- Преподавателю
- Музыка
- Статья на тему: «Урок музыки в общеобразовательной школе»
Статья на тему: «Урок музыки в общеобразовательной школе»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Красильникова М.Б. |
Дата | 21.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учитель музыки Красильникова Мария Борисовна
КГУ «Средняя общеобразовательная школа №9»
«Урок музыки в общеобразовательной школе»
Урок музыки в общеобразовательной школе.
Музыка или пение? Нужен этот предмет или нет?
Очень часто можно услышать от коллег:
«Ну, у тебя урок то какой! Поёте и поёте! И напрягаться не надо!».
От родителей ребят:
«Ну, на даже, по пению задали домашнее задание!»
От учеников:
«И зачем нам музыка нужна? Мама сказала, главное по русскому и математике хорошо учиться».
Естественно, не все так говорят, но очень многие так думают. А ведь давно уже музыка - это не пение. Музыка в школе - это целое искусство. И цель учителя музыки сделать из ребят не оперных певцов, не профессиональных дирижёров, не виртуозных исполнителей, для этого есть музыкальные школы, училища, консерватории. Лично мне очень повезло, с 1 класса я ходила в музыкальную школу, она мне давала столько эмоций, духовного насыщения; а вот моим одноклассникам очень не хватало того, чего получаю я, ведь в той школе и в то время, где я училась, не было уроков музыки. Школа находится далеко от центра, учителей было не просто найти, а если и приходили, то не больше, чем на год, и на уроках мы тогда только пели. Годами изучали все предметы, но музыки не было. Судьба сложилась так, что после школы я поступила в музыкальное училище, а после училища пришла в свою родную школу работать учителем музыки. В своей работе я много экспериментировала. К каждому уроку я серьёзно и тщательно готовилась и продолжаю это делать. Очень требовательна к себе и к обучающимся. Но до сих пор, иногда, звучать всё те же вопросы от коллег, родителей и учеников. Но есть и те, кто очень благодарны за то, что они получили от музыкальных уроков.
Ведь цель учителя музыки велика! Где ребята услышат классическую музыку в жизни? Ведь совсем, крохотная часть людей ходят в театры, на концерты. И многие из них не знают самые известные фамилии композиторов и их произведения. А ответить на вопрос: чем отличается опера от балета, что такое кантата, мюзикл, оперетта? Ведь, это наша культура, это духовный опыт поколений! Именно культура говорит о развитии и воспитании человека. Нет культуры - нет образованных, воспитанных людей.
Появление учебников по музыке, методических пособий, хрестоматий с нотным материалом, дисков - это огромный помощник учителю. Знакомство с композиторами, жанрами, вокальными и инструментальными произведениями, музыкальными инструментами. На каждом уроке ребята получают новые знания. Учатся слушать произведения, воспринимая их целиком. Слушают в тишине, вдумываясь в содержание. Проявляя при этом чуткость, проницательность, отзывчивость. Ведь, музыка, самый сложный и загадочный вид искусства. Н.А. Римский - Корсаков сказал: «Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ». Совершенно верные слова, только настроение, чувства, эмоции, и порой очень нелегко определить образ, который задумал композитор. В процессе такой работы у ребят развивается творческое мышление, интуиция.
В процессе слушания музыки воспитывается такое качество, как сострадание и сопереживание. Слова А.Бергсона подтверждают этот факт: «Когда музыка плачет, с нею плачет всё человечество, плачет вся природа». Часто, наблюдая за детьми во время слушания музыки, я вижу, как меняются их лица, все эмоции и переживания отражены в их мимике.
Тоже самое происходит с детьми, когда начинаем анализировать музыкальные произведения, сравнивать.
Чем старше становятся ребята, тем всё более уверенно начинают размышлять о музыке, разбирать произведение «по полочкам», оценивая каждое средство музыкальной выразительности.
В любом произведении отражена жизнь. Музыка может воплотить всё, что связано с человеком: чувства, мысли, характер, поступки, эмоции. Ребята начинают понимать, что музыка - это наша жизнь!
Через произведения искусства обучающиеся узнают историю.
В наш современный век, в век «погони за деньгами» многие забывают о культуре, воспитании, сострадании, о человечности. Другие ценности, другие времена. И как важно нам, учителям искусства, не упустить наше подрастающее поколение. Ведь это наше будущее. А каким оно будет без искусства?
Уроки музыки в школе не просто нужны, они очень важны для формирования полноценной личности.
Работая в школе, у меня сформировался девиз, с которым я иду на работу: «Работай так, как будто делаешь всё только для себя; твори и получай удовольствие от того, что делаешь; увлекая себя - завлекаешь детей; не жди понимания и благодарности, потому что обязательно будут те, кто осудит и не поймёт». Не очень оптимистично, но реалистично. И всё это потому, что урок музыки считается простым уроком пения, где ребята просто тратят своё время; урок музыки считается второстепенным и не в приоритете у очень многих ребят, родителей, коллег.
А ведь учитель музыки абсолютно каждый урок строит так, как будто это театральная постановка. На уроке нет пауз и заданий, которые ребята делают самостоятельно, во время которых учитель может передохнуть. Одно задание за другим, вопрос за вопросом. Он - как актёр весь урок, завлекает детей в свою игру, в результате которой теряет много душевных, эмоциональных сил. Урок музыки - это искусство, которое учит жить!
Очень не заслуженно учителей музыки считают теми, кто на уроке отдыхает. А я, как учитель музыки, могу сказать, что мы - настоящие труженики. Очень хочется верить, что в скором будущем к урокам искусства будет совсем иное отношение, а значит, и мир станет чуточку добрее.