Календарно-тематчиеское планирование по предмету Музыка для 3-4 классов

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» ДЛЯ 3 КЛАССА

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель Киргизова Л. В.

№ урока

Дата

Тема урока

Практическая часть

Основные виды деятельности учащихся (УУД)

Контроль

I четверть 9 ч

  1. «Россия - Родина моя» - 5 ч

В результате изучения раздела ученик должен

Базовый уровень

Повышенный уровень

знать

Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.

Знать образы родной природы в романсах русских композиторов.

Знать жанры музыки: кант, народная песня, кантата, опера.

Понимать приемы развития и особенности музыкального языка.

Знать музыкальные и живописные пейзажи (форма - композиция).

уметь

Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Петь мелодии с ориентаций на нотную запись.

Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.


1.

Мелодия - душа музыки.

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.).

Определять средства музыкальной выразительности.

2.

Природа и музыка (романс). Звучащие картины.

Подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке.

Выявлять жанровое начало музыки.

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.


3.

Виват, Россия! (кант). Наша слава - русская держава.

Исполнение песен о Родине.

Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей.

Определять особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов.

4.

Кантата «Александр Невский».

Знать характерные особенности музыкального языка великих композиторов.


5.

Опера «Иван Сусанин». Да будет вовеки веков сильна…

Знать характерные особенности колокольных звонов - благовест. Выявлять отличительные черты русской музыки

Уметь выявлять жанровое начало музыки.


  1. «День, полный событий» - 4 ч

В результате изучения раздела ученик должен

Базовый уровень

Повышенный уровень

знать

Знать жанры музыки: инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет.


Понимать стили музыки композиторов (П. Чайковский. С. Прокофьев. М. Мусоргский. Э. Григ).

уметь

Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.

Разрабатывать сценарии отдельных сочинений

программного характера, разрывать их и исполнять во время досуга.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.

Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.

6.


Утро. Вечер. Посещение Концертного зала Смоленской областной филармонии им. М.И. Глинки.

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.


7.

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Музыкальная скороговорка.

Уметь видеть многообразие музыкальных сочинений.

Выявление жанровых признаков, зерна-интонации.

8.

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке.

Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений.

Понимать характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П.


9.

Обобщающий урок 1 четверти.

Исполнение песен 1 четверти.

Знать отличительные черты русской музыки.

Определять жанры музыки (песня, танец, марш).

Выявлять особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов.

Обобщающий урок 1 четверти.

  1. четверть 7 ч

III. «О России петь - что стремиться в храм» - 3 ч

В результате изучения раздела ученик должен

Базовый уровень

Повышенный уровень

знать

Знакомство с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.

Знакомство с праздниками Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим. Крещение Руси (988 г.).

Знакомство с образами Богородицы, Девы Марин, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Слушание песен и хоров современных композиторов, воспевающих красоту материнства, любовь, добро.

уметь

Определять обратный строй музыки с помощью «словаря эмоций».

Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

10.

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!

Определять отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие.

11.


Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!

Исполнение народных песен духовного содержания.

Определять характер музыки, выражающий чувства художника.

Уметь характеризовать духовную музыку.

Знать специфику воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки.


12.

Вербное Воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

Знакомиться с праздниками Православной церкви.

Сравнивать баллады, величания, молитвы и выявлять их интонационно-образное родство.


IV. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 5 ч

В результате изучения раздела ученик должен

Базовый уровень

Повышенный уровень

знать

Понимать термин: былины.

Знать образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель).

Знать народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.

Понимать особенности повествования (мелодика и ритмика былин).

Знать имитацию тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.

уметь

Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Принимать участие в традиционных праздниках народов России.

Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.


13.

14.

Настрою гусельки на старинный лад…(былины). Былина о Садко и Морской царевне.

«Разыгрывание» песни по ролям.

Определять характер былин.

Сопоставлять зрительный ряд с музыкальным воплощением былин.

15.

Певцы русской старины (Баян.Садко). Лель мой, лель…

Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов с танцевальными движениями.

Знать содержание, особенности исполнения народных певцов русской старины - гусляров


16.

Обобщающий урок II четверти.

Исполнение новогодних песен.

Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора.

Обобщающий урок 2 четверти.

3 четверть 10 ч

17.


Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

Выявлять характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен.


V. «В музыкальном театре» - 6 ч

В результате изучения раздела ученик должен

Базовый уровень

Повышенный уровень

знать

Знать сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.

Знакомство с жанром музыки: мюзикл.

Знать особенности музыкального языка, манеры исполнения в мюзикле.

Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей

уметь

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.)

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.


18.



Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра.

Знакомиться с разновидностями голосов /баритон, сопрано, бас/. Составлять характеристику главного героя, сравнивать его поэтический и музыкальный образ.

Знать составные элементы оперы: ария, каватина.

19.



Опера «Орфей и Эвридика».

Видеть контраст добра и зла в музыке.

Познакомиться с древними мифами.

20.

21.


Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

Полна чудес могучая природа…В заповедном лесу.

Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.).

Услышать контраст в музыке.

Проследить развитие оперных персонажей.


22.


«Океан - море синее». Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу.

Моделирование музыки. Графическое изображение.

Сочинять сюжет в соответствии с развитием музыки.


23.


В современных ритмах (мюзиклы).

Исполнять песни о маме.

Знать основные понятия: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.

VI. «В концертном зале» - 6 ч

В результате изучения раздела ученик должен

Базовый уровень

Повышенный уровень

знать

Знать музыкальные инструменты: скрипка, флейта, их исполнительские возможности.

Знакомство с жанром музыки: инструментальный концерт (диалог солиста и оркестра).

Знать различные стилевые особенности музыки.

Знать выдающихся скрипичных мастеров и исполнителей. Знать особенности музыкальной драматургии инструментального концерта (музыкальная форма).

уметь

Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Различать на слух старинную и современную музыку.

Узнавать тембры музыкальных инструментов.

Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей


Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.


24.


Музыкальное состязание (концерт).

Наблюдать за вариационным развитием народной темы в жанре концерта.


25.


Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

Знать инструменты симфонического оркестра.


26.


Обобщающий урок III четверти.

Узнавать тембры инструментов. Сопоставлять различные музыкальные образы.

Обобщающий урок 3 четверти.

IVчетверть 8 ч

27.


Музыкальные инструменты (скрипка).

Уметь в музыке услышать близость народной песне.

28.


Сюита «Пер Гюнт». С транствия Пера Гюнта. Севера песнь родная.

Сопоставлять части сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.


29.


«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена.

Дирижирование оркестром.

Исполнение патриотических песен.

Выявлять стилистические особенности музыкального языка Л.Бетховена.


VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5 ч

В результате изучения раздела ученик должен

Базовый уровень

Повышенный уровень

знать

Знать роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений.

Знакомство с жанром музыки XX века - джаз. Знакомство с особенностями мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки, импровизацией как основой джаза.

Понимать термин: симфоджаз.

Ода как жанр литературного и музыкального творчества.

Понимать сходство и различия музыкальной речи разных композиторов.

Слушать музыкальные иллюстрации Г. Свиридова.

Знать известных джазовых музыкантов-исполнителей.

Понимать жанровую общность оды, канта, гимна.

уметь

Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.

Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.

Различать характерные черты языка современной музыки.

Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.

Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.

Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.

Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.


30.


Чудо-музыка. Острый ритм - ритм джаза.

Исполнение джазовых ритмов.

Знакомиться с разновидностями, особенностями джазовой музыки.

Определять характерные элементы джазовой музыки.

31.

Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева.

Вокальная импровизация.

Выявлять стилистические особенности музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева.


32.


Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский).

Ролевая игра «Играем в дирижера».

Знать значение музыки в жизни человека, великую силу искусства.


33.


Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

Слушание и исполнение Гимна России.

Знать характерные черты гимна.

Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 классов.

34.


Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок-концерт.

Программа концерта для родителей по желанию учителя и учащихся.

Заключительный урок-концерт.











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» ДЛЯ 4 КЛАССА

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель Киргизова Л. В.

№ урока

Дата

Тема урока

Практическая часть

Основные виды деятельности учащихся (УУД)

Контроль

  1. четверть 9 часов

  1. «Россия - Родина моя» - 3 ч

В результате изучения раздела ученик должен

Базовый уровень

Повышенный уровень

знать

Понимать общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества.

Знать многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.

Знать особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения народных песен.

Уметь

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании.

Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Исследовать, выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.

Импровизировать на заданные тексты.

Подбирать ассоциативные ряды художественным проведениям различных видов искусства.


1.

Мелодия. Ты запой мне эту песню.

Подобрать стихи о родном крае.

Уметь выделять мелодию, как главное выразительное средство музыки.

2.

Как сложили песню. Звучащие картины.

Исполнение народных песен.

Знать особенности русской народной песни, уметь определять жанры русских народных песен.


3.

Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!

Исполнение песен о Родине.

Определять музыкальную интонацию как основу музыкального искусства, отличающую его от других искусств.


«О России петь - что стремиться в храм» - 1 ч

В результате изучения раздела ученик должен

Базовый уровень

Повышенный уровень

знать

Знакомство со святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием - создателями славянской письменности.

Знать религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание).

Знакомство с Праздниками Русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника.


Знать особенности мелодики, ритма, исполнения религиозных песнопений.

Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.

Уметь

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

Сочинять мелодии на поэтические тексты.

Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях.


4.

Святые земли Русской:

князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец.

Знакомиться со святыми земли Русской.

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного творчества.


  1. «День, полный событий» - 5 ч

В результате изучения раздела ученик должен

Базовый уровень

Повышенный уровень

знать

Знать музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов и А.С. Пушкина.

Знакомство с песенной поэзий А.С. Пушкина.

Уметь

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.).

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений.

Распознавать их художественный смысл.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.


5.


«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…».

Работа в творческой тетради.

Выявлять общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Знать понятие тембра и регистра.

6.

«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.

Посещение Концертного зала Смоленской областной филармонии им. М.И. Глинки.

Сравнивать музыкальный и литературный образы.


7.

Ярмарочное гуляние. Святогорский монастырь.

«Разыгрывание» народной песни.

Знать отличительные особенности жанра романса.

Знать народные музыкальные традиции Отечества.


8.

«Приют, сияньем муз одетый…».

Сравнивать музыкальный и литературный образы.


9.

Обобщающий урок 1 четверти.

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение.

Обобщающий урок 1 четверти.

2 четверть 7 ч

  1. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 2 ч

В результате изучения раздела ученик должен

Базовый уровень

Повышенный уровень

знать

Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.

Знать сюжеты, образы, жанры народных песен. Знать приемы развития: повтор, контраст, вариационность.

Знать мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах.

уметь

Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Исследовать историю создания музыкальных инструментов.

Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты.

Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения.

Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений.

10.

Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов с танцевальными движениями.

Выявлять основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.


11.


Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей», белорусская народная сказка.

Демонстрация знаний о русских народных музыкальных инструментах.

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Тест «Инструменты русского народного оркестра»

  1. «В концертном зале» - 5 ч

В результате изучения раздела ученик должен

Базовый уровень

Повышенный уровень

знать

Знать различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки.

Знакомство с музыкальными инструментами: виолончель, скрипка.

Понимать интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота).

Знать известных дирижеров и исполнительские коллективы.

уметь

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов

Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.

Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании. импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.

Корректировать собственное исполнение.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.


12.

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

Определять формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

Знать особенности стиля рококо в искусстве.

13.


Старый замок. Счастье в сирени живет…

Подбор рисунков к произведению «Картинки с выставки».

Определить образное содержание, характер и настроение музыки.

Рассуждать о выразительности и изобразительности музыкальных произведений.


14.

Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

Использование танцевальных движений в пластическом

интонировании.

Размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

15.

Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра.

Видеть интернациональность музыкального языка.

Определять специфику деятельности композитора.


16.

Обобщающий урок II четверти.

Исполнение новогодних песен.

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений.

Обобщающий урок 2 четверти.

3 четверть 10 ч

«День полный событий» - 1 ч

17.


Зимнее утро, зимний вечер.


  1. «В музыкальном театре» - 6 ч

В результате изучения раздела ученик должен

Базовый уровень

Повышенный уровень

знать

Знать основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Знакомство с жанрами легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.

Знать особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского.

Понимать, что такое орнаментальная мелодика.

уметь

Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности.

Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках.

Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты.


18.


Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…(III действие).

Исполнение песен о маме.

Слышать интонации народной польской и русской музыки. Определять содержание арии Сусанина, форму и характер музыки.

19.


Сцена в лесу (IV действие).

Работа в творческой тетради.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты.

Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.


20.


Исходила младешенька.

Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.

Тест «Инструменты симфонического оркестра».

21.


Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Слышать интонационное своеобразие музыки других народов.

Определять своеобразный колорит, орнамент восточной музыки.


22.


Балет «Петрушка».

Театрализация отрывков балета.

Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусства.


23.


Театр музыкальной комедии.

Исполнение тем мюзикла «Звуки музыки».

Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.


  1. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3 ч

В результате изучения раздела ученик должен

Базовый уровень

Повышенный уровень

знать

Знать имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Понимать музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.).

Знакомство с инструментом: гитара и интонационной выразительностью ее музыкальной речи (народная песня, романс, шедевры классики, Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.джазовая импровизация, авторская песня).

Знать сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов: обработка, переложение, импровизация.

уметь

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе).

Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.

Оценивать свою творческую деятельность.

Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений.

Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку.

24.


Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в данной теме.

25.


Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике.

Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Тест «Инструменты симфонического оркестра».

26.


Обобщающий урок III четверти.

Понимать музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.).

Обобщающий урок 3 четверти.

4 четверть 8 ч

«О России петь, что стремиться в храм» - 3 ч

В результате изучения раздела ученик должен

Базовый уровень

Повышенный уровень

знать

Знать религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание).

Знать особенности мелодики, ритма, исполнения религиозных песнопений.

Уметь

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

Сочинять мелодии на поэтические тексты.

Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях.


27.



Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.

Знать и понимать народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции.

28.


Родной обычай старины. Светлый праздник.

Коллективное исполнение патриотических песен.

Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Ссравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.


29.


Кирилл и Мефодий.

Работа в творческой тетради.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и др. видами искусства.


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1 ч

В результате изучения раздела ученик должен

Базовый уровень

Повышенный уровень

знать

Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников (Троица).

Знать сюжеты, образы, жанры народных песен. Знать приемы развития: повтор, контраст, вариационность.

Знать мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах.

уметь

Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Исследовать историю создания музыкальных инструментов.

Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты.

Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения.

Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений.

30.


Народные праздники. «Троица».

«Разыгрывание» народной песни.

Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 4 ч

В результате изучения раздела ученик должен

Базовый уровень

Повышенный уровень

знать

Знать имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Знать сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов

уметь

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе).

Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.

Оценивать свою творческую деятельность.

Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений.

Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку.

31.

1

В интонации спрятан человек.

Знать и понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

32.

1

Музыкальный сказочник.

Театрализация музыкальной сказки.

Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.


33.

1

Рассвет на Москве-реке.

Работа в творческой тетради.

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности.

Тест «Термины музыкальной речи».

34.

1

Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок-концерт.

Программа концерта для родителей по желанию учителя и учащихся.

Заключительный урок-концерт.



© 2010-2022