- Преподавателю
- Музыка
- Урок на тему: Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
Урок на тему: Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Видеоуроки |
Автор | Русских Н.А. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Урок 14.
Тема урока: Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала
Цели урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы. Закрепить у учащихся знания о средствах выразительности в музыке, определять их роль в создании произведений искусства;
Развивающая: развивать интерес к предмету, развивать самостоятельное творческое мышление; формировать художественно - эстетический вкус; активизировать фантазию и воображение. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.
Воспитательная:
воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки,
развивать интерес к вокальному искусству, пробуждать интерес к богатейшим возможностям музыкального языка.
Оборудование: учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 5 класса, раздаточный материал со словами песен, программки для самостоятельной работы.
Методы обучения:
-
Метод моделирования художественно-творческого процесса;
-
Метод ретроспективы (повторение знаний);
-
Метод проблемной ситуации;
-
Метод размышления и обобщения музыки.
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Распевание. Вокальная работа.
Прежде чем начать наш урок, давайте настроимся и приведем в порядок наш голос, мысли и чувства. Поможет нам в этом дыхательная гимнастика.
1 упр. «Ладошки»
Сядьте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки.
Помните! Вдох носом - активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный.
2 упр. « Подули на свечку»
Представьте, что перед вами свеча огромного размера с большим пламенем. Его надо погасить. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание, потом дуньте на свечу. Не погасло. Дуньте еще раз, еще раз.
3 упр. «Скороговорка» - двое не один, в обиду не дадим.
Исполнение песни «Шел по Африке жираф».
Вы замечательно пропели песню, весело и с огоньком и я думаю, что и весь наш урок пройдет в таком же активном темпе, весело и дружно.
2 этап. Актуализация знаний.
Давайте представим себя в роли путешественников и отправимся в театр.
-Кто из вас бывал в театре?
- Какие видели спектакли?
- Какие жанры вы знаете?
Определение темы урока.
3 этап. Усвоения новых знаний.
- Опера! Мой любимый театрально-музыкальный жанр. Я люблю ее за то, что в опере слиты воедино несколько видов искусства. Это вокальная и инструментальная музыка, это поэзия, литература, это драматическое искусство и живопись.
Когда человек заходит в театр на спектакль ему дают программку. У каждого из вас на парте лежит программка, давайте попробует составить план нашего урока. А вы пока прослушайте отрывок из оперы, который исполняет Анна Нетребко российская оперная певица.
Молодцы , ребята, а теперь давайте я немного подкорректирую ваш план.
-
Что такое опера
-
Либретто оперы.
-
Композитор.
-
Ария, хор.
-
Дирижер.
-
Художник.
-
Гример.
-
Части оперы: увертюра, основная часть, заключение.
-
Участники оперы.( артисты, дирижер, оркестр)
-
Разновидности опер.
Девочки попробуйте пропеть оперным голосом вместе с фонограммой,
Мальчики попробуйте пропеть оперным голосом с фонограммой,
Все вместе попробуйте быть дирижером.
Итак, опера (итал. opera-действие, сочинение, произведение)- синтетический вид искусства, объединяющий в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец. Возникло оперное искусство в Италии в конце XVI века. Считается, что первый музыкальный спектакль на основе древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен во Флоренции в 1594 году. Появление оперы связано ещё и с бельканто - прекрасным пением, пением необыкновенной красоты, которое возникло тоже в Италии. В зависимости от сюжета оперы стала делиться на два вида: опера - буфа - разновидность итальянской комической оперы и опера - сериа (итал. seria- серьёзная) - распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и исторический сюжет. Из Италии опера очень быстро распространилась в другие страны Европы.
Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история. Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе.
Композитор - человек, сочиняющий музыку на текст оперного либретто, певцы её исполняют.
Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. В оперном словаре есть ещё слова ариетта - маленькая ария, которая будет характеризовать героиню. Ариозо - в духе, в характере, в манере оперной арии. Именно в итальянской опере возникло бельканто - искусство прекрасного пения.
Хор - важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт.
Дирижёр и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, подчёркивает индивидуальность солистов - певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен.
Художник создаёт для оперы декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность героев, подчёркивая историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу.
Много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссёр ставит спектакль, гриммер гримирует артистов,костюмер готовит для каждого исполнителя костюмы, осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля.
Антракт - перерыв между действия спектакля. За это время происходит смена декораций на сцене, артисты отдыхают, зрители обмениваются впечатлениями.
Теперь каждому ряду я даю задание, спеть знакомую вам песню оперным голосом.
1 й ряд В траве сидел кузнечик.
2й ряд Спи, моя радость, усни.
3й ряд Я был когда то странной
Беседа о декорациях и костюмах в спектакле.
А пока я вас всех приглашаю в театр.
- Итак… гаснут люстры, звучат аплодисменты нетерпеливых зрителей, последние звуки настраивающихся инструментов. Вышел дирижер, взмахнул палочкой, и зазвучала музыка…
- С чего же начинается оперный спектакль? Расскажет нам об этом…
Маша
Опера начинается с увертюры. Увертюра-это оркестровое вступление к опере. В переводе от французского слова «ouverture» - открывать. Увертюра передает идейный замысел оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля.)
- В опере много музыкальных номеров, самые значительные это арии и хоры.
Что такое ария и какую роль она играет в опере расскажет нам…
Оля
(Слово «ария» итальянского происхождения и обозначает песню. Это сольный музыкальный номер в опере. Ария раскрывает образ главного героя, рисует его музыкальный портрет. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. )
- Какую роль играет в опере хор?.....
Дима
(Хор в опере не просто какая-то поющая масса людей, а именно действующее лицо, коллективный герой спектакля. Хор - это коллективный артист, исполняющий вокальную музыку, одетый в театральный костюм. Хор в переводе с латинского обозначает «Толпа».)
Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы, сценические эффекты - всё разворачивается на сцене, и мы с волнением следим за судьбой героев, сочувствуем им, переживаем или весело смеёмся вместе с ними. Воздействие оперы огромно.
Оперы бывают самыми разными, и комическими, и историческими, сказочные.
Домашнее задание записать несколько названий известнейших во всем мире опер.