Методические рекомендации Проектная деятельность в классе балалайки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Селина Надежда Александровна,

Педагог дополнительного образования

по классу балалайки

МБОУ Школы №154 г.о. Самара



«Развитие творческих способностей учащихся класса балалайки

в условиях проектной деятельности»


Введение

Совершенствование всестороннего комплексного воспитания учащихся - одна из основных задач современной музыкальной педагогики. Важную роль в этом процессе должно сыграть изменение подхода к обучению игре на любом музыкальном инструменте, которое должно осуществляться с использованием инновационных методов обучения, способствующих развитию у детей интереса к музыке и реализации их творческих возможностей. Необходимость модернизации процесса обучения в классе специального инструмента с позиции формирования познавательной активности и развития творческого потенциала личности учащегося очевидна.

Современный взгляд на эстетическое образование в области музыкального искусства диктует нам иной подход к выстраиванию учебно-образовательного процесса. Каким образом организовать художественно-творческий процесс на уроке специальности и во внеурочной деятельности, чтобы избежать традиционных форм обучения, развития только репродуктивного мышления у учащихся? Как направить процесс на развитие музыкально-творческого потенциала, воспитания потребности в музыкальном самообразовании? Ответы на эти вопросы могут быть найдены в области использовании современных педагогических технологий, соответствующих принципам художественной педагогики развивающего обучения. Одним из таких методов является «метод проектов».

Предмет работы: творческое развитие учащихся класса балалайки разных возрастных групп в процессе музыкально-проектной деятельности.

Цель работы: теоретически разработать и в перспективе экспериментально проверить способы и формы организации музыкально-проектной деятельности, ориентированной на творческое развитие учащихся класса балалайки.

В ходе работы поставлены следующие задачи:

1. раскрыть сущность проектной деятельности и ее педагогические возможности для творческого развития учащихся;

2. разработать принципы организации музыкально-проектной деятельности и определить пути ее осуществления;

3. наметить пути для экспериментальной апробации эффективности творческого развития учащихся в процессе музыкально-проектной деятельности.

Гипотеза работы: творческое развитие учащихся класса балалайки в условиях музыкально-проектной деятельности будет более эффективным, если:

1) будут разработаны стратегия, принципы и формы организации разных типов проектов, учитывающих жанровые и стилистические особенности музыкального искусства в единстве с психологическими возможностями учащихся класса балалайки разного возраста;

2) индивидуальная и коллективная работа учащихся будет осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях: музыкально-художественном и учебно-исследовательском;

3) практическая деятельность учащихся класса балалайки в единстве урочных и внеурочных форм музыкальных занятий будет опираться на традиции школы и музыкальной культуры в целом.

Метод проектов обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся. Позиция ученика предполагает активизацию его самостоятельной деятельности, выполняемой на основе теоретических знаний и практических умений, приобретенных в процессе обучения [3, с. 112].

В психолого-педагогической науке под творческими способностями принято понимать индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности, включающей в себя готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. В свою очередь, творчество вообще - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Хотелось бы остановиться на возможности практического применения проектной деятельности в рамках обучения в классе специального инструмента «Балалайка». Сфера художественного образования очень специфична, и не всегда укладывается в рамки классической педагогики. Именно поэтому существуют специальные области научных знаний, такие как музыкальная педагогика и музыкальная психология. Любое искусство, и музыкальное, в частности, само по себе несет творческое начало, создает в конечном итоге уникальный продукт - результат творческой деятельности, будь то картина, музыкальное произведение, исполнительская интерпретация музыкального произведения, хореографическая композиция, скульптура и т.д. Поэтому проектная деятельность, в результате реализации которой должен создаваться некий материальный продукт, достаточно специфична в музыкальной сфере в силу того факта, что музыка - искусство сиюминутное, развертывающееся во времени.

Однако, представим некоторые виды и темы проектной деятельности, применимые для практической реализации в процессе обучения в классе балалайки.

Сочинение собственного произведения.

Проект может осуществляться как в индивидуальной, так и в мелко-групповых формах (2-3 участника). Это может быть как краткосрочный, так и долгосрочный проект - все зависит от объема произведения и темпа его создания.

Цель проекта: создание произведения заданной самим учащимся тематики и определенного художественного образа.

Учащиеся смогут реализовать свою потребность в самовыражении музыкальными средствами собственной идеи. Результатом осуществления проекта станет концертное исполнение собственного произведения, преодоление неуверенности в собственных силах, творческих и исполнительских способностях.

Мотив - желание реализовать идею своего произведения, попробовать свои силы в композиции (профессиональной композиторской деятельности)

Планирование

Определение источников

необходимой информации.

Изучить литературу по вопросам композиции, определить круг проблемных зон - знания из области музыкально-теоретических дисциплин: ритм и его виды, музыкальные лады, гармонические последовательности, метро-ритмическая организация музыкальной ткани, специфика фразировки, особенности построения музыкальных форм и т.п.

Определение способов сбора и анализа информации

Изучение музыкальных примеров на предмет анализа организации музыкальной ткани.

Определение способа

представления результатов

(формы проекта)

Концертное исполнение сочинения перед публикой, создание партитуры произведения (нотного текста).

Распределение задач

(обязанностей) между членами рабочей группы

Например, при создании произведения вокально-инструментального может быть распределение на музыкальную и литературную части (создание стихотворного текста для песни, либретто для мюзикла, литературного эпиграфа для программного произведения (произведении с известным определенным смысловым содержанием)

Установление процедур и

критериев оценки результатов проекта.

Успешность концертной презентации произведения собственного сочинения у публики

Реализация

Сбор и уточнение информации в специальной литературе

Выбор вида произведения: вокальное (песня) или инструментальное произведение (сольное, ансамблевое, оркестровое).

Выбор формы произведения: вокальное (песня, романс, ария и т.д.); инструментальное (пьеса, этюд, танец, прелюдия и т.д.).

Выявление и обсуждение альтернатив, оптимизирующих проект.

Создание стихотворного текста для песни, выявление ритмической основы литературной основы произведения, выбор лада (мажор или минор - в зависимости от характера будущего произведения), сочинение мелодии, запись нотными знаками (определение тональности, размера, жанра и т.д.)

Выбор оптимального варианта хода проекта.

Поэтапность создания произведения - мелодия, затем текст или наоборот; создание всей мелодической линии или фрагментами, но с гармонизацией и фактурой (аккордовой, арпеджированной, подголосочной и т.п.).

Поэтапное выполнение задач проекта

Создание концертного варианта сочинения для публичного выступления (классический вариант исполнения, создание концертного номера с бэк-вокалом, хореографическим сопровождением (подтанцовка). Репетиционный процесс произведения.

Выводы


Анализ произведения собственного сочинения с точки зрения раскрытия художественного образа средствами музыкального языка и музыкальной выразительности. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов

Оформление письменного отчета анализа реализации проекта: удач и неудач в процессе сочинения музыкальной ткани произведения (неудачный выбор музыкально-выразительных средств для выражения идеи произведения, например), или шероховатости при концертном представлении произведении. Выводы по поводу доработки проекта.

Педагогичное сопровождение такого проекта, конечно, очень тесное в силу недостаточности профессиональных специальных музыкальных знаний у детей. Педагог по специальности может объяснить некоторые особенности строения музыкальной ткани, способов сопровождения мелодии (фактура), может предложить использовать различные ритмические решения или натолкнуть на жанровые варианты воплощения идеи произведения. На наш взгляд, такое профессиональное сотрудничество коллег-музыкантов (юного и профессионала) позволяет ученикам осознать многомерность музыки как явления, а не просто собрание нот и звуков. При реализации проекта такого рода, учащиеся систематизируют свои знания из области музыкально-теоретических дисциплин, осознают для чего им нужно изучать сольфеджио, осваивать различные произведения на уроках специальности, инструментального ансамбля и оркестра. Они по-новому рассматривают результаты творческого труда композиторов, произведения которых они осваивают и исполняют в учебной деятельности, осознанно подходят к созданию художественного образа произведений, разумно распоряжаются и средствам музыкальной выразительности при исполнении произведений собственного репертуара.

Исследование строения балалайки

Проект, направленный на изучение и исторический анализ эволюции конструкции инструмента, предполагает изучение технологии изготовления, знакомство с различными мастерами и конструктивными особенностями их инструментов. В качестве результата проекта можно предложить создание макетов старинных и современных балалаек для школьного музея. Реализация данного проекта для личной и профессолнально-музыкальной сферы ребенка полезна еще и тем, что он как настоящий профессионал-балалаечник (в классе балалайки основной контингент мальчики) сможет осуществлять качественную настройку инструмента, мелкий ремонт, возможно и поработать над технологическим улучшением звучания собственного инструмента.

Проект-исследование исполнительской школы игры на балалайке: предполагает изучение творчества выдающихся балалаечников прошлого и современности, анализ исполнительских техник и применяемых приемов звукоизвлечения и игры на балалайке во временной перспективе. Результатом проекта может быть создание пособия для учащихся-балалаечников всех классов школы.

Проект по созданию «ленты времени» по истории развития балалайки и балалаечного искусства в качестве учебного пособия по специальности «балалайка», который предполагает работу с большим количеством источников, поиск информации, которой крайне мало по данной теме и находится эта информация, в основном, в печатных источниках, евелико количество и визуального материала. Учащимся придется собирать его по крупицам, что предполагает кропотливую научную и исследовательскую работу.

Проект «Фонотека» предполагает создание интернет-архива или сайта произведений в исполнении выдающихся балалаечников» с биографическими справками и исполнительскими достижениями. Или, как вариант, различных интерпретаций концертных произведений для балалайки с обязательным анализом. Результатом проекта станет архив редких аудио и видеозаписей, приведенный в цифровой формат с использованием специального программного обеспечения с использованием компьютерных технологий.

Проектная деятельность, результатом которой планируется создание мероприятий различного вида и содержания предполагает коллективную форму работы, так как в ходе реализации затрагивает различные сферы: сценарий (сюжет, литературная основа и поэтическое наполнение), музыкальная составляющая, создание визуального сопровождения, воплощение театрализованного действа, создание костюмов и декорации и многое другое. Создание таких масштабных проектов может предполагать привлечение к выполнению проекта учащихся других инструментальных классов, других отделений (художественного, хореографического, театрального). По времени такие проекты могут быть достаточно продолжительны, так как подготовка музыкальных номеров определенной тематики и специально для конкретного мероприятия возможно в течение от 1,5 месяцев до года. Главными объединяющими началами проектной деятельности такого рода в классе балалайки является, конечно, с фантазией созданный новый продукт (сама концерт, мероприятие; его сценарий, костюмы, образ ведущих, театрализация) и концертное исполнение произведений на балалайке (или специальной выученных для этого мероприятия (от 1 месяца до полугода), или выбранных из активного репертуара, или специально созданных (сочиненных) по теме мероприятия).

Проекты по созданию концертных программ, посвященных балалаечному искусству, могут быть следующими:

Программы-презентации балалайки, популяризирующие этот инструмент, раскрывающие исполнительские и колористические возможности этого инструмента, с обзором истории возникновения и развития балалайки.

Программы жанровые, посвященные союзу искусств: музыки, художественно-изобразительного искусства, хореографии, цирка, кинематографа и т.д.

Программы развлекательных мероприятий: музыкальных викторин, турниров знатоков и т.п.

Программы образовательных мероприятий: лектории, тематические гостиные.

Проект - создание мюзикла о балалайке (например, сказка).

Так же можно использовать неординарные темы проектов, тематика которых находится на пересечении различных сфер человеческой деятельности. Например, проект «Спорт и музыка». Цель такого проекта показать, какие качества развивает человек, занимаясь различными видами деятельности. Неожиданное сопоставление спорта и музыки в такой работе может оказаться весьма эффективным. Такая тема может заинтересовать учащихся класса балалайки, так как основной контингент учащихся-балалаечников - мальчики, которые в большинстве своем занимаются различными видами спорта.

Работая над проектом, ребята могут решать важные для себя вопросы: что общего между спортом и музыкой? Для чего нужно ими заниматься? Что дают занятия музыкой и спортом? Так ли эти сферы деятельности - спорт и музыка - несовместимы.

В ходе работы над проектом, учащиеся могут придти к выводу, что между спортом и музыкой есть много общего: достижение результата в большей степени зависит от вкладываемого труда, без развития определенных групп мышц невозможно качественное техническое исполнение музыкальных произведении, а неразвитость технической стороны ведет к невозможности полноценного воплощения художественного образа исполняемого произведения, задуманного композитором. В спорте, как и в музыке важны здоровье, сила и скорость реакций. Занятия музыкой и спортом являются областью, где каждый может развивать свои способности. Также в процессе реализации проекта, учащиеся могут выяснить, что многие великие людей, как спортсменов так и музыкантов, совмещали эти виды деятельности.

Очень хотелось бы, чтобы учащиеся во время подготовки проекта по этой теме пришли к мысли, что успешность в жизни закладывается во время обучения. Результатом проекта может стать комплекс упражнений со специальным музыкальным сопровождением, направленный как на укрепление здоровья в целом, так и на развитие определенных мышечных движений, необходимых музыканту. Главная мысль данного проекта должная сводится к тому, что музыка и спорт могут стать друзьями и союзниками, сделают жизнь более насыщенной и интересной.

Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат времени, материалов, информационных источников, поэтому формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках урока.


Заключение

Знания, приобретенные в ходе работы над проектом, помогают учащимся самостоятельно осваивать культурные ценности. Дети успешно разбираются в сложных проблемах мировой музыкальной культуры и осваивают их не только в познавательном, но и в творческом плане.

Проектная деятельность вносит разнообразие в череду повседневных будней, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, способствует инициативности. В процессе выполнения проекта проявляются самые разнообразные практические задачи, которые влекут за собой потребность в новых знаниях и формируют умения и навыки.

Реализация проектной деятельности в классе балалайки представляет собой установку на всестороннее развитие творческих способностей учащихся на основе музыки, изобразительного искусства, литературы, театра, взятыми в их целостности, способен сформировать определенные черты личности учащегося и повлиять на становление его духовной культуры в целом.

Таким образом, участие в проектной деятельности развивает кругозор учащихся, способствует творческому самовыражению личности, позволяет воспринимать все виды искусства в неразделимом единстве и целостности и, несомненно, является одной из перспективных форм обучения и художественно-эстетического воспитания.

Литература


  1. Востокова Е. В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения //Интеграция образования, 2004, № 2. - С. 77-86.

  2. Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //Школьные технологии, 2000, № 2. - С. 43-52.

  3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образова- ния: учебное пособие для сотрудников пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. - М.: Издат. центр «Академия», 1999. С. 224.

  4. Рыбина О. Проектная деятельность учащихся в современной школе //Образование в современной школе, 2003, № 9. - С. 20-22.

  5. Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления. - Л., 1982. - 143 с.

  6. Фандо Р.А. Возможности проектной деятельности в развитии творческих способностей учащихся // Естествознание в школе. М., 2005. - №4. - С.44-49.

  7. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. - М., 1988. - С. 10-13.

  8. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. - М., 1984. - 176 с.

  9. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М., 1975. - 200 с.

  10. Яковлева Н.О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты. - М., 2002.

10

© 2010-2022