Методический материал на тему «Воспитание музыкального вкуса на школьном уроке»

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12




Автор: Водопьянова Татьяна Михайловна,

учитель музыки












Липецк 2015


Содержание:



Введение………………………………………………………………………………….3

Раздел I. Принципы методики музыкального образования……………………………5

Раздел II. Воспитание грамотного слушателя …………………........................................5

Раздел III. Интеграция видов искусства на уроке музыки....................................................................................................................................7

Заключение. ……………………………………….............................................................10

Используемая литература………………………………………………………………...11











Введение

Школа будет такой, каким будет учитель, об этом знали давно. Роль музыкальной педагогики в формировании личности высоко оценивалась во многих цивилизациях прошлого. В начале XXI века проблемы подготовки будущих учителей музыки не утратили своей актуальности. Известно, что в курс подготовки космонавтов входит ознакомление с выдающимися произведениями классической музыки. По словам летчика - космонавта Елисеева понимание музыкального языка является необходимым условием для развития творческого потенциала будущего покорителя космоса. Аналогичный курс читался в свое время для рабочих автоваза. В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть

общей мировой культуры, оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, обобщенно выражающее в звуковых образах существенные процессы жизни [6, с. 282], и в то же время является специфической формой эстетической деятельности. Подготовка современного учителя музыки приобрела новые, характерные для сегодняшнего развития общества, черты. Так, например, возможность посещать филармонические концерты, музыкальный театр у нынешних студентов меньше, чем несколько десятилетий назад. Но, с другой

стороны, каждый молодой человек может найти в Интернете любое музыкальное произведение в нужном исполнении, так же как музыковедческую литературу, статью. В помощь учителю появились прекрасно оборудованные классы с компьютером, интерактивной доской.

Но никакие технические средства не помогут нашему будущему коллеге, если он не готов войти на урок музыки к современным детям и подросткам. Они тоже стали другими и, что очень важно, разными. Музыкальные вкусы и пристрастия их невозможно «привести к общему знаменателю». Мы все отвыкли от телевизора с пультом в три кнопки, от радио на кухне, передающего на всю страну одни и те же программы. Классическая музыка является тем небольшим связующим звеном, которое может объединить разные возрастные и социальные группы, стать ядром в формировании национальной музыкальной среды.

Слушание музыки - один из компонентов структуры урока музыки в школе наряду с вокально-хоровой деятельностью, игрой в шумовом оркестре, драматизацией, пластическим дирижированием. Выполнение музыкально - ритмических движений формирует проявление эмоционального отклика на восприятие музыки и одновременно понимание особенностей музыкального языка (метроритма, динамики, фактуры). Процесс слушания - это один из наиболее важных элементов школьного урока музыки. Произведения классической, народной, современной музыки, с которыми знакомятся учащиеся за годы обучения, дают возможность узнать, прочувствовать, понять лучшие произведения мирового музыкального искусства. В программе

« Музыка» предусматривается изучение выдающихся произведений мировой и русской классической музыки, с разнообразием жанров, стилей, исполнительских трактовок. Посредством слушания на уроке происходит активное усвоение тех знаний по теории музыки, которые необходимы слушателю - любителю. Это элементарные понятия о средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, инструментах. У учащихся формируется понятие о стилистических особенностях музыки разных эпох, народностей, отдельных композиторов, что, безусловно, способствует созданию целостному восприятию истории музыки, как части культурного наследия человечества. В конечном итоге планируется, что ученик не только слышит в произведении отдельные элементы авторского языка, но сумеет понять логику интонационного развития при воплощении художественного замысла композитора. Современная тенденция подготовки будущих учителей музыки оценивает необходимость обучения хорошему исполнению музыки, но не является главным фактором в подготовке учителя музыки. Определяющим условием является общая и музыкальная культура учителя, в которой большую роль играет определенная подготовка его, как и исполнителя. Наблюдения и исследования процесса подготовки учителей музыки показывают, что большинство студентов, выбравших программы подготовки учителей музыки, больше стараются удовлетворять ожидания педагога - исполнителя, а не преподавателя сольфеджио, гармонии музыкальной литературы, анализа музыкальных произведений. В школах пока больше ценят умение петь, руководить хоровым коллективом, аккомпанировать, а не обладание общей и в том числе музыкальной культурой. О многогранности компетенции учителя музыки еще в 1926 г. писал В. Асафьев «педагог музыки в общеобразовательной школе не должен быть специалистом только в одной какой-нибудь области музыки. Он должен быть и теоретиком, и историком музыки, и этнографом музыки, и исполнителем, хорошо владеющим инструментом, чтобы всегда мог бы привлечь внимание с одной или другой стороны. Но важнее всего, чтобы он знал литературу музыки, т.е. как можно больше произведений музыки, чтобы в эволюции музыки не чувствовались пропасти между композиторами или произведениями в творчестве одного композитора» [2, с. 53].

"Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них"- писал в свое время

В. Белинский. Однако, развитие общей и специальной эрудиции это только своеобразный ключ к образно - эмоциональному погружению в мир музыкальных образов. Нередко потрясение от произведения бывает у детей настолько сильным, что они не скрывают слез, просят прослушать музыку еще раз. Такую реакцию неоднократно вызывала «Ария Ивана Сусанина» из одноименной оперы М.И.Глинки,

Концерт № 2 С. В.Рахманинова, Соната№14 Л.Бетховена,

« Ленинградская симфония» Д. Шостаковича и многие другие.

I. Спецификой музыкального искусства определяются собственные принципы методики музыкального воспитания: единство эмоционального и сознательного, художественного и технического, К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные педагоги-музыканты относили и относят:

* метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей); метод не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать; метод импровизации (Б.В. Асафьев);

. метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);

* методы музыкального обобщения, «забегания вперед и возвращения к пройденному», размышления о музыке, эмоциональной драматургии

(Д.Б. Кабалевский и Э.Б. Абдуллин);

* метод развития различения стиля у подростков (Ю. Б.Алиев);

* метод музыкального собеседования (Л.А. Безбородова);

* метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е.Д. Критская и Л.В. Школяр).

Группу методов разработала О.П. Радынова для музыкального воспитания дошкольников.

II.Воспитание грамотного слушателя - это кропотливая многолетняя работа, в которой не последнюю роль играет методичность и организованность. Стремление слышать музыку и размышлять о ней воспитывается в детях с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен непреложный закон:

когда в классе звучит музыка, никто не должен мешать слушать другим. Все обсуждения начинаются после того, как смолкнет последний звук. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять. Вырабатывается строгая и в то же время удобная форма посадки в момент слушания. Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли внимательного слушателя. Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее живым влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия.

К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество ребенка. Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке: между музыкой, учителем и учениками; между учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности. Но все это многообразие емко и образно выражено в словах Асафьева о том, что музыка «заключается и существует в единстве и соотношении творчества, исполнительства и слушания через восприятие».

Вербальное общение с учениками невозможно без владения яркой,

образной речью. Большое внимание необходимо слову о музыке, так

как значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Разговор о музыке должно быть продуманным до мелочей, предельно точным, направленным на творческую фантазию ученика, запоминающимся. Помню, как при просмотре видео урока в московской школе меня «зацепил» прием, с которым начал слушание Д.Б. Кабалевский. Он просто рассказал о музыке, которую услышал утром, и затем сыграл ее. А потом уже начал разговор о ней, аргументируя сказанное фрагментами произведения, импровизировал их варианты. Это был блестящий пример целостного анализа без всяких скидок на возраст аудитории. Иногда название, история создания произведения сообщаются детям лишь на последнем этапе при записи в « Копилку музыкальных впечатлений». Название, вернее, свой вариант его могут придумать дети на первом этапе знакомства с произведением. В этом названии может быть образ или определении эмоционального плана или краска, как форма воплощения чувства. Часто практикуются письменные работы, своего рода сочинения на музыкальные темы (особенно в старших классах). Самостоятельные размышления учащихся должны быть тщательно подготовлены их мыслями, творческому восприятию должно быть задано определенное направление, чтобы не стеснять воображение детей, не ограничивать их ассоциативное мышление. Восприятие музыки - один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку - значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства. Нет ничего скучнее в жизни, чем однообразие, поэтому пагубно действуют на процесс и результаты общения с музыкой постоянное повторение традиционных вопросов или заданий. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность,

интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному

классу. При слушании и анализе музыки можно использовать

различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации. Например, написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе; описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения. Дети очень любят выразить свои впечатления от музыки

в рисунках, стихах, рассказах. Вспомните слова Б.Окуджавы:

Каждый пишет, как он слышит,

Каждый слышит, как он дышит,

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить.

III. Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках эстетического цикла. Вовлечение в размышление о музыке с помощью аналогий с выразительностью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Вызывают интерес учащихся и активизируют их деятельность и другие виды заданий. Например, «Музыкальная живопись», когда глядя на картину художника, скульптуру, архитектурное сооружение, анализируя его содержание изображенное красками или запечатленное в объемных формах учащиеся стремятся услышать музыку и описать ее. Дальнейшая работа может быть устной в форме беседы по следующему примерному плану:

1.Описать содержание произведение изобразительного искусства. Например, произведение рассказывает о весне или о каком- либо событии, человеке.

2. Обращаем внимание на особенности изображения: композицию, т.е. расположение, смысловой центр. Рассматриваем, что происходит, в каком темпе, слышны ли конкретные звуки, голоса. Настроение в картине передается через характер линий, плавных или ломанный, через энергию штриха или мазка. Они определяют ритмический рисунок и характер мелодической линии. Возможно, что в том, что изображено на картине можно уловить признаки песенности, танцевальности или маршевости.

3.Очень важен цвет, он несет в себе эмоциональную окраску, которая проявит себя в музыке. Часто он воспринимается следующим образом:

Красный - как тревога, героика, возбуждение.

Оранжевый - радость.

Желтый - солнце, энергия.

Зеленый - цвет природы, жизни.

Голубой - цвет мечты, духовного начала.

Синий - глубина мысли, чувства, моря.

Фиолетовый - сумерки, тайна, загадка.

Белый - начало начал, чистота, ангел, снег.

Черный - цвет конца, бездны

Розовый - наивность, детство.

Серый - тоска.

Коричневый - печаль.

Золотой и серебряный цвета Бога, космоса, Вечности.

4.Нужно определить главные тона. Теплые, холодные. Их взаимоотношения - контраст, или дополнение, как бежевый и оттенки коричневого.

5.Будьте внимательны в подборе инструментов. Он зависит от национальной окраски в произведении (Россия - гусли, балалайка, Западные страны - симфонический оркестр, орган, если собор).

Век, эпоха тоже накладывают отпечаток. Так рок - гитара характеризует XX век. Орган воспринимается, как признак старинной или религиозной, философской тематики. Фортепиано, скрипка звучат, как высказывания лирического героя произведения. Литавры, как удары сабель. Флейта, гобой встречаются в музыке природы. С большим интересом учащиеся пытаются передать образ музыки через беспредметный стиль ее изображения, через цвет, ритм, линию.

В заключении нужно определить, что же здесь было самым главным? Наиболее запомнившиеся детали создают неповторимый облик произведения.

Обратная работа ведется по теме «Живописная музыка». Учащиеся описывают воображаемое изображение музыкального образа в рисунке, акварели, графике, живописи, лепке или другой технике. Минорный или мажорный лад музыки подсказывает вид источника освещения. Цветовая гамма находит отражение в выборе тонального плана. Причем некоторые музыканты, обладающие цветным видением музыки, диезные тональности связывают с теплыми оттенками ,а бемольные - с холодными. Характер, направление мелодической линии, энергетика звукоизвлечения находят свое воплощении в рисунке, линии, мазке. Громкость, динамика звука воплощаются либо в гуашевых открытых, звонких соотношениях цветовых пятен одних произведений, либо в приглушенной размытости, как бы акварельной легкости других. В альбоме каждого учителя музыки хранятся иллюстрации к песням и классическим произведениям, проекты сценических декораций и костюмов, афиши, рисованные мультфильмы. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию.

Творчество ребенка связано с самостоятельностью и предполагает

отказ от стереотипных действий. Поэтому главная задача современного учителя музыки - средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у школьников не только интеллект, но и душу.

Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое. "Музыкальные картинки" они слушают с удовольствием, причем чаще всего любят слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении. Наблюдения над ребятами заставляют сильно усомниться в правильности широко распространенного в музыкальной педагогике мнения, будто дети легче усваивают программную музыку, нежели музыку, не имеющую программных названий. Скорее всего, они легко усваивают не программную музыку, а программные заглавия. В этих случаях программа не только не активизирует музыкальное восприятие детей, но зачастую парализует его. Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Так, например, произошло с фрагментом из частью сюиты Э.Грига « Пер Гюнт» "Утро". Учащиеся по-разному называли его: "Весна", "Восход солнца", "Цветы распускаются", "Утро в лесу". Постепенно дети сами приближаются к правильному названию. Нужно осторожно и ненавязчиво приблизить маленьких слушателей к музыке, а не уводить их в мир далеких от музыки наивных фантазий. Можно прибегать к "подсказкам", полагая, что они помогают восприятию музыки. Нельзя навязывать слушателям

в качестве "программы" сочинения свои собственные толкования, основанные на субъективных ассоциациях. А чуткая "подсказка"

может оживить творческое воображение, интеллект и память ребенка

и тем самым принести добрые плоды. Активизируют внимание и интерес учащихся, особенно младшего возраста, различные задания перед прослушиванием музыки. Например: поднимать руку, когда музыка изменится или когда зазвучит скрипка (флейта и т.д.); поднимать руку каждый раз, когда будет звучать основная тема; делать это в том месте, которое ученику больше всего нравится; вспоминать другие произведения такого же характера, настроения. При ознакомлении учащихся младшего возраста с более сложными образами «взрослой» классической музыки полезно использовать прием парного восприятия произведений, облегчающий процесс слушания. Он состоит в том, что к каждому более трудно воспринимаемому классическому произведению подбирается аналогичная по настроению несложная детская пьеса, содержание которой тщательно разбирается с детьми, и когда они «войдут» в настроение пьесы, им предлагается послушать уже «серьезное» произведение. На него переносится настроение, возникшее при слушании. После двух-трех раз повторного слушания произведения, когда оно уже будет у ребят «на слуху», можно предложить им нарисовать (дома или на уроке изобразительного искусства в классе) картинку, которая возникла у них в воображении при восприятии музыки. Чтобы учащиеся лучше запомнили музыкальное произведение, оно должно быть повторено. Повторение можно проводить в игровой форме викторины, концерта-загадки, концерта по заявкам (из опыта Ю.Б. Алиева). Именно так происходит процесс творчества.

Хорошо, если в классе выработан принцип уважения к любой, даже совершенно неожиданной точке зрения. Тогда ни один ребенок не стесняется рассказать о своем видении произведения. Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Не надо торопиться с подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, мы вместе с ними ищем художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью. Дети прочувствуют, осознают, сами и ответят. Более того, учитывая специфику урока музыки, используется не только вопрос как традиционная форма общения, а высказывание- раздумье, высказывание-проблема, высказывание-отношение. Некоторых учеников трудно привлечь к общему разговору на уроке. Самолюбие, порой болезненно проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят, они стесняются выражать свои мысли, боясь выглядеть неловкими и смешными. Следует относиться к ним с особым вниманием, терпением, поощряя их попытки высказаться о музыке. Важно понимать природу коллективного размышления детей о прослушанной музыке,

учитывать закономерности общения в создании коллективного отношения к музыке. Размышления детей на уроке музыки - это деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его.

Заключение

На основе системного подхода к образовательному процессу сформулируем следующие вопросы, обусловившие поиск путей формирования

готовности будущего специалиста к работе в школе: соответствующая исполнительская, вокально - хоровая, дирижерская и, конечно, музыковедческая составляющие в портрете будущего музыкального педагога. Среди государственных требований к умениям и знаниям выпускника выделим следующие: уметь организовывать музыкально-эстетическую деятельность детей, творчески взаимодействовать с ними на основе концепций музыкально-эстетического воспитания; знать цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства музыкального образования, закономерности развития музыкального восприятия и музыкально-творческих способностей детей [9].



ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин, Э. Б. Теория и методика музыкального образования школь-

ников : программа-конспект высших педагогических учебных заведе-

ний / Э. Б. Абдуллин. - М., 1996.

2. tanya.pauza
Пароль: t504195

------------------------------------------------ Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе /

О. А. Апраксина. - М., 1983.

3.Арчажникова, Л. Г. Профессия - учитель музыки : Кн. для учителя /

Л. Г. Арчажникова. - М., 1984.

4.Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в начальной школе /

5.Л. А, Безбородова // Музыка в школе. - 2000. - № 1. - С. 45-57.

6. Бореев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Бореев. - М., 2005.

7.Вайчене А. Профессиональная подготовка учителя музыки и его компетенция. Автореферат. Вильнюс.2008.

8..Горюнова, Л. Размышления о проблемах музыкально-педагогического

факультета / Л. Горюнова // Музыка в школе. - 1984. - № 1. - С. 17-21.

9.Государственный стандарт среднего профессионального образования. -

М., 2002.

10.Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / . - М., 1998.

11. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца : кн. для учит. - Изд. 2-е,

испр. и доп. / Д. Кабалевский. - М., 1984.

12.Концепция художественного образования в Российской Федерации //

Искусство в школе. 2000. - С. 84-85.

-эстетическое воспитание. 1-4 классы / авт.-сост.

Н. А. Терентьева, Р. Г. Шитикова. - М., 1994.

13..Музыкальное образование в школе / Л. В. Школяр, В. А. Школяр,

Е. Д. Критская и др. ; под ред. Л. В. Школяр. - М., 2001.26.Осеннева, М. С. 14.Методика музыкального воспитания младших школь-

ников / М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова. - М., 2001.

Л. А. Безбородова. - М., 1988.

15.Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольника / О. П. Радыно-

ва, А. И. Катинене, М. Л. Паландишвили ; под ред. О. П. Радыновой. -

М., 1994.

16.Суслова, Т. Д. Формирование профессиональных основ художественно-

эстетической культуры учителя : дисс. ... д-ра пед. наук / Т. Л. Суслова.

- Липецк, 1998.

17.Тельчарова, Р. А. Уроки музыкальной культуры : кн. для учителя : из

опыта работы / Р. А. Тельчарова. - М., 1991.

18.Теория и методика музыкального образования детей : науч.-метод. по-

соб. / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. - 2 изд. -

М., 1999.

19.Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании : ма-

териалы Международной конференции «Теория и практика музыкаль-

ного образования: исторический аспект, современное состояние и пер-

спективы развития», посвященной 95-летию со дня рождения

Д. Б. Кабалевского (Москва, 7-11 декабря 1999 года) / под ред.

Е. Д. Критской, Л. В. Школяр. - М., 1999.

20.Усачева, В. О. Музыкальное искусство : метод. пособ. для учит. : 1

класс четырехлетней начальной школы / В. О. Усачева, Л. В. Школяр,

В. А. Школяр. - М., 2002.41.Учитель и эстетическая культура / науч. ред.-сост. Л. П. Печко,

12

© 2010-2022