- Преподавателю
- Музыка
- Программа по предмету Чтение с листа
Программа по предмету Чтение с листа
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Михалева Л.М. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа
по предмету
«ЧТЕНИЕ С ЛИСТА»
(дополненная)
Составитель: Михалева Л. М.
Введение
Программа по предмету «Чтение с листа» (фортепиано) для 1-8 классов составлена в помощь к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Специальный инструмент. Фортепиано».
Программа предназначена для работы с музыкально - одарёнными детьми ДМШ, направлена на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся.
Пояснительная записка
Если человека развивать только с помощью технических наук, то он разовьется однобоко, не сможет откликаться на прекрасное, не сможет гармонично построить отношения с обществом и стать достойным членом общества.
Для этого надо заниматься музыкальным воспитанием ребенка. А единственный путь формирования музыкальной культуры - это «активно восприятие музыки» (по Кабалевскому).
Активное восприятие музыки - это прежде всего её исполнение. Поэтому возникает необходимость утверждать, что ребенку важно научиться слушать и исполнять музыку: петь, играть. Если на путь слушания можно ограничиться слуховым восприятием, то, обучая исполнительской деятельности, в частности, игре на фортепиано, наряду с важностью формирования всех художественно-технических навыков, особенно остро встает вопрос о важности научения ребенка чтению с листа. Для чтения с листа, помимо общей музыкальной культуры и исполнительской подготовки, необходима специальная тренировка, включающая освоение приемов ускоренного восприятия музыки при её исполнении.
Чтение с листа - это возможность освоения широкого круга музыкальной литературы, что в итоге повышает уровень музыкального слухового опыта ребенка.
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы для детей, не закончивших выполнение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения музыкальной направленности, может быть увеличен на один год.
Возможна реализация программы в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных требований.
Форма проведения занятий - индивидуальная.
Цели и задачи учебного предмета
ЦЕЛЬ ПРЕДМЕТА «Чтение с листа» - научить ребенка исполнять по нотам незнакомое музыкальное произведение.
Для реализации этой цели необходимо выполнить ряд задач:
Обучающие:
-
обучение игре на фортепиано (чтению с листа);
-
обучение выразительному исполнению произведений различного музыкально-художественного содержания, различных стилей и жанров;
-
приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческой деятельности;
-
формирование пианистической базы для дальнейшего профессионального обучения.
Развивающие:
-
развитие творческого потенциала, творческого мышления и творческих способностей;
-
развитие образного мышления, воображения, восприятия;
-
физическое развитие (двигательные навыки, координация движения, осанка, выносливость);
-
развитие способности реализовать себя в деятельности.
Воспитательные:
-
воспитание интереса к музыкальному искусству;
-
воспитание художественного вкуса, самостоятельности суждений, способности эстетически оценивать произведения искусства, личностной активности;
-
воспитание культуры исполнительского мастерства;
-
формирование нравственных качеств личности;
-
воспитание черт характера: трудолюбие, целеустремленность, собранность, доброжелательность.
Характеристика содержания предмета
Рекомендуемое планирование содержания продуктивной урочной деятельности: развитие техники чтения нот с листа - 10 минут на уроке специальности;
Содержание курса чтения с листа определяется его назначением, он должно обеспечить приобретение учащимися необходимых знаний и умений.
Основная цель первого года обучения - пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к чтению с листа незнакомых произведений и приобретению навыков, обеспечивающих качественное чтение с листа.
В последующие годы продолжается работа по чтению с листа с использованием приобретенных навыков на более сложном музыкальном материале.
Проверка успеваемости и учет знаний
Основная форма контроля - оценка на уроке за качество прочитанного произведения.
Четвертные оценки выводятся по текущим, годовые определяются на основании четвертных. Итоговая отметка за последний год обучения идет в свидетельство об окончании музыкальной школы.
Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:
«5»; «5-«; «4+»; «4»; «4-«; «3+»; «3»; «3-«; «2»
Итоговая оценка предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении:
«5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно;
«2»- неудовлетворительно;
Экзамены по предмету «Чтение с листа» в школе не проводятся.
Краткие методические рекомендации
Прежде, чем стать для ребенка эстетическим предметом, объектом эстетических эмоций, музыка должна стать для него осмысленным объектом, имеющим смысловое содержание, которое можно воспринять и понять.
При игре с листа происходит процесс вживания и осмысления.
Искусство чтения с листа можно воспитать. Темп и предел его развития индивидуален.
С самого раннего обучения ученик должен овладевать связями между отдельными звеньями комплекса «вижу - слышу - играю».
Для налаживания связи между слуховыми представлениями и зрительным восприятием ученик с помощью учителя должен научиться записывать несложную, знакомую мелодию. При этих записях учащийся привыкает к зрительному представлению высотного движения мелодии.
Обратная связь - зрительные представления и слуховые - закрепляются, когда ученик учится узнавать знакомую мелодию по нотной записи. Сначала он называет ноты, затем проигрывает.
Пение по нотам, т.е. сольфеджирование, помогает овладевать музыкальным произведением сознательно: ученик просматривает текст, затем поет его хотя бы приблизительно, после этого проигрывает на фортепиано.
Наряду с усвоением визуального чтения нот необходимо одновременно развивать ориентировку в аппликатурных комплексах, то есть умение в соответствии с прочитываемой записью готовить и естественную аппликатуру.
Ритм на первом этапе усваивается непосредственно слухом, поэтому в пьесах преобладает равномерное ритмическое движение, с чередованием простых длительностей, например, четвертей и половинных. Следовательно, правильное воспроизведение ритма на инструменте обычно не составляет труда для учащихся.
Беглость чтения с листа является результатом навыка. Как средство тренировки чтения нот можно порекомендовать:
-
Быстрое название подряд всех нот в предложенном тексте («устное чтение»). Этот способ полезно применять не только на первом году обучения;
-
Быстрое выискивание в тексте отдельных звуков (например, все «ФА»);
-
Упражнение «фотографирование» - показать ученику отрывок текста и тут же закрыть. Ученик должен его запомнить, представить в звучании, а затем сыграть. В момент исполнения читается и запоминается следующий фрагмент;
-
Использование на уроках условной графической записи: ученик вместе с учителем записывает знакомую песенку соответственно звуковысотному направлению мелодии.
Музыкальный материал должен становиться постепенно более сложным. Усложняется игра двумя руками, появляются новые ритмические структуры, технические элементы и новые приемы аппликатуры.
Так же следует с серьезностью отнестись к вопросу о том, что читать. Применяя программу данного предмета, имеет смысл использовать в работе музыкальный материал региона с его национальными особенностями. Репертуар должен быть посильным для читающего - не слишком легким, но и не чрезмерно трудным. Как излишнее, так и недостаточное «сопротивление материала» способно затормозить формирование соответствующих навыков, чревато разуверением в своих возможностях.
Чтением с листа надо заниматься систематически. Программа предусматривает регулярную самостоятельную работу обучающихся. Это требование наиболее существенно, поскольку регулярность и систематичность предопределяют успех всего дела. Кратковременные вспышки интереса к чтению нот, перемежающиеся длительными перерывами, как правило бесплодны. Ибо умения и навыки, не успев сформироваться и устояться, быстро стираются, и музыкант откатывается к прежним рубежам.
Содержание предмета
Первый класс
Изучение нотной грамоты, приобретение игровых навыков, использование различных средств тренировки чтения нот с листа.
СБОРНИКИ
-
«Фортепиано 1 класс». Редактор Б. Милич,
Издательство «Музична Украина», Киев, 1986 г. (по выбору)
-
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 1 класс»
Составители: Н. Любомудрова, К. Сорокин, А. Туманян.
Издательство «Музыка», Москва, 1976 г. (по выбору)
-
«Первая встреча с музыкой» А. Артоболевская
Издательство «Советский композитор», Москва, 1986 г. (по выбору)
-
«Юным пианистам» Шульгина В. Д., Макаревич Н. А.
Издательство «Музична Украина», Киев, 1985 г. (по выбору)
-
«Пьесы современных композиторов». Редактор Бунин. Выпуск 6.
Издательство «Музыка», Москва, 1986 г.
- Черенцов «Дождик»,
- Воли «Зеркало»,
- Кабалевский Д. «Песенка», «Маленькая полька», «Вроде марша», «Игра», «Колыбельная»
-
«Этюды для фортепиано». Редактор Р. Гиндин
Издательство «Музична Украина», Киев, 1985 г. (по выбору)
Второй класс
-
«Юным пианистам» Шульгина В. Д., Макаревич Н. А.
Издательство «Музична Украина», Киев, 1987 г. (по выбору)
-
«Маленький пианист» Учебное пособие для начинающих. Редактор Соколов. Издательство «Музыка», Москва, 1986 г.
- «Противоположное движение» Б. Барток,
- «Болгарская народная мелодия» обр. Големова,
- «Забавный случай» Д. Кабалевский, соч. 39, № 7,
- «Маленький канон» Р. Леденев, соч. 26, №2а,
- «Играющие дети» Б. Барток.
-
«Сто пьес для удовольствия и отдыха. К. Черни». Редактор Бакулов
Издательство «Композитор», Москва, 1992 г.
- № 1-10, 17, 23, 27, 30, 31, 37, 51.
-
«Маленькому любителю музыки» Составитель Ляховицкая.
Издательство «Музыка», Ленинград, 1986 г. (по выбору)
-
«Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей» часть II, Составитель Ляховицкая.
Издательство «Музыка», Ленинград, 1986 г. (по выбору)
-
«Фортепиано 1 класс». Редактор Б. Милич,
Издательство «Музична Украина», Киев, 1986 г. (по выбору)
-
«Пьесы современных композиторов». Редактор Бунин. Выпуск 6.
Издательство «Музыка», Москва, 1986 г.
- «Забавный случай» Д. Кабалевский, соч. 39, № 7,
- «Пляска», «Напев», Д. Кабалевский,
Третий класс
-
«Начинаю играть на рояле». Редактор Борзенков
Издательство «Композитор», СПб, 1997 г. (по выбору)
-
«Фортепиано 2 класс». Редактор Б. Милич,
Издательство «Музична Украина», Киев, 1986 г. (по выбору)
-
«Сто пьес для удовольствия и отдыха. К. Черни». Редактор Бакулов
Издательство «Композитор», Москва, 1992 г. (по выбору)
-
«Этюды для фортепиано. 2 класс ». Редактор Р. Гиндин
Издательство «Музична Украина», Киев, 1981 г. (по выбору)
-
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 2 класс»
Составители: Н. Любомудрова, К. Сорокин, А. Туманян.
Издательство «Музыка», Москва, 1985 г.
- «В раздумье» А. Гедике,
- «Пьеса» Тюрк,
- «Маленький вальс» Коломиец,
- «Мазурка», «Колыбельная» А. Гедике,
- «Менуэт» И. Бах,
- «Весеннее настроение» Мясковский.
-
«Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей» часть II, Составитель Ляховицкая.
Издательство «Музыка», Ленинград, 1986 г. (по выбору)
-
«Музыка для детей» Выпуск 2. Составитель К. Сорокин.
Издательство «Советский композитор», Москва, 1986 г.
- «На пригорке», «Песня» Р. Леденев,
- «Маленькое рондо» Тюрк,
- «Два экосеза» Л. Бетховен.
Четвертый класс
-
«Музыка для детей» Выпуск 2. Составитель К. Сорокин.
Издательство «Советский композитор», Москва, 1986 г.
- «Чешская песня» А. Эшпай,
- «Контрданс» Козловский,
- «Шарманка» Д. Шостакович,
- «Волынка» И. С. Бах.
-
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 2 класс»
Составители: Н. Любомудрова, К. Сорокин, А. Туманян.
Издательство «Музыка», Москва, 1985 г.
- «Родной напев» К. Сорокин,
- «Пьеса» В. Моцарт,
- «Смелый наездник» Р. Шуман,
- «Пьеса» Б. Барток.
-
«Юный пианист» Выпуск 2. Составители Л. Ройзман, В. Натансон,
Издательство «Советский композитор», Москва, 1986 г.
- «Эстонский танец» Арро,
- «Андантино» Львов-Компанеец,
- «Татарская песня» А. Эшпай,
- «За рекой гармошка» Р. Леденев.
-
«Двадцать маленьких пьес для начинающих» А. Гедике.
Издательство «Музгиз», Москва, 1961 г. (по выбору).
-
«Народная музыка для маленьких пианистов» Выпуск 3. Редактор Сидельников. Издательство «Советский композитор», Москва, 1978 г.
- «Как у наших у ворот»,
- «То не гусельки рокочут»,
- «Маленькие вариации»,
- «А уже весна».
-
«Начинающему пианисту». Редактор Бунин.
Издательство «Музыка», Москва, 1985 г.
- «Веселая прогулка», «В горах», «Зайчик» Мейтус,
- «Солнце» Брук,
- «Полифоническая пьеса» Попов.
-
«Современный пианист». Редактор Соколов.
Издательство «Музыка», Москва, 1983 г.
- «Под дождем мы поем» С. Слонимский,
- «Три пьесы для детей» Б. Барток,
- «Веселая прогулка» Б. Чайковский,
- «Скакалка» А. Хачатурян
5 - 6 класс
-
«Фортепиано 2 класс». Редактор Б. Милич,
Издательство «Музична Украина», Киев, 1986 г. (по выбору)
-
«Юный пианист» Выпуск 2. Составители Л. Ройзман, В. Натансон,
Издательство «Советский композитор», Москва, 1986 г.
- «Дыхание осени» А. Самонов,
- «Фугетта» Ю. Буцко,
- «Украинская песня» Леонтович,
- «Матрешки» Львов-Компанеец.
-
«Пьесы для фортепиано». Выпуск 14. Редактор Габриэлов В.
Издательство «Советский композитор», Москва, 1986 г. (по выбору)
-
«Пьесы для фортепиано». Составитель Благодарная.
Издательство «Советский композитор», Москва, 1987 г. (по выбору)
-
«Пьесы для фортепиано». Выпуск 13. Редактор Мануильская.
Издательство «Советский композитор», Москва, 1987 г. (по выбору)
-
«Маленькому виртуозу» Выпуск 4. Составитель А. Самонов.
Издательство «Советский композитор», Москва, 1986 г.
- «Мазурка» М. Глинка,
- «Канон» А. Скрябин,
- «Ларгетто» И. Стравинский,
- «Марш» С. Прокофьев.
- «Гавот» Д. Шостакович.
7 - 8 классы
-
«Пьесы для фортепиано». Выпуск 12. Составитель И. Худолей.
Издательство «Советский композитор», Москва, 1986 г.
- «Новелла» Д. Кабалевский,
- «Танец» Д. Шостакович,
- «Вальс» Б. Дварионас,
- «Пастораль» Б. Чайковский.
-
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 2 класс»
Составители: Н. Любомудрова, К. Сорокин, А. Туманян.
Издательство «Музыка», Москва, 1985 г. (по выбору).
-
«Пьесы для фортепиано». Выпуск 4. Составитель Макарова.
Издательство «Советский композитор», Москва, 1973 г. (по выбору).
-
«Детская музыка» С. Прокофьев. Соч. 65
Издательство «Музыка», Москва, 1978 г. (по выбору).
-
«Фортепиано 5 класс». Редактор Б. Милич,
Издательство «Музична Украина», Киев, 1985 г.
- «Сладкая греза» П. Чайковский,
- «Вальс» Э. Григ,
- «Баба Яга» П. Чайковский,
- «Украинская песня» И. Беркович,
- «Скерцино» Раков.
«Фортепианная музыка для детей и юношества» Выпуск 8. Составитель Виткинд. Издательство «Музыка», Москва, 1986 г. (по выбору).
-
«Звуки мира» Выпуск 14. Составитель Бакулов. Издательство
«Советский композитор», Москва, 1987 г. (по выбору).
-
«Пьесы для фортепиано» Составители Дельнов, В. Натансон.
Издательство «Музыка», Москва, 1966 г. (по выбору).
Для поиска дополнительного музыкального материала, отражающего региональный компонент, предусматривается использование информационно-коммуникационных технологий.
Литература
-
Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.- Л.: Музыка, 1974
-
Брянская Ф. Д. Навык игры с листа, его структура и принципы развития. //Вопросы фортепианной педагогики.// Выпуск 4. М.: Музыка, 1976
-
Брянская Ф. Д. Навык игры с листа и принцип его формирования. //Ребенок за роялем.// - М.: Музыка, 1981
-
Верхолаз Р. А. Вопросы методики чтения нот с листа.- М.: Музыка, 1960
-
Готлиб А. Д. Заметки о чтении с листа. - Советская музыка, 1958
-
Цыпин Г. М. О чтении с листа в практической деятельности учителя. //Музыкальное воспитание в школе.// Составитель О. А. Апраксина. Выпуск 10. - М.: Музыка, 1975