• Преподавателю
  • Музыка
  • Календарно-тематическое планирование по интегрированному курсу Азбука искусств в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по интегрированному курсу Азбука искусств в 5 классе

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ интегрированного курса «Азбука искусств» в 5 классе (17 часов)


Тема урока

Содержание

Кол-во часов



Универсальные учебные действия (УУД)

Результаты деятельности

Дата

Личностные результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

По плану

По факту

1

Введение в предмет

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-беседа.

Интонационно-образная природа музыкального искусства.

Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

1 час

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

У обучающегося будут сформированы:

-эмоциональная отзывчивость на произведения искусства

-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях - защитниках, о культурном наследии России;

Познакомятся с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования.

Уметь размышлять и высказывать суждение об основной идее.

2

3

Основные виды искусства и их выразительные средства

(Формы малые и крупные):

  • литература;

  • музыка;

  • живопись;

  • скульптура;

  • архитектура;

  • прикладное искусство;

  • театр;

киноискусство и телевидение

2 часа

Регулятивные:

оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли.

Познавательные:

закрепление представлений о формах искусства

Коммуникативные:

продуктивное сотрудничество со сверстниками .

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов.

Обучающийся научится:

-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров,

-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;

-

Уметь обобщать и систематизировать полученные знания

4

Искусство в жизни человека

Народные музыкальные традиции Отечества.

1 час

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе.

Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир

в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

-: опере и кантате;

-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.

5

Искусство античности

Древний Египет. Мифы о богах.

Искусство античности:

  • Эгейское искусство;

  • Герои античных мифов;

1 час

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

-понимать нравственный смысл героических образов в искусстве

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.

6

Искусство античности


  • Искусство Рима;

  • Древнее Двуречье. Библия. Библейские сказания.

Древняя Индия и Китай

1 час

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные:

Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.

Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных и художественных образах.

Выявлять общее и особенное при сравнении исторических сведений

7

Языческие боги древних славян.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных и художественных образах.

1 час

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.

Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь.

Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека.

Научится воспринимать пасхальное песнопение.

Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом

Исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства.

8

9

Русский фольклор.

Герои сказок и былин в литературе, музыке, живописи.

Пишем сказку сами.

Получит возможность реализовать собственные замыслы в инсценировке песни

2 часа

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.

Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

10

Русский фольклор.

Русская народная песня.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Научится эмоционально выражать свое отношение к искусству, соотносить выразительные и изобразительные интонации.

Обработка русской народной песни

1 час

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач.

Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни.

- понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.

11

Литературная сказка.

Обобщение литературных и музыкальных впечатлений . Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта

1 час

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения.

Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

обобщать учебный материал;

-устанавливать аналогии;

-сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);

-представлять информацию в виде сообщения

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

12

13

Русские сказочные оперы. Опера.

«Руслан и Людмила»;

«Сказка о царе Салтане»;

Интонационно-образная природа музыкального искусства.

Научится наблюдать за результатом музыкального развития на основе различий интонаций, тем, образов.

Музыкальная тема.

Регистры. Тембры.

Н.А.Римский-Корсаков.

2 часа

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

Обучающийся научится:

-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров

Формирование умения оценивать произведения разных видов искусств.

14

Русские сказочные оперы. Опера.

«Садко».

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Научится сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки.

1 час

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа.

Обучающийся научится:

-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания

-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Научиться различать разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы.

15

Отражение народной культуры в национальном костюме и произведениях прикладного искусства.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства.

1 час

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: читать простое схематическое изображение.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления.

понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;

-передавать в музыкально-художестной деятельности художественно-образное содержание

Умение воспринимать окружающий мир во всём его разнообразии.

16

Урок-экскурсия:

Историко-краеведческий музей г. Лиски.

Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения. Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники своего края

1 час

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение

и позицию.

Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

обобщать учебный материал;

-устанавливать аналогии;

-сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.

17

Восприятие искусства

обобщение пройденных тем

1 час

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника.

Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа.

обобщать учебный материал;

-устанавливать аналогии;

-сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства

Умение воспринимать окружающий мир во всём его разнообразии.








Планируемые знания и умения освоения программы интегрированного курса «Азбука искусств»:

- содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;

- знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;

- знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;

уметь:

  • находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;

  • выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

  • определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;

использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения музыки.

Изучение курса «Азбука искусств» в основной школе обеспечивает определенные результаты.

  • Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения интегрированного курса «Азбука искусств» :

  • -целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, нардов, культур и религий;

  • - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • -уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • -компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • -коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • -участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • -признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • -эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.


  • Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • -умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • - умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность

  • понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • - умение определять самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • - смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.


  • Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  • -сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;

  • - сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • -развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • - сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

  • -воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • -расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • -овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • -приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • -сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.



© 2010-2022