Программа по предмету Чтение с листа

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Программа

по предмету

«ЧТЕНИЕ С ЛИСТА»

(дополненная)















Составитель: Михалева Л. М.












Введение

Программа по предмету «Чтение с листа» (фортепиано) для 1-8 классов составлена в помощь к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Специальный инструмент. Фортепиано».

Программа предназначена для работы с музыкально - одарёнными детьми ДМШ, направлена на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся.

Пояснительная записка

Если человека развивать только с помощью технических наук, то он разовьется однобоко, не сможет откликаться на прекрасное, не сможет гармонично построить отношения с обществом и стать достойным членом общества.

Для этого надо заниматься музыкальным воспитанием ребенка. А единственный путь формирования музыкальной культуры - это «активно восприятие музыки» (по Кабалевскому).

Активное восприятие музыки - это прежде всего её исполнение. Поэтому возникает необходимость утверждать, что ребенку важно научиться слушать и исполнять музыку: петь, играть. Если на путь слушания можно ограничиться слуховым восприятием, то, обучая исполнительской деятельности, в частности, игре на фортепиано, наряду с важностью формирования всех художественно-технических навыков, особенно остро встает вопрос о важности научения ребенка чтению с листа. Для чтения с листа, помимо общей музыкальной культуры и исполнительской подготовки, необходима специальная тренировка, включающая освоение приемов ускоренного восприятия музыки при её исполнении.

Чтение с листа - это возможность освоения широкого круга музыкальной литературы, что в итоге повышает уровень музыкального слухового опыта ребенка.

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок освоения программы для детей, не закончивших выполнение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения музыкальной направленности, может быть увеличен на один год.

Возможна реализация программы в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных требований.

Форма проведения занятий - индивидуальная.


Цели и задачи учебного предмета

ЦЕЛЬ ПРЕДМЕТА «Чтение с листа» - научить ребенка исполнять по нотам незнакомое музыкальное произведение.

Для реализации этой цели необходимо выполнить ряд задач:

Обучающие:

  • обучение игре на фортепиано (чтению с листа);

  • обучение выразительному исполнению произведений различного музыкально-художественного содержания, различных стилей и жанров;

  • приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческой деятельности;

  • формирование пианистической базы для дальнейшего профессионального обучения.

Развивающие:

  • развитие творческого потенциала, творческого мышления и творческих способностей;

  • развитие образного мышления, воображения, восприятия;

  • физическое развитие (двигательные навыки, координация движения, осанка, выносливость);

  • развитие способности реализовать себя в деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к музыкальному искусству;

  • воспитание художественного вкуса, самостоятельности суждений, способности эстетически оценивать произведения искусства, личностной активности;

  • воспитание культуры исполнительского мастерства;

  • формирование нравственных качеств личности;

  • воспитание черт характера: трудолюбие, целеустремленность, собранность, доброжелательность.

Характеристика содержания предмета

Рекомендуемое планирование содержания продуктивной урочной деятельности: развитие техники чтения нот с листа - 10 минут на уроке специальности;

Содержание курса чтения с листа определяется его назначением, он должно обеспечить приобретение учащимися необходимых знаний и умений.

Основная цель первого года обучения - пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к чтению с листа незнакомых произведений и приобретению навыков, обеспечивающих качественное чтение с листа.

В последующие годы продолжается работа по чтению с листа с использованием приобретенных навыков на более сложном музыкальном материале.


Проверка успеваемости и учет знаний

Основная форма контроля - оценка на уроке за качество прочитанного произведения.

Четвертные оценки выводятся по текущим, годовые определяются на основании четвертных. Итоговая отметка за последний год обучения идет в свидетельство об окончании музыкальной школы.

Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:

«5»; «5-«; «4+»; «4»; «4-«; «3+»; «3»; «3-«; «2»

Итоговая оценка предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении:

«5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно;

«2»- неудовлетворительно;

Экзамены по предмету «Чтение с листа» в школе не проводятся.

Краткие методические рекомендации

Прежде, чем стать для ребенка эстетическим предметом, объектом эстетических эмоций, музыка должна стать для него осмысленным объектом, имеющим смысловое содержание, которое можно воспринять и понять.

При игре с листа происходит процесс вживания и осмысления.

Искусство чтения с листа можно воспитать. Темп и предел его развития индивидуален.

С самого раннего обучения ученик должен овладевать связями между отдельными звеньями комплекса «вижу - слышу - играю».

Для налаживания связи между слуховыми представлениями и зрительным восприятием ученик с помощью учителя должен научиться записывать несложную, знакомую мелодию. При этих записях учащийся привыкает к зрительному представлению высотного движения мелодии.

Обратная связь - зрительные представления и слуховые - закрепляются, когда ученик учится узнавать знакомую мелодию по нотной записи. Сначала он называет ноты, затем проигрывает.

Пение по нотам, т.е. сольфеджирование, помогает овладевать музыкальным произведением сознательно: ученик просматривает текст, затем поет его хотя бы приблизительно, после этого проигрывает на фортепиано.

Наряду с усвоением визуального чтения нот необходимо одновременно развивать ориентировку в аппликатурных комплексах, то есть умение в соответствии с прочитываемой записью готовить и естественную аппликатуру.

Ритм на первом этапе усваивается непосредственно слухом, поэтому в пьесах преобладает равномерное ритмическое движение, с чередованием простых длительностей, например, четвертей и половинных. Следовательно, правильное воспроизведение ритма на инструменте обычно не составляет труда для учащихся.

Беглость чтения с листа является результатом навыка. Как средство тренировки чтения нот можно порекомендовать:

  1. Быстрое название подряд всех нот в предложенном тексте («устное чтение»). Этот способ полезно применять не только на первом году обучения;

  2. Быстрое выискивание в тексте отдельных звуков (например, все «ФА»);

  3. Упражнение «фотографирование» - показать ученику отрывок текста и тут же закрыть. Ученик должен его запомнить, представить в звучании, а затем сыграть. В момент исполнения читается и запоминается следующий фрагмент;

  4. Использование на уроках условной графической записи: ученик вместе с учителем записывает знакомую песенку соответственно звуковысотному направлению мелодии.

Музыкальный материал должен становиться постепенно более сложным. Усложняется игра двумя руками, появляются новые ритмические структуры, технические элементы и новые приемы аппликатуры.

Так же следует с серьезностью отнестись к вопросу о том, что читать. Применяя программу данного предмета, имеет смысл использовать в работе музыкальный материал региона с его национальными особенностями. Репертуар должен быть посильным для читающего - не слишком легким, но и не чрезмерно трудным. Как излишнее, так и недостаточное «сопротивление материала» способно затормозить формирование соответствующих навыков, чревато разуверением в своих возможностях.

Чтением с листа надо заниматься систематически. Программа предусматривает регулярную самостоятельную работу обучающихся. Это требование наиболее существенно, поскольку регулярность и систематичность предопределяют успех всего дела. Кратковременные вспышки интереса к чтению нот, перемежающиеся длительными перерывами, как правило бесплодны. Ибо умения и навыки, не успев сформироваться и устояться, быстро стираются, и музыкант откатывается к прежним рубежам.


Содержание предмета

Первый класс

Изучение нотной грамоты, приобретение игровых навыков, использование различных средств тренировки чтения нот с листа.

СБОРНИКИ

  • «Фортепиано 1 класс». Редактор Б. Милич,

Издательство «Музична Украина», Киев, 1986 г. (по выбору)

  • «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 1 класс»

Составители: Н. Любомудрова, К. Сорокин, А. Туманян.

Издательство «Музыка», Москва, 1976 г. (по выбору)

  • «Первая встреча с музыкой» А. Артоболевская

Издательство «Советский композитор», Москва, 1986 г. (по выбору)

  • «Юным пианистам» Шульгина В. Д., Макаревич Н. А.

Издательство «Музична Украина», Киев, 1985 г. (по выбору)

  • «Пьесы современных композиторов». Редактор Бунин. Выпуск 6.

Издательство «Музыка», Москва, 1986 г.

- Черенцов «Дождик»,

- Воли «Зеркало»,

- Кабалевский Д. «Песенка», «Маленькая полька», «Вроде марша», «Игра», «Колыбельная»

  • «Этюды для фортепиано». Редактор Р. Гиндин

Издательство «Музична Украина», Киев, 1985 г. (по выбору)


Второй класс

  • «Юным пианистам» Шульгина В. Д., Макаревич Н. А.

Издательство «Музична Украина», Киев, 1987 г. (по выбору)

  • «Маленький пианист» Учебное пособие для начинающих. Редактор Соколов. Издательство «Музыка», Москва, 1986 г.

- «Противоположное движение» Б. Барток,

- «Болгарская народная мелодия» обр. Големова,

- «Забавный случай» Д. Кабалевский, соч. 39, № 7,

- «Маленький канон» Р. Леденев, соч. 26, №2а,

- «Играющие дети» Б. Барток.

  • «Сто пьес для удовольствия и отдыха. К. Черни». Редактор Бакулов

Издательство «Композитор», Москва, 1992 г.

- № 1-10, 17, 23, 27, 30, 31, 37, 51.

  • «Маленькому любителю музыки» Составитель Ляховицкая.

Издательство «Музыка», Ленинград, 1986 г. (по выбору)

  • «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей» часть II, Составитель Ляховицкая.

Издательство «Музыка», Ленинград, 1986 г. (по выбору)

  • «Фортепиано 1 класс». Редактор Б. Милич,

Издательство «Музична Украина», Киев, 1986 г. (по выбору)

  • «Пьесы современных композиторов». Редактор Бунин. Выпуск 6.

Издательство «Музыка», Москва, 1986 г.

- «Забавный случай» Д. Кабалевский, соч. 39, № 7,

- «Пляска», «Напев», Д. Кабалевский,


Третий класс

  • «Начинаю играть на рояле». Редактор Борзенков

Издательство «Композитор», СПб, 1997 г. (по выбору)

  • «Фортепиано 2 класс». Редактор Б. Милич,

Издательство «Музична Украина», Киев, 1986 г. (по выбору)

  • «Сто пьес для удовольствия и отдыха. К. Черни». Редактор Бакулов

Издательство «Композитор», Москва, 1992 г. (по выбору)

  • «Этюды для фортепиано. 2 класс ». Редактор Р. Гиндин

Издательство «Музична Украина», Киев, 1981 г. (по выбору)

  • «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 2 класс»

Составители: Н. Любомудрова, К. Сорокин, А. Туманян.

Издательство «Музыка», Москва, 1985 г.

- «В раздумье» А. Гедике,

- «Пьеса» Тюрк,

- «Маленький вальс» Коломиец,

- «Мазурка», «Колыбельная» А. Гедике,

- «Менуэт» И. Бах,

- «Весеннее настроение» Мясковский.

  • «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей» часть II, Составитель Ляховицкая.

Издательство «Музыка», Ленинград, 1986 г. (по выбору)

  • «Музыка для детей» Выпуск 2. Составитель К. Сорокин.

Издательство «Советский композитор», Москва, 1986 г.

- «На пригорке», «Песня» Р. Леденев,

- «Маленькое рондо» Тюрк,

- «Два экосеза» Л. Бетховен.



Четвертый класс

  • «Музыка для детей» Выпуск 2. Составитель К. Сорокин.

Издательство «Советский композитор», Москва, 1986 г.

- «Чешская песня» А. Эшпай,

- «Контрданс» Козловский,

- «Шарманка» Д. Шостакович,

- «Волынка» И. С. Бах.

  • «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 2 класс»

Составители: Н. Любомудрова, К. Сорокин, А. Туманян.

Издательство «Музыка», Москва, 1985 г.

- «Родной напев» К. Сорокин,

- «Пьеса» В. Моцарт,

- «Смелый наездник» Р. Шуман,

- «Пьеса» Б. Барток.

  • «Юный пианист» Выпуск 2. Составители Л. Ройзман, В. Натансон,

Издательство «Советский композитор», Москва, 1986 г.

- «Эстонский танец» Арро,

- «Андантино» Львов-Компанеец,

- «Татарская песня» А. Эшпай,

- «За рекой гармошка» Р. Леденев.

  • «Двадцать маленьких пьес для начинающих» А. Гедике.

Издательство «Музгиз», Москва, 1961 г. (по выбору).

  • «Народная музыка для маленьких пианистов» Выпуск 3. Редактор Сидельников. Издательство «Советский композитор», Москва, 1978 г.

- «Как у наших у ворот»,

- «То не гусельки рокочут»,

- «Маленькие вариации»,

- «А уже весна».

  • «Начинающему пианисту». Редактор Бунин.

Издательство «Музыка», Москва, 1985 г.

- «Веселая прогулка», «В горах», «Зайчик» Мейтус,

- «Солнце» Брук,

- «Полифоническая пьеса» Попов.

  • «Современный пианист». Редактор Соколов.

Издательство «Музыка», Москва, 1983 г.

- «Под дождем мы поем» С. Слонимский,

- «Три пьесы для детей» Б. Барток,

- «Веселая прогулка» Б. Чайковский,

- «Скакалка» А. Хачатурян

5 - 6 класс

  • «Фортепиано 2 класс». Редактор Б. Милич,

Издательство «Музична Украина», Киев, 1986 г. (по выбору)

  • «Юный пианист» Выпуск 2. Составители Л. Ройзман, В. Натансон,

Издательство «Советский композитор», Москва, 1986 г.

- «Дыхание осени» А. Самонов,

- «Фугетта» Ю. Буцко,

- «Украинская песня» Леонтович,

- «Матрешки» Львов-Компанеец.

  • «Пьесы для фортепиано». Выпуск 14. Редактор Габриэлов В.

Издательство «Советский композитор», Москва, 1986 г. (по выбору)

  • «Пьесы для фортепиано». Составитель Благодарная.

Издательство «Советский композитор», Москва, 1987 г. (по выбору)

  • «Пьесы для фортепиано». Выпуск 13. Редактор Мануильская.

Издательство «Советский композитор», Москва, 1987 г. (по выбору)

  • «Маленькому виртуозу» Выпуск 4. Составитель А. Самонов.

Издательство «Советский композитор», Москва, 1986 г.

- «Мазурка» М. Глинка,

- «Канон» А. Скрябин,

- «Ларгетто» И. Стравинский,

- «Марш» С. Прокофьев.

- «Гавот» Д. Шостакович.


7 - 8 классы

  • «Пьесы для фортепиано». Выпуск 12. Составитель И. Худолей.

Издательство «Советский композитор», Москва, 1986 г.

- «Новелла» Д. Кабалевский,

- «Танец» Д. Шостакович,

- «Вальс» Б. Дварионас,

- «Пастораль» Б. Чайковский.

  • «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 2 класс»

Составители: Н. Любомудрова, К. Сорокин, А. Туманян.

Издательство «Музыка», Москва, 1985 г. (по выбору).

  • «Пьесы для фортепиано». Выпуск 4. Составитель Макарова.

Издательство «Советский композитор», Москва, 1973 г. (по выбору).

  • «Детская музыка» С. Прокофьев. Соч. 65

Издательство «Музыка», Москва, 1978 г. (по выбору).

  • «Фортепиано 5 класс». Редактор Б. Милич,

Издательство «Музична Украина», Киев, 1985 г.

- «Сладкая греза» П. Чайковский,

- «Вальс» Э. Григ,

- «Баба Яга» П. Чайковский,

- «Украинская песня» И. Беркович,

- «Скерцино» Раков.

«Фортепианная музыка для детей и юношества» Выпуск 8. Составитель Виткинд. Издательство «Музыка», Москва, 1986 г. (по выбору).

  • «Звуки мира» Выпуск 14. Составитель Бакулов. Издательство

«Советский композитор», Москва, 1987 г. (по выбору).

  • «Пьесы для фортепиано» Составители Дельнов, В. Натансон.

Издательство «Музыка», Москва, 1966 г. (по выбору).


Для поиска дополнительного музыкального материала, отражающего региональный компонент, предусматривается использование информационно-коммуникационных технологий.


Литература

  1. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.- Л.: Музыка, 1974

  2. Брянская Ф. Д. Навык игры с листа, его структура и принципы развития. //Вопросы фортепианной педагогики.// Выпуск 4. М.: Музыка, 1976

  3. Брянская Ф. Д. Навык игры с листа и принцип его формирования. //Ребенок за роялем.// - М.: Музыка, 1981

  4. Верхолаз Р. А. Вопросы методики чтения нот с листа.- М.: Музыка, 1960

  5. Готлиб А. Д. Заметки о чтении с листа. - Советская музыка, 1958

  6. Цыпин Г. М. О чтении с листа в практической деятельности учителя. //Музыкальное воспитание в школе.// Составитель О. А. Апраксина. Выпуск 10. - М.: Музыка, 1975


© 2010-2022