Подготовка к дирижёрской практике в школе

Педагогическая практика требует от студентов и учащихся колледжа отношения к дирижированию как к предмету профессионально осмысленному, жизненно необходимому. Особого внимания заслуживает первая практика в школе.      Сущность подготовки к ней должна заключаться в освоении дирижерских навыков как педагогических действий на основе развития профессионального мышления, творческого применения полученных знаний в самостоятельной работе. Формирование же комплекса дирижерско-педагогических навыков наиболее эффективно происходит именно при условии взаимосвязи обучения дирижированию и педагогической практике.      К моменту выхода на педагогическую практику нужно владеть такими специальными умениями и навыками, как концертные и рабочие дирижерские жесты, выразительное дирижирование школьной песней, выполнение различных дирижерских задач при одновременной игре на инструменте, последовательная и грамотная вокально-хоровая работа в классе.      Чтобы не растеряться на практике, надо при разучивании хорового репертуара уметь применить в школьных условиях навыки, приобретенные на уроках дирижирования, координировать несколько навыков сразу, например, выразительно петь, аккомпанируя себе, и в то же время общаться взглядом с аудиторией, увлекая её песней, или одной рукой подыгрывать партитуру или поддерживать основную гармонию песни, а другой - дирижировать.            При изучении школьного репертуара следует уделять внимание рабочему (репетиционному) жесту, включающему дирижирование одной рукой и игру одного из голосов или двухголосной партитуры-другой. Внимание дирижера тут должно быть направлено на выразительность и ясность дирижерских показов. Рабочий жест - это система вспомогательных дирижерских движений для показа изменения звуковысотности, дыхания, фразировки, рельефного отображения трудной ритмической фигурации. Рабочий жест предусматривает непр...      Многие недостатки в проведении уроков музыки вызываются малой артистичностью студентов. Не всегда начинающий учитель может показать свое отношение к музыкальному материалу, не всегда он сам загорается образом песни, которую собирается начать разучивать в классе.      Воспитанию артистизма, собранности И целеустремленности Будущего Учителя   способствует групповое занятие. Его формы могут быть различными, но цель одна - тренировка выдержки студента, умения сохранить на публике все то, чем владеет в классе наедине с преподавателем. Использование любой возможности выступить публично, пусть в самой скромной аудитории, поможет   Студенту впоследствии ЛЕГКО Войти в жизнь школы.      Совершенно очевидно, что развитие творческой активности учителя как дирижера, его эмоциональной яркости способствует созданию воображаемых условий, близких к школьным, с решением различных технических и исполнительских задач в этих условиях. Сюда может войти выразительное декламирование текста; рассказ-импровизация о том, что и как ощущает дирижер, слушая то или иное произведение; эмоциональное, яркое исполнение песни, сопровождаемое зрительным общением с воображаемой аудиторией. В развитии...      Существенное место в подготовке к педагогической практике должно отводиться осмыслению содержания произведения, способов и последовательности вокально-хоровой работы над ним. И хотя теоретически основы вокально-хоровой Работы   изучаются в курсах хороведения И методики детского музыкального воспитания, всё же практическую базу ее можно получить лишь при систематическом пении в учебном хоре и при полноценном освоении приемов вокально-хоровой Работы   ВО ВРЕМЯ собственных занятий с факультетс...              Подготовка к педагогической практике в общеобразовательной школе содержит такие изучения элементов репетиционной работы с детским хором, создание ситуаций, приближенных к условиям практической работы с детским коллективом.       Репетиционная работа состоит в доведении реального звучания  До уровня эталона, созданного внутренним музыкально-слуховым представлением дирижера.      Необходимый запас слуховых впечатлений можно накопить путем многочисленных прослушиваний в записи лучших хоровых детских коллективов.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическая практика требует от студентов и учащихся колледжа отношения к дирижированию как к предмету профессионально осмысленному, жизненно необходимому. Особого внимания заслуживает первая практика в школе.

Сущность подготовки к ней должна заключаться в освоении дирижерских навыков как педагогических действий на основе развития профессионального мышления, творческого применения полученных знаний в самостоятельной работе. Формирование же комплекса дирижерско-педагогических навыков наиболее эффективно происходит именно при условии взаимосвязи обучения дирижированию и педагогической практике.

К моменту выхода на педагогическую практику нужно владеть такими специальными умениями и навыками, как концертные и рабочие дирижерские жесты, выразительное дирижирование школьной песней, выполнение различных дирижерских задач при одновременной игре на инструменте, последовательная и грамотная вокально-хоровая работа в классе.

Чтобы не растеряться на практике, надо при разучивании хорового репертуара уметь применить в школьных условиях навыки, приобретенные на уроках дирижирования, координировать несколько навыков сразу, например, выразительно петь , аккомпанируя себе, и в то же время общаться взглядом с аудиторией, увлекая её песней, или одной рукой подыгрывать партитуру или поддерживать основную гармонию песни, а другой - дирижировать.

Особо следует подчеркнуть, что в педагогической работе с детьми неприемлемо формальное тактирование, поэтому от дирижера-учителя, руководителя детского хора требуется выразительное дирижирование, умение показывать темпы, дыхания, точные вступления и снятия, характер звуковедения. С годами эти навыки углубляются, постепенно вырабатывается умение выразительно исполнять школьный репертуар под собственный аккомпанемент, транспонировать мелодии песен, дирижировать рабочим жестом. Школьный учитель музыки, таким образом, выполняет сразу роли дирижера, певца и аккомпаниатора.

Дирижерский жест используется учителем в двух случаях: при разучивании песни, когда одной рукой он подыгрывает мелодию на инструменте, а другой управляет исполнением, и когда учащиеся поют без сопровождения или под аккомпанемент концертмейстера (внеклассная работа). Тогда учитель дирижирует двумя руками.

Дирижерское исполнение песни двумя руками предполагает четкую метрическую сетку, показ дыхания (с задержкой), характера звуковедения, особенностей ритмического рисунка, динамики, агогики, фразировки, кульминаций, подготовленного снятия звука и др.

Очень важно, готовясь к практике, постепенно изучать школьный репертуар. Требования к его изучению обусловлены содержанием дирижерской деятельности учителя музыки и включают выразительный показ песни, беседу, репетиционную работу, дирижирование хором.

При изучении школьного репертуара следует уделять внимание рабочему (репетиционному) жесту, включающему дирижирование одной рукой и игру одного из голосов или двухголосной партитуры-другой. Внимание дирижера тут должно быть направлено на выразительность и ясность дирижерских показов. Рабочий жест - это система вспомогательных дирижерских движений для показа изменения звуковысотности, дыхания, фразировки, рельефного отображения трудной ритмической фигурации. Рабочий жест предусматривает непродолжительный отдых от дирижерской схемы. Цель его- сконцентрировать внимание поющих на отдельных особо трудных эпизодах песни во время разучивания. В процессе разучивания песни со школьниками учитель использует репетиционный жест как своеобразное наглядное пособие. Таким жестом можно фиксировать текстовые и вокально-хоровые трудности, показывать направление мелодии, ритмический рисунок, момент взятия дыхания, окрашенность звука, его интонационное воплощение и др.

Многие недостатки в проведении уроков музыки вызываются малой артистичностью студентов. Не всегда начинающий учитель может показать свое отношение к музыкальному материалу, не всегда он сам загорается образом песни, которую собирается начать разучивать в классе.

Воспитанию артистизма, собранности и целеустремленности будущего учителя способствует групповое занятие. Его формы могут быть различными, но цель одна - тренировка выдержки студента, умения сохранить на публике все то, чем владеет в классе наедине с преподавателем. Использование любой возможности выступить публично, пусть в самой скромной аудитории, поможет студенту впоследствии легко войти в жизнь школы.

Совершенно очевидно, что развитие творческой активности учителя как дирижера, его эмоциональной яркости способствует созданию воображаемых условий, близких к школьным, с решением различных технических и исполнительских задач в этих условиях. Сюда может войти выразительное декламирование текста; рассказ-импровизация о том, что и как ощущает дирижер, слушая то или иное произведение; эмоциональное, яркое исполнение песни, сопровождаемое зрительным общением с воображаемой аудиторией. В развитии эмоциональности дирижера большую роль играет и творческая атмосфера в классе дирижирования.

Существенное место в подготовке к педагогической практике должно отводиться осмыслению содержания произведения, способов и последовательности вокально-хоровой работы над ним. И хотя теоретически основы вокально-хоровой работы изучаются в курсах хороведения и методики детского музыкального воспитания, всё же практическую базу ее можно получить лишь при систематическом пении в учебном хоре и при полноценном освоении приемов вокально-хоровой работы во время собственных занятий с факультетским учебным хором.

Подготовку к педпрактике во время самостоятельной работы дома следует начинать с предварительного ознакомления с школьной песней. Зная название песни, ее авторов, содержание, следует уяснить характер звуковедения, основную тональность, размер, темп, состав хора, определить основные свойства мелодии (ритмический рисунок, интонационные и вокально-хоровые особенности), роль и характер аккомпанемента. Еще до проигрывания школьной песни нужно мысленно вслушаться в музыку, всматриваясь в нотный текст песни, постараться до проигрывания на фортепиано представить себе ее звучание в общих чертах. Это очень помогает развитию внутреннего слуха и творческого воображения. Нужно уметь делать ладовый анализ мелодии, мысленно освоить интонационные трудности, привлекая ладовое чувство и знания на слух интервалов. Пропевая с помощью камертона хоровые голоса мысленно и вслух, нужно уметь осознать их выразительность и степень трудности, найти методы преодоления этих трудностей. Продуманная и выразительная фразировка поможет найти нужные жесты, а также явиться основной выразительного исполнения песни.

Разучивая песню за фортепиано, следует уделять внимание трудным в техническом отношение тактам, продумать аппликатуру, при необходимости облегчить себе исполнение путем упрощения нотного текста аккордами по гармонической схеме аккомпанемента. Играя песню на фортепиано, надо всегда представлять интонационно - высотное звучание хоровых голосов, мысленно произносить, пропевать слова песни, передавая содержание и особенности данного хорового звучания.

Нужно уметь подыграть хору, дать простейшую аккордовую поддержку на основе развитого аккомпанемента, уметь транспонировать песню в другие тональности путем воспроизведения гармонической схемы аккомпанемента на основе имеющихся музыкально - слуховых представлений о ее ладофункциональном плане.

Приступая к работе над песней, надо построить дирижерско - исполнительский план, помогающий выявлению ее содержания, вокально - хоровой специфики, определить основные моменты управления хоровыми голосами - прежде всего, выяснить момент первого вступления хора на соответствующей доле такта после звучания вступительных тактов фортепиано. Это определит момент показа дыхания для вступления. Дирижируя хоровыми голосами правой и левой рукой поочерёдно, необходимо четко фиксировать жестом три взаимосвязанных, последовательно исполняемых дирижерских приема: «внимание», «дыхание», «вступление», - увязать их с дирижерской схемой изучаемой песни. В этом случаи большое значение приобретает момент своевременного, с опережением отрыва одной руки от клавиатуры рояля для управления хором. В это время другая рука, завершая исполнение вступительных тактов на фортепиано, дальше играет хоровую партитуру, не нарушая при этом установленного в начале темпа и характера песни.

Аннотация школьной песни состоит из двух частей: «педагогического» анализа произведения и конспекта плана работы в классе.

В первой части рассматриваются следующие вопросы:

- эмоционально-смысловое содержание песни и средства его выражения;

- исполнительские особенности и трудности;

- учебные задачи: воспитательные (воспитание патриотических чувств, гуманности, любви к природе), образовательные (формирующие навыки унисонного пения, двухголосия, четкой передачи пунктирного ритма и т. д.).

Вторая часть аннотации является, по сути, разработкой урока и включает следующее:

  1. Конспект вступительной беседы (сведения об авторах музыкального и поэтического текста песни, содержании и характере музыки). Он дается в форме повествования с включением доступных учащимся вопросов и предлагаемых ответов );

  2. Репетиционный план, охватывающий все элементы разучивания песни после её показа и беседы о ней;

  3. Исполнительский план, где указывается, какими средствами выразительности пользуется дирижер и детский исполнительский коллектив для раскрытия авторского замысла: тепм и его изменения, динамика, ее изменения в разных куплетах, фразировка, кульминации частные и общая, характер звуковедения, акценты, паузы, ферматы, логически ударные слова и др.

Подготовка к педагогической практике в общеобразовательной школе содержит такие изучения элементов репетиционной работы с детским хором, создание ситуаций, приближенных к условиям практической работы с детским коллективом. В их числе:

  1. работа над развитием остроты слуховой реакции;

  2. изучение приемов настройки и распевания хора;

  3. составление репетиционного плана;

  4. программирование возможных погрешностей в исполнении концертмейстера и моделирование ситуаций, характерных для хоровых репетиций;

  5. Занятия с вокальным ансамблем в процессе хорового практикума.

Репетиционная работа состоит в доведении реального звучания до уровня эталона, созданного внутренним музыкально-слуховым представлением дирижера.

Необходимый запас слуховых впечатлений можно накопить путем многочисленных прослушиваний в записи лучших хоровых детских коллективов. Выявить самые общие закономерности репетиционной работы помогут следующие задания:

  1. записать ход репетиции и самим сформулировать наиболее распространенные методы репетиционной работы;

  2. отметить в произведениях, изучаемых с хором, фрагменты, неудобные с точки зрения тесситуры, интонационные, ритмические, дикционные трудности; постараться объяснить их, пользуясь знаниями хороведения;

  3. зафиксировать конкретные приемы работы хормейстера, попытаться определить их цели и оценить результат;

  4. проанализировать работу хормейстера с позиции певца;

  5. выявить рациональные приемы построения репетиции путем сравнения методов работы над произведением в классе дирижирования и хоровом классе.



© 2010-2022