План-конспект урока по музыке на тему Вечные темы искусства и жизни

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Среднее общеобразовательное учреждение №2

Станицы Григорополисской











Конспект урока по музыке

в 6 классе

«Вечные темы искусства и жизни»







подготовила

учитель музыки

Первышова Ю. В.















Григорополисская 2016 г.

6 класс. Ш четверть.



Тема раздела: «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Тема урока: «Вечные темы искусства и жизни» (уч., с. 96 - 97).

Форма урока: урок-беседа.

Тип урока: Расширение и углубление знаний.

Цель урока: на материале урока подвести обучающихся к самостоятельному выводу о том, что жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства; приобщить учащихся к вечным темам искусства и жизни, воплощенным в различных жанрах инструментальной (программной и непрограммной) музыки, и осознать образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства.

Задачи: - воспитание внимательного активного слушателя; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

- размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; узнает ключевые слова: вокальная и инструментальная музыка, камерная и симфоническая музыка, программная и непрограммная музыка, сходство и различие, повторение, контраст, классическое искусство; жизнь-источник для всех искусств; некоторые вечные темы искусства и жизни; научится узнавать знакомые произведения, классифицировать их, самостоятельно выполнять задания в творческой тетради.

- развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры; развивать ассоциативное мышление; навык анализа, самоанализа, умение оценивать себя и своего одноклассника; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей.

Формирование УУД: личностные - воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классическому музыкальному наследию; формирование умения устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; познавательные - вечные темы искусства и жизни, воплощенные в различных жанрах вокальной и инструментальной (программной и непрограммной) музыки, и осознание образных, жанровых и стилевых основ музыки как вида искусства; понимание того, что все искусства связаны друг с другом самой жизнью; осмысление основных принципов музыкального развития, построения музыкальной формы; идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий; регулятивные - самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения знакомой и незнакомой музыки; развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкальных образов, исполнительской деятельности; коммуникативные - формирование навыков сотрудничества, совместной работы в коллективе; совершенствование видов речевой деятельности.

Методы и приемы: учебная дискуссия, словесный метод, наглядный метод, практический метод, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, метод соучастия, метод контроля и самоконтроля, метод игры; проблемное задание, прием рефлексии, прием практическое задание; прием арт-терапии.

Музыкальный материал:

  • хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева.

  • Романс «Я вас любил» на ст. А. Пушкина, муз. М. Глинки.

  • «Волшебный мир искусства» А. Ермолова, стихи К. Кряжевой.

  • С. С. Прокофьев «Колыбельная».

Изобразительный ряд:

  • «Александр Невский» П. Корин.

  • «Сикстинская мадонна» Рафаэль Санти.

  • Портрет А. Крюденер И. Шпилера.

ИКТ: компьютер, проектор, ИД, презентация.


Ход урока.

Работа в группах.

I. Организационный момент. Вход в класс. Класс разбит на две группы. Приветствие. Проверка готовности уч-ся к уроку.

II. Введение в тему урока.

Слайд № 2.

Учитель:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро

-Солнцу и птицам.

-Доброе утро

-Приветливым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

И доброе утро продлится до вечера!

Исполнение песни «Под небом России»(Работа над дикцией, фразировкой, агогикой, звуковедением)

Учитель: Какой образ рисует перед нами эта песня?

- Да, это образ войны. А какой категории тем относится данный образ?

- Какие вечные темы вы еще знаете?

III. Сообщение темы урока.

Слайд № 3.

Учитель: - Тема сегодняшнего урока - «Вечные темы искусства и жизни» (на доске написана тема урока). (Ребята записывают тему в тетрадь.)

IV. Работа по теме урока.

Слайд № 2

Учитель: - Теперь давайте усложним задачу. Вы услышите три музыкальных фрагмента знакомых вам музыкальных произведений. Подберите каждой картине музыкальный фрагмент, объяснив, по какому принципу вы их объединили. (Звучат музыкальные фрагменты - хор «Вставайте, люди русские!» С. Прокофьева, романс «Я вас любил» М. Глинки на ст. А. Пушкина, «Лакримоза» из «Реквиема» В.-А. Моцарта.)

Учитель: - Зачитайте ваши варианты. (Школьники зачитывают.)

Учитель: - Что объединяет эти произведения изобразительного искусства и музыки друг с другом? (Общее чувство, схожие образы…)

Учитель: - Чем вы можете объяснить такое сходство? (Авторы этих произведений взяли подобные образы и воплотили их с помощью соответствующих средств выразительности из своей или окружающей их жизни…)

Учитель: - Предлагаю вам охарактеризовать муз произведение

По окончании работы каждая команда зачитывает свои варианты ответов, которые обсуждаются и оцениваются группами.

V. Обобщение темы урока.

Учитель: - Что нового вы узнали на уроке? (Ответы школьников.)

Учитель: - Можно ли музыкальные произведения, фрагменты которых звучали сегодня на уроке, назвать вечными и почему?

Ответы обучающихся: - Эти произведения можно назвать вечными, потому что в них авторы передали чувства, переживания, которые человек может испытать не зависимо от того, в какое время он живет. Эти темы буду волновать человечество всегда.

Учитель: - Приведите свои примеры произведений разных искусств, которые вы назвали бы вечными. Ответ поясните.

Учитель: - Жизнь каждого человека уникальна и неповторима. Но каждый человек переживает в своей жизни чувства и мысли, переживаемые другими людьми. Именно они и становятся «вечными темами искусства и жизни».

VI. Вокально-хоровая работа.

Знакомство с песней современного отечественного композитора А. Ермолова «Волшебный мир искусства» на стихи К. Кряжевой «Волшебный мир искусства». Начальный этап работы над песней.

VII. Рефлексия.

Учитель: - Сейчас предлагаю прослушать музыкальные фрагменты и выбрать наиболее подходящий вашему эмоциональному состоянию.

Учитель: - Оцените вашу работу на уроке. (Ответы обучающихся.)

VIII. Итог урока.

Слайд № 4.

Домашнее задание: учебник, с. 96 - 97 (читать).

Объявление оценок.

Прощание. Выход из класса.(Звучит песня «Волшебный мир искусства».)

Список используемой литературы:

1.Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, «Просвещение», 2013)

2.Учебник «Музыка», 6 класс (Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, «Просвещение», 2013)

Картинки из Интернета:

1. И. Шпилер. А. Крюденер. rulex.ru/rpg/portraits/23/23055.htm

2. П. Корин. Александр Невский. tnu.podelise.ru/pars_docs/refs/357/356146/356146_html_b0341b6.jpg

3. Храм Софии Киевской. upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fd/Kij%C3%B3w_-_Sob%C3%B3r_M%C4%85dro%C5%9Bci_Bo%C5%BCej_01.jpg

4. Пьета. Микеланджело. smallbay.ru/artreness/michelangelo09.html

Музыкальный материал:

1. Фонохрестоматия музыкального материала (mp3)

2. «Волшебный мир искусства». А. Ермолов, К. Кряжева.

ermolov.ru/music/art_ks_kondratova.mp3

Ноты:

«Волшебный мир искусства» А. Ермолов, К. Кряжева. ermolov.ru/notes/art.pdf

© 2010-2022