• Преподавателю
  • Музыка
  • Доклад по теме Создание условий и возможностей для эстетического развития личности школьника

Доклад по теме Создание условий и возможностей для эстетического развития личности школьника

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Создание условий и возможностей для эстетического развития личности школьника

Красота живет в глазах того, кто ее видит

В современной системе образования под эстетическим воспитанием понимается систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее.

Специфика эстетического воспитания на уроках музыки обусловлена сущностью

музыкального искусства. Согласно определениям исследователей, (Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. Н. Холоповой и др.) сущность музыкального искусства раскрывается через понимание интонации, отражающей действительность в единстве образного и понятийного, рационального и эмоционального, содержащей информацию без строго закреплённых за ней значений, обращённую к "восприятию-мышлению". Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию - функцию общения, особенностью которого является "единение людей сколь угодно великой численности вокруг ярко позитивного идеала". В данном ракурсе истинная роль и назначение музыки заключена, как пишет Л. С. Выготский, в "уравновешивании организма со средой". Организация соответствующих условий, в которых происходит такое "уравновешивание" требует особых методов. С их помощью должна реализоваться главная идеальная цель обучения искусству, которая заключается в том, чтобы уметь воспринимать произведения искусства и общаться его средствами с другими людьми, что соответствует общей цели художественного воспитания личности.

Данные положения становятся основанием для понимания процесса обучения музыкальному искусству как своеобразного перехода, трансформации художественных ценностей и смыслов, понятых и принятых одним человеком, в сферу ценностей и смыслов других людей через диалог и творчество.

Основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: "Урок музыки - это урок искусства". Поэтому я стремлюсь к доминированию на своих уроках духовно-практического, творческого, индивидуального отношения ученика к миру. Формирование такого отношения к миру возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной деятельности учащегося как триединства слушания музыки, её исполнения и создания.

Идея такого подхода стала для меня основополагающей при организации работы музыкальной студии в школе, идеей которой выступает вовлечение учащихся в хоровые коллективы, вокальные и инструментальные ансамбли, исполнительскую и творческую деятельность.

Вопрос - как заинтересовать и увлечь школьников музыкой, потребовал от меня выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в учащихся понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание на моих уроках интегративных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания.

Я использую в своей работе методы

  • метод музыкального обобщения (автор Абдуллин)

  • эмоциональной драматургии, перспективы и ретроспективы (автора Кабалевского)

  • создания композиций и перевода искусств (автора Горюновой)

  • метод музыкальной живописи или восприятия звука-цвета (из Арт-педагогики)

  • методы развития музыкальных способностей и приобретения вокально-хоровых навыков

Метод музыкального обобщения опирается на принцип сравнения и направлен на

  • выявление сходства и различия музыкального материала

  • идентификацию музыкального материала с конкретными жизненными явлениями и процессами

Так, изучая казахские народные и народно - профессиональные кюи, я побуждаю ребят придумывать названия кюям, рассказы и легенды, которые могли бы прозвучать перед исполнением произведения. В кюях много изобразительности, поэтому я ориентирую ребят на узнавание в музыки звуков реального мира. В кюях Курмангазы учащиеся узнали перестук копыт стремительно мчащегося коня, в кюе Коркута - жалобный вой собаки, в кюе Сугура - лебединый клич, слушая кюй Казангапа «Учитель» и заметив настойчивую повторность речевых интонаций, решили, что вероятно, автор изображает урок, где школьники повторяют за учителем какие-то понятия или определения. Сравнивая музыку различных композиторов, учащиеся делают выводы об образном содержании и направленности творчества, особенностях стиля каждого из них.

Метод перевода искусств подразумевает перекодирование содержания музыки в другой вид искусства (живопись, историю, скульптуру, литературу, драму, поэзию и др.).

При изучении музыкального произведения я побуждаю ребят творчески выразить свое понимание в рисунке, рассказе, смоделировать сцену фильма, где была бы уместна данная музыка, создать несколько поэтических строк, придумать движения под музыку, оформить обложку компакт-диска с записью данного произведения. Зашифровать ее содержание в знаках-символах, отражающих образное содержание, драматургию или форму данного сочинения.

Метод «музыкальной живописи» или метод восприятия звука-цвета

Опирается на цветной слух человека.

Требует определенной настройки учащихся:

  • На этапе «Введение» учащиеся сравнивают основные ноты в музыке с основными цветами в живописи. Семь нот (до-ре-ми-фа-соль-ля-си) = семь цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Изображаем семь нот на нотном стане, закрашиваем их цветными карандашами: нижние звуки темными, верхние - более яркими, объясняя это тем, что нотный регистр повышается, звук утончается, становится более ярким.

  • Цветной слух индивидуален. Он зависит от того, с чем именно связан в сознании человека тот или иной цвет. Одни видят в красном цвете кровь, другие - праздничный салют. Или семантика голубого цвета: цвет слез, взволнованного моря или спокойного безоблачного неба? Тем не менее, большинство людей сходятся в общем восприятии мрачных и светлых тонов, кричаще-ярких и нежных. Метод «музыкальной живописи» уместен при изучении произведений, в которых ярко выражается определенный цвет. После слушания ребята определяют характер музыкального сочинения с помощью цвета, т.е. дают живописную характеристику прослушанному. Прослушав «Саржайлау» Таттимбета, ребята определили, что это сочинение «лучистого» характера и свое впечатление они выразили в желтых, оранжевых и красных цветах. Квартет № 2 Бородина определили как прозрачный, нежный, ласковый, и в тетрадях появились нежно-голубые, белые с оранжевым оттенки цвета. Трагическое содержание кюя Коркута «Вой Ушар» все выразили черным цветом.

С помощь цветовой гаммы можно наглядно отразить как образное содержание, так и форму музыкального сочинения, и степень контраста музыкальных образов:

Концентрическая форма, вариации, рондо, сонатная и другие. Контраст - дополнение можно показать различными оттенками одного цвета, контраст-конфликт (непримиримые образы)- цветами с семантикой антагонизма

/свет-тьма, огонь-вода/, контраст-сопоставление - сочетающимися тонами.

Метод эмоциональной драматургии

предполагает наличие определённого драматургического решения в создании конкретного фрагмента педагогической реальности. Этот метод предполагает планирование урока в зависимости и связи с его кульминацией.

Метод эмоциональной драматургии направлен на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке. Он способствует созданию атмосферы увлеченности, живого интереса к музыкальному занятию.

В применении этого метода я опираюсь на два основных принципа

  • Принцип эмоционального контраста

  • Принцип последовательного обогащения и развития того или иного эмоционального тона урока

Доклад по теме Создание условий и возможностей для эстетического развития личности школьника

ПРИМЕР

Метод эмоциональной драматургии по принципу обогащения основного эмоционального тона в сочетании с методом восприятия звука-цвета мне хочется раскрыть более подробно на примере конкретного урока.

Тема: «Вальс цветов» Чайковского. 5 класс

На этапе индукции ребята исполняют песню в жанре вальса. Определяют, что это вальс.

На этапе активизации личного опыта я прошу записать на чистом листке бумаги слово «вальс» и все свои ассоциации, связанные с изучаемым объектом. Обычно ребята пишут слова: бал, танец, плавный, красивые наряды, кружащиеся пары, трехдольный пульс (счет 1,2,3), фактура - бас и два аккорда. Далее я предлагаю поменяться тетрадями, дополнить свои ассоциации или обсудить их в группе.

После афиширования результатов этой работы мы переходим к изучению нового материала.

Я сообщаю, что для сказочного балета «Щелкунчик» Чайковский сочинил волшебный вальс, который танцуют не люди, а цветы, складываясь в изящные узоры, подчиняясь волшебной палочке феи Драже в Королевстве сладостей.

Предлагаю подумать и объяснить, почему Чайковский посвящает свой вальс цветам. Что значат в понимании человека цветы? Составить несколько предложений: «Цветы - это…»

  • Социоконструкция /работа творческих групп над составлением предложений «Цветы - это…»/ и афиширование

Почему люди дарят друг другу цветы? Они не съедобны и не несут никакой практической пользы. Приятно ли получать цветы в подарок? Почему?

Почему люди используют цветы в росписи посуды, ковров, штор, открыток, тканей, обоев, полотенец? Делают в форме цветов бижутерию, люстры, светильники и другие предметы быта?

«Цветы - это красота»

«Цветы - это радость»

Какие цветы на ощупь? Как они пахнут? Бывает ли у цветов неприятный запах?

«Цветы - это нежность»

«Цветы - это удовольствие»

Подумайте о цветах с точки зрения растений. Зачем растения цветут? Чтобы привлечь внимание насекомых, чтобы размножаться, чтобы ЖИТЬ.

«Цветы - это жажда жизни»

«Цветы - это любовь к жизни»

Согласны ли вы с утверждением Достоевского «Красота спасет мир»? Почему?..

/Красота приятна, вызывает в человеке светлые чувства, желание созидать, беречь жизнь./

  • Самоконструкция

------------------------------- Слушание: «Вальс цветов» Чайковского ---------------------------------

Задание на прослушивание: Определить количество музыкальных образов, их содержание, форму сочинения, тип контраста

Свои наблюдения ребята сначала выражают в цветовой гамме, а затем я предлагаю выразить каждую музыкальную тему вальса изображением цветка. Советую продумать форму, цвет каждого цветка в связи с музыкальным образом. Для активизации воображения использую открытки с изображениями цветов.


  • Афиширование

Учащиеся фиксируют на доске полученную схему формы, раскрывают музыкальную драматургию сочинения

Схема формы: АВСВА

Форма концентрическая /симметричная/ из 6 разделов.

Три музыкальных образа:

АДоклад по теме Создание условий и возможностей для эстетического развития личности школьника - светлый, пышный блестящий, яркий контраст - дополнения /образы похожи/

ВДоклад по теме Создание условий и возможностей для эстетического развития личности школьника - нежный, светлый, мягкий, ласковый

С - печальный, страстный, мучительный, томный контраст сопоставления


  • Социализация

Задание: Отразить схему формы, не буквами, а цветами. Продумайте цвет, форму каждого цветка в связи с музыкальным образом.

  • Афиширование

Демонстрация полученных узоров - букетов

Доклад по теме Создание условий и возможностей для эстетического развития личности школьника

Также необходимо указать специальные методы, относящиеся к такому виду музыкальной деятельности, как пение. Это методы развития музыкальных способностей и приобретения вокально-хоровых навыков, метод создания композиций.

Метод создания композиций (автор - Л. В. Горюнова) предполагает изучение музыкального произведения через его исполнение различными способами: хоровое и сольное пение, движение под музыку данного произведения, пение с ритмическим оформлением, пение с дирижированием, пение с подголосками, имитационным и вариантным многоголосьем. Рассматриваемый метод позволяет включить в процесс творчества школьников с различным уровнем музыкальных способностей, найти каждому учащемуся тот вид деятельности, который наиболее соответствует его склонностям и интересам.

Пение увлекает детей больше всего. Этот вид занятия, сочетаясь с коммуникативной функцией, дает возможность использования групповых, индивидуальных и общеклассных форм работы и решает множество задач:

  • Развитие музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, ладового) в вокально-интонационных упражнениях: разучивание и исполнение секвенций, канонов, упражнений на ощущение опорных ступеней и тяготений в музыке и др.

  • Развитие чувства метра и ритма в ритмических упражнениях, в пении с ритмическим оформлением, пении с дирижированием , пении с движениями

  • Развитие вокальных навыков: звукообразования, дыхания, звуковедения, дикции, артикуляции, чувства ансамбля, навыков многоголосного пения в вокально-интонационных упражнениях и работе над репертуаром, в хоровом и сольном пении (пение с солистами, конкурсах солистов)

  • Накопление интонационно-слухового опыта.

Пение включает в себя как исполнение музыки, так и ее создание, конечно, на возможном для ребят уровне. Я использую следующие, побудительные к импровизиции, задания:

  • Наигрываю мелодию, оставляя ее незавершенной, предлагаю кому-то из учащихся импровизационно закончить ее

  • Игру «Эхо» (Ребята пускают по классу самолетик. Тот, в кого он попадает, импровизирует мотив или ритм. Класс откликается эхом)

Специфика выведения методов обучения музыке основывается на самой природе искусства, обладающего свойством трансформироваться из восприятия художественного произведения одним человеком (переживания) до коллективного общения с этим произведением многих людей (со-переживания).

Обращение к музыке как средству воспитания подрастающего человека основывается на понимании сущности этого вида искусства, названного Б.В.Асафьевым "искусством интонируемого смысла".

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Астафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973 г.

  2. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1983 г.

  3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1997 г.

  4. Выготский Л.С. Психология искусства.

  5. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока Изд-во Учитель, 2003.

  6. Чумичева Р. М. Ребенок в мире культуры Ставрополь, 1998.

  7. Пекерская Е.М. «Вокальный букварь»

  8. Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., "Академия", 2002 г.

  9. Дмитриева А.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., "Академия", 1998 г.

  10. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990 г.

  11. Смирнов М.С. Эмоциональный мир музыки. М., " Музыка. " 1990 г.

  12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.,1996 г.

  13. Усов М.В. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. М., "Музыка", 1991 г.

  14. "Артпедагогика и арттерапия в образовании".
    Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская.

  15. Современные технологии музыкотерапии.
    А.Гончаров.













6

© 2010-2022