- Преподавателю
- Музыка
- Общая дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Хоровое пение 4 года обучения
Общая дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Хоровое пение 4 года обучения
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Руднева О.К. |
Дата | 07.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальноеказённое учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 2 Чердаклинского района
Ульяновской области
Принято:
педагогический совет
протокол № _________
от « _____» ______________2015 г.
Утверждаю:
Директор МКУ ДО ДШИ № 2
Чердаклинского района
Ульяновской области
Е.И. Шатилина
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
в области музыкального искусства
«Хоровое пение»
п. Октябрьский
2015 год
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» (далее - Программа) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", Уставом МКУ ДО ДШИ № 2 Чердаклинского района Ульяновской области (далее ДШИ).
Программа разработана на основе анализа деятельности ДШИ, с учетом возможностей, предоставленных, к учебно-методическому комплексу образовательного учреждения, является нормативно-управленческим документом ДШИ, осуществляет реализацию образовательной и методической деятельности, способствует эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к музыкальному образованию.
Программа учитывает кадровый потенциал и материально-технические условия ДШИ, региональные особенности, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи. Она обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности становится экспериментом в освоении новых практик с учетом лучших традиций, существующих музыкальных запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
-
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
-
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии;
-
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
-
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
-
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
-
профессиональную ориентацию учащихся;
-
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
-
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
-
формирование общей культуры учащихся;
-
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных требований.
Программа составлена с учетом обеспечения преемственности общеразвивающей программы и дополнительных предпрофессиональных программ в области музыкального искусства, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Программа учитывает занятость детей в общеобразовательных школах, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.
С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному образованию, обеспечения его доступности, срок реализации Программы составляет до 4 лет (для детей в возрасте 6 - 13 лет включительно).
Сроки обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов могут быть увеличены в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.
Прием детей в ДШИ в целях обучения по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе осуществляется по заявлению родителей (законных представителей).
ДШИ вправе проводить предварительные консультации и прослушивания по определению наличия музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти.
По окончании освоения Программы выпускникам выдается свидетельство установленного образца.
-
Содержание Программы
Содержание Программы обеспечивает развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.
Программа реализуется посредством:
-
личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
-
вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;
-
обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств.
Реализация Программы способствует:
-
формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
-
воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
Одним из основополагающих и ведущих принципов, положенных в основу, является общедоступность и адаптивность системы дополнительного образования в сфере культуры к уровням и способностям развития и подготовки обучающихся, поэтому доминантной педагогической установкой к реализации данной Программы является дифференцированный индивидуальный подход к обучающимся, ориентированный как на их потребности и интересы, так и на их индивидуальные личностные особенности и возможности. В данной Программе это осуществляется посредством предоставления каждому ребенку возможностей реализации индивидуальной траектории музыкального образования посредством выбора содержания и направлений собственного развития. Это находит отражение во внедрении инновационных методов музыкального образования и развивающих моделей обучения, обеспечивающих активную деятельность детей в различных сферах искусства, многообразии предлагаемых форм обучения, создании условий для всестороннего развития личности.
3. Структура Программы
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства ДШИ состоит из ряда компонентов (модулей), взаимно связанных между собой, тем самым представляя собой целостную образовательную систему:
4. Цели и задачи Программы
Цель программы - создание в ДШИ единого образовательного пространства, обеспечивающего сквозное решение педагогических задач и индивидуализирующее образовательный путь ребенка в условиях свободы выбора дополнительного образования.
Цель программы: создание условий для комплексного музыкального развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и исполнительства.
Задачи:
Обучающие:
- обучить игре на музыкальных инструментах, развить исполнительские навыки индивидуальной и ансамблевой игры;
- обучить основам нотной музыкальной грамоты;
- ознакомить с классической, народной и современной музыкой.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности (чувство ритма, память, мелодический и гармонический музыкальный слух);
- развивать творческие способности, фантазию, воображение.
Воспитывающие:
- привить любовь к музыкальному искусству;
- воспитать трудолюбие, самостоятельность;
- воспитать чувство коллективизма.
Здоровьесберегающие:
- формировать мотивацию на ведение ЗОЖ.
С этой целью содержание Программы основывается на реализации учебных предметов в области исполнительской подготовки и историко-теоретической подготовки, а также предметов по выбору, сформированных с участием родителей (законных представителей) обучающихся.
5. Планируемый результат освоения Программы
Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
в области исполнительской подготовки:
-навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);
-умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
-умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
-навыков публичных выступлений;
-навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
В области историко-теоретической подготовки:
-первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
-знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);
-знаний основ музыкальной грамоты;
-знание основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
-знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
6. Критерии выставления оценок по учебным предметам
Оценки промежуточной, итоговой аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся выставляются по пятибалльной системе в соответствии с установленными критериями:
Оценка «5» (отлично):
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- художественное использование средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- попытка передачи динамического разнообразия.
Оценка «3» (удовлетворительно):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
- однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- грубые ошибки в воспроизведении нотного текста.
7. Условия реализации Программы
Условия реализации Программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения Программы.
ДШИ создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность обеспечения доступности, открытости, привлекательности образования для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности.
Программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
Внеаудиторная работа используется на выполнение домашнего задания обучающимися, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем.
Реализация Программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана, бесплатным доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ДШИ укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям Программы. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации Программы имеется необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения, который включает в себя:
-
зал, для проведения творческих мероприятий с роялем и пианино, пультами и звукотехническим оборудованием,
-
библиотеку с нотной и учебно- методической литературой, выходом в Интернет и работы со специализированными материалами (фонотека);
-
для просмотра видеоматериалов два класса оснащены соответствующим оборудованием (компьютер, видеомагнитофон, телевизор);
-
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий оснащены специальным учебным оборудованием, соответствуют профилю Программы.
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.
В ДШИ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.