- Преподавателю
- Музыка
- Анатация на песню: «Ой, вы ветры – ветерочки» Слова В. Бокова Обработка Н. Кутузова
Анатация на песню: «Ой, вы ветры – ветерочки» Слова В. Бокова Обработка Н. Кутузова
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Водолажская Н.А. |
Дата | 13.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Управление культуры Белгородской области
ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт
культуры и искусств»
Факультет музыкального творчества
Кафедра искусства народного пения
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисцеплине «Практическое руководство хоровым коллективом.
Управление народным хором»
«Ой, вы ветры - ветерочки»
Слова В. Бокова Обработка Н. Кутузова
Выполнила:
студентка группы 24 ИНП
заочной формы обучения
Водолажская Н.А.
Руководитель:
доцент кафедры искусства
народного пения
Копылова Л. А.
Белгород, 2014
Работа дирижёра над партитурой
Руководитель хорового коллектива должен знать:
-
виды репетиционной работы с коллективом;
-
закономерности и особенности хорового пения (вокальные и технические возможности хора, художественно выразительное исполнение элементы хоровой звучности)
-
типы и виды хоровых партитур;
-
систему отбора дирижёрских жестов для технического и выразительного освоения произведения;
-
Основные этапы работы над хоровой партитурой;
-
Особенности изучения хоровых произведений различных жанров и стилей.
Сведения о произведении:
-
Сведения о композиторе
Николай Васильевич Кутузов, Народный артист СССР, композитор, лауреат Государственной премии России им. М.Глинки, профессор, которому в 2011 году исполнилось 85 лет, возглавляет сегодня Академический хор русской песни. С коллективом, в который он был приглашен хормейстером (1950), а позже (1954) был назначен его художественным руководителем, связана вся творческая деятельность этого выдающегося мастера.
Русская песня, ее художественная и нравственная ценность, ее неповторимое индивидуальное звучание, стала основой репертуара коллектива. Н.В. Кутузов подготовил с хором целые фольклорные пласты Архангельской, Вологодской, Московской, Рязанской, Смоленской, Курской, Брянской, Орловской, Белгородской областей России, Сибири, Урала, Волги, Дона. В этих программах он выступает как талантливый интерпретатор и автор более 300 обработок народных песен.
Среди авторских произведений, созданных композитором для хора, значительное место занимают песни патриотического звучания «Люблю тебя, моя Россия», «Баллада о двух солдатах», «Родина Победы», «Сердце, опаленное огнем». Сердечностью и теплотой проникнуты песни Кутузова о родной природе - «Русская береза» (сл. Д.Кудрявцева), «Выхожу поутру на поля» (сл. С.Хакима), «Сибирская яблонька» (сл. В.Бокова). Кутузов не ограничивается использованием в своем творчестве народно - песенных интонаций. Он опирается также на стилистику бытового романса. В своих сочинениях композитору удалось воплотить чувство собственного достоинства нашего народа, его гордость за бессмертные героические подвиги в годы войны, раскрыть широту души русских людей.
В репертуаре хора значительное место занимают произведения известных российских композиторов А.Новикова, С.Туликова, А.Пахмутовой, А. Аверкина, Р.Бойко, Г.Пономаренко и др.
Тесная дружба связывает композитора с Людмилой Зыкиной. В последние годы Академический хор и его руководитель постоянно участвствовали в совместных концертах, проходящих в престижных залах Москвы.
Николай Кутузов является автором передач известного радиоцикла «России звонкие края». Открытый, доверительный, искренне заинтересованный тон этих программ на долгие годы снискал любовь слушателей и принес в 1982 году заслуженную награду ее создателю - Государственную премию России им. М.Глинки.
С 1975 года Николай Кутузов возглавляет кафедру хорового дирижирования в Государственном музыкально - педагогическом институте им. Гнесиных (ныне Российская Академия музыки им. Гнесиных). Многие годы он избирался председателем правления Всероссийского музыкального общества.
Педагог, просветитель, композитор, организатор, дирижер Николай Васильевич Кутузов и сегодня ищет новые формы творческого самовыражения, чувствует свою ответственность перед современной музыкальной культурой.
-
Сведения об авторе текста
Боков Виктор Федорович (р. 6[19].09.1914), поэт, песенник, собиратель фольклора. Родился в деревне Язвицы, Александровского уезда Владимирской обл., ныне Загорский район Московской области, в семье крестьянина. Учился в Загорском педагогическом техникуме, работал токарем, зоотехником; служил в армии. В 1938 окончил Литературный институт.
Стихи начал писать рано; первое стихотворение опубликовано в загорской газете «Вперед»; с 1935 его стихи и рассказы стали появляться в журналах «Колхозные ребята», «Дружные ребята». В стихах Бокова ощутимо творческое осмысление традиций А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, Н. А. Клюева, С. А. Есенина, А. Т. Твардовского и М. В. Исаковского, в первую очередь - в использовании поэтических возможностей русского фольклора. Первым главным учителем Бокова был и остается фольклор - песня, частушка, сказка, пословица, загадка. Своими «боевыми помощниками» поэт по сей день считает балалайку, гармонь, гитару.
В. Боков - один из серьезнейших собирателей и творцов современной народной частушки. Ему принадлежит заслуга издания антологии «Русская частушка» (Л., 1950). Сотрудничество с известными собирателями русского фольклора, поездки в фольклорные экспедиции на Рязанщину, на Волгу, в Вологодскую и Воронежскую области убедили Бокова в неисчерпаемости, глубине и поэтичности народного творчества, в плодотворности освоения его традиций.
Песни на стихи Бокова - это особый пласт современной народной культуры. В них поэт настолько приблизился к народному миропониманию, что они уже стали неотделимы от времени, в которое были созданы и зазвучали (50-60-е) годы: «Выходил на поля молодой агроном…», «Гляжу в поля просторные…», «На побывку едет…», «В чистом поле ясный месяц…», «Чтобы сердце было радо…», «Я назову тебя зоренькой…», «Оренбургский пуховый платок». Песни В. Бокова органично соединяют озорство, юмор частушек и распев русских лирических протяжных песен.
Стихи Бокова обращены к тем первоосновам бытия, о которых часто забывают за суетой буден: вкус хлеба, воды, воздуха, бесконечность дорог и неповторимая прелесть «малой родины». Именно эти ценности в его стихах задают ритм, определяют смысл, направляют ход мысли (стих. «Луга России меня спросили…», «Не губите реченьку…», «Женщины белье полощут…» из цикла «Отчие просторы»; «Весеннее небо выстирано…», «Черный хлеб», «У метели рукава горностаевые…» из цикла «Закрома»; «Сказка снега», «Снегирь» из цикла «Снега России» и др.).
Поэзия В. Бокова охватывает различные жанры поэзии: патриотического содержания, лирического, шуточного, в которых звучит тема любви к Родине, родному краю, природе.
Поэтическому творчеству В. Бокова проявляли интерес многие композиторы, в результате чего были написаны следующие произведения сольного и хорового характера: Н. Пономаренко - «Я кланяюсь России», «Оренбургский пуховый платок», «Колокольчик», «Я назову тебя зоренькой», «Я люблю снега России»; Ф. Маслова - «Гляжу в поля просторные», «В один прекрасный день»; А. Аверкина - «На побывку едет»; Н. Кутузова - «Ой, вы ветры - ветерочки», «Замело, занесло», «Стану я черёмухой» и многие другие.
-
Жанровые и стилевые особенности
свадебной песни , русского севера.
«Ой, вы ветры - ветерочки»
Свадебные обряды как составная части обычаев и традиций связаны с психологией народа, с его социальной практикой, поэтическим творчеством. Во время исполнения свадебных: ритуалов закреплялись определенные нормы и правила поведения. В них: проявилась народная мудрость, нашедшая словесное выражение в сопровождавших их произведенияхустного поэтического
творчества. Русская свадьба - часть народной культуры, в ней отразились в гармоничном сочетании элементы словесно-поэтического, музыкального, хореографического и драматического искусств.
На Руси свадьбы игрались с древних пор. В каждой местности существовал свой обычай свадебных действий, причитаний , песен приговоров. Но при всём бесконечном многообразии свадьбы игрались по одним и тем же законам. Поэтическая свадебная действительность трансформирует происходящие в фантастически-сказочный мир. Как в сказке все образы разнообразны, так и сам обряд интерпретированный, предстаёт своеобразной сказкой. Свадьба, является одним из самых значительных событий человеческой жизни на Руси, требовала празднично-торжественного обрамления. И если прочувствовать все обряды и песни, углубившись в этот фантастический свадебный мир , можно познать щемящую красоту этого ритуала. Останутся «за кадром» красочные одежды, гремящий колокольцами свадебный поезд, многоголосный хор «песельниц» и заунывные мелодии причитаний, звуки свиррестелей и гуделок, гармоний и балалаек- но сама поэзия свадьбы воскрешает- боль ухода из родительского дома и высокую радость праздничного состояния души-Любви.
Но свадьба севера значительно отличалась от свадьбы юга Росии. Если на юге свадьба - праздник, то на севере свадьба-похороны. Не всегда девушка знала будущего супруга, знакомство с ним могло состояться только на свадьбе. Прощание с девичий волей, с родным домом, очень волновало будующую невесту. Вот откуда в традиции северных свадеб берутся причитания, ими пронизана вся свадьба.
Рассматриваемый хор в обработке Н. Кутузова выполнен в стиле русской народной песни. На это указывает как форма произведения - куплетная с элементами вариационности, запев - хоровой подхват, метроритм переменного характера. На протяжении всего произведения в качестве припева звучат припевки: «Алилей, лёли, лёли…», которые очень характерны для южнорусской песенной традиции (Воронежская область, Белгородская область, Курская область). Данное произведение можно отнести к хороводному жанру - одному из наиболее своеобразных жанров русского народного песенного творчества синтетического характера, сочетающий в себе поэзию и музыку с театрально-драматическими элементами и хореографией. Хороводы представляли собой массовое игровое действие с преимущественной ролью молодежи. Отсюда - ярко выраженный характер хороводных песен, воплощение в них жизнеутверждающего мировоззрения.
Музыкально - теоретический анализ
Форма - стихотворно- вариационная. Стих состоит из двух строф:
Первая строфа - запев: «Ой, вы ветры -ветерочки, полудённы вихорёчки…»
Вторая строфа - припев: «Алилей, лёли, лёли, лёли…»
Тональность - d - moll (ре минор натуральный).
Начинается произведение с тоники «ре», оканчивается квинтсекстаккордом 2 ступени:
Метр - переменный, выраженный сложносмешанным размером 5/4, дирижируемый по схеме 3+2, а также четырёхдольным размером 4/4.
Фактура - способ изложения произведения на включает в себя монодическое изложение - одноголосное (запев), двухголосное, аккордово-гармонический склад изложения, подголосочную полифонию.
Тесситура:
- в женской группе голосоведение сопрано и альтов, в основном, проходит в средней тесситуре;
- соло солистки в 6 и 7 куплетах - исполняется в высокой тесситуре:
- в мужской группе тенора и басы поют в средней и высокой тесситуре:
Ритмическая структура произведения - построена на длительностях:
В припеве присутствует пунктирный ритм:
Интервальное строение партий по горизонтали и вертикали:
По горизонтали:
Сопрановая и альтовая партии построены на следующих интервальных соотношениях: секунды и терции , в сольном подголоске присутствуют кварты и квинты: В мужской партии также секунды, терции и кварты:
По вертикали:
В женской партии основу составляют терции, в шестом и седьмом куплетах подголосочное соло составляет с основными голосами октаву:
В мужской партии также основу составляют терции, но также присутствуют и секунды, кварты и септимы
Функциональное строение хоровой партитуры:
Вокально - хоровой анализ
Обработка сделана для 4-х голосового хора с солистом без сопровождения С.А.Т.Б.
Диапазон хора и партий:
Сопрано _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Альт
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тенор
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Бас
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тесситура - исходя из диапазона хоровых партий , тесситура удобная, в основном использыется средняя с элементами высокой. Дыхание -глуболкое, спокойное, цепное. Атака звука -характерна для атаки причетания- мягкая, в кульминационных моментах. Начало неторопливо и масково на « .» Ой вы ветры ветерочки, полудёны вихоречки.
Второй куплет начало на « .» Вы не дуйте не бушуйте, сине море не волнуйте.
И уже припев «..Алилей, лёли,лёли….» на « .»
Третий куплет начинаетчя так же с « .» Сине море колыхливо, бела рыбица пуглива.
И уже припев «..Алилей, лёли,лёли….» на « .»
Четвёртый ,пятый, шестой, седьмой куплеты кульминация произведения исполняются на « .»
Припев на « .»
Восьмой,девятый ,десятый, одинадцатый куплеты на « .» и « .»
Трудности в исполнении произведения:
- интонационные: пение без сопровождения;
- чистота интонации зависит от музыкально - слуховых данных певцов, чувства мотивной интонации, основанной на интонировании устоев, неустоев мелодической линии, интервальном и гармоническом интонационном испонении, интонировании на одном звуке,
- ритма и чувства ритмической пульсации,
-дикционные (произношение гласных и согласных, основанных на правилах орфоэпии русского языка),
- использование в динамической и темповой агогики при создании художественного образа,
- акцентирование второй (слабой) доли (динамическое соотношение первой доли по отношению к акцентированной второй),
- длительное crescendo от p до mf в пределах двух тактов, (сине море колыхливо, белорыбица пуглива),
- создание художественного образа основано на средствах художественной выразительности (дикционной, интонационной, динамической, темповой, агогических компонентов.
Дирижёрские трудности:
- переменный метр,
- акцентирование слабой доли,
-динамическое разнообразие,
-наличие пунктирного ритма,
- показ вступлений, снятий,
- создание целостного художественного развития, представленного поэтического текста.
Приёмы работы с хором:
знакомство с произведением:
- общие сведения о произведении: композитор, автор слов, жанр и стилевые особеннсти,
- содержание (текстовой смысл, комментарии),
- иллюстрация (запись),
- прочтение текста хором с видением развития событий и отношения повествующей к происходящим действиям,учётом орфоэпии, длительностей, динамики, характера произведения, темпа, ритма,
- интонирование по партиям, соединения сопрано и альтов, теноров и басов, контролируя характер дыхания, атаки звука, позицию звука, интонирование, звуковедение, ритмический рисунок и ритмическую пульсацию,
- мотивная интонация (интонирование неустойчивых звуков и их зависимость по отношению к устойчивым, пение на одном звуке с тенденцией к повышению,
- контролировать позицию звука при исполнении интервалов в восходящем движении - сохраняется позиция нижнего звука, а в низходящем - верхнего,
- работа над вертикальным интонированием интервалов с соблюдением правил интонирования устоев и соустоев, сначала СА, потом ТБ, далее соединение в общехоровом звучании вне ритма, а затем в ритме САТБ - пение интервалов и аккордов ;
- работа над ритмом и ритмической пульсацией (на фоне пульсации хлопками произносить или пропевать по партиям и общехоровым составом, хлопки могут быть с темповой и динамической агогикой),
- работа над вокальной техникой (позиция звука, атака звука и её изменение; звуковедение - legato, nonlegato; тембральная окраска).
- передача художественного образа путём видения развивающихся событий, данного произведения и восприятия повествующего о них лица (девушки).
Методы и приёмы работы над произведением в репетиционном процессе.
-
Знакомство с произведением:
-
Иллюстрация произведения;
-
Прослушивание записи произведения;
-
Игра партий руководителем коллектива с вокальным исполнением основной мелодической линии;
-
Исполнение одарёнными участниками хора(дуэт, трио) данного произведения;
-
Сведения о произведении:
-
О композиторе, авторе текста;
-
Жанровые, стилевые особенности;
-
Содержание (текстовой смысл с последующими комментариями);
-
Прочтение текста хором:
-
С учётом дикции и орфоэпии;
-
Ритмического рисунка;
-
Образности (используя динамику, образность).
-
Интонирование по партиям, контролируя интонационную сторону исполнения: ритмическую, вокальную.
-
Одновременное пропевание партий по группам голосов, контролируя чистоту интонации основанную на правилах тяготения неустойчивых ступеней лада в устойчивые. При этом контролировать исполнение партий (позицию звука, атаку звуковедения, ритмическую структуру, чувство ритмической кульминации.
Работа над ансамблем
Работа над ансамблем включает в себя несколько этапов :
-
Интонационный ансамбль- главная задача работа над мотивной интонацией, которая представляет собой тяготение неустойчивых звуков к устойчивым. На первом этапе работы над произведением мотивную интонацию нужно проработать с каждой партией в отдельности, так как каждая партия имеет свою мелодическою линию и по своему строению может значительно отличаться от другой. Соединяя партии, руководителю необходимо следить за тем, что бы ни одна партия не утратила свою значимость и индивидуальность в общехоровом звучании. Мотивную интонацию можно развить в прочтении поэтического и нотного текста, в процессе работы над дикцией.
-
Унисоновый ансамбль основывается на единстве вокальной техники: это единое дыхание (спокойное , глубокое), и единая атака звука ( мягкая но собранная и активная), единое формирование звука, его звуковедение, тембровая окраска, единая мотивная интонация.
-
Темпоритнический ансамбль. Для того чтобы исполднение произведения было ритмически организованным и слаженным, у хора должно быть единое чувство ритмической пульсации. Привить это чувство можно с помощью хлопков мерными долями во время пения, подчёркивая каждую долю колебания голоса, а так же дробление крупных длительностей на более мелкие.