- Преподавателю
- Музыка
- Использование мультимедийных средств на уроках музыки
Использование мультимедийных средств на уроках музыки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кудрина Н.П. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышение квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования
на тему: «_Использование мультимедийных средств на уроках музыки»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ВБ: 09.11.2015г. 13.11.2015г.
«Проектирование учебного занятия
на основе современных информационных технологий»
(наименование курсов)
Выполнил(а): Кудрина Наталья Петровна
учитель музыки, Большеглушицкая
СОШ№2 «ОЦ»
Самара, 2015г.
Технологическая карта урока
Предмет
Музыка
Класс
6 класс, 3 четверть. Урок № 24
Тема урока
Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»
Планируемые результаты обучения:
Личностные, предметные, метапредметные.
Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;
Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности;
Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке.
Ресурс
Учебник «Музыка» 6 класс авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, аккордеон,
мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
Цель урока
На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.
Тип урока
«Открытия» новых знаний.
Формы работы
Групповая, коллективная, индивидуальная.
Методы
Сравнительный, обобщения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный.
№
Этап урока
Деятельность учителя (с указанием действий ЭОР, например демонстрация)
Деятельность ученика
УУД
Время
1
Самоопределение к деятельности
- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Надеюсь, у вас хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течении всего урока. В результате совместных усилий, мы с вами поставим и достигнем цели нашего урока. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки. Итак, вперёд! За свершениями!
Слайд № 1
uslide.ru/muzika/11207-obrazi-simfonicheskoy-muziki.html
Личностные
Развитие эмоционально- нравственной отзывчивости.
5 минут
2
Мотивация и актуализация знаний
- Понятно, что они создали что то совместно. Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20-м. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение. А вот, что за музыкальное произведение создал Свиридов, и какое художественное произведение А.С Пушкина было положено в основу , об этом я вам кратенько расскажу.
СЛАЙД №2.
- В 1094 году к Г.В. Свиридову обратился известный в то время артист и кинорежиссёр В. Басов, приступивший к съёмкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Г. Свиридов сочинял только музыку текстовую. Какие жанры текстовой музыки вы знаете?
Слайд № 3
Ответы детей.
Регулятивные
Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
Познавательные: общеучебные-формулирование темы урока
3 минут
3
Открытие новых знаний
Г. Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ провинциальной России. Но, ребята, его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову , настроением. Музыка зазвучала, как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство, жизни.
Слайд №4, 5, 6
Г.Свиридов. Музыка к фильму помогает нам лучше понять образ героя, его чувства, переживания.
Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию
Познавательные
Учатся выделять специальную информацию из текста
Коммуникативные:
умение выражать мысли, управление поведением партнера
3 минуты
4
Первичное восприятие и усвоение нового материала.
- А теперь главный вопрос на данном этапе: как образовался этот новый опус: музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»? Не догадываетесь? Писал то он музыку для кинофильма, и тут вдруг единое музыкальное произведение, которое так интересно назвал композитор.
Слайд №7
Рассуждение детей.
Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию
Познавательные
Учатся выделять специальную информацию из текста
Коммуникативные:
умение выражать мысли, управление поведением партнера
15 минут
5
Самостоятельная творческая деятельность
Итак, мы подошли вплотную к самой музыке Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель». Открываем тетради, слушаем музыку и составляем синквейн для того, что бы определить: какую же картину изображает композитор в начале своей сюиты; с помощью каких средств музыкальной выразительности симфонический оркестр раскрывает образ первой пьесы.
Ученики работают в тетрадях. Составляют синквейн.
Познавательные:
логические-анализ, классификация
Регулятивные: самоконтроль т
5 мину
6
Физкультминутка
3 минут
7
Рефлексия деятельности
- Вот вы и пришли к общему мнению, что эту иллюстрацию можно назвать «Тройка и метель». И вы, ребята, почти угадали название этой пьесы. Г. Свиридов назвал её - «Тройка».
СЛАЙД №8.
-Ребята, с помощью каких средств выразительности композитор создал образ этой пьесы под название «Тройка».
- Как вы думаете , ребята, в этой пьесе рассказывается только о капризах природы? Что нового вы для себя узнали на этом уроке?
Какие открытия сделали для себя?
Вам было интересно?
А хотели бы вы узнать, какие дальше следуют пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова?
Сколько пьес нам осталось разобрать?
Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем вальсировать, маршировать, сопереживать… Но это всё будет на следующем уроке.
За активную работу на уроке получают оценки…
Ответы детей
Регулятивные:
Открытость учащихся в осмыслении своих действий
Личностные: формирование самооценки, самоуважения
5 минут
8
Информация о домашнем задании
Закончить работу в тетрадях.
3 минуты
9
Подведение итога
С какими новыми жанрами познакомились? Перечислите средства выразительности. Назовите два музыкальных образа, которые у нас получились от прослушанной музыки?
Лирический,
драматический. Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это даёт композитору воплотить через музыку образы литературных героев.
Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию уты
3 мин
Список научно-методической литературы.
-
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
-
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
-
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
-
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
-
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
-
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
-
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
-
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
-
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
-
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
-
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
-
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
-
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
-
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
-
Большой энциклопедический словарь МУЗЫКА ред Г.В.Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
-
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
-
Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
-
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
-
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
-
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
-
«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.
-
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
-
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
-
Песенные сборники.
-
Соловьев В.М. «Золотая книга русской культуры» -М.: Белый город 2007.