- Преподавателю
- Музыка
- Урок-погружение Как молод был Христос распятый
Урок-погружение Как молод был Христос распятый
Раздел | Музыка |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соколова Л.А. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: «КАК МОЛОД БЫЛ ХРИСТОС РАСПЯТЫЙ...»
(урок-погружение)
Цели: познакомить с последней сценой рок-оперы Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда»; развивать умения слушать, анализировать музыкальное произведение, познавательные психические процессы.
Ход урока
Звучит фрагмент сцены распятия - стук молотков.
Учитель.О какой сцене оперы пойдёт сегодня речь? (О распятии.)
-Послушайте эту сцену и назовите жанр данного фрагмента оперы (ария, монолог и др.). (Христос совсем не поёт, он произносит слова.)
Звучит сцена распятия.
-Да, он произносит слова, которые в Евангелии так и названы: «Семь слов на кресте». Я буду произносить эти слова, вы скажите, как вы их понимаете.
«Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». (Xpuстос прощает тем, кто издевался над ним.)
- «Ныне же будешь со мною в раю». (Эти слова Христос говорит разбойнику, который поверил ему.)
- «Жена, се сын твой. Се - мать твоя». (Христос поручает свою мать ученику, чтобы он заботился о ней.
- «Боже, для чего ты оставил меня?» (Христу показалось, что Бог, его отец, присутствие которого он постоянно ощущал, покинул его в эту страшную минуту.)
- «Жажду». (Он просит пить.)
- «Свершилось». (Он почувствовал приближение смерти.)
- «Отче, в руки твои предаю дух мой». (Он умер.) -Давайте послушаем ещё раз сцену распятия. Сколько слов
прозвучит в опере и почему? Какое слово будет самым трудным для Иисуса Христа? Постарайтесь вслушаться и в аккомпанемент: что изобразил им автор?
Звучит сцена распятия. И после того, как рассказывают о звучании «слова», оно ещё раз звучит в записи, словно подтверждая сказанное.
(Всего шесть «слов»: нехорошее число! Нет разбойника, в опере распинают одного Иисуса Христа, поэтому нет второго «слова». Первое «слово» он произносит почти с грустью и болью. Третье «слово»: «Где моя мать?». Он не видит матери перед собой, немного волнуется. Четвёртое «слово» - самое тяжёлое для него. Ему страшно ощущать себя покинутым Богом-отцом.)
- Поэт В. Брюсов сказал так:
Распятый в небо взгляд направил И, словно вдруг лишённый сил, «Отец, почто меня оставил!» -Ужасным гласом возопил.
(«Жажду» он сказал сначала почти спокойно, потом с силой. «Свершилось» - очень спокойно, уверенно. Последнее «слово» -тихо. Его губы уже ничего не чувствовали, не слушались его.)
-Помните ещё мой вопрос об аккомпанементе? (Аккомпанемент изображает и зной, и муки, и стоны, которые несутся со всех сторон. Это явно авангардная музыка.)
160
- Теперь послушаем, как звучит эта музыка в фильме. Звучит сцена распятия из видеофильма.
Учащиеся (удивлённо). Всего три «слова»! Первое, где Христос всех прощает, его и не слышно за стуком молотка. Второго нет - нет распятого разбойника рядом. Третьего нет - нет матери. Нет слов «жажду» и «свершилось».
- Изменился ли образ Иисуса Христа от того, что звучали не все «семь слов»? (Нет. Он также страдал. Главное, что сохранилось страдание и смерть перед воскресением: «Смертию смерть поправ».)
Звучит эпилог. Это воскресение Христа.
- На протяжении этих двух уроков мы проследили с вами за развитием образа Христа. Как вы думаете, какая из сцен оперы стала вершиной образа, его кульминацией? (Распятие. Нет, распятие невозможно без воскресения. Нет, Иисус Христос был распят, чтоб воскреснуть! Но самая яркая сцена оперы -распятие, а воскресение такое тихое. Вершиной образа Христа можно считать сцену «Воскресение».)
Учитель читает стихи Н. Стефановича:
Легко свершилось воскресение,
Синела ночь со всех сторон,
В какой-то лужице весенней
Был угол дома отражён.
Он видел сад и чьи-то двери
И сердце чувствовал в груди,
И всё никак не мог поверить,
Что смерть осталась позади.
Повторное звучание эпилога.