- Преподавателю
- Музыка
- Вокально-певческие навыки Как научиться петь
Вокально-певческие навыки Как научиться петь
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | МАКАРОВА И.А. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Как научиться петь.
Цель: Знакомство с основными вокально-певческими навыками.
-
Игра «Дыхательная зарядка».
Игру «дыхательная зарядка» - можно проводить каждое утро дома с мамой или самостоятельно. Надо встать прямо и, положив руку на живот, сделать вдох (через нос). В это же время как бы «про себя» отсчитывать: «раз» - короткий вдох, «два - а - а» - плавный выдох.
-
Вокально-певческая постановка корпуса.
Кто может долго стоять на одной ноге? А с поднятыми вверх руками? А кто может долго стоять, вытянув шею? (детям это надо сделать).
Вот быстро вы устали из-за неестественности позы, которую вы принимали. В таком положении стоять тяжело и неудобно. От того, как держит «корпус» (т.е. тело) человек, взрослый или ребенок, зависит его осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения особенно. Чтобы голос звучал свободно, легко, надо, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямая, не вытягивать шею и высоко не поднимать подбородок (а то похож будешь на петуха).
Если приходиться петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, чтобы не горбиться: это мешает свободно звучать голосу. Нужно сесть прямо, руки положить на колени. Чтобы запомнить это, выучим песенку.
«Петь приятно и удобно» (не торопясь)
1к. Если хочешь сидя петь,
Не садись ты как медведь,
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
Припев: Раз! Вдох!
И запел, птицей звук полетел,
Руки, плечи - все свободно,
Петь приятно и удобно.
2к. Если хочешь стоя петь -
Головою не вертеть.
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись.
Припев: тот - же.
-
Как беречь голос.
Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. А если не беречь голос, напрягать его постоянной болтовней, есть мороженное после горячего чая или долго бегать, горло воспаляется, и голос получается грубым, сиплым. Надо закалять свое горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, наберите глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, произнесите протяжно следующие звуки: а,э,и,о,у. звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды - новый звук. Так закаляется горло. Споем песню о том, что вредно для голоса.
«Я красиво петь могу» (не спеша).
1к. Воды холодной выпил всласть,
Однажды я, разгорячась,
Потом мороженое съел,
И… захрипел, и засипел.
2к. Стал голос тихим и больным,
Как будто вовсе не моим,
И, представляете, три дня
Никто не мог понять меня.
3к. Играли как-то мы в хоккей,
Кричал я громче всех друзей,
Потом по грудь в сугроб залез.
И голос мой совсем исчез.
4к. С тех пор кричать я перестал,
Воды холодной пить не стал,
Не прихожу домой в снегу…
Зато красиво петь могу.
-
Звукообразование и звуковедение.
Для того, чтобы научиться петь, надо уметь отличать красивое пение от некрасивого. Ваши уши - это контролер. Они определяют - правильно или неправильно поют песню (спеть знакомую песню скрипучим голосом). Ну что, понравилось такое пение? Как ваши уши - контролеры пропускают его или нет? А что ж вашим ушам не понравилось (пели не красиво).
Да, это пением не назовешь. А все потому, что я произношу гласные звуки а-э-и-о-у небрежно. А ведь они такие певучие, словно ручейки, сливаясь, образуют речку - песенку.
Давайте красиво учиться петь гласные. Вдохните, как будто нюхаете цветок. Мягко, как бы гласные «ставьте» на «звуковую ленту». Подержал звук (пока хватит дыхания) и снять, как будто ставишь точку. Но при вдохе, ни при выдохе стараться не толкать звук. Если толчком поставить на стол стакан с молоком - оно прольется. Так и звук - он сразу «расплещется», потеряет свою форму ( - вдох - птичка взлетает, - это знак выдоха - птичка приземляется).
Следить, чтобы во время пения рот был округленным, как будто держите во рту горячую картошку или сливу. При смене гласных звуков не дергайте губами, а то звук потеряет форму. Мышцы лица не напрягайте. Рот открыт в высоту, а не в ширину. Звук должен быть тихим, не очень громким.
«Песенка про гласные» (в темпе вальса).
1к. Для пения гласные звуки важны,
И напевны, и нежны.
Летят, как птицы в синеву - а - э - и - о - у.
2к. Как быстрые волны свободной реки,
Звуки гласные легки.
Будто бы птицы на лету - а - э - и - о - у.
3к. Крикливо и громко не надо их петь -
Горло может заболеть.
Ушки держите на чеку - а - э - и - е о - у.
Игра «Морской прилив и отлив».
А теперь поиграем в игру. Она вас научит владеть голосом. Тяните звук гласный - у. Море спокойно. Волна почти не плещется. Но я буду вытягивать руки вперед - силу звука надо увеличить - надвигается большая волна (увеличить звук - не кричать).
Убираю руки - волна отступает - сила звука постепенно должна уменьшиться. Если не хватает дыхания, надо незаметно «влиться» в звуковой поток. Это цепное дыхание - один делает вдох, другой тянет звук.
-
Дикция.
Я сейчас исполню песню, внимательно слушайте и находите ошибки в тексте (неправильное произношение букв).
1к. Вот и высохли ручьи, ля - ля - ля!
На ветках поют врачи, ля - ля - ля!
Я надену быстро тяпки, ля - ля - ля!
Приступлю потом к зарядке, ля - ля - ля!
2к. Побегу с мячом во двор, ля - ля - ля!
Дверь закрою на забор, ля - ля - ля!
Ярким солнцем озаренный, ля - ля - ля!
Сад стоит такой саленный, ля - ля - ля!
3к. Я желал бы очень стать, ля - ля - ля!
Не артистом, не ученым, ля - ля - ля!
А известным шампиньоном, ля - ля - ля!
Какие слова я произношу неверно: грачи, тапочки, запор, зеленый, чемпионом. И так, дикция в пение играет огромную роль. Надо четко произносить согласные и правильно, ясно формулировать гласные звуки в песне.
Для выработки ясной, четкой дикции выучим шутку - прибаутку:
ма, ма, мэ, мэ, ми, мо, му, два теленка на лугу
ра, ра, рэ, рэ, ри, ро, ру, щиплют сочную траву,
гра, гра, грэ, грэ, гри, гро, гру, волки прячутся в лесу,
да, да, дэ, дэ, ди, до, ду, к телятам побегу,
за, за, зэ, зэ,зи, зо, зу, от волков постерегу,
на, на, нэ, нэ, ни, но, ну, очень я телят люблю,
ля, дя, ле, ле, ли, ле, лю, их водичкой напою.
-
Выразительность исполнения.
Самое главное - научиться понимать содержание песни, понять, о чем она, что означает произнесенные тобою слова. Надо следить за своей речью, чтобы она была четкой и выразительной. Выделяйте в песне главные слова, делайте остановку между фразами.