• Преподавателю
  • Музыка
  • Влияние традиций кубанского песенного творчества на воспитание подрастающего поколения

Влияние традиций кубанского песенного творчества на воспитание подрастающего поколения

Сейчас на Кубани региональный компонент активно вводится в учебную программу как в общеобразовательной школе, так и в Детских музыкальных, художественных школах и детских школах искусств.На данном этапесобрано немного материала о современных компохиторах Кубани и их творчестве, но есть достаточнно материала о кубанских песенных традициях. Именно этот материал преподаватели школ могут использовать на своих уроках, в частности- преподаватели теоретических дисциплин в Детских школах искусств. Предо...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние традиций кубанского песенного творчества на воспитание подрастающего поколения.

Музыкальная культура Кубани- уникальная, самобытная оласть российской музыкальной культуры, осознание и осмысление которой является важнейшей задачей современного музыкального образования.Исключительна роль кубанского музыкально-культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения . Народная мудрость, воплащённая в устном народном творчестве, отточенные столетиями музыкальные интонации , бытующие в музыкальном фольклоре и обретающие вторую жизнь в творчестве кубанских композиторов - всё это способствует осознанию чувства Красоты и позволяет привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.

Одной из важных задач введения регионального компонента в курс музыкальной литературы в Детской школе искусств является формирование у учащихся эмоционально- целостного отношения к музыке родного края, познания её духовных основ, заложенных поколениями далёких предков.Региональный компонент мы вводим на 4-ый год обучения, и целью этих уроков является формирование представления о музыкальной культуре родного края, о связи народной и авторской профессиональной музыки, воспитание уважения к мцзыкально- культурному наследию своей «малой родины», а также формированеи кругозора, связанного с музыкальным наследием родного края.

В результате изучения музыкального искусства родного края ученики должны знать и понимать роль кубанского песенного творчества в жизни людей и в своей собственной жизни; знать имена известных кубанских композиторов, известных исполнителей; знать основные выразительные средства музыки и её жанры. Особенное внимание уделяется изучению кубанской песни.

Песенный фольклор Кубани тесно переплетается с жизнью, бытом и народными традициями. Важная черта казачьих песен - преобладание хорового многоголосного пения. Существует несколько разновидностей казачьей песни, и среди них особенно важное значение имеет историческая песня.

- Исторические песни отличаются разнообразной тематикой. Большая часть их посвящена нелёгкой казачьей военной службе, важнейшим событиям, происходящим на юге России, атаманам, прославившимся в боях за российские земли. Во многих песнях большое внимание уделяется судьбе женщин-казачек, провожающих на войну своих мужей, братьев и сыновей.

Первыми композиторами Кубани стали люди, которые сами прошли испытание войной. Это- Григорий Максимович Плотниченко, который закладывал фундамент кубанской музыкальной культуры, прошедший войну и ставший инвалидом, потеряв кисть правой руки; Николай Михайлович Хлопков, который прошёл всю войну и дважды был ранен; Павел Иванович Черноиваненко, Валентин Александрович Лаптев и конечно же - Григорий Фёдорович Пономаренко. который по -своему, чаще в глубоко лирической манере переосмысливал образы, связанные с темой Родины и Великой Отечественной войны .

Представители нового поколения композиторов продолжили традицию обращения к теме военно-патриотической песни- Виктор Гаврилович Захарченко, Владимир Васильевич Магдалиц, Борис Целковников, Владимир Андреевич Чернявский.

Широкую и заслуженную известность получили песни Григория Фёдоровича Пономаренко, который по -своему, чаще в глубоко лирической манере переосмысливал образы, связанные с темой Родины и Великой Отечественной войны . В военные годы он служил баянистом в армейских ансамблях, для которых писал песни. После окончания войны он продолжил служить в военном ансамбле, поскольку «сильно к нему прикипел». Со временем в песнях Пономаренко начинают преобладать новые качества. Глубокой скорбью и гражданским пафосом проникнуты песни- раздумья «Снег седины», «Мы о вас не забыли», «Не будите, журавли, вдов России» и «Звёзды России». В ряде песен Григория Пономаренко выведен образ русской женщины, сумевшей вынести на своих плечах тяготы военного времени. И особенно широкое признание получила песня «Не будите, журавли, вдов России».

Живя уже в Краснодаре, Пономаренко как-то получил письмо из небольшого городка Славянска-на-Кубани. В нём автор рассказывал о нелёгкой судьбе своей землячки Татьяны Голуб, которая не смотря на многолетний недуг, приковавший её к постели, находила в себе силы писать хорошие стихи. К письму прилагалось несколько стихотворений поэтессы, из которых внимание Григория Фёдоровича привлекло с такими строками:

Разлилась заря в дали алым цветом.

Крик роняют журавли в бабье лето.

Ах, Журавки, в сентябре на кричите,

Вдов солдатских на заре не будите.

Её мы и хотим представить в исполнении выпускниц нашей школы Анастасии Ставровой и Светланы Литт.



© 2010-2022