества и уровня усвоения,

Общеучебные:

- умение структурировать знания,

- выделение и формулирование учебной цели.

Тематический

Эксперементировать со звучащими предметами, подбирать ритмический аккомпанемент.

Презентация, Звуковые фонограммы

6.10

7.

Обобщение проблематики четверти.

Учить детей эмоционально откликаться о прослушанном, воспитывать любовь к музыке. С.В.Рахманинов «Прелюдия», П.И. Чайковский «Осень».

Текущий

Групповая, индивидуальная

Слушать и исполнять

Звуковые фонограммы,


13.10

8.

Продолжаем обобщать.

Учить различать характер музыки. С.В.Рахманинов «Камаринская».


Проявлять эмоциональную отзывчивость

Импровизировать в игре

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение.

Текущий

Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров.


Презентация, Звуковые фонограммы

20.10

9.

Музыкальные краски осени. Урок-экскурсия. Резерв.

Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени.

Тематический


27.10

Раздел: 2 «Содержание и формы бытования музыки» (16часов)

10.

Начинаем разговор о содержании музыки.

Учить определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. П.И. Чайковский « У камелька», «Нянина сказка»,

М.П. Мусоргский «Гном».

- уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;

-узнавать изученные музыкальные произведения

Личностные:

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

Познавательные: размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека

Коммуникативные:

- выражать своё отношение к музыкальному произведению

Текущий

Групповая, индивидуальная




Звуковые фонограммы,


10.11

11 - 12.

Проблема: можно ли, слушая музыку, «видеть» её?

Можно ли увидеть музыку?

Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

П.И. Чайковский «Баба-Яга», М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов».

Учить определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности (темп, ритм). С.С.Прокофьев «Джульетта-девочка».

Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальное творчество своего народа

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Текущий

Групповая, индивидуальная




Звуковые фонограммы, ноты


17.11

24.11

13.

Как увидеть музыку?

Узнавать изученные муз. произведения и называть имена из авторов. Э.Григ «Утро».


Текущий

Групповая, индивидуальная


1.12

14.

Музыка живая.

Знать названия жанров и форм музыки. С.С. Прокофьев «Полночь» (фрагмент из балета «Золушка»).

знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения

Умение спеть, ощутить внутри себя, услышать и передать другим людям

Текущий

Исполнение песни

Звуковые фонограммы,




8.12

15.

Существует ли в музыке чистая изобразительность?

Знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель». П.И. Чайковский «Спящая красавица» (фрагмент из балета).

- уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

Личностные:

- ценить отечественные, народные музыкальные традиции

Познавательные:

- сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки

Коммуникативные:

- выражать своё отношение к музыкальному произведению

Текущий

Групповая, индивидуальная




Звуковые фонограммы, Портрет, ноты


15.12

16.

Изобразительность в музыке.

Уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

К.Сен-Санс «Карнавал животных».

Тематический

Групповая, индивидуальная

Презентация, Звуковые фонограммы

22.12

17 - 18.

Введение в проблему «формы бытования музыки».

Уметь определять на слух основные жанры музыки.

В.А.Моцарт «Ария царицы ночи», «Щетина у чушки, чешуя у щучки» муз. В. Усачёвой.

уметь определять на слух основные жанры музыки: настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальное творчество своего народа

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов.

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение

Текущий

Групповая, индивидуальная




Звуковые фонограммы, Портрет, ноты




12.01

19.01

19.

Фрагменты бытования музыки.

Знать средства музыкальной выразительности.

А. Аренский «Кукушка»,

Муз. В. Усачевой «По-за городу гуляет».

Текущий

Исполнение песни

Звуковые фонограммы,


26.12

20.

Погружение в проблему музыкального театра.

Учить выявлять жанровое начало. П.И. Чайковский «Симфония № 4» 4 ч, Р.н. весенние заклички «Жаворонки».

- уметь выявлять жанровое начало;

-знать смысл понятия «музыкальный театр»

Личностные:

- ценить отечественные, народные музыкальные традиции

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные:

-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки

Коммуникативные:

- выражать своё отношение к музыкальному произведению

Текущий

Групповая, индивидуальная




Звуковые фонограммы, ноты


2.02

21 - 22.

Музыкальный театр.

Знать смысл понятия «музыкальный театр». Уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров. Р.Шуман «Мотылёк».

П.И. Чайковский «Ночь», «Сражение».

Тематический

Эксперементировать со звучащими предметами

Звуковые фонограммы,


9.02

1.03

23 - 24.

Идём в театр.

Уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы. Н. А. Римский - Корсаков «Первая песня Леля», «Проводы Масленицы», «Ария Снегурочки».

-уметь определять на слух основные жанры музыки;

характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения

Называть их авторов

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Тематический

Групповая, индивидуальная




Звуковые фонограммы, Портрет, ноты




15.03

22.03

25.

«Чудеса» в музыкальном театре.


Знать образцы музыкального фольклора. П.И. Чайковский «Подснежник»,

Э.Григ «Весной».

Текущий

Эксперементировать со звучащими предметами

Презентация, Звуковые фонограммы

5.04

26.

Повторение. Резерв.




12.04

Раздел: 3 «Язык музыки» (6 часов)

27.

Введение в проблему становления языка музыки.

Размышлять над образами музыкального произведения.

М.П. Мусоргский «Два еврея».

-знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение.

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов

Текущий

Групповая, индивидуальная




Звуковые фонограммы, Портрет, ноты


19.04

28-29.

Язык музыки.

Уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

Н. А. Римский - Корсаков « Три чуда», «Полёт шмеля», С.С. Прокофьев «Петя и волк».

- знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Текущий

Слушать и исполнять

Звуковые фонограммы, Портрет, ноты


26.04

3.05

30.

Продолжаем слушать сказку С.С. Прокофьев «Петя и волк».

Уметь выражать своё отношение к музыкальному произведению.

С.С. Прокофьев «Петя и волк».

- уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Текущий

Групповая, индивидуальная




Презентация, Звуковые фонограммы

10.05

31.

Проблема «язык музыки».

Знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека. С.С. Прокофьев Фрагмент из кантаты «Александр Невский», Р.н.п. «На зелёном лугу», Ф. Шуберт «К музыке».

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Текущий

Слушать и исполнять

Звуковые фонограммы, Портрет, ноты


17.05


32.

Кульминация проблемы «язык музыки».

Способствовать формированию восприятия музыки как картины. С. Рахманинов «Итальянская полька, С. С. Прокофьева «Александр Невский» (начало «Ледового побоища»).

Текущий

Групповая, индивидуальная




Звуковые фонограммы, Портрет, ноты


24.05

33.

Заключительный урок. Резерв.

Обобщение темы года.



Итоговый

Звуковые фонограммы









© 2010-2022