• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП на тему Неоконченная симфония Ф. Шуберта (3 класс)

Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП на тему Неоконченная симфония Ф. Шуберта (3 класс)

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

по учебному предмету «Музыкальная литература»

3 класс (5-летний курс обучения) ДПОП

преподаватель Белобородова Виктория Викторовна

МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»



Тема: «Неоконченная» симфония Ф. Шуберта

Цель: познакомить обучающихся с симфонией си минор «Неоконченной» Ф. Шуберта

Задачи: 1. Образовательная:

Опрос домашнего задания, викторина по фортепианным сочинениям Ф. Шуберта.

Симфония си минор «Неоконченная» - год издания, первое ее исполнение, форма, тематизм симфонии. Разбор I и II части симфонии: ритм, характер, тональность, инструменты, которую исполняют основные темы.

Дать понятие симфония.

Слушание основных тем Симфонии си минор: I ч. - вступление, г.п., п.п., II ч. - 2 темы.

2.Воспитательная: вызвать чувство эмоциональной отзывчивости у обучающихся на музыкальные образы в «Неоконченной» симфонии Ф. Шуберта.

3.Развивающая: слух, ритм, память, мышление, речь.

Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, музыкального обобщения.

Оборудование: ноутбук.

Использование ИКТ: Кушнир М.Б. Аудиопособие для учебных заведений. Музыка зарубежных стран. - М.: Музыкальный Издательский Дом ЛАНДГРАФ, 2007.

Использование ЭОР: classic-music.ru

audiopoisk.com/track/franc-6...

Название ресурса: Тематическая подборка материала

Список методической и используемой литературы

1.Дмитриева Л.В., Лазарева И.А., Казанцева И.В. Программа учебного предмета ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» для учащихся 1 - 5 классов. - Срок реализации - 5 лет. - Усть-Ордынский, 2015.

2.Шорникова М. Музыкальная литература: Развитие западно-европейской музыки. Второй год обучения. Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

4.И. Прохорова. Музыкальная литература зарубежных стран для 5 класса ДМШ. - М.: «Музыка», 1990.

5.Ю.Булучевский, В. Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - 10-е изд. - Л.: «Музыка», 1990.

Наглядные пособия

Портрет композитора Франца Шуберта. Нотные примеры основных тем. Картинки с музыкальными инструментами: струнные, деревянно-духовые.

Ход урока

1.Опрос домашнего задания по теме: Фортепианные сочинения Ф. Шуберта, викторина (Вальс си минор, «Военный марш», «Музыкальный момент» фа минор, Экспромт Ми-бемоль мажор).

2.Ф. Шуберт «Неоконченная симфония» си минор.

Cимфония в переводе с греческого означает - созвучие. Это произведение для оркестра, написанное в форме сонатного цикла.

Симфония си минор написана Шубертом в 1822 году, в период наивысшего расцвета его таланта. Это восьмая по счету симфония (всего Шубертом написано 9 симфоний, одна из них утеряна). Она получила название «Неоконченная», т.к. имеет всего две части. В противоположность героической симфонии № 5 Бетховена это произведение лирическое. Все темы симфонии Шуберта имеют песенный характер, в чем сказалось влияние его собственного вокального творчества.

Впервые симфония была исполнена в декабре 1865 года - через 43 года после ее создания. В то время, когда Шуберт писал эту симфонию, он уже был известен как автор прекрасных песен и фортепианных пьес. Но ни одна из написанных им симфоний не была публично исполнена. Симфония си минор создавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже - в партитуре.

В фортепианном варианте сохранились наброски трех частей, но в партитуре композитор записал только две. Поэтому впоследствии она получила название «Неоконченной».

«Неоконченная» симфония - открыла дорогу романтизму. В симфоническую музыку вошла новая тема - внутренний мир человека, который ощущает свой разлад с окружающей средой.

Первая часть написана в форме сонатного allegro, темп - Allegro moderato.

Главной партии предшествует вступление, полное скрытой, затаенной тревоги. Тема вступления имеет песенно-декламационный характер. Она звучит приглушенно и таинственно у виолончелей и контрабасов в низком регистре (слушание):

Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП на тему Неоконченная симфония Ф. Шуберта (3 класс)

В симфонии Гайдна «С тремоло литавр» также было вступление. Своим медленным вступлением и несколько таинственным звучанием оно оттеняло жизнерадостную музыку allegro. Здесь вступление имеет другое значение - это уже начало повествования.

Главная партия звучит в том же умеренно быстром темпе. Гобои и кларнеты «поют» нежную, лирическую, грустно-задумчивую мелодию (слушание):

Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП на тему Неоконченная симфония Ф. Шуберта (3 класс)

Беспокойное сопровождение струнных инструментов сохраняет чувство тревоги, выраженное в начале симфонии. Как и в песнях Шуберта, сопровождение, фон «опережает» основную мелодию, предваряет ее настроение.

Побочная партия также песенна. Эту вторую песню «поют» виолончели с их густым мягким тембром. Оживленный ритм мелодии, синкопированное сопровождение придают побочной партии танцевальный характер. Тема звучит в соль мажоре (тональность VI ступени к си минору). Из-за отсутствия перехода происходит непосредственное, красочное сопоставление тональностей (слушание):

Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП на тему Неоконченная симфония Ф. Шуберта (3 класс)

Разработка построена на теме вступления. Частые акценты, резкие смены силы звука, беспокойно пульсирующий фон создает остроту, порывистость и огромную напряженность звучания. Музыкальное развитие достигает колоссальной кульминации. В момент кульминации звучность оркестра усиливается благодаря вступлению тромбонов.

Наступает реприза. В том же порядке, что и в экспозиции, звучат главная и побочная темы. Все пережитое прячется от людского взора, уходит вглубь. И только заключение первой части, где вновь появляется тема вступления, напоминает о тревоге и смятении чувств, так бурно прорвавшихся в разработке.

Вторая часть - Andante con moto (неторопливо, с движением), мир других образов. В ее основе 2 темы. Обе лирические. Лирика здесь особенно искренняя, возвышенная. Это поиски новых, светлых сторон жизни, примиренность с ней. Как будто герой, переживший душевную трагедию, ищет успокоения. В противоположность первой части, вторая часть в целом имеет светлый характер. Минор второй темы проходит «бесследно». Но есть и общие черты. Обе темы Andante песенны. А синкопированный ритм танцевальной второй темы сближает ее с побочной партией первой части (слушание).

Очень эффектно завершает композитор симфонию: постепенно затухает, растворяется начальная тема. Возвращается тишина…

Существует набросок третьей части симфонии си минор - решительной, волевой. Шубертом закончены лишь две части симфонии. Очевидно, ее замысел не потребовал традиционного четырехчастного цикла.

«Неоконченная» симфония песенна по тематике, ее отличают красочные гармонии, иные, чем у венских классиков, приемы тематической разработки. Выделяет симфонию и фактура изложения, напоминающая песню с сопровождением. Отсюда своеобразное звучание оркестра, когда солирующие голоса получают роль «поющих» голосов. Все это открыло новые пути для развития жанра романтической симфонии у других композиторов.

Долгие годы симфония находилась у друга Шуберта А. Хюттенбреннера. И лишь в 1865 году впервые исполнена дирижером Иоганном Хербеком. С тех пор «Неоконченная симфония» Шуберта неизменно украшает концертные программы.

Д/З

1.Составить 7 вопросов письменно по симфонии си минор Шуберта.

2.Поготовиться к викторине и письменному опросу по симфонии.



© 2010-2022