Рабочаяпрограмма Музыка 6 класс

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочаяпрограмма Музыка 6 класс



Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по музыке и авторской программы планирования учебного материала (Программы для общеобразовательных учреждений. «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Москва, Просвещение, 2009 г.), которая обеспечена учебником «Музыка 6 класс», М., Просвещение, 2010 г.; вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015 - 2016 учебный год (Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. Москва).,

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).


Цели и задачи изучения:

Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Общая характеристика учебного предмета

Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.

Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.


Место предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУ «Гимназия», составленного на основе регионального базисного учебного плана для 5-9 классов общеобразовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования, на изучение музыки в 6 классе отведено 35 часов в год (1 час в неделю).

Основное содержание учебного курса


Раздел I. " Мир образов вокальной и инструментальной музыки "

17 часов


Раздел II. " Мир образов камерной и симфонической музыки "

18 часов

Характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся на начало учебного года:

Ребята 6 класса участвуют в коллективной исполнительской деятельности на уроках. Развивают умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: самостоятельная работа в тетрадях, посещение концертов. Понимают взаимодействие музыки с другими видами искусства: литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.; передают свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; но редко проявляют творческую инициативу, пассивно участвуют в музыкально-эстетической жизни школы.


Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня - прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)

Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.



Содержание программы предмета Музыка» 6 класс

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)

Удивительный мир музыкальных образов.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки - романс.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

«Уноси мое сердце в звенящую даль…».

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - С. В. Рахманинов.

Лирические образы романсов С. В. Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С. В. Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Выдающиеся российские исполнители: Ф. И. Шаляпин.

Творчество Ф. И. Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф. .И. Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф. Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт.

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры - Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

«Фрески Софии Киевской».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

Связь музыки В. Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

«Перезвоны» Молитва.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Связь музыки В. Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И. С. Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И. С. Баха.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К. Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Авторская музыка: прошлое и настоящее. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня, спиричуэл, блюз.

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни - барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.


«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)

Джаз - искусство 20 века.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

Вечные темы искусства и жизни.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.

Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф. Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная - инструментальная баллада. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.

Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа - мозаика цветов?» Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента

Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.

Образы русской природы в музыке Г. Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г. Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В. Моцарта и П. И. Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Образы киномузыки. Обобщающий урок.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

  • уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • совершенствовать умения и навыки самообразования

Система оценивания

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени основного общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

Нормы оценок по предмету «Музыка»

Важнейшая функция оценки на уроке музыки как уроке искусства - этическая: поддержать стимулировать активность учащихся или в тактичной форме указать школьнику на пробелы в музыкальном развитии.

«5»

Проявление интереса к музыке, непосредственный отклик на нее; высказывания о прослушанном или исполненном произведении;

активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций и умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;

рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика, его активности в занятиях

«4»

Соответствие 2 или 1 критерию в отметке «5»

«3»

Отсутствие соответствия перечисленным критериям на отметку «5»

Успехи учащихся оцениваются не по отдельным видам деятельности, а за усвоение содержания предмета в целом.

Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение


Учебно-методическое обеспечение

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2007г.

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2010 г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2010 г

  • Фонохрестоматия для 6 класса (6 аудио кассет)

  • Г.П. Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г.

  • Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2010 г.

  • «Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М., Просвещение, 20010 г

Дополнительная литература

1.Страницы о музыке. Беседы и лекции для учащихся./ Авторы-составители: Баландина Е.Г, Голова В.Ю., Голов Д.В. - Казань:РИЦ «Школа», 2006

2.Уз жырыбыз булсын эле. Сборник. Ф.Галимов, Казан, «Печать-сервис», 2013 г.

3. Кояш колэ. Н. Лотфуллина,песни. Казан, ГранДан.1998 г.

4.Жырлап узган жэй. Музыкаль экиятлэр, Л.Батыр-Болгари., Казан , Мэгариф, 2009 г.

5. «Кояшлы жыр». Р.Вэлиев. Балалар очен жырлар. Казан.,Татарское книжное издательство, 2007 г.

6. «Бәйрәм бүген»., Татарстан Республикасының Мәгариф һәм Фән Министрлыгы., Яр Чаллы 2006 г.

Материально-техническое обеспечение


  1. Персональный ноутбук.

  2. Видео-материалы по темам

  3. Технические средства обучения (магнитофон/ музыкальный центр, телевизор и др.

  4. Электронно-цифровые ресурсы.



Интернет-ресурсы


Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009 г.

Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008 г.





















Учебно-тематическое планирование

по музыке

Класс: 6

Учитель: Хакимова Елена Николаевна

Количество часов за год: всего 35, в неделю 1час

Промежуточная аттестация в форме тестирования

Планирование составлено: на основе программы для общеобразовательных учреждений, «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Москва, Просвещение, 2007 г.

Учебник «Музыка 6 класс», М., Просвещение, 2010 г.

Дополнительная литература. Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2010 г; Музыка. Творческая тетрадь 6 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская., М. Просвещение, 2010 год.



Литература


Учебно - методический комплекс

Основная литература

1) Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2010 г.

2) «Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М., Просвещение, 2010 г.

Дополнительная литература

«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2010 г

Фонохрестоматия для 6 класса (6 аудио кассет)

Г.П. Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г.

Электронные образовательные ресурсы:

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт».

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

Электронные цифровые ресурсы

Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/





Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока,

элементы содержания

Тип урока

Планируемые результаты освоения материала

Основные виды деятельнос-ти учащихся

Виды и формы контроля

Дата

По плану

По факту

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)

1

Удивительный мир музыкальных образов и музыкальная драматургия. Особенности музыкальных образов драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе. Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского; Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева; Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова; Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина

Урок изуче-ния и первичного закреп-ления новых знаний

Знать/понимать: что музыкальный образ - живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.

Уметь: Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Работа с книгой, беседа, рассказ

входной, устный опрос

3.09.


2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Особенности музыкальных образов драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки - романс. Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса. Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова; Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня; Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной; Жаворонок. М. Глинка - М. Балакирев

Комби-нированный урок

Знать/понимать: жизненно - образное содержание музыкальных произведений разных жанров.

Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - народная, композиторская.

Работа с книгой, беседа, рассказ, пение

текущий устный опрос

10.09.

3

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

Урок изуче-ния и первичного закрепления новых знаний

Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный

портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств.

Уметь: Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора - М.Глинки.

Работа с книгой, беседа, рассказ, пение

текущий, устный опрос

17.09

4

Два музыкальных посвящения. Картинная галерея. Д. Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия»; М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье»; М. Глинка. «Вальс-фантазия»; «Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»; «Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка»

Комби-нированный урок

Повторение пройденно-го, беседа по вопросам, пение

текущий, устный опрос

1.10.

5

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве А.П.Бородина, М.П.Мусоргского. Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке. С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень»; С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо»; С.В.Рахманинов «Островок»; Ю.Визбор «Лесное солнышко»

Урок комплексного приме-нения ЗУН

Знать/понимать: Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов, Н.Римский- Корсаков. Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке

Объяснение учителя, повторение пройденно-го, пение

текущий, устный опрос

8.10.

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин. Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина. М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина; М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин»; Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко»; Ю.Визбор «Лесное солнышко»

Урок изуче-ния и первичного закрепления новых знаний

Знать/понимать: имена известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова), понятие бельканто.

Уметь: размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.

Повторение пройденно-го, пение

текущий, устный опрос

15.10.

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов.

Творчество С.Сайдашева. РНП «Матушка, что во поле пыльно»; М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно». М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина»; М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин»; М.И.Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин»; А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице»

Урок-лекция

Знать/понимать: Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда, Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных).

Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов.

Повторение пройденно-го, пение

текущий устный опрос

22.10

8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак; Ф.Шуберт «Форель»; Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете»; Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) И.Козловский; Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) Г. Прей; А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице»

Комби-ниро-ван-ный урок

Знать/понимать: известных испол-нителей - (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова. Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто.

Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов

искусств в создании единого образа.

Объяснение учителя, повторение пройденного

текущий устный опрос

29.10

9

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь». Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя. Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке; Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря; В. Шаинский «Багульник»

Урок изуче-ния и первичного закре-пления новых знаний

Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Ф.Шуберт и его произведения. Знать определения музыкальных жанров и терминов: баллада.

Уметь: различать эпические, драма-тические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произве-дениями других видов искусств. Выделять музыкальные средства выразительности, передавать свои музыкальные впечатления в устрой форме.

Повторение пройденно-го, пение

текущийустный опрос

12.11.





10

Образы русской народной и духовной музыки. Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши»; Киевский распев «Свете тихий»; П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя»

Урок-лекция

Знать/понимать: особенности народ-ного искусства. Понимать значение определений: - а капелла, знаменный распев, партесное пение. Знать жанры церковного пения: тропарь, стихира, величание, молитва.

Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка народная.

Повторение пройденно-го., пение.

текущий устный опрос

19.11

11

Духовный концерт. Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт, кант, партесный концерт. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры - Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала. М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть; Б.Окуджава «Молитва»

Урок-лекция

Знать/понимать: особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси, знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музы-кальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка народная, религиозная.

Объяснение учителя.

текущийустный опрос

26.11

12

Концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской». Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки. «№3. Орнамент»; «№6. Борьба ряженых»; «№7. Музыкант»; Б.Окуджава «Молитва»

Комби-нированный урок

Знать/понимать: какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты.

Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа на примере музыки В.Кикты. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств.

Повторение пройденно-го, пение.

текущий, устный опрос

3.12.

13

Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. «Перезвоны». Молитва. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года»; В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри»; Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»; Б.Окуджава «Молитва»

Комби-нированный урок

Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.

Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.

Объяснение учителя, повторение пройденно-го.

текущий устный опрос

10.12

14

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. И.С.Бах «Токката» ре минор; И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке; И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает»

Урок комплексного приме-нения ЗУН

Знать/понимать: определения музы-кальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить представление о стиле барокко.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.

Повторение пройденно-го, пение.

текущий устный опрос

17.12

15

Полифония. Фуга. Хорал. Прелюдия. Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха. И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал; И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал; А.Городницкий «Атланты»

Урок комплексного применения ЗУН

Повторение пройденно-го, беседа по вопросам.

текущий устный опрос

24.12.

16

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов. Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»: «№1. Стабат матер долороза»; «№13. Амен»; В.А.Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам». Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»: « №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»; «№5. Тая, исчезает снег»; «№8. Купец, продай мне краску»; «№20. Приходите, приходи»; «№21. На неверных весах моей души»; А.Городницкий «Атланты»

Урок расши-рения знаний

Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К.Орфа - сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония.

Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки.

Объяснение учителя, повторение пройденно-го.

текущийустный опрос

14.01.

17

Авторская музыка: прошлое и настоящее. нрк. .Табанаков

Ф.Муртазииин. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня . Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни - барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни. Д.Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти»; «Гаудеамус» - Международный студенческий гимн; А.Городницкий «Снег»

Урок изуче-ния и первичного закреп-ления новых знаний

Знать/понимать: определения музыкальных жанров и терминов: авторская песня, имена авторов бардовской песни: Б.Окуджава, Ю.Ким, В.Высоцкий, А.Городницкий. Историю развития авторской песни.

Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия; сравнивать различные исполнительские трактовоки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

Повторение пройденно-го, пение.

текущий устный опрос

21.01

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)

18

Джаз - искусство 20 века. Спиричуэл, блюз. Симфоджаз. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки. Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы»; Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом»; Блюз «Сегодня я пою блюз»; Дж.Гершвин. «Любимый мой»; И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона; И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова; М.Минков «Старый рояль»; У.Хьюстон «Я всегда буду тебя любить»

Урок изуче-ния и первичного закреп-ления новых знаний

Знать/понимать: истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон.

Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен.

Объяснение учителя, повторение пройденно-го.

текущий устный опрос

28.01

19

Вечные темы искусства и жизни. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка. Ф.Шопен. «Этюд № 12»; Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор; Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе»

Ввод-ный. Расши-рение и углуб-ление знаний

Знать/понимать: что жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Понимать, что все искусства связаны между собой. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Знать выдающихся исполнителей симфонической и камерной музыки.

Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Повторение пройденно-го, пение.

текущийустный опрос

4.02.

20

Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады. Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор; Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

Урок изуче-ния и первичного закреп-ления новых знаний

Знать/понимать: жанры камерной музыки: инструментальная баллада, ноктюрн, прелюдия, инструментальный концерт. Понимать строение музыкальных форм: рондо, вариация.

Уметь: узнавать произведения определенного композитора. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора.

Объяснение учителя, повторение пройденно-го.

текущий устный опрос

11.02.

21

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная - инструментальная баллада, ноктюрн. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами. Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа. Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор; П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор; А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2». Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

Урок расши-рения знаний

Знать/понимать: что баллада один из жанров романтического искусства, а создателем инструментальной баллады был Ф. Шопен.

Уметь: выразительно исполнять песни, передавая в них музыкальные образы. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора.

Повторение пройденно-го, пение.

текущий устный опрос

18.02

22

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж Всемирно известный театр оперы и балета Ла-Скала(Италия, Милан). А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»:А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года»; А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола; А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола; И.С. Бах «Итальянский концерт»; О.Митяев «Как здорово».

Урок изуче-ния и первичного закреп-ления новых знаний

Знать/понимать: значение программной музыки, закрепить представления о различных видах концерта: хоровой духовный концерт, инструментальны, особенности стиля барокко.

Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музы-кальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

Объяснение учителя, повторение пройденно-го.

текущий устный опрос

25.02

23

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа - мозаика цветов?» Картинная галерея. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента.Выразительность и изобразительность в музыке. Ч.Айвз «Космический пейзаж»; Э. Артемьев «Мозаика»; О.Митяев «Как здорово».

Урок расши-рения знаний

Знать/понимать: осознать взаимопро-никновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Синтезатор.

Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

Пение.

текущий устный опрос

3.03.

24

Образы симфонической музыки «Метель». Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»; Н.Зубов. «Не уходи».

Сообщение и усвое-ние новых знаний

Знать/понимать: понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Различать звучание различных музыкальных инструментов, понимать определение программной музыки.

Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства выразительности, форму, приемы развития музыкальных произведений.

Повторение пройденно-го, пение.

текущийустный опрос

10.03.

25

Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Сооб-щение и усвое-ние новых знаний

самостоя-тельная работа

текущий устный опрос

17.03

26

Симфоническое развитие музыкальных образов. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. В. А. Моцарт «Симфония № 40»; В.А.Моцарт «Авэ верум»; П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4; Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка»

Урок изуче-ния и первичного

Знать/понимать: имена выдающихся русских: П.Чайковский и зарубежных- В.Моцарт. композиторов и их произведения, уметь войти в мир музыкальных образов композиторов П.Чайковского и В.Моцарта. Понимать значение интерпретаций в произведениях.

Уметь: осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобра-зительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

Объяснение учителя, повторение пройденно-го.

текущий устный опрос

31.03

27

«В печали весел, а в веселье печален».

Связь времен. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Расши-рение и углуб-ление знаний

Повторение пройденно-го, беседа по вопросам.

текущий устный опрос

7.04.

28

Программная увертюра. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Урок изуче-ния и первичного

Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Л.Бетховен и его произведения. Понимать строение сонатной формы на примере увертюры «Эгмонт».

Уметь: сравнивать различные испол-нительские трактовки одного и того же произведения и выявлять их своеобразие, высказывать собственную точку зрения.

Повторение пройденно-го, пение.

текущийустный опрос

14.04.

29

Увертюра «Эгмонт». Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Л.Бетховен. Увертюра Эгмонт». Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».

Урок закреп-ления новых знаний

Повторение пройденно-го, пение.

текущий устный опрос

21.04

30

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни (любви и ненависти) в творчестве М.Глинки. П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»; Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».

Урок расши-рения знаний

Знать/понимать: имена выдающихся русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;

Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности.

Уметь выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний за год.

Знать/понимать: имена выдающихся русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;

Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности.



Повторение пройденно-го, пение.

текущийустный опрос

21.04.

31

Промежуточная аттестация в форме тестирования

Урок контро-ля и оценки знаний

Индивиду-альная.

тестирование

28.04

32

Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах. Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.


Знать/понимать: имена выдающихся русских композиторов и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;

Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности

Объяснение учителя, повторение пройденно-го.

текущустный опрос

5.05.

33

Мир музыкального театра. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и жульетта»: «Вступление»; «Улица просыпается»; «Патер Лоренцо»; «Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты»; Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»: «Песня Орфея»; «Дуэт Орфея и Эвридики»; песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; баллада Фортуны; «Все несчастливцы, как один…»; сцена Орфея и Харона; речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику»

Сооб-щение и усвое-ние новых знаний

Знать/понимать: имена выдающихся русских и современных композиторов: С.Прокофьев, П.Чайковский, А.Журбин и их произведения. Понимать жизненно - образное содержание музыкальных произведений.

Уметь: Различать звучание различных музыкальных инструментов. Вырази-тельно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Уметь узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов. Сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

Объяснение учителя, повторение пройденно-го.

текущустный опрос

12.05

34

Образы кино-музыки.

Урок расши-рения знаний





Знать/понимать: Знать имена выдающихся композиторов современности: И.Дунаевский,

Г.Свиридов, А.Журбин, Э.Артемьев, Л.Бернстайн и их произведения.

Уметь: сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру. Выразительно исполнять песни. Применять музыкальные знания, умения и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время.

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру. Выразительно исполнять песни. Применять музыкальные знания, умения и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время.

Пояснения учителя, самостоя-тельная работа.

устный опрос







19.05

35

Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом» своего времени - И.О. Дунаевский, А.Александров.И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»: «Увертюра»; «Песенка о капитане»; песенка Роберта «Спой нам, ветер»; М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»; Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»ю

Обоб-щаю-щий урок.

Объяснение учителя, повторение пройденно-го.

устный опрос



26.05







© 2010-2022