Методическая разработка урока на тему РОССИЯ -РОДИНА МОЯ!

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект открытого урока

по музыке 4- класс

по теме: «Россия - Родина моя»!

Методическая разработка урока на тему РОССИЯ -РОДИНА МОЯ!


Разработала: учитель музыки

средней школы № 75 г.Ульяновска

Куландина Наталия Александровна


Цель урока:

Познакомить учащихся с музыкой о родине, создать единый музыкальный образ России на различных примерах (патриотической, народной, духовной и современной авторской музыки).

Задачи урока:

Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.

Учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавать характер произведения.

Пробудить желание научиться играть на русских музыкальных инструментах.

Развивать певческие навыки.

Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Построение перед классом.

Вход под музыку.

Музыкальное приветствие «Родина моя».

Родина моя - российская земля.

Дружно здесь живем, весело поем.

Добрый день, добрый день,

Добрый день все!

II.Вступительное слово учителя.

Я очень рада новой встрече с вами. Сегодня тема нашего урока «Россия - Родина моя». Мы нарисуем музыкальный портрет России. Говорить мы будем о музыке, которая поможет нам создать этот портрет.

познакомимся с главными символами нашей страны и ответим на вопрос: «Что же такое Родина для каждого из вас?».

Дети читают стихи о Родине:

Что мы Родиной зовём?

Учитель: Так что же такое Родина? (это всё что дорого нашему сердцу). Именно об этом мы исполним сейчас нашу песню.

Исполняется «Песня о России» Г.Струве

Методическая разработка урока на тему РОССИЯ -РОДИНА МОЯ!

III.Работа по теме урока.

«Россия…какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то»

С. Есенин

Так о России писал С.Есенин.

А что каждому из вас представляется, когда произносят слово Россия?

(Москва, березы, родной дом, природа, люди). Сейчас вы назвали очень много разных слов, связанных с темой родины. Но одно из первых было слово береза.

Береза - любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.

Слушание «Песня о березке» слова С.Есенина, музыка Г.Струве (слайд)

Методическая разработка урока на тему РОССИЯ -РОДИНА МОЯ!

В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Существуют музыкальные инструменты, ставшие символом какого-либо народа. У русских - это балалайка и гармонь. Их заливистые, серебристо-звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими. (Слайд с изображением русских нар.инстр.)

Методическая разработка урока на тему РОССИЯ -РОДИНА МОЯ!

Да, русский народ мудр и талантлив. Уж как пойдет петь да плясать, так на всю улицу веселье. А что может быть задорнее и радостнее удалой русской песни-пляски.

Заиграй-ка балалайка

Балалайка три струны

Подпевайте, не зевайте

Выходите плясуны.

В исполнении ансамбля русских народных инструментов звучит русская народная песня «Светит месяц».

Детям раздаются детские народные инструменты (ложки, трещетки, бубны, треугольники, колокольчики и т.д.)

Молодцы! Вы весело, с задором исполнили произведение.

Учитель: Народная музыка лежит в основе творчества русских композиторов. Она как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила красоте и мастерству.

А сколько замечательных пословиц и поговорок сложено о Родине. Какие из них вы знаете? «Родина любимая, что мать родная», «Человек без Родины, что соловей без песни», «На чужой стороне и весна не красна». «Жить -Родине служить». «Родина -мать ,умей за нее постоять». Ребята посмотрите на карту.


Методическая разработка урока на тему РОССИЯ -РОДИНА МОЯ!

Наша страна - самое большое государство в мире. Если на севере реки, скованные льдом, то на юге пустыни и вольные степи, и холодная тундра, и высокие горы, и могучие реки, и великолепные храмы - всё это наша Родина, Россия.

Сейчас закройте глаза и представьте себе утро, рассвет, появляются первые лучи солнца, которые освещают храмы,

постепенно всё просыпается и бескрайние просторы Родины и широкое раздолье.

Сейчас мы послушаем музыку русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. (слайд )

Методическая разработка урока на тему РОССИЯ -РОДИНА МОЯ!

3.Слушание и анализ вступления к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»

Вопросы:

Звучание каких инструментов вы услышали в этой музыке?

Подумайте, что изображает музыка? Какое время суток?

Какую картину рисует?

(Утро, рассвет, лучи солнца, музыка как бы светлеет, становится громче, все просыпается, бескрайние просторы Родины, широкое раздолье)

Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы создать образ рассвета? (динамика, регистр, тембр)

Близка ли эта мелодия к народной песне?

Вы правильно все назвали. Это вступление к опере М.П.Мусоргского «Хованщина» называется «Рассвет на Москва - реке». А домашним заданием будет - изобразить пейзаж на бумаге. Подумайте, что будет главным в вашей картине. Какие цвета вы будете использовать при ее написании?

Ребята, чем для нас является Москва? Москва - это столица нашей Родины, сердце России (слайд ).

Методическая разработка урока на тему РОССИЯ -РОДИНА МОЯ!

Кто услышал в этом произведении звучание колокола? Ребята, а что для России, Руси значат колокола?

Только на Руси с церквей раздаются колокольные звоны. Колокольный звон - это голос нашей Родины, а колокола называют русским чудом. Они по-разному звучат, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. Благовест собирает верующих на службу.

Слушаем колокольные звоны. (слайд ).

Методическая разработка урока на тему РОССИЯ -РОДИНА МОЯ!

Россия - это огромная страна, но у каждого человека есть родной уголок, край, где он родился, дом, где он живет, это все, что его окружает. А город Ульяновск - наша малая Родина - это часть России.

Исполняется песня «Симбирский край» слова и музыка учителя музыки Куландиной Н.А.(слайды к песне).

Методическая разработка урока на тему РОССИЯ -РОДИНА МОЯ!Методическая разработка урока на тему РОССИЯ -РОДИНА МОЯ!Методическая разработка урока на тему РОССИЯ -РОДИНА МОЯ!

Учитель: Сейчас я расскажу вам о символах России.

Герб-это отличительный знак государства, представляет собой изображение двуглавого орла. Над орлом три короны-символ союза республик ,краев и областей.

Методическая разработка урока на тему РОССИЯ -РОДИНА МОЯ!

Учащийся дает историческую справку об истории появления флага.Много веков тому назад люди использовали вместо флага шест, привязывали к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Назывался он стягом .Он был призван стянуть, собрать к себе войнов для защиты своей земли. Потом стяги стали делать из ткани. При царе Алексее Михайловиче на военных кораблях стали вывешивать бело-красно-синие флаги. Эти цвета издревле почитались на Руси .Мы говорим «Синие море» , «Белый свет», «Весна красна»( Белый цвет-цвет чистоты и надежды, красный-цвет крови, жизни, синий- цвет неба).

Современный Российский флаг был утвержден 22 августа 1991 года,это день его рождения.)

Методическая разработка урока на тему РОССИЯ -РОДИНА МОЯ!

Учитель:Какой красивый получился портрет России. Русь у нас получилась светлой, красивой. Это не случайно. В древности Русь называли светлым местом. Русь - это огромная страна света.

Мы нарисовали музыкальный портрет России с помощью классической, народной и современной музыки. Исполняли песни современных композиторов ,играли на русских народных инструментах

А сейчас каждый скажет: Для меня Родина -это…

Закончим наш урок песней «Россия» слова и музыка учителя музыки Куландиной Н.А.

Россия Россия - леса и луга и поля

Россия Россия - ты Родина моя!

IV. Обобщение.

Наша встреча подошла к концу. Кто хочет поделиться своими впечатлениями? Что вам особенно ярко запомнилось?

V. Итог урока.

Вы замечательно работали, помогали в создании музыкального портрета России. Хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом «Русь».

Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания, друзья!

Выход из класса под музыку.

© 2010-2022