• Преподавателю
  • Музыка
  • Специфика творческого развития детей в хоровом коллективе в системе дополнительного образования

Специфика творческого развития детей в хоровом коллективе в системе дополнительного образования

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Наибольшими возможностями, способствующими творческому развитию личности ребенка, его самоопределению располагает система дополнительного (внешкольного) образования, развивающаяся в нашей стране на протяжении 80-ти лет. Такая система образования имеет большие возможности для развития художественно-творческих способностей детей, способна удовлетворить самые различные интересы ребенка, максимально расширяет возможности для развития его творческого потенциала.

В системе дополнительного образования привлекаются все дети без предварительного отбора по уровню музыкального развития. Мы уже говорили о том, что всех детей необходимо приобщить к музыкальной культуре, к первоначальным основам музыки, развивать в них эстетическое отношение к ней. В самодеятельный хоровой коллектив зачисляются все дети с различными музыкальными способностями: одни имеют хороший слух и чисто интонируют, другие имеют средние музыкальные способности, третьи вообще не поют, но имеют огромное желание научиться правильно и красиво петь. Поэтому необходимо придавать огромное значение учету индивидуальных особенностей каждого ученика, а также возрастных особенностей детей в коллективе.

В связи с вышесказанным з основу деятельности учреждений дополнительного образования детей положен принцип личностного подхода к воспитанию и обучению ребенка, предполагающий знание закономерностей формирования личности, овладение методами, позволяющими проникнуть в мир ребенка, понять мотивы его поведения и отношений, помочь вовремя скорректировать их. Только после всестороннего изучения личности ребенка возможна реализация индивидуальных программ его творческого развития, выбор эффективных форм воспитания в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей. Каждый шаг ребенка в процессе его деятельности - одновременно и шаг к развитию творческих способностей, утверждению своей личности, самоопределению. «Постепенный переход ребенка из стадии относительной пассивности в стадию активного и созидательного субъекта взаимоотношений с окружающей действительностью - есть процесс творческого развития личности, ее становления и самоопределения»1.Вопросы психики ребенка, его воспитания и обучения занимали умы лучших представителей педагогической науки еще задолго до возникновения детской возрастной психологии.

Великий чешский педагог и просветитель Ян Амос Каменский в своей педагогической системе утверждает, что обучение и воспитание ребенка надо ставить, строго учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.

Проблема воспитания детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей получила всестороннее оригинальное развитие в трудах В.А.Сухомлинского. Особое значение он придавал такому подходу при воспитании эстетических чувств у ребенка. Основными средствами воспитания и развития личности он считал природу, художественное слово, музыку и живопись

________________________

1Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. // Диссерт. На соискание уч.степени канд.пед.наук. -М.: МГУК, 1998. -С.68.

Сухомлинский создал оригинальную методику воспитания, в основе которой лежит использование эмоциональных переживаний ребенка как необходимое условие развития художественно-творческих способностей.

«...Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира, - пишет он в своих трудах,- Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка»1.

Очень интересна, на мой взгляд, точка зрения ученого- богослова, профессора В.В.Зеньковского, который говорит о развитии духовной жизни человека на всех этапах его существования. Чтобы к юношескому возрасту пришла личность

духовно богатая, свободная и творчески одаренная, нужно все эти качества воспитывать с раннего детства. В своей работе

Зеньковский подчеркивает три основные мысли: о свободе детского творчества; развитие духовной сущности ребенка; закрепление навыков свободы воображения с раннего детства.2

Для того, чтобы понять каков «вклад» различных возрастных свойств в формировании способностей ребенка, нужно иметь в виду, что возрастные особенности могут закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка по-своему, в разной степени. ________________________

1 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1979. - С.48.

2 Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. -М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1993. - С.103

Многое в способностях растущего человека зависит от того, что же сохранится и будет развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, - и насколько скажется это на чертах интеллекта. Знание закономерностей возрастного и индивидуального развития детей является одной из решающих предпосылок эффективного управления формированием психических процессов у учащихся, так как силу возрастных психологических способностей детей, основные компоненты их музыкальных способностей проявляются не в равной степени. У детей обнаруживается достаточно раннее стремление к творчеству. Но у большинства детей младшего школьного возраста еще не сформировалась готовность к устойчивому сосредоточению внимания на восприятии музыкального материала (имеется в виду восприятие при исполнении). Они еще не умеют длительно удерживать свое музыкально-слуховое внимание и часто отвлекаются. Необходимо помогать ребенку накапливать разнообразный опыт во всех видах художественной практики, поддерживать очень ранние творческие устремления, независимо от их конкретных художественных склонностей.

Творческая деятельность создает условия для особо «острых коллизий» (термин Н.А.Ветлугиной), ситуаций, в которых выявляются моральные качества детей, их мысли, эмоции, творческая активность детей младшего школьного возраста отличается в интуитивном поиске, в элементарных образах воображения, в эстетической деятельности детей, в элементах эстетического сознания. По мнению Н.А.Ветлугкной, творческая активность является движущей силой свободной реализации личности. В работе «Художественное творчество и ребенок» она пишет:

«В своем художественном творчестве ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих новое о себе»1.

Детское музыкальное творчество требует еще и развитого творческого воображения, проявляющегося как в восприятии музыки, так и в песенном, музыкально-игровом, танцевальном творчестве, а так же при импровизации вокальной и на инструментах. Психологи определяют творческое воображение как создание новых, оригинальных образов, идей. Творческое воображение как сложный психический процесс реализуется и развивается в творческой деятельности, вне которого его формирование невозможно.

Творческое воображение является основой, стержнем любого художественно-творческого процесса, поскольку изменяя, преобразуя то, что нам дано в восприятии, порождает новые образы. В творчестве детей воображение прежде всего проявляется в музыкальных сочинениях, импровизациях различных мотивов, попевок, мелодий, маленьких инструментальных пьес и песен, музыкальных игр-инсценировок.

Подтверждение к этим мыслям мы находим в работах

Л.С Выготского: « творческая деятельность, воображение находятся в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создается построение фантазии. … Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности»1.

________________________

1 Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок.-М.: Педагогика, 1972. -С.342 2 2 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.// Книга для учителя.-М.: Просвещение,1991.-С.10-11.

Творческая деятельность участников детского хорового коллектива, как и всякая другая музыкальная деятельность, требует, кроме творческого воображения и активности, развития специальных музыкальных способностей:

  • музыкально-слуховых представлений как ведущего компонента музыкального слуха (способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии);

- музыкально-слухового внимания (активность и контроль музыкально-слуховых представлений;

- звуковысотного слуха (чувствительность к изменению высоты звука по отношению к одноголосной музыке);

- гармонического слуха (ощущение одновременного многоголосного звучания);

- ладового чувства (эмоциональное переживание и различение

ладовых функций);

- чувство ритма (способность переживания, представления и воспроизведения музыкального ритма.

Овладение специальными навыками способствует осуществлению полноценного процесса творческого развития личности и позволяют включать в хоровые занятия, кроме традиционных задач (восприятия музыкальных произведений, исполнение, анализ прослушанного или исполняемого и т.д.) целый ряд новых, интересных музыкально-творческих видов деятельности: музыкально-дидактическую игру, вокальную и ритмическую импровизацию, сочинение музыкальных мотивов (попевок, фраз, периода).

Рассматравая вопросы детского творчества, Л.С.Выготский, Н.А.Ветлугина, О.А.Апраксина и др. выделяли в качестве основных две формы творческой деятельности детей: продуктивную (позиция «автора») и репродуктивную (позиция «воспринимающего»). В художественной деятельности творчество детей может проявиться:

  • в исполнении художественных произведений, созданных мастерами;

  • в выразительной передаче содержания и настроения данных

произведений;

  • и, наконец, в создании нового - рисунка, в импровизации попевок и плясок, в сочинении сказок и музыкальных произведений и в стремлении выразить в них свое отношение и переживания.

Творческая деятельность в детском хоровом коллективе может

проявляться в различных видах и формах:

  • обыгрывание детских песен;

  • подбор детских музыкальных инструментов для «оркестровки» фортепианного сопровождения песен;

  • придумывание детьми движений под музыку;

  • рисование иллюстраций или лепка персонажей песен;

  • подбор стихов к песням или сочинение нового текста к разучиваемым песням;

- и, наконец, вокальная и ритмическая импровизация и сочинение как высшая форма музыкально-творческой деятельности.

Развитие творческих способностей ребенка в значительной мере зависит от педагога. Кроме высокого профессионализма, он должен обладать свободой от педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высокой культурой.

Известный педагог Ю.П.Азаров в своей книге «100 тайн детского развития» дает очень ценный совет современному педагогу: «Доверяйте себе и своему чутью, без которого не может быть педагогического творчества»1.

Одна из главных отличительных черт такого педагога - наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ребенка.

Именно совместная деятельность руководителя коллектива и его участников помогают наибольшему раскрытию творческих способностей детей и играет решающую роль в успешном осуществлении сложных музыкальных задач, стоящих перед хоровым коллективом. Таким образом, в общении с детьми руководителю хора следует придерживаться следующих принципов:

1) поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ

«я»;

2) говорить о ситуации, поступке, а не о личности и характере самого ребенка;

3) отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения

ребенка с самим собой, а не с другими детьми;

4) не навязывать ребенку вопреки его желанию способов деятельности и поведения;

5) принимать и одобрятъ все результаты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

____________________

1 Азаров Ю.П. Сто тайн детского развития. М.: ИВА, 1996.- С.17.

Воздействуя на ребенка таким образом, педагог разделяет с ним ответственностъ за творческое развитие его личности, за изменения в его внутреннем мире (в мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях, действиях и т.д.). Чтобы обучиться творческой деятельности, нет иного пути, кроме практического решения творческих задач. Чтобы передать творческий опыт, необходимо создавать специальные педагогические ситуации, способствующие творческому процессу. Л.С.Выготский в книге «Воображение и творчество в детском возрасте» писал: «Конечно, высшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы путины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека»1.

Теоретический анализ проблемы творческого развития детей в хоровом коллективе позволил сделать следующие выводы. На основании анализа психолого-педагогических исследований и работ педагогов-музыкантов мы определили творческое развитие ребенка, как освоение им основных видов музыкальной деятельности: восприятия (эмоциональной музыку), отзывчивости на выразительного эмоционального исполнения и импровизации.

Детское творчество, как и взрослое, основано на жизненных наблюдениях. Особую роль в восприятии детей играет искусство - произведения искусства помогают острее чувствовать прекрасное в жизни, обогащает душевный мир ребенка, его переживания.

____________________

1 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-С.6-7.

Процесс детского творчества (возникновение замысла, поиск художественных средств) происходит как бы «на одном дыхании». У ребенка происходит быстрая разрядка чувств. По мнению многих авторов, воспитательный процесс должен включать активные занятия искусством, которые эффективно развивают творческие задатки ребенка. Развитие же художественно-творческих способностей в детском хоровом коллективе, в силу своей специфики, определяет следующие задачи:

1. Формирование у участников коллектива потребности в музыкально-хоровой деятельности через развитие музыкальных интересов.

2. Развитие творческой установки в каждом виде музыкальной деятельности (слушательской, исполнительской, сочинительской), с тем, чтобы занятия хорового пения максимально способствовали воспитанию творческой активности и самостоятельности личности в различных сферах его жизни.

3. Формирование и развитие общих и специальных музыкальных способностей детей.

4. Вооружение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для музыкально-творческой деятельности во всех сферах искусства.

Дети необычайно разнообразны в своем творчестве, не любят повторяться и отличаются богатой фантазией , изобретательностью. Таким образом, можно сделать следующий вывод: организация детской творческой деятельности в детском хоровом коллективе есть путь эмоционального развития детей, поэтому важно использовать различные виды и формы творческой деятельности.

Восприятие является наиболее исследованным видом музыкальной деятельности и достаточно широко используется в системе музыкального воспитания современных детей. Проблеме выразительного, эмоционального исполнения так же уделяется огромное внимание современными педагогами и психологами. Однако, такая форма музыкальной деятельности, как импровизация, являясь неотъемлемой частью художественно-творческого развития личности, не включена в систему музыкально-хоровых занятий. Когда как, проанализировав исследования видных музыкальных педагогов России и зарубежных стран, ясно видно, что именно эта форма музыкальной деятельности является необходимой для развития полноценной творческой личности.

Еще одним видом музыкально-творческой деятельности, очень тесно взаимосвязанным импровизацией и являющимся подготовительным этапом к ней, является музыкально дидактическая игра, которая способствует не менее эффективному повышению эмоциональности ребенка, развитию его творческого потенциала. Музыкально-дидактическая игра обеспечивает процесс общения детей со сверстниками, в результате которого у них вырабатываются такие качества как чувство партнерства, сопереживавние, сочувствие, необходимые в коллективном творчестве. Игровая деятельность в большей степени отвечает

Возрастным особенностям детей-дошкольников и младших школьников.



© 2010-2022