Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правила по сольфеджио

1 класс

Скрипичный ключ или ключ «соль», в котором живут высокие звуки.

Басовый ключ или ключ «фа», в котором живут низкие звуки.

Лад - настроение в музыке.

Мажор - светлый, веселый лад.

Минор - темный, грустный лад.

Тональность - это высота лада. Тоника + лад = тональность.

Гамма - звуки лада, расположенные по порядку от тоники до тоники,

Тоника - самая устойчивая, самая главная ступень лада, 1 ступень.

Такт - расстояние от одной сильной доли до другой.

Метр - пульс музыки, он делит ее сильные и слабые доли,

Ритм - сочетание длинных и коротких звуков.

Длительности нот:

Целая Половинная Четвертная

Восьмая Шестнадцатая

Если звуки стали в ряд, получился звукоряд.

Размер - цифры, стоящие после скрипичного ключа, где верхняя цифра показывает, сколько долей в такте, нижняя - длительности этих долей.

Пауза - знак молчания:

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Строение мажорной гаммы: Т-Т-П-Т-Т-Т-П

Полутон - самое близкое расстояние между двумя звуками.

Тон - это два полутона вместе.

Альтерация - повышение или понижение звуков.

Знаки альтерации:

Диез, знак повышения звука на полтона.

Бемоль, знак понижения звука на полтона.

Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Порядок появления бемолей: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Виды ступеней:

Устойчивые ступени I, IП, V

Неустойчивые ступени - II, IV, VI, VII

Главные ступени -1, IV, V

Вводные ступени - II ,VII

Переход неустойчивой ступени в устойчивую называется разрешением:

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Опевание - это окружение устойчивой ступени неустойчивой.

Опевание бывает снизу и сверху:

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Тетрахорд - четыре звука гаммы. Гамма делится на два тетрахорда: нижний

и верхнии:

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Затакт - если мелодия начинается со слабой доли.

Аккорд - одновременное сочетание трех или более звуков.

Трезвучие - это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных через ноту.

Тоническое трезвучие Т53 - строится на I ступени.

Субдоминантовое трезвучие S53 - строится на IV ступени.

Доминантовое трезвучие Д53 строится на V ступени.

Динамика - сила звучания в музыке

Динамические оттенки:

рр - очень тихо

р - тихо

тр - не очень тихо

mf - не очень громко

f- громко

ff- очень громко

Темп - скорость звучания музыки. Темпы бывают медленные, средние, быстрые.

Транспонированне или транспозиция - это перенос мелодии в другую тональность.

2 класс



Строение минорной гаммы: Т - П - Т - Т - П - Т - Т

Минор бывает трех видов:

Натуральный, где стоят только ключевые знаки.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Гармонический - в котором повышается VII ступень.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Мелодический - при движении вверх повышаются VI,VII ступени, при движении вниз - натуральный минор.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Параллельные тональности - это тональности, имеющие одинаковые ключевые знаки, но разные тоники. Чтобы найти параллельный минор, надо спуститься вниз на 3 ступени, чтобы найти параллельный минор, надо подняться вверх на три ступени. (Например: До мажор-ля минор).

Сложный размер - это размер, состоящий из двух простых однородных размеров. Например: 4/4 =2/4+2/4; 6/8 =3/8+3/8

Интервал - расстояние между двумя звуками. Нижний звук называется основание, верхний - вершина. Чтобы построить интервал, нужно знать две его величины: тоновую и ступеневую.

Тоновая показывает количество тонов и влияет на звучание. Ступеневая показывает количество ступеней и дает интервалу название. Простые интервалы - это интервалы, не шире восьми звуков. Интервалы бывают большими, малыми, чистыми, увеличенными и уменьшенными.

Название интервала

Обозначение

Количество тонов

Количество ступеней

Чистая прима

ч 1

0

1

Малая секунда

м 2

0,5

2

Большая секунда

б 2

1

2

Малая терция

м 3

1,5

3

Большая терция

б з

2

3

Чистая кварта

ч 4

2,5

4

Чистая квинта

ч 5

3,5

5

Малая секста

м 6

4

6

Большая секста

б б

4,5

6

Малая септима

м 7

5

7

Большая септима

б 7

5,5

7

Чистая октава

ч 8

6

8

Песенки ступеней:

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Андрей-воробей Дин-дон дин-дон Светлый день Ночь темна

Не гоняй воробей Загорелся отчий дом.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Вперед, вперед Вопрос-ответ В лесу родилась Стремлюсь вверх

Труба зовет елочка

Консонансы и диссонансы

Консонансы - это интервалы, которые звучат мягко, приятно, благозвучно.

Совершенные - все чистые интервалы: ч1 ч4, ч5, ч8 (лад не слышен).

Несовершенные - м3, б3, м6, б6 (лад слышен).

Диссонансы - это интервалы, звучащие резко, неприятно.

К ним относятся м2, б2, м7, б7.

Мотив - наименьшая часть мелодии, которая имеет определенное выразительное значение (объем обычно 1 такт).

Фраза - более крупные части мелодии, обычно состоящие из 2 мотивов.

Секвенция - восходящее или нисходящее перемещение какого-либо мелодического построения. Секвенция состоит из звеньев. Первое звено называется мотивом. Интервал, на который перемещается секвенция называется шагом.

Диатоническая или тональная секвенция - это секвенция, звенья которой перемещаются в одной тональности.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Устойчивые интервалы в ладу - это интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав Т53.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Неустойчивые интервалы в ладу - это интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав Т53.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Ладовое разрешение интервалов - это переход неустойчивых звуков в ближайшие устойчивые звуки лада

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Импровизация - сиюминутное воспроизведение музыки, ощущаемое внутренним слухом.

Гармонизация - подбор аккордов к мелодии.

Аккомпанемент - сопровождение мелодии.



3 класс

Обращение интервалов - это перенесение нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз. Большие интервалы обращаются в малые, малые в большие, чистые в чистые, увеличенные в уменьшенные и наоборот. Сумма обращаемых интервалов равна 9.

8__________1

7__________2

6__________3

5__________4

Трезвучия с обращениями:

Каждый звук в трезвучии имеет свое название: нижний - прима, средний - терция, верхний - квинта.

Обращение трезвучия - это перенесение примы или терции на октаву вверх или вниз. Трезвучие имеет два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.

Первое обращение называется секстаккорд обозначается Т6, S6, Д6. Называется секстаккордом, так как крайние звуки образуют интервал сексту.

Второе обращение называется квартсекстаккорд. Обозначается Т64, S64, Д64. Называется квартсекстаккордом, так как в основе лежит интервал кварта, а крайние звуки образуют сексту.

Таблица аккордов

т

I

II

III

IV

V

VI

VII

Т5З

Д64

Т6

S53

Т64

S6

Д6

S64

Д53

К64



Кадансовый квартсекстаккорд (К64) - это Т64, расположенный между S53 и Д5з в заключительном гармоническом обороте. Такой оборот называется каденцией.

Трезвучия с обращениями от звука:

Б53 (большое или мажорное трезвучие), М53 (малое или минорное трезвучие)

Б53=б3+ м3 М53= м3+б3

Б6= м3+ч4 М6=б3+ч4

Б64= ч4+б3 М64= ч4+м3

Переменный лад - лад, в котором сочетаются две тоники. Часто это тоники параллельных тональностей.

Одноименные тональности - это тональности, имеющие одинаковые тоники, но разные ключевые знаки. (Например: До мажор и до минор).

Период - наименьшая музыкальная форма, в которой излагается одна музыкальная мысль. Период делится на предложения, те в свою очередь на фразы и мотивы. Три вида периода:

1. Квадратный (если число тактов равно 4, 8, 16) и неквадратный (если

другое количество тактов).

2. Повторного и неповторного строения (если предложения повторяются или совершенно разные).

3. Однотональный (если звучит в одной тональности) и модулирующий (если начинается в одной, à заканчивается в другой тональности).



4 класс

Тритоны - это интервалы, которые содержат три тона. К ним относятся: ув.4 и ум.5. Тритоны строятся в натуральном и гармоническом ладах мажора и минора.

У в. 4 строится на IV, VI ступенях;

Ум. 5 строится на II, VII ступенях.

Так как тритоны строятся на неустойчивых ступенях и являются диссонансами, эти интервалы разрешаются: увеличенные при разрешении увеличиваются, уменьшенные - уменьшаются.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Септаккорд - это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Доминантовый септаккорд (Д 7) - это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, который строится на V ступени мажора и гармонического минора. Называется доминантовым, так как строится на V ступени, которая называется доминантой. Называется септаккордом, так как крайние звуки образуют интервал септиму.

Так как является диссонансом, разрешается в неполное Т53 с утроенной тоникой.

Каждый звук в септаккорде имеет свое название: прима, терция, квинта, септима.

Обращение септаккорда - это перенесение примы, терции или квинты на октаву вверх или вниз.

Д7 имеет три обращения:

1. Доминантовый квинтсекстаккорд (Д 65) - строится на VII ступени, разрешается в Т53 с удвоенной тоникой.

2. Доминантовый терцквартаккорд (Д 4 з) - строится на II ступени, разрешается в полное развернутое Т53.

3. Доминантовый секундаккорд (Д 2) - строится на IV ступени, разрешается в Т6 с удвоенной тоникой.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Пунктирный ритм: длинный пунктир

короткий пунктир

Синкопа - это перемещение сильной доли на слабую. Бывает внутритактовая:

__________________ _________________

И междутактовая:

__________________ _________________

Встречаются синкопы, где вместо ожидаемого акцента на сильной доле возникает пауза:

_______________________________________________________

Триоль. Деление основной нотной длительности на три равные части образует ритмическую группу триоль:

________________________________________________________________________



5 класс



Квинтовый круг тональностей - это система тональностей, расположенных по кварто - квинтовому кругу. Таким образом диезные мажорные тональности расположены вверх по ч 5, бемольные тональности расположены вверх по ч4.



Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Буквенное обозначение звуков и тональностей:

С (Це) - До, D (Дэ)- Ре, Е (е) - Ми, F (эф) - фа, G (гэ) - соль, А (а) - ля, В (бэ) - Си.
В некоторых нотах можно встретить обозначение ноты си буквой Н (ха), в таком случае буква В обозначает Си-бемоль.

Is- диез, Es -бемоль
Dur - мажор, Moll - минор

Каденция - заключение музыкальней мысли.

1. Автентическая - если звучит полная каденция, то есть Т53 на сильной доле такта, в мелодии звучит прима аккорда, перед Т53 звучит Д53.

2. Плагальная - если в каденции перед Т53 звучит S53.

9 основных видов септаккордов:

Название септаккорда зависит от интервала, который образуется между крайними звуками и трезвучия, лежащего в основе септаккорда.

1. Большой мажорный

2. Большой минорный

3. Большой увеличенный

4. Большой уменьшенный

5. Малый минорный

6. Малый мажорный

7.Малый Уменьшенный

8. Малый Увеличенный

9. Дважды уменьшенный или полууменьшенный.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Смена различных аккордов, звучащих на фоне длительно удерживаемого басового звука, который называется органным пунктом.

Фигурация. Если звуки аккордов берутся не вместе, а по очереди - такое изложение аккорда называется гармоническое фигурацией.

Альтерация - повышение или понижение неустойчивых ступеней в направлении существующих в данной тональности тяготений:

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

При альтерации неустойчивые звуки остаются неустойчивыми и разрешаются всегда в звуки тоники своей тональности. Таким образом, альтерация не изменяет направления тяготений. В мажоре и миноре возможна альтерация II, IV ступеней:

В мажоре могут быть II II IV VI

В миноре могут быть II II ÌV VI

«Хром» - окраска звука.

Хроматизм - повышение или понижение ступеней, вызывающие новые тяготения. Хроматизм наз. вспомогательным, если появляется между одинаковыми по высоте соседними звуками:

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

и проходящим, если расположен между разными по высоте соседними звуками:

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Отклонение - это переход из одной тональности в другую без каданцевого заключения, а затем возврат в исходную тональность.

Модуляция - переход из одной тональности в другую. Переход происходит через Д 7 и его обращения новой тональности. Такой аккорд называется модулирующим.

6 класс

Гармонический мажор - это мажор с пониженной VI ступенью

Характерные интервалы - это интервалы, характерные для гармонических ладов мажора и минора. К ним относятся: ув.2, ум.7, ув.5, ум.4.

Ув.2

Ум. 7

Ув. 5

Ум. 4

Мажор гарм.

VI

VII

VI

III

Минор гарм.

VI

VII

III

VII

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Уменьшенное трезвучие (Ум.53) строится на VII ст. мажора и гарм. минора;

на II ст. минора и гарм. мажора, разрешается в м3. Ум53 = м3 + м3

Увеличенное трезвучие (Ув. 53) строится на VI ст. гарм. мажора,

разрешается в Т64; Строится на III ст. гарм. минора, разрешается в Т6. Ув5з = бз + б3

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Малый вводный септаккорд (MVII7) - это септаккорд, построенный на VII ступени натурального мажора. MVII7 = м3 + м3 + б3

Разрешается: в Т53 с удвоенной терцией или через Д65 в Т53

Уменьшенный вводный септаккорд (Ум VII7) - септаккорд, построенный на VII ступени гармонического мажора и минора. Ум VII7 = м3 + м3 + м3

Разрешается: в Т53 с удвоенной терцией или через Дб5 в Т53.

Малый минорный септаккорд (SII7) - септаккорд, построенный на II ступени натурального мажора. SII7 = м3 + б3 + м3

Разрешается через Д43 в Т53

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Состав малого мажорного септаккорда с обращениями от звука:

Д 7 = б3+ М3+ М3

Д65 = М3+ М3+ б2

Д43 = Мз+ б2+б3

Д2 = б2+ бз+ м3

Составные интервалы - это интервалы шире октавы.

Нона обозначается цифрой 9 = октава + секунда

Децима 10 = октава + терция

Ундецима 11 = октава + кварта

Дуодецима 12 = октава + квинта

Терцдецима 13 = октава + секста

Квартдецима 14 = октава + септима

Квинтдецима 15 = октава + октава

Интервалы шире 15 звуков специальных названий не имеют.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Переменный размер - размер, который меняется в музыкальном произведении или в какой-либо его части. В нотной записи выражается чередованием тактов различных размеров.



7 класс

Родственные тональности - тональности, имеющие наибольшее число общих звуков.

Родственные тональности или тональности I степени родства отличаются друг от друга на 1 ключевой знак.

Для мажора родственными будут:

тональность Т53 и ее параллельная, S 5з и ее параллельная, тональность Д 53 и ее параллельная, s 53 (мин.). Т53 этих тональностей можно расположить на ступенях первоначальной тональности - II, III, IV, V, VI.

Для С - Dm, Em, F, Fm, G, Am.

Для минора родственными будут:

Тональность T 53 и ее параллельная, тональность S 53 и ее параллельная, тональность Д 53 и ее параллельная, и d 53 (мин.). Это тональности III, IV, V, VI, VII ст.

Для Am - С, Dm, Em, Е, F, G.

Лады народной музыки - это особые натуральные лады, встречающиеся в музыке разных народов. Названия которых заимствованы из греческой музыкальной терминологии.

Мажорные лады:

ионийский - лад, полностью совпадающий с натуральным мажором;

лидийский - мажор с повышенной 4 ступенью;

миксолидийский - мажор с пониженной VII ступенью.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Ионийский Лидийский Миксолидийский

Минорные лады:

Эолийский, полностью совпадающий с натуральным минором;

Фригийский - минор с пониженной II ступенью;

Дорийский - минор с повышенной VI ступенью.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Эолийский Фригийский Дорийский

Пентатоника - пятиступенный лад, в котором нет полутонов. Характерен для народов Китая. В мажорной пентатонике отсутствуют IV, VII ступени.

В минорной пентатонике отсутствуют II, VI ступени.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Энгармонически равные звуки - это звуки, одинаковые по звучанию, но разные по названию.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Энгармонически равные тональности - тональности, одинаковые по

звучанию, но разные по названию.

Пример: Ces - Н; Fis - Ges; Gis m - As m.

Энгармонически равные интервалы - это интервалы, одинаковые по

звучанию (по количеству тонов), но разные по названию (по количеству

ступеней). Каждому интервалу энгармонически равны, по меньшей мере, два других интервала:

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Хроматическая гамма - это гамма, состоящая из диатонических и хроматических полутонов. В мажоре при движении вверх повышаются все ступени, кроме III, VI, а при движении вниз дублируются все кроме I, V.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

В минорной хроматической гамме при движении вверх и вниз изменяются все, кроме I, V ст.

Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

Смешанный размер - это размер, образованный слиянием простых неоднородных размеров. К числу смешанных размеров относятся пяти, семи, одиннадцати - дольные размеры.

5/4 = 2/4 + 3/4

5/8 = 2/8 + 3/8

7/4 = 3/4 + 4/4

Модулирующая секвенция - это секвенция, звенья которой перемещаются по родственным тональностям.

Хроматическая или транспонирующая секвенция - это секвенция, звенья которой перемещаются по «далеким» тональностям.



© 2010-2022