- Преподавателю
- Музыка
- Ладовое развитие музыкимузыка 2 класс
Ладовое развитие музыкимузыка 2 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Михайлова Л.В. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ « Турочакская СОШ»
Открытый урок
Музыка 2 класс
Тема: Ладовое развитие музыки.
Учитель музыки: Михайлова Л.В.
с.Турочак.
2015г.
Тема: Ладовое развитие музыки
Тип урока: «открытия» новых знаний
Цель урока: Сформировать представление о ладовом развитии музыки
Задачи урока:
-
Ознакомление с понятиями «мажор»,«минор»;
-
формирование умений следить за ладовым развитием музыки и отображать его с помощью словесного моделирования
-
развитие ладового слуха
-
воспитывать любовь к музыке
-
воспитывать умение слушать музыку
-
воспитывать ладовое чувство в музыке
Обеспечение урока:
-
Музыкальный материал для пения
Попевка «Уж, как, шла лиса по травке»
Песня-игра «Карусель»
Песня. « Из чего наш мир состоит»
Песня « Веселый музыкант»
-
Музыкальный материал для слушания
С. Рахманинов « Полька» «Колыбельная»
Л.Бетховен «Веселая.Грустная»
ХОД УРОКА
1.Вход в класс. Организация класса.
Приветствие.
2. Музыка необыкновенная страна, в которой каждому человеку уютно и хорошо. Музыка не может быть одинаковой, как и все мы. Она надежно держится на чем? ( На трех китах: танце, марше и песни)
- дети определяют три кита по рисункам, которые зашифрованы на доске.
- затем определяют звучание трех китов и выполняют движения, характерны каждому киту.
3. Подготовка голосового аппарата к пению.
4. Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:
а). Счет на четыре:
вдох - голова назад,
задержка - голова прямо,
выдох - голова вниз;
5. Для подготовки дыхательной системы:
Счет на четыре:
а). «Надуваем шарик»,медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, шарик сдувается на звук,С-с-с-с-ладошки соединяем;
6. Для смачивания и размягчения голосовых связок:
Счет на четыре:
а). «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;
б). Пожовывание языка (копим слюну, и проглатываем);
в). «Бежит лошадка» - поцокивание язычком;
г). Вытянув губы - «сосем соску»;
7. Для ощущения интонации:
а). «Крик ослика «- Й - а, й -а, и - а (интонация резко падает сверху вниз);
б). «Крик в лесу» -А-у, а-у, а-у(интонация снизу вверх);
8. Для ощущения работы маленького язычка и пропевания ультразвуков:
а). «Скулит щенок» - И - и - и - сомкнув губы в горькой улыбке;
б). «Пищит больной котенок» - жалобно Мяу - мяу - мяу.
В нашей жизни и в нас с вами постоянно происходят изменения. Если что-то изменяется, значит, происходит что? - развитие.
9.Мы продолжаем с вами изучать тему третьей четверти, которая называется…
-Вопрос к классу: Что значит развитие музыки? Что помогает музыке развиваться?
- темп « Карусель», почему эту песню мы исполняем, когда речь заходит о темпе? (ответ: Потому, что в песне три вида темпа: медленный, умеренный, быстрый)
- Динамические значки.- игра «Динамика»
- Тембр. Три гостя в классе: птичка, лиса , медведь. Распевка « Уж, как шла лиса по травке». - А с каким развитием музыки мы уже знакомы.
(на доске вывешиваю плакат «Развитие музыки»)
Изменение силы звука динамическое
Изменение скорости музыки темповое
Изменение высоты звука регистровое
Изменение окраски звука тембровое
Изменения в музыке исполнителем исполнительское
Изменения мелодической линии мелодическое
- Сегодня мы откроем для себя еще одного помошника. Послушайте поговорку: «Сядем рядком, поговорим ладком». Как вы, ребята, можете объяснить эту поговорку. (Ответы детей) Речь пойдет о ладе. Сказка о двух братцах «Мажоре» и «Миноре». Вот они помошники развития музыки. В ладу живут два братца-звука. Звучат музыкальные примеры, определяющие два лада. 1. Полька. С.Рахманинова. 2. «Веселая.Грустная». Л.Бетховен - В музыке звуки обычно находятся в согласии, они «ладят» один с одним. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито, много можно привести примеров с этим корнем и все слова окажутся светлыми, дружелюбными. Недаром лад - это согласие, мир, стройность, порядок. Музыка - искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Попробуйте нажимать клавиши рояля или дергать струны гитары как попало - никакой музыки не получится.
Однако лад не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их слаженность, согласованность, дружбу. - Какие вы уже знаете лады?
( Мажор и минор. Мажор - веселый и бодрый, минор - грустный и лирический)
( на доске вывешены: Мажор Минор
Яркий Грустный
Веселый Сердитый
Радостный Задумчивый
Светлый Хмурый
Чтобы понять как развивается музыка и какие бывают виды развития , надо внимательно слушать музыку и учителя.
Послушай, как щебечут птицы
Послушай, как поёт волна
Как дождь в окно твоё стучится
Повсюду музыка слышна
Именно эти строчки стихотворения говорят: хорошо было бы, если каждый из вас будет очень внимательным, очень чутким к музыке.
Музыка - искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой и неподвижность.
- В музыке звуки обычно находятся в согласии, они «ладят» один с одним. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито, много можно привести примеров с этим корнем и все слова окажутся светлыми, дружелюбными. Недаром лад - это согласие, мир, стройность, порядок. Музыка - искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Попробуйте нажимать клавиши рояля или дергать струны гитары как попало - никакой музыки не получится.
- А теперь, давайте не будем грустить, как Минор, а взбодримся, как Мажор.
10.- Исполняем «Веселый музыкант»
- Молодцы! Я вижу все услышали изменение лада. Вы сумели передать изменение лада при помощи исполнения песни..
11.Слушание песни « Из чего наш мир состоит»
- Смена лада внутри произведения связана обычно с желанием композитора передать тончайшие оттенки образа.
12.Творческое задание: сочинить мелодию, которая соответствует настроению слов:
Солнце ярко светит, Дождик льет как из ведра,
Весело на свете. Загрустила детвора - 2 раза
Тра-ля-ля, ля-ля-ля,
Весело на свете.
Желающие ученики исполняют свои песенки, остальные дают оценку:
- Получилось ли у них отразить настроение?
- А теперь попробуем создать самостоятельно попевку и использовать в ней способ ладового развития.
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется -
Тучка вся расплачется.
Только солнышко взойдет -
В небе радуга цветет.
Дети предлагают свои варианты.
- А теперь я постараюсь сделать аранжировку ваших сочинений и посмотрим, что же у нас получилось. Исполняем всем классом. Ну, что получилась у нас песенка, справились мы с заданием? Есть в нашей песенке изменение настроения?
13. Рефлексия: Какие сделаны вами открытия в знании музыки? Что было для вас самым интересным? А что было для вас самым трудным? Какое настроение вызвал у вас этот урок?
14.- А теперь заполните листы самооценки.
Зная настроение каждого лада, доскажите окончания стихов:
Хмурится небо тучами серыми,
Стал незаметным цветочный ковер.
Тяжко вздыхают ветры несмелые,
Всюду звучит невеселый…. (Минор)
Если вдруг тебе взгрустнулось,
Дождь идет, нельзя во двор,
Чтобы радость вновь вернулась,
Пригласи к себе… (Мажор)
Музыкальное прощание: До свидания, до свидания, музыка!