- Преподавателю
- Музыка
- Отчёт о работе по проектно-исследовательской деятельности учителя музыки Шатиной Ирины Викторовны
Отчёт о работе по проектно-исследовательской деятельности учителя музыки Шатиной Ирины Викторовны
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шатина И.В. |
Дата | 26.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «Крутомайданская ООШ»
Отчёт о работе по проектно-исследовательской деятельности учителя музыки Шатиной Ирины Викторовны
В рамках внедрения новых ФГОС деятельность детей на уроке предполагает их включение в работу, которая включает активную мыслительную деятельность и развитие собственного восприятия, оценки и анализа материала урока. Этому способствуют новые педагогические технологии, среди которых большую популярность получил метод проектно-исследовательской деятельности детей.
Урок музыки также предполагает и располагает всеми средствами, которые направлены на достижение развития аналитических способностей обучающихся. Главное, чтобы творческий процесс уроков музыки не перерос в «копание» в информации теоретического характера, а являлся главным на уроке. Проектная же деятельность должна быть подспорьем для детей на уроке при изучении, систематизации и обобщении изученных теоретических знаний по музыке и анализе музыкальных произведений. Особенно хочется отметить, что нельзя перегружать ребят начальной школы, у которых только формируется процесс аналитической деятельности, умения осмыслить и переработать информацию. Поэтому, в начальном звене даже проекты должны носить творческий и краткосрочный характер, быть лёгкими для понимания его сути.
В своей работе использовать проектно-исследовательскую деятельность на уроках музыки я начала со 2 класса.
1. Тема урока: «Сергий Радонежский» (2 класс).
Цель урока: рассказать детям о народных песнопениях, их отличии от других жанров музыки, почему они появились в русском народе.
Примером, на котором рассматривается материал урока, является жизнь Святого Руси С. Радонежского. Сначала дети узнают о его жизни, чудесах, затем дети разучивают песнопение о Святом, слушают церковное песнопение, сравнивают их, анализируют.
На данном уроке исследовательская и проектная деятельность детей была заключена в выполнении домашнего задания: перед уроком - подготовить сообщение о детстве С. Радонежского и его встрече с медведем (каждому было дано своё задание в тайне от других на листочке, работа совместно с родителями по материалам Интернета), после урока - составить эссе о жизни святого (по материалам урока: приклеить выданную икону на лист бумаги, написать свой собственный отзыв - маленький проект).
Лера Котова читает подготовленный рассказ (домашнее задание).
В конце урока на этапе оценивания работы дети использовали нотки. Они оценили свою работу и работу партнёров по группе.
2. Тема урока: «Мороз и солнце! День чудесный!...» (3 класс).
Цель урока: познакомить детей с циклом Чайковского «Времена года», обучить их высказывать своё мнение и размышление о музыке.
На данном уроке был использован фрагмент исследовательской деятельности на этапе определения темы урока (работа в парах-тройках, приём «Мозговой штурм»).
ФРАГМЕНТ УРОКА.
Учитель: - Давайте посмотрим за окно. Какой пейзаж мы там видим? Верно, зимний. И тема нашего урока будет связана именно с зимой. Попробуйте придумать название к теме урока.
Работа в парах. Высказывание мнения.
Слайд № 3 «Мороз и солнце; день чудесный!...»
Чтение темы в учебнике (с. 44). Сравнение результатов (кому какая тема понравилась больше). Запись темы в ОК.
После обсуждения ребята выяснили, что их формулировки более спокойны по интонации, чем тема в учебнике, но смысл темы они определили верно.
-
Тема: «Проводы зимы: Масленица» (2 класс)
Цель урока: познакомить обучающихся с традициями празднования Масленицы.
На этапе изучения истории праздника дети слушали текст и маркировали его карточками. Эта вариант анализа известного и неизвестного материала.
После этого ребята высказывали свои мнения: что их удивило, что они знали, о чём им хотелось бы узнать больше («точка отправления» поиска дополнительной информации в Интернете и литературе).
Урок организован в форме путешествия по лучикам Солнца - символа праздника Масленицы. Это этапы исследования традиций праздника и одновременное участие в творческой деятельности: пение, вождение хоровода, выполнение аппликации - краткосрочного проекта поздравительной открытки с составлением кластера на лучиках солнышка (прилагательные к теме «Масленица»).
-
Тема урока: «Великие музыканты-классики Европы» (обобщение темы) (4 класс).
Цель урока: научить обучающихся составлению и оформлению портфолио композитора как варианту проектной деятельности.
На данном уроке ребята впервые познакомились с понятиями «портфолио» и «проект». На примере жизнеописания творчества композиторов-классиков Европы они научились составлять портфолио композиторов, которые являлись частью проекта «Великие музыканты-классики Европы», предполагающего в итоге создание папки-справочника, где содержатся основные информационные материалы о творчестве изученных композиторов. Первая часть проекта - обучение и составление портфолио на уроке в группах, вторая часть - выполнение портфолио для других композиторов дома самостоятельно. Ребята работали в группах, затем представляли свои работы и оценивали собственную деятельность и работу партнёров.