Урок-погружение Как молод был Христос распятый

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «КАК МОЛОД БЫЛ ХРИСТОС РАСПЯТЫЙ...»

(урок-погружение)

Цели: познакомить с последней сценой рок-оперы Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда»; развивать умения слушать, анализировать музыкальное произведение, познавательные психические процессы.

Ход урока

Звучит фрагмент сцены распятия - стук молотков.

Учитель.О какой сцене оперы пойдёт сегодня речь? (О распятии.)

-Послушайте эту сцену и назовите жанр данного фрагмента оперы (ария, монолог и др.). (Христос совсем не поёт, он произносит слова.)

Звучит сцена распятия.

-Да, он произносит слова, которые в Евангелии так и названы: «Семь слов на кресте». Я буду произносить эти слова, вы скажите, как вы их понимаете.

«Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». (Xpuстос прощает тем, кто издевался над ним.)

- «Ныне же будешь со мною в раю». (Эти слова Христос говорит разбойнику, который поверил ему.)

- «Жена, се сын твой. Се - мать твоя». (Христос поручает свою мать ученику, чтобы он заботился о ней.

- «Боже, для чего ты оставил меня?» (Христу показалось, что Бог, его отец, присутствие которого он постоянно ощу­щал, покинул его в эту страшную минуту.)

- «Жажду». (Он просит пить.)

- «Свершилось». (Он почувствовал приближение смерти.)

- «Отче, в руки твои предаю дух мой». (Он умер.) -Давайте послушаем ещё раз сцену распятия. Сколько слов

прозвучит в опере и почему? Какое слово будет самым трудным для Иисуса Христа? Постарайтесь вслушаться и в аккомпане­мент: что изобразил им автор?

Звучит сцена распятия. И после того, как рассказывают о звучании «слова», оно ещё раз звучит в записи, словно под­тверждая сказанное.

(Всего шесть «слов»: нехорошее число! Нет разбойника, в опере распинают одного Иисуса Христа, поэтому нет второ­го «слова». Первое «слово» он произносит почти с грустью и болью. Третье «слово»: «Где моя мать?». Он не видит мате­ри перед собой, немного волнуется. Четвёртое «слово» - самое тяжёлое для него. Ему страшно ощущать себя покинутым Бо­гом-отцом.)

- Поэт В. Брюсов сказал так:

Распятый в небо взгляд направил И, словно вдруг лишённый сил, «Отец, почто меня оставил!» -Ужасным гласом возопил.

(«Жажду» он сказал сначала почти спокойно, потом с силой. «Свершилось» - очень спокойно, уверенно. Последнее «слово» -тихо. Его губы уже ничего не чувствовали, не слушались его.)

-Помните ещё мой вопрос об аккомпанементе? (Аккомпа­немент изображает и зной, и муки, и стоны, которые несутся со всех сторон. Это явно авангардная музыка.)

160

- Теперь послушаем, как звучит эта музыка в фильме. Звучит сцена распятия из видеофильма.

Учащиеся (удивлённо). Всего три «слова»! Первое, где Христос всех прощает, его и не слышно за стуком молотка. Вто­рого нет - нет распятого разбойника рядом. Третьего нет - нет матери. Нет слов «жажду» и «свершилось».

- Изменился ли образ Иисуса Христа от того, что звучали не все «семь слов»? (Нет. Он также страдал. Главное, что сохранилось страдание и смерть перед воскресением: «Смертию смерть поправ».)

Звучит эпилог. Это воскресение Христа.

- На протяжении этих двух уроков мы проследили с вами за развитием образа Христа. Как вы думаете, какая из сцен опе­ры стала вершиной образа, его кульминацией? (Распятие. Нет, распятие невозможно без воскресения. Нет, Иисус Христос был распят, чтоб воскреснуть! Но самая яркая сцена оперы -распятие, а воскресение такое тихое. Вершиной образа Христа можно считать сцену «Воскресение».)

Учитель читает стихи Н. Стефановича:

Легко свершилось воскресение,

Синела ночь со всех сторон,

В какой-то лужице весенней

Был угол дома отражён.

Он видел сад и чьи-то двери

И сердце чувствовал в груди,

И всё никак не мог поверить,

Что смерть осталась позади.

Повторное звучание эпилога.


© 2010-2022