Статья

влияние музыки на воспитание патриотизма.Какое будущее у нашей страны? На прямую зависит от воспитанности, толерантности, грамотности наших настоящих учеников. Им строит Государство. Велика в этом вопросе лепта учителя музыки, так как именно на уроках эстетического цикла можно проследить за развитием и сформированностью жизненных компетенций ученика: его мнения, суждения, взгляды на происходящее в социуме. Музыка помогает раскрыть потайные двери в душе ребёнка. И только компетентный учитель спра...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческая личность - будущее Казахстана

«Музыка подобно дождю, капля за каплей

просачивается в сердце и оживляет его»

Роллан Р.

Современное общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Современная образовательная среда создаёт условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Результатом образования становятся не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение использовать полученные знания в дальнейшем процессе обучения, применять их в повседневной и дальнейшей жизни. Другими словами, школа это институт, который нацелен на опережение развития ученика, который формирует у школьника целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии, а так же способность максимально адаптироваться в культурной среде и в социуме в целом. Безусловно, новая школа глобально рассматривает воспитательный компонент личности ребёнка. Гражданин Казахстана - это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Урок музыки- это не просто предмет учебного цикла, а дисциплина, которую изучают, воспринимают, чувствуют. Это - искусство, явление в мире, создаваемое человеком. Музыкальное образование в школе - это систематическое развитие органов чувств и творческих способностей учащихся, а так же, сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, нравственности, патриотизма, мировоззрения. В послании Президента страны сказано, что «будущие казахстанцы станут гражданами мира, а для этого надо развивать их способности и таланты». [1]

Опыт показывает, что работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты: она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка, раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Работа в этом направлении ориентирует учащихся на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре своего народа, стимулирует к исследовательской деятельности в области музыкального искусства.

Музыка в школе - полотно для проекции личности; она требует открытости и дает детям почувствовать: я такой, какой я есть. Иногда благодаря музыке «один раз случается чудо - и все внутри нас меняется». Существует огромное число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку. Среди них короли и президенты, видные политики и бизнесмены, известные художники и артисты. Многие авторитетные фирмы и компании, среди которых Microsoft, предпочитают сотрудников с музыкальным образованием. Они правы: музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека. Занятия музыкой могут окупиться сторицей в последующей жизни, помогая сохранить остроту ума до самой старости. К такому выводу пришли сотрудники Медицинского центра Канзасского университета(США).
На протяжении всей истории человечества музыка играла важную роль в развитии творческого потенциала личности. Необходимость всеобщего музыкального образования, причем самого высокого профессионального уровня, подтверждается всей историей эстетической и педагогической мысли как Востока, так и Запада. «Если хотите узнать, как управляется страна и какова ее нравственность, прислушайтесь к ее музыке»[2] - писал Конфуций 25 веков назад. В его философии взаимодействие музыки и души, являлось способом приведения в гармоничное состояние всего мироздания. «Музыкальное воспитание - более действенное средство, чем все другие. Через ритм и гармонию оно находит путь в глубину души» [2] - так считал Платон.

«Обрести духовность - значит осознать, что вся Вселенная - это одна симфония, в ней каждый индивидуум является «нотой», и его счастье в том, чтобы стать в совершенстве настроенным на гармонию Вселенной» [3] - утверждал Хазрат Иннайат Хан. Именно такой гармонично развитой личностью хотелось бы видеть наших выпускников школ. «Казахстан - страна безграничных степных просторов и звенящих песен, льющихся то в нежной печали, то в жизнерадостном ликовании...» На этом многовековом музыкальном наследии воспитываются и развиваются ученики. Где, как ни на уроках эстетического цикла можно дать возможность ребёнку высказаться, почувствовать, переживать и сопереживать. Музыкальные произведения казахстанских композиторов - кладезь для формирования патриотизма к своей стране, своему народу. Будь то материал для слушания, или песенный материал, но идея дружбы между народами всегда проходит красной нитью. В последнее время наметилась тенденция снижения мотивации учащихся к увлечению классической музыкой. Уделяя особое внимание этому аспекту, через знакомство со страницами жизни и творчества композиторов разных народов, раскрывая содержание их музыкальных произведений - тем самым раскрывается доброе сердце ребёнка, формируется эмоциональная отзывчивость, толерантность, воспитывается культура поведения и общения. Музыкальное искусство в XXI столетии отличается характерным для музыкальной культуры, как и для культуры вообще, необычайным ускорением, находящим свое отражение в новых ритмах, новых звучаниях, новом образе музыкального мышления. В новой школе звучат и новые песни казахстанских композиторов. Эти песни могут рассказать все. Происходит общение чувств - разговор сердец. Изучая песенный репертуар, есть возможность «окунуться» в прекрасный мир, тот, в котором музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придает музыке большую определенность; когда душа поет и не петь не может!

Изучение ребятами музыкальных произведений патриотического характера, исполнение песен на казахском, английском, русском языках, направлено на:

- воспитание музыкального вкуса;

-нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;

-уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира;

-эмоционально-ценностного отношения к искусству и к всему окружающему.

Обычно выступления юных дарований очаровывают публику своим детским профессионализмом, огромным творческим потенциалом. "Цель музыки - трогать сердца", - писал И. С. Бах. И, действительно, выступления детей несут положительную энергию, жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе и в своих силах. С каждой услышанной мелодией у детей вырабатывается стремление творить что-то своё, новое, лучшее. От обучения до самовыражения ребенок пройдет свой собственный путь, он научится быть неповторимым, если ему помочь и поверить в него. Таким образом, проблема гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день очень актуальна и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.

Миссия учителя музыки - оказывать поддержку, понимать желания и потребности ребёнка, дать возможность анализировать и формулировать, оценивать и сравнивать. Только педагог, шагающий в ногу со временем, смотрящий в наше светлое будущее, может справиться с этой миссией.

Список литература:

1. Послание Президента страны народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050" - программный документ. - Астана, 2012. - 6 с.

2.Аязбеков С.А. Восток-Запад и социально-философский анализ казахской музыкальной культуры. -Алма-Ата, 1992, - с.68

3. Мухамбетова Л.И. Обрядовая музыка народов Центральной Азии. // Автореферат дисс.по искусствоведению - Казахская национальная академия искусств, Кафедра эстрадного вокала. - Астана, 2010. - с.12

© 2010-2022