Использование мультимедийных средств на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования


на тему: «_Использование мультимедийных средств на уроках музыки»




Курсы повышения квалификации по ИОЧ



ВБ: 09.11.2015г. 13.11.2015г.


«Проектирование учебного занятия

на основе современных информационных технологий»

(наименование курсов)

Выполнил(а): Кудрина Наталья Петровна

учитель музыки, Большеглушицкая

СОШ№2 «ОЦ»

Самара, 2015г.

Технологическая карта урока

Предмет

Музыка

Класс

6 класс, 3 четверть. Урок № 24

Тема урока

Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»

Планируемые результаты обучения:

Личностные, предметные, метапредметные.

Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности;

Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке.

Ресурс

Учебник «Музыка» 6 класс авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, аккордеон,

мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Цель урока

На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.

Тип урока

«Открытия» новых знаний.

Формы работы

Групповая, коллективная, индивидуальная.

Методы

Сравнительный, обобщения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный.

Этап урока

Деятельность учителя (с указанием действий ЭОР, например демонстрация)

Деятельность ученика

УУД

Время

1

Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Надеюсь, у вас хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течении всего урока. В результате совместных усилий, мы с вами поставим и достигнем цели нашего урока. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки. Итак, вперёд! За свершениями!

Слайд № 1

uslide.ru/muzika/11207-obrazi-simfonicheskoy-muziki.html

Личностные

Развитие эмоционально- нравственной отзывчивости.

5 минут

2

Мотивация и актуализация знаний

- Понятно, что они создали что то совместно. Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20-м. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение. А вот, что за музыкальное произведение создал Свиридов, и какое художественное произведение А.С Пушкина было положено в основу , об этом я вам кратенько расскажу.

СЛАЙД №2.

- В 1094 году к Г.В. Свиридову обратился известный в то время артист и кинорежиссёр В. Басов, приступивший к съёмкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Г. Свиридов сочинял только музыку текстовую. Какие жанры текстовой музыки вы знаете?

Слайд № 3

Ответы детей.

Регулятивные

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные: общеучебные-формулирование темы урока

3 минут

3

Открытие новых знаний

Г. Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ провинциальной России. Но, ребята, его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову , настроением. Музыка зазвучала, как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство, жизни.

Слайд №4, 5, 6

Г.Свиридов. Музыка к фильму помогает нам лучше понять образ героя, его чувства, переживания.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Познавательные

Учатся выделять специальную информацию из текста

Коммуникативные:

умение выражать мысли, управление поведением партнера

3 минуты

4

Первичное восприятие и усвоение нового материала.

- А теперь главный вопрос на данном этапе: как образовался этот новый опус: музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»? Не догадываетесь? Писал то он музыку для кинофильма, и тут вдруг единое музыкальное произведение, которое так интересно назвал композитор.

Слайд №7

Рассуждение детей.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Познавательные

Учатся выделять специальную информацию из текста

Коммуникативные:

умение выражать мысли, управление поведением партнера

15 минут

5

Самостоятельная творческая деятельность

Итак, мы подошли вплотную к самой музыке Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель». Открываем тетради, слушаем музыку и составляем синквейн для того, что бы определить: какую же картину изображает композитор в начале своей сюиты; с помощью каких средств музыкальной выразительности симфонический оркестр раскрывает образ первой пьесы.

Ученики работают в тетрадях. Составляют синквейн.

Познавательные:

логические-анализ, классификация

Регулятивные: самоконтроль т

5 мину

6

Физкультминутка

3 минут

7

Рефлексия деятельности

- Вот вы и пришли к общему мнению, что эту иллюстрацию можно назвать «Тройка и метель». И вы, ребята, почти угадали название этой пьесы. Г. Свиридов назвал её - «Тройка».

СЛАЙД №8.

-Ребята, с помощью каких средств выразительности композитор создал образ этой пьесы под название «Тройка».

- Как вы думаете , ребята, в этой пьесе рассказывается только о капризах природы? Что нового вы для себя узнали на этом уроке?

Какие открытия сделали для себя?

Вам было интересно?

А хотели бы вы узнать, какие дальше следуют пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова?

Сколько пьес нам осталось разобрать?

Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем вальсировать, маршировать, сопереживать… Но это всё будет на следующем уроке.

За активную работу на уроке получают оценки…

Ответы детей

Регулятивные:

Открытость учащихся в осмыслении своих действий

Личностные: формирование самооценки, самоуважения

5 минут

8

Информация о домашнем задании

Закончить работу в тетрадях.

3 минуты

9

Подведение итога

С какими новыми жанрами познакомились? Перечислите средства выразительности. Назовите два музыкальных образа, которые у нас получились от прослушанной музыки?

Лирический,

драматический. Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это даёт композитору воплотить через музыку образы литературных героев.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию уты

3 мин




Список научно-методической литературы.

  1. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  2. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  3. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  4. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  5. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  6. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  7. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  8. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  9. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  10. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  11. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  12. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  13. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  14. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  15. Большой энциклопедический словарь МУЗЫКА ред Г.В.Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  6. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.

  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  8. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  9. Песенные сборники.

  10. Соловьев В.М. «Золотая книга русской культуры» -М.: Белый город 2007.







© 2010-2022