Ладовое развитие музыкимузыка 2 класс

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ « Турочакская СОШ»











Открытый урок

Музыка 2 класс

Тема: Ладовое развитие музыки.







Учитель музыки: Михайлова Л.В.









с.Турочак.

2015г.

Тема: Ладовое развитие музыки

Тип урока: «открытия» новых знаний

Цель урока: Сформировать представление о ладовом развитии музыки

Задачи урока:

  1. Ознакомление с понятиями «мажор»,«минор»;

  2. формирование умений следить за ладовым развитием музыки и отображать его с помощью словесного моделирования

  3. развитие ладового слуха

  4. воспитывать любовь к музыке

  5. воспитывать умение слушать музыку

  6. воспитывать ладовое чувство в музыке

Обеспечение урока:

  1. Музыкальный материал для пения

Попевка «Уж, как, шла лиса по травке»

Песня-игра «Карусель»

Песня. « Из чего наш мир состоит»

Песня « Веселый музыкант»

  1. Музыкальный материал для слушания

С. Рахманинов « Полька» «Колыбельная»

Л.Бетховен «Веселая.Грустная»

ХОД УРОКА

1.Вход в класс. Организация класса.

Приветствие.

2. Музыка необыкновенная страна, в которой каждому человеку уютно и хорошо. Музыка не может быть одинаковой, как и все мы. Она надежно держится на чем? ( На трех китах: танце, марше и песни)

- дети определяют три кита по рисункам, которые зашифрованы на доске.

- затем определяют звучание трех китов и выполняют движения, характерны каждому киту.

3. Подготовка голосового аппарата к пению.

4. Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:

а). Счет на четыре:

вдох - голова назад,

задержка - голова прямо,

выдох - голова вниз;

5. Для подготовки дыхательной системы:
Счет на четыре:

а). «Надуваем шарик»,медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, шарик сдувается на звук,С-с-с-с-ладошки соединяем;

6. Для смачивания и размягчения голосовых связок:

Счет на четыре:

а). «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;

б). Пожовывание языка (копим слюну, и проглатываем);

в). «Бежит лошадка» - поцокивание язычком;

г). Вытянув губы - «сосем соску»;

7. Для ощущения интонации:

а). «Крик ослика «- Й - а, й -а, и - а (интонация резко падает сверху вниз);

б). «Крик в лесу» -А-у, а-у, а-у(интонация снизу вверх);

8. Для ощущения работы маленького язычка и пропевания ультразвуков:

а). «Скулит щенок» - И - и - и - сомкнув губы в горькой улыбке;

б). «Пищит больной котенок» - жалобно Мяу - мяу - мяу.

В нашей жизни и в нас с вами постоянно происходят изменения. Если что-то изменяется, значит, происходит что? - развитие.

9.Мы продолжаем с вами изучать тему третьей четверти, которая называется…

-Вопрос к классу: Что значит развитие музыки? Что помогает музыке развиваться?

- темп « Карусель», почему эту песню мы исполняем, когда речь заходит о темпе? (ответ: Потому, что в песне три вида темпа: медленный, умеренный, быстрый)

- Динамические значки.- игра «Динамика»

- Тембр. Три гостя в классе: птичка, лиса , медведь. Распевка « Уж, как шла лиса по травке». - А с каким развитием музыки мы уже знакомы.

(на доске вывешиваю плакат «Развитие музыки»)

Изменение силы звука динамическое

Изменение скорости музыки темповое

Изменение высоты звука регистровое

Изменение окраски звука тембровое

Изменения в музыке исполнителем исполнительское

Изменения мелодической линии мелодическое

- Сегодня мы откроем для себя еще одного помошника. Послушайте поговорку: «Сядем рядком, поговорим ладком». Как вы, ребята, можете объяснить эту поговорку. (Ответы детей) Речь пойдет о ладе. Сказка о двух братцах «Мажоре» и «Миноре». Вот они помошники развития музыки. В ладу живут два братца-звука. Звучат музыкальные примеры, определяющие два лада. 1. Полька. С.Рахманинова. 2. «Веселая.Грустная». Л.Бетховен - В музыке звуки обычно находятся в согласии, они «ладят» один с одним. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито, много можно привести примеров с этим корнем и все слова окажутся светлыми, дружелюбными. Недаром лад - это согласие, мир, стройность, порядок. Музыка - искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Попробуйте нажимать клавиши рояля или дергать струны гитары как попало - никакой музыки не получится.

Однако лад не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их слаженность, согласованность, дружбу. - Какие вы уже знаете лады?

( Мажор и минор. Мажор - веселый и бодрый, минор - грустный и лирический)

( на доске вывешены: Мажор Минор

Яркий Грустный

Веселый Сердитый

Радостный Задумчивый

Светлый Хмурый

Чтобы понять как развивается музыка и какие бывают виды развития , надо внимательно слушать музыку и учителя.

Послушай, как щебечут птицы

Послушай, как поёт волна

Как дождь в окно твоё стучится

Повсюду музыка слышна

Именно эти строчки стихотворения говорят: хорошо было бы, если каждый из вас будет очень внимательным, очень чутким к музыке.

Музыка - искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой и неподвижность.

- В музыке звуки обычно находятся в согласии, они «ладят» один с одним. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито, много можно привести примеров с этим корнем и все слова окажутся светлыми, дружелюбными. Недаром лад - это согласие, мир, стройность, порядок. Музыка - искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Попробуйте нажимать клавиши рояля или дергать струны гитары как попало - никакой музыки не получится.

- А теперь, давайте не будем грустить, как Минор, а взбодримся, как Мажор.

10.- Исполняем «Веселый музыкант»

- Молодцы! Я вижу все услышали изменение лада. Вы сумели передать изменение лада при помощи исполнения песни..

11.Слушание песни « Из чего наш мир состоит»

- Смена лада внутри произведения связана обычно с желанием композитора передать тончайшие оттенки образа.

12.Творческое задание: сочинить мелодию, которая соответствует настроению слов:

Солнце ярко светит, Дождик льет как из ведра,

Весело на свете. Загрустила детвора - 2 раза

Тра-ля-ля, ля-ля-ля,

Весело на свете.

Желающие ученики исполняют свои песенки, остальные дают оценку:

- Получилось ли у них отразить настроение?

- А теперь попробуем создать самостоятельно попевку и использовать в ней способ ладового развития.

Тучка с солнышком опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется -

Тучка вся расплачется.

Только солнышко взойдет -

В небе радуга цветет.

Дети предлагают свои варианты.

- А теперь я постараюсь сделать аранжировку ваших сочинений и посмотрим, что же у нас получилось. Исполняем всем классом. Ну, что получилась у нас песенка, справились мы с заданием? Есть в нашей песенке изменение настроения?

13. Рефлексия: Какие сделаны вами открытия в знании музыки? Что было для вас самым интересным? А что было для вас самым трудным? Какое настроение вызвал у вас этот урок?

14.- А теперь заполните листы самооценки.

Зная настроение каждого лада, доскажите окончания стихов:

Хмурится небо тучами серыми,

Стал незаметным цветочный ковер.

Тяжко вздыхают ветры несмелые,

Всюду звучит невеселый…. (Минор)

Если вдруг тебе взгрустнулось,

Дождь идет, нельзя во двор,

Чтобы радость вновь вернулась,

Пригласи к себе… (Мажор)

Музыкальное прощание: До свидания, до свидания, музыка!


© 2010-2022