Работа над словом в процессе обучения пению

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа над словом в процессе обучения пению

1. Значение слова в пении

И.П Павлов писал: «Слово для человека является сильнейшим условным раздражителем, не имеющим равного себе ни в количественном, ни в качественном отношении среди других раздражителей, поэтому обращаться с ним надо очень умело и очень осторожно».

Правильная, ясная речь - отражение правильного мышления.

Единица языка - слово.

Слово - это обозначение предмета, качества, действия. Каждое слово- представитель понятия, существующего в народе. Посредством слов люди общаются, обмениваются мыслями, поэтому в каждом слове, как в единице языка, должен быть заключен определенный смысл. Если мы не понимаем лексического значения слова, то оно не может быть настоящим словом.

Все вышесказанное о слове в разговорной речи имеет отношение и к певческой речи, так как произношение слова реализуется одними и теми органами голосообразования и дыхания, только в условиях музыкально-вокального порядка.

Слово и голосоведение являются двумя основными частями пения.

Пение- «омузыкаленная речь», которая обязательно должна быть четкой, понятной и ясно слышимой.

Л. Дмитриев в совей книге «Основы вокальной методики» писал: «Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное воплощение органически сочетается с выразительным донесением речевого текста», и далее: «Вокальность и слово - две стороны единого процесса, взаимовлияющие друг на друга…»

Значение слова в пении велико, так как слово способно выразить смысл, содержание, образ исполняемого произведения. Одной из основных задач работы на произведением является сохранение естественности произношения текста и истинного смысла произносимых слов.


2. Некоторые аспекты работы над словом. Термины и понятия.

Проблема работы над словом в пении приобрела особое значение в наши дни, когда к пению, как мощному орудию воспитания широких масс, предъявляются требования максимального художественного воздействия на эти массы.

Нередко преподаватели, работая над произведением, заостряют свое внимание исключительно на гласных, упускаю из виду тот факт, что гласные, сочетаясь с согласными и образуя слоги, при пении очень сильно воздействуют друг на друга, следствием чего может быть даже полное искажение одних гласных под действием других.

Поэтому, хотелось бы заострить внимание всех педагогов на важности работы над согласными в пении, являющимися «строительным материалом», благодаря которому слова обретают истинный смысл и становятся понятными.

Дикция (лат. «произнесение») - ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция у певца позволяется без напряжения понимать смысл произносимых слов и тем самым облегчает восприятие музыки. Разборчивость слов в пении определяется четкостью произнесения согласных звуков. Они должны произносится активно и быстро, чтобы не прервать связного звучания. Певец лишен возможности протянуть согласные во времени, так как это разрушает кантилену и ведет к скандированию отдельных слогов. Гласные должны произносится, сразу обретая свою полноту; нельзя долго «входить» в гласный звук. Вялые губы и язык в пении недопустимы. Необходимо строго следить за осмысленными и эмоционально насыщенным произнесением слов, что также ведет к повышению разборчивости текста.

Вокальная дикция, в отличии от дикции речевой, более сложна для понимая и освоения, потому что основная ее задача не только четкое произношение согласных, но и соединение его с вокальной техникой (правильным певческим дыханием, точным интонированием, пользованием различными видами атак, использование различных вокальных приемов и т.д.).

Л.Дмитриев писал: «Дикционная четкость - столь же необходимое качество профессионального певца, как и вокальность его голоса».

«Вопрос о дикции представляется более ясным, так как все понимают значение в пении ясной дикции, для приобретения которой необходима чисто техническая работа», - пишет Н.Кочетов.

Вокальная дикция, так же как и искусство пения, заключает в себе два элемента: творческий и технический. Элементом творческим является художественное распределение смысловой содержательности (веса) слова в зависимости от художественных задач, на него возложенных, от идеи и смысла исполняемого произведения.
Техническим элементом дикции является умение чисто, полноценно петь гласные и четко произносить согласные.

Вышеприведенные цитаты еще раз подтверждают важность работы над дикцией.

Но условием художественного пения является не только четкая дикция, как писал И.И.Левидов в своем труде «Певческий голос в здоровом и больном состоянии», но и произношение слов в соответствии с правилами и законами орфоэпии и редукции.

Орфоэпия и дикция - два неразрывно связанных раздела, призванных утверждать чистоту русской речи.

Орфоэпия (греч. «правильная речь») - это особый раздел лингвистики, устанавливающий произносительные нормы современного русского языка.

Современная орфоэпия складывалась вместе с развитием литературы и драматического искусства.

Певец, являясь представителем сценической среды, обязан при пении руководствоваться нормами литературного произношения слов.

Орфоэпия предусматривает произношение слова, согласно общепринятым нормам единого литературного произношения, за основу которого в русском языке взято так называемый «московский диалект».

Вокальная практика выработала свои певческие орфоэпические нормы произношения. Стремление к естественному сочетанию в пении речевого и вокального начал является первостепенной задачей для педагога и певца.

Редукция. Особенностью фонетической (звуковой) системы русского языка является неоднородное произношение ударных и безударных гласных: ударные гласные длительнее безударных. Гласные в безударном положении подвергаются количественной редукции (т. е. произносятся короче). Различаются гласные также по «качеству», по характеру звучания: ударные гласные произносятся ясно, отчетливо; в безударном же положении некоторые гласные подвергаются качественной редукции, звучат менее полно и ясно. Качественная редукция безударных гласных зависит от места, которое безударный гласный занимает по отношению к ударному слогу (ближе или дальше).

3. Слово в эстрадно-джазовом пении.

Эстрадно-джазовое пение - синтетический жанр, сочетающий в себе множество манер исполнения, стилей и направлений, не подразумевающий следования канонам и правилам. В связи с этим в исполнении возможно использование различных вокальных приемов, а также имитации «инструментального» звучания.

Во всем этом изобилии важно помнить, что слово, произношение слов в пении и смысл слов является той константой, которой, независимо от выбранных педагогом и учеником стиля и манеры исполнения, должно уделяться особое внимание.

Таким образом, важнейшее место в процессе работы над вокальной техники, правильностью формирования звуков, красотой их звучания и т.д. должно отводиться орфоэпии и редукции.

В этом работа педагога по вокалу тесно связана с работой педагога по сценический речи. Совместная деятельность двух педагогов и целенаправленная работа над решением проблем произношения ученика и избавлением от говора является залогом воспитания грамотного певца.

Песня - это синтез двух авторов - поэта и композитора, ко много обязывающий певца.

Он должен суметь вскрыть художественную сущность произведения как с той стороны, которая принадлежит композитору, так и с той, которая принадлежит поэту. В умении вскрыть слово и музыку, в синтезе этих двух начал и лежит залог того, что певец явится истинным художником- исполнителем.

Смысловая сторона играет огромную роль в произношении музыкального слова. Говоря о значении дикции в пении, понятие "музыкальное слово" берется во всей полноте его объема. Совершенное слово (дикция) является завершением вокальной техники; правильное пользование словом имеет принципиальное значение, так как слово в большинстве случаев является одной из важнейших сторон процесса пения. Проблема нового музыкального исполнительства и вопрос воспитания певца в частности вплотную упираются в проблему культуры слова в пении.

Так же, как при отсутствии единого ударения в слове, неубедительно звучит и музыкальная фраза, когда в ней не сохраняемся единое ударение, когда не выделяется психологический акцент фразы.

Умение пользоваться паузами, придать им логический характер - огромный ресурс в возможностях исполнителя.

Произношение согласных, их четкость обогащает смысловую сущность исполнения.

Даже пение без слов должно получить свой смысл.

Только в этом случае пение может явиться истинно художественным.

Такое исполнение, при котором певец только соблюдает указания композитора, когда он монотонно выпевает каждый слог с машинной равномерностью,- превращается в простое сольфеджио, ничего общего не имеющее с настоящим искусством. Такое пение не даст никакого образа, оно однообразно и вследствие этого утомительно как для исполнителя, так и для слушателя.

Педагогу приходится говорить о «простых вещах», которые имеют принципиальное значение. С другой стороны, они не так уже просты, как кажутся. Часто сами композиторы создают затруднения для певца, стремящегося к художественному исполнению. Задача каждого культурного певца - преодолеть эти препятствия, по возможности сгладить, а не идти по линии наименьшего сопротивления.

А это певцу удастся в тем большей степени, чем больше творческого начала он вложит в свое исполнение, во всю свою работу. Помимо художественного значения всех вышеперечисленных моментов, они имеют еще и непосредственное физиологическое значение для всей работы голосового аппарата. Если певец будет исполнять осмысленно, он сам будет чувствовать то, что он поет; иначе говоря, исполнение поднимет его эмоциональный тонус. А это немедленно же скажется на работе голосового аппарата.

Для искусства нужна голова, мышление. Вокальное искусство расчленяется на две части - процесс,

ограничиваемый вопросами техники звукоизвлечения, и стиль исполнения, в котором техника должна играть только подсобную роль.

А.Варламов (композитор, педагог, автор русских романсов) искусство пения считал "языком сердца, чувства и страсти".

Крупнейшее достоинство прекрасных русских певцов это глубокое эмоциональное вживание в музыкальный образ. Именно эту особенность должны перенять и представители эстрадно-джазового пения.

Музыкально-вокальная выразительность требует предварительного вдумчивого анализа всего исполняемого произведения. " Все обозначения (в нотах) относительны и условны, так что скрупулезное выполнение того, что написано, практически невозможно. Следовательно, надо внимательно, с уважением изучать клавир (ноты), но не быть формалистом при исполнении музыки... Надо подходить к нему (к музыкальному тексту) творчески: во-первых, доверять ему и доискиваться во всем до смысла; во-вторых, если при изучении текста скажется целесообразным внести какие-то изменения, скажем, отменить где-то замедление, или задержаться на какой-то ноте, или спеть более тихо или более громко, чем написано, - это все-таки делать можно" - Е.Е.Нестеренко.

Певец должен много читать, особенно стихов, чтобы чувствовать поэтический образ исполняемого произведения. Необходимо прочитать весь текст музыкального произведения так, как это сделал бы драматический артист.

Внесение своего прочтения произведения, убедительной интерпретации связано с активной работой фантазии, когда яркие видения помогают найти верное исполнительское самочувствие, при котором эмоционально окрашенные исполнительские намерения подсознательно вызовут необходимые нюансы, сделают пение живым, действенным, впечатляющим.

Выбор тембра никогда не должен зависеть от буквального смысла слов, но от душевных движений, которые его диктуют. Благодаря тембру появляется интимное чувство, которое текст не всегда достаточно ярко выражает, а иногда даже имеет тенденцию ему противоречить.

Эмоциональная выразительность голоса певца является важнейшей характеристикой его исполнительского творчества. Характер эмоциональной выразительности вокального произведения уже предопределен в основном содержанием поэтического текста и музыкой композитора. Б.В.Астафьев писал:"Надо уметь петь гнев, сострадание, боль, шутку, насмешку, ласку, поцелуй, лукавство, смелость - словом, всю гамму чувствований".

"Есть студенты, которых учить этому не надо, - все это (он показал на сердце) есть у них от природы. Значительную часть можно научить, они развиваются. Но есть к сожалению, такие, которым вряд ли что поможет", - пишет педагог Ленинградской консерватории.

Ученый Дарвин писал: "Страстный оратор, певец и музыкант, который своими разнообразными звуками или модуляциями голоса возбуждает самые сильные эмоции в своих слушателях, едва ли подозревает, что пользуется теми же средствами, которыми в очень отдаленной древности его получеловеческие предки возбуждали друг у друга пламенные страсти во время ухаживания и соперничества".

Эмоциональное исполнение сильно активизирует деятельность всего организма.

Глаза должны быть все время живыми в пении. В объяснениях маэстро Гандольфи под улыбкой подразумевалось не специальное, искусственное растягивание губ в стороны, а так называемая внутренняя улыбка. Он говорил, что иногда достаточно улыбнуться глазами.

Но все исполнительские эмоции должны быть выражены в прекрасной вокальной форме, что требует мастерского владения голосом.

Настоящее развитие,воспитание и обучение артиста происходит именно тогда, когда он выступает перед публикой.

Главная задача исполнителя: поселить в душе слушателя образ, ввести в мир человеческих страстей.

Играть на сцене, создавать образ певцу труднее, нежели актеру драматическому, потому что певец должен на сцене петь. Е.Е. Нестеренко рассказывает в своей книге анекдот. Режиссер на репетиции не мог никак добится от тенора, играющего любовную сцену, правдивого поведения. Тогда он закричал: "Неужели вам в жизни не приходилось делать ничего подобного?"-" Да, но тогда мне не надо было петь!" - был ответ.

Голос сам по себе, в физиологическом смысле красивый, мощный и к тому же хорошо выделанный, уже доставляет наслаждение. Заинтересовать публику, сидящую в зале, музыкой более или менее известной, иметь успех в произведениях, которые аудитория любит и знает, а также показать себя, свои возможности в песнях, романсах и ариях... в начале творческого пути, пока публика еще плохо знает певца, вполне закономерно.

Однако в начале артистической деятельности, а тем более в период обучения, волнение часто снижает уровень выступления: певец теряет то, что в спокойной обстановке класса он может создать.

На сцене нужно помнить о том "публичном одиночестве", о котором говорил Станиславский: "Для артиста "публичное одиночество" - это величайшая вещь. Вы стоите посреди сцены, на вас смотрит много людей, но вы их не замечаете. Вы заняты делом, конкретная задача вас успокаивает и приводит к "публичному одиночеству". Пианист начинает вступление. Слушайте музыку. Вы уже отвлеклись от публики. Музыка поможет вам перенестись в те обстоятельства, в которых вы работали над этой вещью. Ваша фантазия разбужена - вы уже в творческом состоянии".

"Если певец на сцене не будет чувствовать и видеть и слышать так же, как изображаемый им герой, образ не получится", - говорила Мария Каллас.

Слова далеко не всегда выражают подлинное настроение персонажа. (Например, "Песня Вани" из оперы "Жизнь за царя" М.Глинки, где грустный текст песни не должен прозвучать печально, так как общее настроение сцены радостное, благополучное.)

В искусстве пения воспринимается только то, что для аудитории кажется легким. Значит, нужно научиться рационально расходовать свои силы. Сама же усталость от рационального процесса пения не так велика, что, очевидно, подтверждает старинное изречение: " Все, что делается истинно, делается легко ". Даже в самых драматических ситуациях, необходимо находить моменты для отдыха. Энергию всегда нужно сохранять, какой бы запас у вас не был. Необходимо следить за тем, чтобы для успешного выполнения технически трудных мест оставался хороший запас мышечной энергии.

Очень ценные указания дает певец А.П.Иванов.

Зная хорошо весь музыкальный материал, артист в своем действии на сцене должен на какую-то йоту предварить музыку, чтобы создавалось впечатление, что музыка и возникает потому, что вы диктуете ее своим поведением. Если действие певца будет совпадать с музыкой или чуть отставать, то ощущение сценической правды сразу исчезнет, так как зритель будет чувствовать, что певец как бы иллюстрирует движением музыку, а не живет ею.

В чем же причины неудачных выступлений? Причин может быть много: иногда общий тонус бывает пониженным и отсюда большая, чем обычно, исполнительская вялость, иногда сказывается излишнее волнение, иногда голос не "в форме", иногда мешает даже ... неудобный костюм. Но хороший исполнитель должен научиться преодолевать любое состояние, любые неудобства. Нервозная обстановка, мнительность, переживания по поводу и без повода - все это травмирует психику и отрицательно может сказаться на результативности труда певца.

4. Заключение.

Великий режиссер и теоретик театра К.С.Станиславский, глубоко осмыслив практический опыт использования пения в работе над произносительной стороной речи, учил своих студентов пропевать не только гласные, но и многие согласные звуки, добивался непрерывности звучания, кантилены. К.С.Станиславский мечтал о том времени, когда занятия по сценической речи будут согласованно проводить преподаватели дикции и пения. Сам он, будучи режиссером, актером и певцом, занимался со студентами именно по такой интегральной методике.

Работа над вокальной техникой сводится к основению студентом азов не только певческих, но также и актерских (воплощение образа исполняемого произведения, сценическая речь).

Певец-исполнитель - восплотитель полного, объемного и всестороннего образа исполняемого произведения, в котором главное - правдивое и точное донесение смысла. И в этом просто невозможно обойтись без планомерной, непрерывной и кропотливой работы союза педагога и студента над певческим словом.

Позволю себе завершить свою работу словами В.Садовникова: «Подобно тому, как необходимо добиваться языкового и произносительного единства в литературе и речи, надо добиваться правильного произносительного единства и в пении, тем более, что в нем (пении) слова менее разборчивы, чем в речи, а смысловую и эмоциональную нагрузку в силу музыкального истолкования они несут не меньшую, если не большую.




Список использованной литературы

1. Ульева И.Е Если вы любите петь, - М. 2004

2. Дмитриев Л. Основы вокальной методики, - М. 2000

3. Кочетов Н. Вокальная техника и ее значение, - М. 1930

4. Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии, - С.-П. 1988


© 2010-2022