• Преподавателю
  • Музыка
  • Доклад Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы

Доклад Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы

  В работе указаны теоретические положения,приводятся отдельные примеры возможных вопросов и заданий.    Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о т...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СИСТЕМНО - ДЕЯТЛЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Татьяна Леонидовна Максимова

Учитель музыки МБОУ «Харовская СОШ №3»

г. Харовск Вологодской области

Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-лично-стном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей. Важную роль играет системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы в условиях введения ФГОС НОО.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом и деятельностным, который всегда был системным. Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.) и психологии (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Кост-юк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.). Разработка общепсихологической теории деятельности, начатая отечественными психологами (среди которых важнейшая роль принадлежит А.Н.Леонтьеву и С.Л.Рубинштейну), продолжена в Германии (К.Хольцкамп), Великобритании (М.Коул), Финляндии (Ю.Энгештрём) и других странах. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие. Системно - деятельностный подход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Основной результат - развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие. Чему учить? (Обновление содержания). Ради чего учить? (Ценности образования). Как учить? (Обновление средств обучения). Основным средством обучения становится - формирование универсальных способов действий. Системно-деятельностный подход выступает в роли группы методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - значит быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Учебное действие, которое выполняет ученик, является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика. Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения. Целями урока открытия нового знания становятся расширение понятийной базы (предметной и надпредметной), формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание. Ученик развивается как личность: изучает, организовывает, думает, анализирует, сотрудничает. «Что я не знаю?» - «Сам найду способ, как узнать». Учитель подбирает, продумывает группу методов в работе системно-деятельностного подхода в рамках этапов урока: организационный момент; актуализация знаний; целеполагание; изучение нового материала; повторение материала; закрепление материала; рефлексия. Деятельность ученика на уроке организуется в созданной учителем учебной ситуации, способствующей постановке проблемы, выбору способа учебного действия: обнаружение предмета свого действия, исследование его. Учебная ситуация в структуре урока деятельностной направленности способствует анализированию и развитию универсальных учебных действий, особенностей их функционирования (установлению их взаимозависимости и взаимообусловленности); осуществлению нового подхода, контроля в оценке учебных достижений (уровневого, кретериального).

В УМК «Перспективная начальная школа» по предмету «Музыка» входят: учебник «Музыка», методическое пособие для учителя «Музыка», «Нотная хрестоматия». Методическое пособие для учителя, фонохрестоматия с монтажными листами «Музыка» (CD для прослушивания) авторов Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В.;

М: Академкнига/Учебник. Для реализации системно-деятельностного подхода через школьные уроки составлена система заданий, ориентированных на формирование УУД, в рамках программы по Музыке в условиях введения ФГОС НОО. Содержание формирования УУД обучающихся представлено в соответствии с факторами их структурирования: по понятийно-терминологическому аппарату, по музыкальному материалу, по видам учебной деятельности. Приводятся отдельные примеры возможных вопросов и заданий. Вот некоторые из них.

4 класс. Понятия, термины: Интонация, оттенки музыкальные, народная песня, одноголосие, интерпретация, клавишные инструменты, народный танец, обработка, пентатоника, лейтмотив.

Виды деятельности: Слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластические движения, драматизация музыкальных произведений.

Формирование личностных УУД.

Задача: Проявлять интерес к музыкальному языку произведений своего народа. Вопросы и задания: Вслушайся в музыкальный язык песни Ц.Кюи «Осень». Определи её интонационные особенности. Можно ли без текста понять, что речь идёт об осени? Какие средства музыкальной выразительности говорят об этом? Обрати внимание на темп, динамику, лад, направление движения мелодии, её построение. Найди общие черты этой песни с русскими народными.

Задача: Сопоставлять музыкальные образы произведений в звучании разных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных.

Вопросы и задания: Послушай «Озорные частушки» Р.Щедрина сначала в исполнении фортепиано, затем симфонического оркестра. В какой интерпретации произведение звучит ближе к авторскому замыслу? В каком исполнении ярче отражается его народная основа? Как ты думаешь, почему композитор избрал исполнителя своего творческого замысла именно симфонический оркестр? Что является лейтмотивом данной музыки?

3 класс. Понятия, термины: Ладовое развитие, динамическое развитие, темповое развитие, фактурное развитие. Виды деятельности: Слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластические движения.

Формирование познавательных УУД.

Задача: Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений. Вопросы и задания: Расскажи, что такое исполнительское развитие. Объясни смысл развития, заложенного в самой музыке. Приведи конкретные примеры ладового, динамического, тембрового и фактурного развития музыки.

2 класс. Понятия, термины: Флейта, струнный квартет, скрипка, альт, виолончель, контрабас, гобой, кларнет, фагот, деревянные духовые инструменты, валторна, медные духовые инструменты, большой барабан, литавры, шествие.

Виды деятельности: Слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластические движения, драматизация музыкальных произведений.

Формирование познавательных УУД.

Задача: Сравнивать и оценивать специфические особенности музыкальных тем разных жанров, звучания разных музыкальных инструментов.

Вопросы и задания: Послушай фрагменты симфонической сказки «Петя и волк» С.С.Прокофьева. Сначала тему Пети. Определи, в каком жанре она написана. Встретились ли здесь два музыкальных «кита»? Подумай какие? Эту тему в симфонической сказке исполняет струнный квартет. Какие инструменты в него входят? Слышишь, как здесь смешались сразу четыре тембра: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Сравни музыкальные темы утки, кошки и дедушки.

С помощью каких средств музыкальной выразительности отражён их характер?

1 класс. Понятия, термины: Музыкальный звук, мелодия, музыкальная тема, ритмический рисунок, пауза, композитор, музыкальная пьеса, интонация, ритм, темп, динамика, характер, регистр, герои песен, сопровождение, выразительность музыки, вступление, куплет, дирижёр.

Виды деятельности: Слушание музыки, пение, пластические движения.

Формирование коммуникативных УУД.

Задача: Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах в коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися.

Вопросы и задания: Какой изображена Баба-Яга в музыкальной пьесе П.Чайковского? Почему ты так думаешь? Что в музыке помогло тебе узнать это?

Задача: Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке, обсуждать это с одноклассниками.

Вопросы и задания: Каким представил Черномора М.И.Глинка? интонации темы Черномора звучат только в низком регистре? Как ты думаешь, зачем композитор в грозную тему Чернормора включил высокие интонации? Что хотел этим подчеркнуть М.И.Глинка?

Задача: Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Вопросы и задания: Подумай, почему русскую народную песню «Как на тоненький ледок» можно разыграть как музыкальный спектакль? Сколько в ней героев? Выучи песню. Помоги Маше и Мише разыграть её по ролям.

Задача: Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

Вопросы и задания: Разучи первый и второй куплеты песни «Дирижёр». Выучи отдельно припев. Попробуй продирижировать песню, которую споют твои друзья или родители.

В результате изучения музыки в условиях реализации системно-деятельностного подхода у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические качества; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно - творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Задача школы - не дать объем знаний, а научить учиться.

Список литературы:

1. Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова. Программа по музыке.

2. Корбакова И.Н., Терешина Л.В. «Деятельностный метод обучения. 1-4 классы: Описание технологии и конспекты уроков». Волгоград. «Учитель», 2010.

3. Е.Н.Арсенина. «Музыка. 1-4 классы». Анализ произведений, ритмические игры, творческие задания. Волгоград. «Учитель», 2011.

4.Материалы краткосрочного обучения по программе вариативного модуля «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и во внеурочных занятиях» дополнительной профессиональной образовательной программы «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и технологии реализации» в 2011 году.

5. Н.В.Афанасьева, Н.В.Малухина, О.Н.Коптяева. «Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения». Методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников. Вологда 2013.

6. Интернет - Сайты

kosimowa-e.narod.ru/sisemdejatpodhod.pdf

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/sistemno-deyatelnostnyi-podkhod-v-obrazovanii

© 2010-2022