• Преподавателю
  • Музыка
  • Рабочая программа обучения учащихся 6 класса по предмету Искусство (Музыка) (по Е. Д. Критской)

Рабочая программа обучения учащихся 6 класса по предмету Искусство (Музыка) (по Е. Д. Критской)

Рабочая программа обучения учащихся 6 класса по предмету «Искусство (Музыка)» разработана на основе следующих нормативных документов: ·         Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 г.,   ·         Программа «Музыка. Основная школа» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной// Музыка. Программы  общеобразовательных учреждений. 1-7 классы. –М:Просвещение,2009 Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность у...
Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа обучения учащихся 6 класса по предмету Искусство (Музыка) (по Е.Д.Критской)

Рабочая программа обучения учащихся 6 класса по предмету Искусство (Музыка) (по Е.Д.Критской)

Рабочая программа обучения учащихся 6 класса по предмету Искусство (Музыка) (по Е.Д.Критской)

Пояснительная записка.

Рабочая программа обучения учащихся 6 класса по предмету «Искусство (Музыка)» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 г.,

  • Учебный план филиала МБОУ Сещинской СОШ Трёхбратской СОШ на 2014-2015 учебный год, утв. приказом № 40 от 1.09.2014 г.

  • Программа «Музыка. Основная школа» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной// Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1-7 классы. -М:Просвещение,2009

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.

Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, предусмотренный федеральным компонентом учебного плана).

Тематическое планирование


Название раздела

Количество часов

1

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17ч

2

Мир образов камерной и симфонической музыки

18 ч

Содержание курса

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня - прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)

Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Перечень музыкального материала I полугодия:

Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.

Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.

Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.

Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.

Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной.

Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.

Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.

На море у тушка купалася, русская народная свадебная песня.

Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Фореллен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт.

Жаворонок. М. Глинка - М. Балакирев.

Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский текст B. Жуковского.

Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского.

Шестопсалмие (знаменный распев).

Свете тихий. Гимн (киевский распев).

Да исправится молитва моя. П. Чесноков.

Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть).C. Рахманинов.

Русские народные инструментальные наигрыши

Во кузнице; Комара женить мы будем, русские народные песни.

Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников.

Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Весна, слова народные; Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». ВГаврилин.

В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.

Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.

В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.

Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах.

Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.

Stabat mater (фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене (франменты) К. Орф.

Гаудеамус. Международный студенческий гимн.

Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга.

Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.

Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.

Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.

Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора.

Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитан-ского.

Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.

Снег. Слова и музыка А. Городницкого.

Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.

Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.

Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.

Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.

Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозов

Бог осушит слезы. Спиричуэл и др.

Город Нью-Йорк. Блюз и др.

Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.

Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.

Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.

Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.


Перечень музыкального материала II полугодия:

Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен.

Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.

Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.

Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен.

Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра.Ч. Айвз

Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.

Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.

Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.

Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.

Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.

Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.

Симфония № 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.

Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Ave, verum. В.-А. Моцарт.

Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.

Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.

Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.

Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.

Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра.

Д. Кабалевский.

Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Берн-стайн.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Ди-митрина.

Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.

Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского.

Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.

Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.

Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.

Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.

Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.

Как здорово. Слова и музыка О. Митяева

В программу внесены следующие изменения:

добавлен 1 час на изучение темы «Авторская песня» и «Джаз-искусство 20 века», так как эти темы имеют объемный материал для изучения и слушания музыкального материала, за счет темы «Мир музыкального театра»-2 часа вместо 3 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);

  • выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

  • формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

  • овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

  • обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

  • расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

  • совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

  • формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

  • приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

  • овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

  • определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

  • совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.


Календарно-тематическое планирование







№ урока

№ в теме

Дата план

Дата факт

Тема урока

Тип урока

Содержание (планируемые результаты изучения материала: знания, умения, навыки)

Формы контроля

примечания

" Мир образов вокальной и инструментальной музыки "

1

Удивительный мир музыкальных образов.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Знать/понимать: что музыкальный образ - живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.

Уметь: Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Фронтальный опрос

Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.

Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.

Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки - романс.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса..

Знать/понимать: жизненно - образное содержание музыкальных произведений разных жанров.

Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - народная, композиторская.

Индивидуальный опрос

Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова

Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.

Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Жаворонок. М. Глинка - М. Балакирев.

3

.

Два музыка-льных посвя-щения. Портрет в музыке и живописи. Кар-тинная галерея.

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный

портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств.

Уметь: Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора - М.Глинки.

Фронтальный опрос

Д. Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия».

М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье».

М. Глинка. «Вальс-фантазия».

«Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»

«Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка».

4

.

Два музыка-льных посвя-щения. Портрет в музыке и живописи. Кар-тинная галерея.

Индивидуальный опрос

5

.

«Уноси мое сердце в звенящую даль…».

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобра-зительность в музыке.

Знать/понимать: Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов, Н.Римский- Корсаков. Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

Пластическое интонирование

С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».

С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо».

С.В.Рахманинов «Островок».

Ю.Визбор «Лесное солнышко».

6

.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

Знать/понимать: имена известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова), понятие бельканто.

Уметь: размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.

Фронтальный опрос

М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина.

М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».

Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко».

Ю.Визбор «Лесное солнышко».

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве ком-позиторов.

Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

Знать/понимать: Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда, Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных).

Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов.

Подготовка презентаций

РНП «Матушка, что во поле пыльно».

М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно». М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина».

М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин».

М.И.Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин».

А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».

8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

Знать/понимать: известных исполнителей - (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова. Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто.

Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов

искусств в создании единого образа.

Индивидуальные сообщения

М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак

Ф.Шуберт «Форель».

Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».

Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) Исп И.Козловский.

Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей

А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».

9

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Ф.Шуберт и его произведения. Знать определения музыкальных жанров и терминов: баллада.

Уметь: различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств. Выделять музыкальные средства выразительности, передавать свои музыкальные впечатления в устрой форме.

Фронтальный опрос

Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.

Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря.

В. Шаинский «Багульник»

10

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

Знать/понимать: особенности народ-ного искусства. Понимать значение определений: - а капелла, знаменный распев, партесное пение. Знать жанры церковного пения: тропарь, стихира, величание, молитва.

Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка народная.

Индивидуальный опрос

«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

«Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши»

Киевский распев «Свете тихий»

П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя»

11

Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры - Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

Знать/понимать: особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси, знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Знать композитора М.Березовского.

Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка народная, религиозная.

Фронтальный опрос

М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.

Б.Окуджава «Молитва»

12

«Фрески Софии Киевской».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

Знать/понимать: какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты.

Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа на примере музыки В.Кикты. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств.

Фронтальный опрос

Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»:

«№3. Орнамент»;

«№6. Борьба ряженых»;

«№7. Музыкант».

Б.Окуджава «Молитва»

13

«Перезвоны» Молитва.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.

Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.

Тестирование

В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года».

В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри».

Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»

Б.Окуджава «Молитва»

14

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Знать/понимать: определения музы-кальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить представление о стиле барокко.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.

Индивидуальные сообщения

И.С.Бах «Токката» ре минор.

И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.

И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».

И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.

И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.

А.Городницкий «Атланты»

15


16

.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бура-на».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К.Орфа - сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония.

Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки.

Фронтальный опрос

Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»:

«№1. Стабат матер долороза»

«№13. Амен».

В.А.Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам»

Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»:

« №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»

«№5. Тая, исчезает снег»

«№8. Купец, продай мне краску»; «№20

Приходите, приходи»

«№21. На неверных весах моей души».

А.Городницкий «Атланты»

17

Авторская музыка: прошлое и настоящее.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства : бардовская песня .

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни - барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

Знать/понимать: определения музыкальных жанров и терминов: авторская песня, имена авторов бардовской песни: Б.Окуджава, Ю.Ким, В.Высоцкий, А.Городницкий. Историю развития авторской песни.

Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия; сравнивать различные исполнительские трактовоки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

Индивидуальные сообщения

Д.Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти».

«Гаудеамус» - Международный студенческий гимн.

А.Городницкий «Снег»;

" Мир образов камерной и симфонической музыки "

18

Джаз - искусство 20 века.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -

спиричуэл, блюз.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

Знать/понимать: истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон.

Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен.

Индивидуальные сообщения

Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы»

Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом».

Блюз «Сегодня я пою блюз».

Дж.Гершвин. «Любимый мой».

И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона.

И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова.

М.Минков «Старый рояль».

У.Хьюстон «Я всегда буду тебя любить».

19

Вечные темы искусства и жизни.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд..

Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка.

Знать/понимать: что жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Понимать, что все искусства связаны между собой. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Знать выдающихся исполнителей симфонической и камерной музыки.

Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Фронтальный опрос

Ф.Шопен. «Этюд № 12».

Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.

Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

20

Образы камерной музыки.

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки..

Знать/понимать: жанры камерной музыки: инструментальная баллада, ноктюрн, прелюдия, инструментальный концерт. Понимать строение музыкальных форм: рондо, вариация.

Уметь: узнавать произведения определенного композитора. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора.

Индивдуальный опрос

Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор.

Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

21

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная - инструментальная баллада, ноктюрн. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.

Особенности жанра инструментальной баллады. Ф.Шопен - создатель жанра инструментальной баллады. Разнообразие музыкальных образов в одном произведении. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.

Знать/понимать: что баллада один из жанров романтического искусства, а создателем инструментальной баллады был Ф. Шопен.

Уметь: выразительно исполнять песни, передавая в них музыкальные образы. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора.

Фронтальный опрос

Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.

П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.

А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2». Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

22

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж.

Знать/понимать: значение программной музыки, закрепить представления о различных видах концерта: хоровой духовный концерт, инструментальны, особенности стиля барокко.

Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музы-кальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

Тв.р: устное рисование

А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»:

А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

И.С. Бах «Итальянский концерт».

О.Митяев «Как здорово».

23

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа - мозаика цветов?» Картинная галерея.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.

Знать/понимать: осознать взаимопро-никновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Синтезатор.

Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

Фронтальный опрос

Ч.Айвз «Космический пейзаж».

Э. Артемьев «Мозаика».

О.Митяев «Как здорово».

24

Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Знать/понимать: понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Различать звучание различных музыкальных инструментов, понимать определение программной музыки.

Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства выразительности, форму, приемы развития музыкальных произведений.

Индивидуальное сообщение

Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»:

«Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».

Н.Зубов. «Не уходи».

О.Митяев «Как здорово

25

Фронтальный опрос

26

Симфоническое развитие музы-кальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Знать/понимать: имена выдающихся русских: П.Чайковский и зарубежных- В.Моцарт. композиторов и их произведения, уметь войти в мир музыкальных образов композиторов П.Чайковского и В.Моцарта. Понимать значение интерпретаций в произведениях.

Уметь: осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобра-зительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

Индивидуальный опрос

В. А. Моцарт «Симфония № 40».

В.А.Моцарт «Авэ верум».

П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.

Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».

27


28

Программная увертюра. Увер-тюра «Эгмонт».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литерату-рного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Л.Бетховен и его произведения. Понимать строение сонатной формы на примере увертюры «Эгмонт».

Уметь: сравнивать различные испол-нительские трактовки одного и того же произведения и выявлять их своеобразие, высказывать собственную точку зрения.

Индивидуальное сообщение

Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».

29

Фронтальный опрос

30

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

Знать/понимать: имена выдающихся русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;

Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности

Индивидуальное сообщение

П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».

31


32

Мир музы-

кального театра.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Знать/понимать: имена выдающихся русских и современных композиторов: С.Прокофьев, П.Чайковский, А.Журбин и их произведения. Понимать жизненно - образное содержание музыкальных произведений.

Уметь: Различать звучание различных музыкальных инструментов. Вырази-тельно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Уметь узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов. Сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

Подготовка презентации

Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: ( на выбор учителя)

«Вступление»

«Улица просыпается»

«Патер Лоренцо»

«Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты».

33


викторина

Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».

Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»: ( на выбор учителя)

«Песня Орфея»;

«Дуэт Орфея и Эвридики»;

песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; баллада Фортуны

«Все несчастливцы, как один…»;

сцена Орфея и Харона;

речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику»

34

Образы кино-музыки.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.Слушание музыкальных фрагментов.

Знать/понимать: Знать имена выдающихся композиторов современности: И.Дунаевский,

Г.Свиридов, А.Журбин, Э.Артемьев, Л.Бернстайн и их произведения.

Уметь: сравнивать различные испол-нительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру. Выразительно исполнять песни. Применять музыкальные знания, умения и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время.

Индивидуальные сообщения

И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»:

«Увертюра»

«Песенка о капитане»

песенка Роберта «Спой нам, ветер».

М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»

Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»

К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.

Е.Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

35

Образы киномузыки. Обобщающий урок

Тестирование по темам года

Игра «Угадай мелодию».



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Программно-методическое обеспечение.

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. 2004 г.

  • Программа «Музыка. Основная школа» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной// Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1-7 классы. -М:Просвещение,2009

УМК.

  • Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка. Учебник для учащихся 6 класса. - М:Просвещение,2011

  • Фонохрестоматия к учебнику «Музыка» для 6 класса.

Дополнительная литература.

  • Ю.Никитин. Музыка. Книга для учителей и учащихся (Серия «Веселый урок»).-Смоленск:Русич,2000

  • Музыка. 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.- Волгоград: Учитель,2010

  • Энциклопедический словарь юного музыканта.-М:Педагогика,1985

  • Марк Зильберквит. Мир музыки.-М:Детская литература,1988

Демонстрационные пособия.

  • Портреты композиторов .

Техническое обеспечение.

  • Музыкальный центр.

  • Мультимедийный проектор.

  • Компьютер.


© 2010-2022