Методическая работа Проблемы единства нравственного и эстетического

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОДУ ДМШ № 22 Приволжского района г. Казани













Проблемы единства нравственного и эстетического в духовной жизни и формировании личности









Зарипова Елена Владимировна

















Вопрос о соотношении этического и эстетического - двух относительно самостоятельных специфических явлений, форм её познания и оценки, способов регуляции человеческой деятельности в своей общей постановке относится к числу фундаментальных «вечных» проблем, волнующих мыслителей во все, начиная с древнейших, времена развития человеческого общества. Началом, первой попыткой обоснования и идеи единства нравственного и эстетического явилось учение античных философов « калогатии» (от греч. Calos- прекрасный и agathos- хороший, нравственно совершенный), означающее неразрывное единство прекрасного- доброго. Рассматривая все явления окружающей действительности в тесной взаимосвязи, они основополагающий принцип всеобщей гармоничности перенесли и на развитие человека, гражданина античного полиса. Согласно этой теории, калогатийная (гармоничная, совершенная) личность должна сочетать в себе лучшие качества и в первую очередь внутреннюю красоту, духовное богатство, благородство, мудрость, высокую нравственность и внешнее совершенство.

Происхождение духовных способов освоения мира - результат длительного исторического развития. Единую основу которого составляет практическая деятельность людей. Дифференциация в процессе материальной практики и обособлении отдельных специфических форм общественного сознания, какими в их числе являются мораль и искусство, знаменуют собой более высокий уровень совершенствования и усложнения как самого человека, так и его отношений к окружающему миру, более значительную степень его свободы от природной стихии. Изначально же, по данным ряда наук (археологии, этнографии, лингвистики, психологии и др.), первобытный человек обладал синкретическим, нерасчленённым сознанием, которое представляло собой форму «простого тождества», слитности всех видов освоения действительности. Архаическое сознание было непосредственно вплетено в совместную практическую деятельность. В условиях жесточайшей борьбы за существование все окружаюие явления рассматривались с точки зрения их утилитарной пользы для жизнедеятельности первобытного общества. Учёные считают, что именно понятия «полезного» и «вредного» предшествовали зарождение способности человека к нравственным и эстетическим оценкам: «Генетическая польза (собственно, благо) была, очевидно, началом, из которого выросло «добро».

Как видим, генезис нравственного и эстетического свидетельствует об единой природе их происхождения, а также о том, что на заре развития человеческого общества в сознании первобытного человека наблюдалось их нерасчленённость и органическе единство.

Формирование эстетического сознания, естественной предпосылкой которого является природа, происходит на основе отражения объективно - прекрасного. Бесконечное многообразие проявления красоты форм природы, носящей конкретно - чувственный характер, будучи воспринятым, пробуждает в человеке чувство удивления, восхищения, наслаждения и стимулирует формирование эстетического сознания. Это, как отмечают учёные, связано не только с психологическим воздействием явлений природы на личность, но и с физиологической пользой психологических состояний, порождаемых в человеке в процессе созерцания природы и общения с ней. Вместе с тем, «прекрасное», как фундаментальная категория эстетики, характеризующая явление с точки зрения их совершенства, не сводится к категории «красивого», не означает лишь прекрасное.

Основу прекрасного составляет гармония внешней формы и внутреннего содержания, особая соразмерность, пропорциональность, упорядоченность всех частей целого. Если «красивое» как внешний признак явления лишено всякого содержания, то « прекрасное» характеризует явление целостно, в единстве его формы и внутренней сущности. Воспринимая красоту форм окружающей его природы, индивид вносит в этот процесс жизненное содержание, поскольку реагирует на них как существо общественное, актуализируя весь свой социальный опыт. Иными словами, прекрасное объективно существует в природе, но оно нейтрально. Этическое содержание оно обретаетбудучи отражённым в человеческом сознании. Вся приобретённая из внешней среды информация получает особую психологическую обработку, проходя через различные этажи его социального опыта. Поскольку нравственные характеристики становятся системообразующими в структуре личности, т.е. являются тем центром, вокруг которого структурируются все остальные её свойства, постольку образ прекрасногов природе обретает ярко выраженное морально - этическое содержание. Таким образом, субъективно - эстетическое (т.е. отражённое объективно - прекрасное) сознание индивида синтезируются с нравственным.

Если естественной предпосылкой развития эстетического сознания является гармония, объективно существующая в природе, то нравственная его сторона складывается в результате общественных, межличностных отношений. Нравственность, как форма регуляции человеческих отношений вызвана общественно - исторической необходимостью и является условием существования и развития человеческого общежития. Поэтому усвоение морально - этических ценностей (человечность, гуманность, милосердие и др.) и руководство ими в повседневной жизнедеятельности позволяют человеку стать полноценным членом общества. В процессе социализации личности восприятие нравственных норм происходит не пассивно, а в результате их активной переработки.

Нравственное совершенствование личности приводит к взаимопроникновению этического и эстетического, понятие прекрасного, источником и материальным основанием которого является природа, человек в процессе своей деятельности и общение распространяет на сферу социальныхотношений, а также духовной жизни. Вместе с тем, при восприятии объективно - прекрасного в природе происходит сближение, переплетение, взаимопроникновение нравственного и эстетического. Как прекрасное вносится в сферу человеческих отношений, так и эстетическое обретает этическое содержание. Нравственная сторона сознания эстетизируется, эстетическая - морализируется, образуя органическое единство, неделиый динамический механизм нравственно - эстетического освоения индивидом окружающей действительности.

Поскольку сознание является высшей понятийной формой отражения человеком окружающей действительности, постольку результатом и свидетельством сформированности целостного нравственно - эстетического компонента индивидуального сознания может служить образование единых нравственно- эстетических категорий (возвышенное, низменное, героическое, добро, прекрасное и др.). Помимо общих понятий анализ индивидуального сознания позволяет выявить наличие единых нравственно - эстетических его элементов, таких как нравственно - эстетические потребности, чувства, оценки, взгляды, убеждения, идеалы и др.

Единство нравственной и эстетической сторон сознания индивида обнаруживает себя во всех сферах жизнедеятельности (поведение, труд, общение) и особенно в процессе художественного творчества, духовный потенциал личности. В результате общественно - исторической практики человек преобразует окружающую действительность и творит мир по законам красоты, создавая «вторую природу», социальную культуру. Искусство относится к тем компонентам социальной культуры, которые способны оказывать наиболее благотворное влияние на развитие личности. Это обусловлено тем, что будучи концентрированным выражением закономерности единства нравственного и эстетического, искусство непосредственно воздействует на единый неделимый нравственно - эстетический компонент индивидуального сознания и способствует его формированию. Кроме того, искусство, расширяя и обогащая возможность включения индивида в систему общественных отношений и межличностного общения, удовлетворяет потребность человека в многообразии проявлений жизни и способствует его социализации.

Концентрированно и облагораживающе воздействуя на духовный мир индивида, искусство, однако, не может стать панацеей от всех нравственных бед. Это связано с тем, что его воспитательное воздействие во многом зависит от субъективного фактора: готовности и способности человека к восприятию подлинного искусства (наличие эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, достаточной художественной подготовки, нравственно - эстетических ценностных ориентаций, нравственных идеалов и др.) Кроме того, велика роль объективного фактора: искусство - лишь один из элементов системы социализации личности, среди которых можно привести такие могущественные факторы, как социальное положение, особенности национальной культуры, историческая ситуация и др.Вместе с тем это не умаляет значение искусства как эффективного средства нравственно - эстетического воспитания.

Таким образом, уровень духовной культуры личности определяется степенью сформированности в ней нравственного и эстетического в их единстве. По мере совершенствования и саморазвития индивида нравственное и эстетическое сливаются, образуя неделимую динамическую структуру человеческого сознания. Основу данного единства составляет целостность психического отражения человеком многомерности, бесконечного многообразия окружающего мира.

















© 2010-2022