Развитие музыкальных и технических навыков в классе общего фортепиано

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Развитие музыкальных и технических навыков

в классе общего фортепиано.



Автор

Рунова О.Ю.



2015г.

Задачи развития и совершенствования технических навыков одинаковы для всех музыкантов. Просто у каждого своя специфика. Занятия в классе общего фортепиано призваны помочь учащимся в их основной специальности, помочь расширить музыкальный кругозор, приобщить их к шедеврам отечественной и мировой музыкальной культуры, привить потребность к общению с ней, воспитать умение наслаждаться всеми красотами музыки, эмоционально, эстетически откликаться на выраженные в ней эмоции, чувства, мысли, начиная с первых занятий.

В основе развития и совершенствования технических навыков в классе общего фортепиано лежит его взаимосвязь с основной специальностью ученика при взаимодействии общих и специфических принципов различных исполнительских методик.

Причем эта взаимосвязь проявляется двояким образом: с одной стороны, основные технические трудности и недостатки при игре на фортепиано являются следствием наработанных на своем инструменте навыков и приемов, а с другой стороны, в этом комплексе навыков и приемов на различных инструментах существует ряд точек соприкосновения, которые желательно использовать максимальным образом с целью облегчения усвоения двигательных навыков игры на фортепиано.

Специфика владения основным инструментом не позволяет учащимся быть физиологически более свободными на фортепиано. Занятия фортепиано дают возможность гармоничного и равноценного развития в умении владеть правой и левой рукой, что соответственно дополняет еще и развивает технические навыки на основном инструменте, плюс это дает возможность еще учащемуся обогатить свой гармонический слух.

Если говорить дальше о физиологии, то умение владеть техникой одной руки, раскрывает лишь одно полушарие, а если у человека гармонично и органично развиты технические навыки обеих рук, это говорит о том, что гармонично развиваются оба полушария. Потому что это связано с некоей крупной моторикой обеих рук. Т.е. это еще связано с двигательной физиологией пальцев, что влияет на развитие 2- х полушарий мозга.

Когда приходят дети заниматься на разные инструменты, и на фортепиано, это те же самые младенцы, которые делают первые шаги и задача педагога максимально гармонично развить его чувства, слух и двигательные навыки. Чем лучше ребенок в детстве осваивает различные техники, мелкие движения пальцев, тем лучше он развивается интеллектуально на первых этапах жизни.

Дальше продолжая этот процесс, но делая это со своей специфической стороны, мы это делаем на наших инструментах, но помним о том, что человек должен развиваться гармонично, и занятия фортепиано позволяют на двигательном уровне, на этой мелкой, средней, крупной моторике этих движений - восполнить и обогатить интеллектуальное развитие учащихся, которые выбрали своей специальностью определенный инструмент, и плюс занятия фортепиано естественно поддерживают и помогают им развиваться и совершенствоваться на своих инструментах.

Так и педагог должен выявить особенности их аппарата, особенности их слышания, восприятия, особенности их эмоциональной сферы и дальше работать в комплексе, а не только над развитием одних технических навыков, это все комплекс.

Под музыкальным развитием учащихся понимается не только техническая беглость, а и умение слышать и раскрывать свою душу настолько, чтобы любые технические моменты, будь то этюды, упражнения - все это воплощалось в звукоизобразительных моментах нашей человеческой жизни.

Одна из особенностей игры на фортепиано в отличие от подавляющего большинства других инструментов. Состоит в том, что исполнитель один, без помощи сопровождения, должен не только охватить все элементы музыкальной ткани в их совокупности, но и выявить мельчайшие детали. Здесь можно сравнить пианиста с целым оркестром, в котором он является и дирижером, и исполнителем всех партий.

Чтобы выполнить эти задачи, учащийся должен обладать комплексом навыков, среди которых основное место занимает способность координации. При работе над развитием координации необходимо учитывать, что это явление многослойно. Оно включает в себя мышление, слух, так как игра на инструменте определяется мысленно-звуковой картиной, сложившейся в представлении исполнителя.

Для приобретения учащимися пространственной свободы, большое значение имеет выбор репертуара, в котором изначально заложена необходимость свободного управления корпусом. Здесь весьма полезной может оказаться различного рода танцевальная музыка, к тому же в ней, в основном преобладает эмоционально открытое, лирическое, светлое настроение, которое требует соответствующих открытых и свободных движений.

Большой сложностью при обучении игре на фортепиано учащихся - инструменталистов, практически всех специальностей является особенность фортепианного звукоизвлечения, достижения мягкого, певучего звука. Здесь может помочь проведение аналогий с исполнением на своем родном инструменте учащегося, как бы исполнять мелодию на одном дыхании или на одном смычке. Так как практически все инструменталисты играют в различного рода ансамблях, то помочь им овладеть сочетанием мелодической линии и аккомпанемента, помогает аналогия с соотношением звучания в ансамбле мелодии, исполняемой солирующей группой инструментов и аккомпанемента сопровождающей группы.

Работая над техническими навыками невозможно не ставить задачи звуковедения, не затрагивая эмоциональную и образную сферу.

Если мы не затронем это в комплексе, тогда учащийся не примет это, и более современные дети, они отличаются от нас, они другие, их мышление активно технологизируется, и они более оснащены техникой вообще в жизни, и естественно надо пробудить их интерес через какие - то аналогии, понятные им самим. Помочь пережить те эмоции и чувства, которые они, быть может, ранее не ощущали в жизни, помочь развить более глубокое и тонкое отношение к себе, к другим людям и к миру в целом. Но обязательно надо возбуждать эмоциональную сферу чувств. Без будоражения, без затрагивания чувственной системы восприятия, невозможно освоение технических навыков.

Говоря о музыке, к освоению и приобретению технических навыков мы должны подходить творчески! Когда у каждого педагога есть свой опыт, есть свои наработки, есть определенные принципы и навыки, и подход к каждому ребенку.

Как и всякое другое искусство, музыка оперирует художественными образами, что роднит ее и связывает с другими видами искусства. Каждый человек, в том числе ребенок, чувствует, выражает, осознает музыку по-своему. Общение с ней - процесс творческий. Каждый стремится услышать в ней то, что важно лично для него, что отвечает его внутреннему состоянию и стоящим перед ним вопросам. Один воспринимает и слышит в ней красоту гармонии, музыкальных форм, у другого рождается круг образных ассоциаций, третий ищет и находит в общении с музыкой способ самовыражения и самопознания.

Вот почему так важно знание музыкантом-педагогом музыкальных предпочтений, интересов, потребностей учащихся, их отношения к музыке. Только при этом условии процесс музыкального образования может стать эффективным.

Список литературы

Корыхалова Н. Играем гаммы. М., Музыка,1995

Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» М., Музыка.1971 Маккиннон Л. «Игра наизусть» М., Музыка. 1971 Мартинсен К. «Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли» М., 1966. Мартисон К. «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано» М., Музыка. 1977. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» М., 1982. Савшинский С. «Режим и гигиена работы пианиста» М. Музыка.1968. Тимакин Е. Навыки координации в развитии. - М.: Сов. композитор, 1987. Тимакин Е. Воспитание пианиста. - М.: Сов. композитор, 1989. Фейнберг С. «Мастерство пианиста» М., 1978. Фейнберг С. «Пианизм как искусство» М., 1969.



© 2010-2022